ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10703/15 от 22.09.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                     дело № А73-10703/2015

22 сентября 2015 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Сумина Д.Ю.

рассмотрел в порядке упрощённого производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ

Суд установил:

Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Отзыв Предпринимателем не представлен.

Заказное письмо с определением от 03.08.2015, направленное Предпринимателю по адресу, указанному в ЕГРИП, возвращено организацией почтовой связи за истечением срока хранения, так как несмотря на оставленные два извещения, адресат за его получением не явился. В силу пп. 2 п. 4 ст. 123 АПК РФ Предприниматель признаётся извещённым надлежащим образом.

ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края 11.03.2010 за основным государственным регистрационным номером <***>. На основании лицензии АСС-27-034954, выданной Управлением 06.05.2011,  предприниматель осуществляет перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек.

В ходе проверки, проведённой на основании планового (рейдового) задания от 13.07.2015 № 07-94К, Управлением установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 допущены нарушения условий лицензии: перевозка пассажиров осуществлялась без заключения договора об организации перевозок с органами местного самоуправления, что отражено в акте от 17.07.2015 № 38.

Определением от 17.07.2015 № 58 по данному факту возбуждено дело об административном правонарушении. 20.07.2015 в присутствии Предпринимателя  в его отношении составлен протокол об административном правонарушении серии 27 № 007046 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Согласно протоколу  об административном правонарушении, 17.07.2015 в 14 часов 35 минут в районе дома № 26 на площади Кирова в г. Комсомольске-на-Амуре водитель ФИО2 от имени Предпринимателя осуществлял регулярную перевозку пассажиров по маршруту № 20 на автобусе DAEWOO BS-106, государственный регистрационный знак <***> 27rus. Путевой лист от 17.07.2015 № 7830 выдан ИП ФИО1

Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель каких-либо возражений не представил.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Закон № 99-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), подлежит лицензированию.

Как указано в ст. 2 Закона № 99-ФЗ, задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены указанным федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктами 2 и 4 части 1 статьи 7 Закона № 99-ФЗ, должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно подпунктам «з» и «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 № 280  (далее – Положение о лицензировании) к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров относится соблюдение лицензиатом требований, установленных ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;  соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Статьёй 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

При этом статьёй 21 Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона № 196-ФЗ осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.

В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В соответствии с п. 6.2 Положения об организации транспортного обслуживания населения на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», утверждённого постановлением администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 15.01.2015 № 24-па (далее – Положение), регулярные перевозки пассажиров осуществляются на основании договоров, заключаемых между организатором перевозок и перевозчиками по результатам проведения открытого конкурса на право осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Пунктом 6.3. Положения предусмотрено, что осуществление перевозок без заключения указанного в пункте 6.2 договора не допускается.

Согласно п. 2.1 Положения функции и полномочия организатора перевозок на территории г. Комсомольска-на-Амуре осуществляет отдел транспорта и связи администрации города, к полномочиям которого в силу п. 2.2 Положения относится открытие, закрытие, изменение маршрутов в порядке, установленном настоящим Положением, согласование схем движения маршрутов и расписаний движения по маршрутам, координация деятельности перевозчиков всех форм собственности на маршрутах.

Как установлено судом, договор об организации регулярных перевозок по внутригородским дорогам между Предпринимателем и администрацией г. Комсомольска-на-Амуре не заключён.

Таким образом, Предприниматель допустил 17.07.2015 перевозку пассажиров в городском сообщении без заключения договора об организации регулярных перевозок с органами местного самоуправления.

Факт и обстоятельства нарушения Предпринимателем приведённых положений нормативных правовых актов подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства от 17.07.2015 № 38 с объяснениями водителя ФИО2, подтвердившего факт перевозки пассажиров названным выше автобусом по маршруту № 20,  прилагаемыми к акту фотографиями, путевым листом от 17.07.2015 № 7830, схемой движения автобуса.

Согласно п. 7 ст. 3 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ  лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что имеющимися в деле доказательствами подтверждается факт нарушения Предпринимателем пп. «з» и «и» п. 5 Положения о лицензировании, выразившееся в выпуске 17.07.2015 автобуса с государственными регистрационным номером  <***> 27rus на маршрут № 20 при отсутствии предусмотренного п. 6.2 Положения договора с органом местного самоуправления.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена, в зависимости от существа нарушения, частью 3 или частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При этом частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или штрафа на должностных лиц, в том числе в силу примечания к ст. 2.4 КоАП РФ на индивидуальных предпринимателей – в размере от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.

Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде штрафа на  индивидуальных предпринимателей –  в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности.

Согласно примечанию к указанной норме, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу пункта 5 Положения о лицензировании несоблюдение лицензиатом требований, предусмотренных подпунктами «з» и «и» того же Положения, имевшее место повторно в течение года, относится к грубым нарушениям.

К протоколу об административном правонарушении прилагается копия вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Хабаровского края от 29.05.2015 по делу № А73-4267/2015, которым Предприниматель привлечён  к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При этом объективная сторона правонарушения выражалась в осуществлении 26.03.2015 пассажирских перевозок на том же автобусе под управлением того же водителя и по тому же маршруту при отсутствии названного выше договора с органом местного самоуправления.

Таким образом, имеются основания квалифицировать действия Предпринимателя как грубое нарушение лицензионных требований.

Вместе с тем, как установлено абзацем 2 пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5, если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

В данном случае составление протокола об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ входит в полномочия Управления, а привлечение к административной ответственности в обоих случаях относится к компетенции арбитражного суда, однако, поскольку частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено более строгое наказание, чем частью 3 той же статьи, которая указана в протоколе об административном правонарушении, суд не переквалифицирует действия Предпринимателя и считает возможным привлечь его к административной ответственности за нарушение лицензионных требований по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ как предусматривающей более мягкое наказание.

Учитывая, что на дату совершения правонарушения Предприниматель уже был привлечён судом к административной ответственности за совершение такого же деяния, суд считает, что он сознавал противоправный характер своих действий (бездействия), предвидел их вредные последствия и желал наступления таких последствий или сознательно их допускал либо относился к ним безразлично, в связи с чем суд усматривает вину Предпринимателя в форме умысла.

Нарушений порядка и сроков привлечения к административной ответственности судом не установлено.

Обстоятельств, смягчающих или исключающих ответственность, судом не установлено.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ.

При назначении наказания суд, принимая во внимание факт привлечения Предпринимателя ранее к ответственности за совершение аналогичного правонарушения, считает разумным и справедливым назначить административное наказание в виде штрафа в размере 3 500 руб.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Комсомольска-на-Амуре, зарегистрированного по адресу: 681016, <...>, зарегистрированного ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре 11.03.2010 за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть штрафу в размере 3 500 (три тысячи пятьсот) рублей в доход бюджета города Комсомольска-на-Амуре.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКТМО 08709000001, счёт № 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю город Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре».

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края. 

Судья                                                                                                              Д.Ю. Сумин