ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10870/2008 от 22.10.2008 АС Хабаровского края


Арбитражный суд Хабаровского края

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е 

г. Хабаровск                                                               Дело № А73-10870/2008-91АП

«22» октября 2008 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании заявление ФГУП «СУ № 701 при Спецстрое России»

об оспаривании постановления Административной комиссии Администрации города Хабаровска  от 12.09.2008  № 3066 о  назначении  административного  наказания по ст.3.11 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя – не явился;

от административного органа – не явился

Сущность дела: Федеральное государственное унитарное предприятие «Строительное управление № 701 при Федеральном агентстве специального строительства» (далее – ФГУП «СУ № 701 при Спецстрое России», предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованиями признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Администрации города Хабаровска от 12.09.2008 № 3066, которым оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.11. Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края), в виде штрафа в размере 10000 руб.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.

Изучив материалы дела, суд установил следующее:

01.09.2008 проверкой Управления административно-технического контроля администрации г. Хабаровска установлено, что ФГУП «СУ № 701 при Спецстрое России» в установленный срок не выполнило требования законного предписания от 19.08.2008 № 0396, а именно: по ул. Краснореченская напротив дома № 98 не разобран дополнительный грунтовый заезд на строительный объект «Группа жилых домов с объектами соцкультбыта по ул. Краснореченская –ул. Индустриальная – ул. Ипподромная», не восстановлена зеленая зона, не восстановлено ограждение (угол ул.Индустриальная – ул.Флегонтова).

12.09.2008 Административной комиссией Администрации                              г. Хабаровска по результатам рассмотрения дела № 2528 от 08.09.2008 об административном правонарушении вынесено постановление № 3066 о привлечении ФГУП «СУ № 701 при Спецстрое России» к административной ответственности по статье 3.11. КоАП Хабаровского края за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль, назначен административный штраф в размере 10000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. 

Полномочия Городской административной комиссии при Администрации г. Хабаровска регламентированы Положением о городской административной комиссии, утвержденным Постановлением Мэра города Хабаровска от 28.03.2003 № 441 «О создании городских административных комиссий при Администрации г. Хабаровска».

В силу пункта 1.1. указанного Положения,  административная комиссия администрации города является коллегиальным органом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами Хабаровского края.

Указанное постановление Мэра города Хабаровска принято в соответствии с Законом Хабаровского края от 25.12.2002 № 87 «Об административных комиссиях при исполнительных органах местного самоуправления», утратившим силу в связи принятием Закона Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства  об административных правонарушениях» (далее – Закон Хабаровского края от 30.11.2005 № 328).

Законом Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 законодатель Хабаровского края уполномочил органы местного самоуправления составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Хабаровского края об административной ответственности, кроме  того, наделил их правом по созданию административных комиссий в соответствии с положением об административной комиссии, утверждаемым актом главы муниципального образования, и таким образом, создаваемых в соответствии с актом муниципального образования.

Решением Хабаровского краевого суда от 26.02.2008 по делу № 3-35/08 Закон Хабаровского края от 30.11.2005 № 328 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по применению законодательства  об административных правонарушениях» признан недействующим со дня вступления в законную силу настоящего решения суда как принятый с превышением полномочий Хабаровского края, противоречащим федеральному законодательству. Определением Верховного Суда РФ от 14.05.2008 № 58-Г08-6 вышеуказанное решение оставлено в силе.

При принятии указанных судебных актов, суды исходили из того, что согласно статьям 22.1., 22.2., 28.3. КоАП РФ, к компетенции субъектов Российской Федерации отнесено определение органов и должностных лиц, рассматривающих дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, создание административных комиссий и иных коллегиальных органов для рассмотрения таких дел. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Предусмотренное пунктом 7 статьи 26.3. Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочие по созданию, деятельности административных комиссий и привлечению к административной ответственности является делегированным субъектам Российской Федерации федеральным полномочием.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит норм, наделяющих субъекты Российской Федерации правом передавать вопросы создания и формирования административных комиссий и привлечения к административной ответственности органам местного самоуправления. То есть субъект Российской Федерации по своему усмотрению не вправе расширять круг полномочий органов местного самоуправления, предоставив им право самостоятельно решать вопросы, связанные с организацией и содержанием административных комиссий, являющихся субъектами административной юрисдикции.

В силу частей 2, 3 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание.

Анализ вышеуказанных нормоположений позволяет сделать вывод, что оспариваемое постановление от 12.09.2008 № 3066 вынесено Административной комиссией Администрации г. Хабаровска с превышением полномочий, установленных административным и административно-процессуальным законодательством Российской Федерации, в связи с чем постановление подлежит отмене в полном объеме как несоответствующее закону.

Руководствуясь статьями 207-211 АПК РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

требования Федерального государственного унитарного предприятия «Строительное управление № 701 при Федеральном агентстве специального строительства» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить полностью постановление Административной комиссии Администрации г. Хабаровска от 12.09.2008 №3066 о привлечении ФГУП «СУ № 701 при Спецстрое России» к административной ответственности, предусмотренной статьей 3.11. КоАП Хабаровского края.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                        Ж.Г. Шестак