ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-10981/17 от 12.10.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-10981/2017

12 октября 2017 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.П. Диченко,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ГИАЗ ОМВД России по Вяземскому району о привлечении ООО «Домникия» (ИНН <***>, ОРГН 1062713012581, адрес: <...>) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 КоАП РФ,

В судебное заседание явились:

от административного органа: не явились;

от общества: не явились;

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 09.10.2017 по 12.10.2017.

Суд установил: Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Вяземскому району Хабаровского края (далее – заявитель, административный орган, ОМВД России по Вяземскому району) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Домникия» (далее – ООО «Домникия», общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель административного органа в судебное заседание не явился.

Представитель общества в судебное заседание не явился, отзыв не представил.

Определение от 21.08.2017 о принятии искового заявления, направленное по адресу места нахождения ответчика (682945, <...>) согласно сведениям с сайта Почты России получено адресатом 28.08.2017 (идентификатор 68092108198776); определение от 12.09.2017 о назначении дела к судебному разбирательству направленное по адресу места нахождения ответчика (682945, <...>) возвращено почтовым отделением связи за истечением срока хранения (идентификатор 68092108356602). На конверте имеется две отметки о вручении квитанции о получении почтовой корреспонденции. В силу пункта 2 части 4 статьи 123 АПК РФ ответчик считается извещенным надлежащим образом.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Домникия» зарегистрировано 03.03.2006 Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1062713012581, ИНН <***>.

18.11.2016 сотрудниками ОМВД России по Вяземскому району в рамках проведения оперативно-профилактической операции «Ночь» на территории Вяземского района в магазине «Ника-2», расположенном по адресу: <...>, выявлен факт нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции - розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукций без соответствующей лицензии.

По результатам осмотра зафиксировано наличие в подсобном (складском) помещении магазина алкогольной продукции в ассортименте (коньяк, винный напиток, портвейн, мартини, водка) в количестве 261 бутылка общим объемом 136, 45 литров. Данный факт зафиксирован в протоколе осмотра от 18.11.2016.

Документы на алкогольную продукцию представлены не были. Согласна сведениям из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, срок действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, предоставленной ООО «Домникия», истек 12 июля 2016 года.

В ходе осмотра спиртосодержащая продукция в количестве 261 бутылка общим объемом 136, 45 изъята, о чем составлен протокол изъятия от 18.11.2016.

Алкогольная продукция передана на хранение в ОМВД России по Вяземскому району.

20.01.2017 старшим инспектором ГИАЗ ОМВД России по Вяземскому району ФИО1 по факту реализации и хранения ООО «Домникия» спиртосодержащей и алкогольной продукции, в отношении ООО «Домникия» без участия представителя составлен протокол об административном правонарушении 27 АП № 776849, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении общество извещалось уведомлением от 09.01.2017, направленным по юридическому адресу ООО «Домникия», идентификатор 68295068659008. Согласно сведениям с сайта Почты России, отправлении возвращено почтовым отделением за «истечением срока хранения». При этом указано о двух попытках вручения письма.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, составляет производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии.

Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 16 статьи Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Закон № 171-ФЗ) под оборотом указанной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа.

Пунктом 1 статьи 18 Закона №171-ФЗ установлено, что производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подлежит лицензированию.

В силу пункта 2 статьи 18 Закона № 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции, розничную продажу алкогольной продукции.

Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона № 171-ФЗ, лицензии на осуществление деятельности по закупке, хранению и поставкам алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются отдельно на алкогольную продукцию, спиртосодержащую пищевую продукцию и спиртосодержащую непищевую продукцию.

Пунктом 16 статьи 2 Закона № 171-ФЗ определено, что оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа указанной продукции, на которые распространяется действие данного Федерального закона.

В абзаце 8 пункта 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ установлен прямой запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии.

Как следует из материалов дела, 18.11.2016 на основании обращения гражданина ФИО2 о том, что продавец магазина «Домникия» продала ему алкогольную продукцию, не имея на это лицензии, сотрудниками ОМВД России по Вяземскому району в магазине «Ника-2» принадлежащем ООО «Домникия», расположенном по адресу: <...>, произведен осмотр магазина.

В результате выявлен факт нарушения действующего законодательства Российской Федерации в области оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции - розничная продажа алкогольной и спиртосодержащей продукций без соответствующей лицензии.

