ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10980/17 от 22.09.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-10980/2017

22 сентября 2017 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., рассмотрел в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Востокрыбпром» (ОГРН-<***>, ИНН-<***>, адрес: 682800, <...>)

о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни от 11.07.2017г. по делу об административном правонарушении № 10703000-126/2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

По определению суда от 27.07.2017г. от административного органа поступил отзыв на заявление, по существу административного правонарушения, а также материалы административного производства.

Представитель заявителя, извещенный о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, возражения на отзыв не представил.

Правила о надлежащем извещении сторон, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

24.06.2015г. между покупателем - ООО «Востокрыбпром» и продавцом - Polaris Marine Service Co. LTD (Республика Корея) заключен внешнеторговый контракт № VRP-POLARIS (далее - Контракт), предметом которого является купля-продажа товаров по согласованию сторон.

04.02.2016г. в целях осуществления валютных операций в рамках исполнения обязательств по Контракту ООО «Востокрыбпром» оформило в филиале акционерного общества «Газпромбанк» в г. Владивостоке (далее по текст) АО «Газпромбанк» паспорт сделки (далее - ПС) № 16020001/0354/0042/9/1.

При оформлении ПС № 16020001/0354/0042/9/1 ООО «Востокрыбпром» указало сведения об адресе: <...>, который занесен в раздел 1 указанного паспорта сделки.

10.06.2016г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) внесены изменения об адресе места нахождения ООО «Востокрыбпром»: <...>.

В силу п. 8.1 Инструкции ЦБ РФ № 138-И - при внесении изменений и (пли) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.

В соответствии с п. 8.4 Инструкции ЦБ РФ № 138-И при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

Таким образом, учитывая, что запись об изменении адреса места нахождения ООО «Востокрыбпром» занесена в ЕГРЮЛ 10.06.2016г., заявление обществом должно быть подано в срок до 25.07.2016г. включительно (с учетом выходных и праздничных дней).

Между тем, в установленный п. 8.4 Инструкции ЦБ РФ № 138-И срок, ООО «Востокрыбпром» с заявлением о внесении изменений в ПС № 16020001/0354/0042/9/1 об адресе своего места нахождения в АО «Газпромбанк» не обращалось.

17.08.2016г. ООО «Востокрыбпром» направило в уполномоченный банк заявление о внесении изменений в паспорт сделки о своем адресе, то есть с пропуском установленного законом срока.

22.08.2016г. соответствующие изменения внесены в паспорт сделки.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 11.04.2017г. № 10703000/110417/0000024.

11.04.2017г. главным государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Хабаровской таможни ФИО1 в отношении ООО «Востокрыбпром» составлен протокол № 10703000-126/2017 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

При составлении протокола представитель ООО «Востокрыбпром» не присутствовал, извещен надлежащим образом уведомлением от 30.03.2017г. № 17-17/05003, на которое Общество представило ходатайство - ответ № 13 от 05.04.2017г. о составлении протокола об административном правонарушении без участия представителя Общества.

Протокол и материалы дела об административном правонарушении направлен в адрес ООО «Востокрыбпром» 12.04.2017г. сопроводительным письмом от 12.04.2017г. № 17-17/5793.

О времени и месте рассмотрения дела ООО «Востокрыбпром» было извещено надлежащим образом, телеграммой о рассмотрении дела об административном правонарушении на 11.07.2017г. в 11 час. 15 минут, которая вручена Обществу 23.06.2017г.

27.06.2017г. от ООО «Востокрыбпром» в Хабаровскую таможню поступило заявление от 26.06.2017г. о рассмотрении дела в отсутствии представителя Общества.

Постановлением заместителя руководителя Хабаровской таможни ФИО2 от 11.07.2017г. № 10703000-126/2017 ООО «Востокрыбпром» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.

Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствии представителя ООО «Востокрыбпром».

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ - Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации и (или) подтверждающих банковских документов, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок, неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) - Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

Подпунктом 3 п. 3 ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, что паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами, а именно сведения о резиденте и его иностранном контрагенте.

Инструкцией Банка России от 04.06.2012г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее по тексту - Инструкция ЦБ РФ № 138-И) утверждена форма паспорта сделки (Приложение № 4).

В соответствии с разделом 1 формы паспорта сделки, в нем указываются сведения о резиденте, а именно: адрес резидента (субъект, город, улица, номер дома, офис) основной государственный регистрационный номер, индивидуальный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет.

Согласно п. 5 ст. 54 Гражданского кодекса РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013г. № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» адрес - описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя в том числе наименование элемента планировочной структуры (при необходимости), элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать.

Согласно п. 8.1 Инструкции ЦБ РФ № 138-И - При внесении изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), которые затрагивают сведения, содержащиеся в оформленном ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением изменения информации о банке ПС), резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС.

В соответствии с п. 8.4 Инструкции ЦБ РФ № 138-И при изменении сведений о резиденте, указанных в ранее оформленном ПС, заявление о переоформлении ПС, документы и информация, которые необходимы для переоформления ПС, представляются резидентом в срок не позднее 30 рабочих дней после даты внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, либо в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, либо в реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо в реестр адвокатов субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 4 статьи 24 Закона РФ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Как указано ранее, 24.06.2015г. между покупателем - ООО «Востокрыбпром» и продавцом - Polaris Marine Service Co. LTD (Республика Корея)
заключен внешнеторговый контракт № VRP-POLARIS (далее - Контракт), предметом которого является купля-продажа товаров по согласованию
сторон.

04.02.2016г. в целях осуществления валютных операций в рамках исполнения обязательств по Контракту ООО «Востокрыбпром» оформило в филиале акционерного общества «Газпромбанк» в г. Владивостоке (далее по текст) АО «Газпромбанк» паспорт сделки (далее - ПС) № 16020001/0354/0042/9/1.

При оформлении ПС № 16020001/0354/0042/9/1 ООО «Востокрыбпром» указало сведения об адресе: <...>, который занесен в раздел 1 указанного паспорта сделки.

10.06.2016г. в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) внесены изменения об адресе места нахождения ООО «Востокрыбпром»: <...>.

Таким образом, учитывая, что запись об изменении адреса места нахождения ООО «Востокрыбпром» занесена в ЕГРЮЛ 10.06.2016г., заявление в соответствии с п. 8.4 Инструкции ЦБ РФ № 138-И Обществом должно быть подано в срок до 25.07.2016г. включительно (с учетом выходных и праздничных дней).

Между тем, в установленный п. 8.4 Инструкции ЦБ РФ № 138-И срок, ООО «Востокрыбпром» с заявлением о внесении изменений в ПС № 16020001/0354/0042/9/1 об адресе своего места нахождения в АО «Газпромбанк» не обращалось.

17.08.2016г. ООО «Востокрыбпром» направило в уполномоченный банк заявление о внесении изменений в паспорт сделки о своем адресе, то есть с пропуском установленного законом срока.

Отсутствие номера офисного помещения, является недостоверной информацией об адресе юридического лица.

22.08.2016г. соответствующие изменения внесены ООО «Востокрыбпром» в паспорт сделки.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) ООО «Востокрыбпром» события административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Дата совершения правонарушения – 26.07.2016г.

В соответствии со ст. 25 Закона РФ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» - Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).

Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.

Вступая в соответствующие правоотношения, участник внешнеэкономической деятельности должен был знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований валютного законодательства.

ООО «Востокрыбпром», являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, осуществляя коммерческую деятельность на свой риск, должно было знать требования действующего валютного законодательства.

В материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины ООО «Востокрыбпром» в совершении вменяемого административного правонарушения, выразившееся в несоблюдение установленных правил оформления (переоформления) паспортов сделок, что образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Рассматривая вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

ООО «Востокрыбпром», вступая в правоотношения, регулируемые валютным законодательством Российской Федерации, должно не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из валютного законодательства, но и обязано обеспечить исполнение своих публично-правовых обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строго выполнения требований закона.

Правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, целью которого является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты и стабильности внутреннего валютного рынка.

Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с Законом РФ от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Непредставление ООО «Востокрыбпром» соответствующих документов препятствует осуществлению валютного контроля, тем самым наносит вред общественным отношениям в сфере валютного законодательства.

Существенная угроза охраняемым государством общественным отношениям по осуществлению валютного контроля заключается в пренебрежительном отношении заявителя к требованиям публичного права, к исполнению своей публично-правовой обязанности исполнять требования валютного законодательства Российской Федерации.

Учитывая указанные нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса и признания совершенного ООО «Востокрыбпром» административного правонарушения малозначительным.

Часть 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 4.1.1. КоАП РФ - являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 настоящего Кодекса.

В случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

В соответствии со ст. 3.4 КоАП РФ - предупреждение это мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

Судом установлено, что ООО «Востокрыбпром» не относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ, сведения об этом в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательства отсутствуют.

Суд исследовав материалы дела, с учетом изложенного, характера выявленных нарушений не находит оснований для применения положений ст. 3.4, 4.1.1. КоАП РФ и назначении Обществу административного наказания в виде предупреждения.

Нарушение процессуальных прав заявителя в процессе привлечения его к административной ответственности, как и нарушений процедуры и порядка привлечения общества к административной ответственности суд не усматривает.

Административное наказание назначено в минимальном размере санкции, предусмотренной ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в пределах годичного срока предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.

С учетом изложенного, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7 КоАП РФ арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Востокрыбпром» о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни от 11.07.2017г. по делу об административном правонарушении № 10703000-126/2017 о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб. - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцатидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в пятнадцатидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Р.А. Руденко