По результатам осмотра зафиксировано наличие в подсобном (складском) помещении магазина алкогольной продукции в ассортименте (коньяк, винный напиток, портвейн, мартини, водка) в количестве 261 бутылка общим объемом 136, 45 литров. Данный факт зафиксирован в протоколе осмотра от 18.11.2016.

Документы на алкогольную продукцию представлены не были. Согласна сведениям из государственного реестра выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, размещенным на официальном сайте Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, срок действия лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции, предоставленной ООО «Домникия», истек 12 июля 2016 года.

В ходе осмотра спиртосодержащая продукция в количестве 261 бутылка общим объемом 136, 45 изъята, о чем составлен протокол изъятия от 18.11.2016.

Алкогольная продукция передана на хранение в ОМВД России по Вяземскому району.

Действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции отсутствует.

Изложенное выше позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО «Домникия» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в нарушение вышеперечисленных норм общество осуществляло незаконный оборот спиртосодержащей продукции без лицензии.

Событие административного правонарушения выразившегося в незаконном обороте спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии и вина общества в его совершении установлены судом в полном объеме, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что Федеральным законом от 29.07.2017 № 265-ФЗ существенно изменена санкция части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации.

В соответствии с новой редакцией части 3 статьи 14.17 КоАП Российской Федерации, действующей с 30 июля 2017 года, оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

Таким образом, с 30 июля 2017 года минимальный размер административного штрафа за подобное правонарушение составляет 3 000 000 рублей, что, безусловно, свидетельствует о том, что законодатель относит оборот алкогольной продукции без соответствующей лицензии к категории тяжких административных правонарушений.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Положениями части 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения обществом административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.

Оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд не находит также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно подпункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно абзацу 3 подпункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального № 171-ФЗ.

Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.

Совершенное обществом правонарушение посягает на экономические интересы государства в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также интересы граждан в области торговли и оказания услуг, а государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции.

В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается, прежде всего, в пренебрежительном отношении Общества к формальным требованиям публичного права.

С учетом того, что обществом не представлены доказательства того, что при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьей 14.17 КоАП РФ, имел место исключительный случай, данное правонарушение характеризуется пренебрежительным отношением заявителя к действующему законодательству в области алкогольного законодательства, с учетом наличия у общества реальной возможности исполнения предусмотренных обязанностей, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным.

Порядок, сроки привлечения ООО «Домникия» к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Арбитражным судом исследовался вопрос о возможности применения положения статьи 4.1.1 КоАП РФ о замене административного штрафа на предупреждение, однако судом установлено, что отсутствуют обстоятельства предусмотренные частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Вместе с тем, решая вопрос о назначении административного наказания, суд приходит к следующему выводу.

В соответствие с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Во время совершения данного правонарушения (18.11.2016) действовала редакция части 3 статьи 14.17 КоАП РФ от 06.07.2018 за № 325, санкция которой предусматривала штраф для юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей, в связи с чем ООО «Домникия» полежит привлечению к ответственности в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Судом так же не усматриваются основания для снижения административного штрафа.

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (ОМВД России по Вяземскому району), ИНН <***>, БИК 040813001, р/счет <***>, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю, КБК 18811608010016000140, ОКТМО 08617000, УИН 18880427170227768497.

В силу статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются, в том числе без соответствующих лицензий.

Изъятие и конфискация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, находящихся в незаконном обороте, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хранение изъятых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в местах, определенных решением органов, которыми произведено их изъятие.

При установленных обстоятельствах, суд считает, что в рассматриваемом случае имеются все основания для конфискации изъятой у ООО «Домникия» продукции, учитывая, что 18.11.2016 общество осуществляла оборот данной продукции без лицензии.

В соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ конфискованные алкогольная и спиртосодержащая продукция подлежат последующему уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Общество с ограниченной ответственностью «Домникия», расположенное по адресу: 682945, <...>, зарегистрированное 03.03.2006 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1062713012581, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.17 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Конфисковать у общества с ограниченной ответственностью «Домникия» алкогольную продукцию, с направлением на последующее уничтожение в установленном законом порядке, находящуюся на хранении в ОМВД России по Вяземскому району, изъятую согласно протокола об изъятии вещей и документов от 18.11.2016г.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников