ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11117/2011 от 07.12.2011 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск Дело № А-73-11117/2011

«14» декабря 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 07.12.2011 г., изготовление полного текста мотивированного решения откладывалось до 14.12.2011 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры

об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 08.07.2011 г. № 5 БМ юр об административном наказании,

заинтересованное лицо: ООО «СтройТрансСервис»

при участии:

от заявителя - ФИО1 служебное удостоверение ТО № 105465 от 01.08.2011 г.

от административного органа - ФИО2 по доверенности от 11.11.2011 г. № 07-07/1620; ФИО3 по доверенности от 27.12.2010 г. № 7-14/5415;

от заинтересованного лица - не явился.

Сущность дела: Хабаровская межрайонная природоохранная прокуратура (далее по тексту – Прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее по тексту – Департамент, Департамент Росприроднадзора по ДФО, административный орган) от 08.07.2011 г. № 5 БМ , которым Общество с ограниченной ответственностью «СтройТрансСервис» (далее – Общество) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ и части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Свою позицию, изложенную в заявлении, заявитель обосновывает тем обстоятельством, что административным орган необоснованно применил положения статьи 4.4 КоАП РФ, поскольку, выявленные нарушения, допущенные Обществом, не вытекают из одного и того же действия.

В судебном заседании представитель административного органа против заявленных требований возражала по доводам, изложенным в отзыве. Полагает вынесенное постановление законным и обоснованным.

Представители ООО «СтройТрансСервис» извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей указанного лица.

Суд установил:

Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по соблюдению требований природоохранного законодательства на территории национального парка «Анюйский».

В ходе проверки установлено следующее.

В ходе осмотра 11.05.2011 г. в 14 час. 20 мин. выдела №3, квартала №131 Троицкого участкового лесничества установлено, что ООО «СтройТрансСервис» в нарушение указанного лесного законодательства на верхнем складе № 2 оставлена древесина в хлыстах, сортиментах, швырком породы лиственница, которая не уложена в штабеля и поленницы и не окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

По установленному проверкой факту 02.06.2011 Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором Губановым Д. В в присутствии законного представителя Общества возбуждено в отношении ООО «СтройТрансСервис» дело об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.06.2011 г.

Кроме того, в ходе осмотра 11.05.2011 г. в 14 час. 00 мин. выдела №3, квартала №131 Троицкого участкового лесничества установлено, что ООО «СтройТрансСервис» в нарушение указанного лесного законодательства очистка мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой не произведена, сучья с вершин стволов срубленных деревьев не обрублены, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки длиной 1,5-2 метра и не прижаты плотно к земле, площадь не очистки составляет 1,5 га.

По установленному проверкой факту 02.06.2011 Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором Губановым Д. В в присутствии законного представителя Общества возбуждено в отношении ООО «СтройТрансСервис» дело об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.06.2011 г.

В ходе осмотра 11.05.2011 г. в 14 час. 10 мин. выдела №3, квартала №131 Троицкого участкового лесничества также установлено, что ООО «СтройТрансСервис» в нарушение указанного лесного законодательства на верхнем складе №2 оставлена древесина в хлыстах и сортиментах породы лиственница, с которой не удалена кора и не обработана пестицидами.

Также, на лесосеке оставлены у пня хлысты спиленных деревьев породы лиственница, осина в количестве 7 штук, которые не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю, а также с которых не удавлена кора и не произведена обработка пестицидами.

По установленному проверкой факту 02.06.2011 Хабаровским межрайонным природоохранным прокурором Губановым Д. В в присутствии законного представителя Общества возбуждено в отношении ООО «СтройТрансСервис» дело об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.06.2011г.

Постановления и материалы дел об административных правонарушениях отправлены в Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу для рассмотрения по существу.

08.07.2011 г. по результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях главным специалистом-экспертом отдела по контролю и надзору в сфере охоты, за ООПТ и разрешительной деятельности Департамента Росприроднадзора по ДФО ФИО4 вынесено постановление № 5 БМ юр, которым Общество признано виновным в вышеуказанных нарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ. Административный штраф назначен согласно санкции части 1 статьи 8.31 КоАП РФ в размере 30.000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением.

Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.

Согласно части 6 статьи 103 Лесного кодекса Российской Федерации особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом МПР РФ №181 от 16.07.2007 г. утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (далее Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

Пунктом 11 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях установлено, что леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.

В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.

Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановлением Правительства РФ №417 от 30.06.2007 г. утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила пожарной безопасности в лесах).

В соответствии с пунктом 19 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

Согласно пункту 20 Правил пожарной безопасности в лесах места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.

В соответствии с пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Постановление Правительства РФ №414 от 29.06.2007 г. утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (далее Правила санитарной безопасности в лесах).

В соответствии с пунктом 44 Правил санитарной безопасности в лесах в весенне-летний период не допускается хранение (оставление) в лесах заготовленной древесины более 30 дней без удаления коры (без окорки) или обработки пестицидами.

Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации №1838-р от 15.12.2007 г. «Об учреждении национального парка «Анюйский» в Нанайском районе Хабаровского края» учрежден национальный парк «Анюйский» на землях общей площадью 429 370 га в Нанайском районе Хабаровского края, включая земли лесного фонда площадью 427 405 га и земли водного фонда площадью 1 965 га.

Распоряжением Правительства Российской Федерации №1239-р от 25.08.2008 г. «О создании федерального государственного учреждения «Национальный парк «Анюйский» создано федеральное государственное учреждение «Национальный парк «Анюйский», который отнесен к ведению Минприроды России.

Приказом Минприроды России №235 от 02.07.2010 г. утверждено Положение о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «Анюйский» (далее Положение о ФГУ «Национальный парк «Анюйский»).

В соответствии с подпунктом 1, подпунктом 7 пункта 22 Положения о ФГУ «Национальный парк «Анюйский» на учреждение возложены, в том числе; задачи: по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; по восстановлению нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Согласно подпункта 1 пункта 23 Положения о ФГУ «Национальный парк «Анюйский» для реализации задач учреждение в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет, в том числе, деятельность, связанную с выполнением мероприятий по сохранению природных комплексов, их восстановлению и повышению устойчивости (противопожарные, биотехнические, регуляционные, рекультивационные мероприятия и мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, включая проведение рубок, в порядке, предусмотренном лесным законодательством).

ФГУ «Национальный парк «Анюйский» с ООО «СтройТрансСервис» заключен государственный контракт № MOS 0112100000_52488 на выполнение работ по природоохранным лесохозяйственным мероприятиям - проведение санитарно-восстановительных мероприятий в квартале 131 Троицкого участкового лесничества от 22.12.2010 г., в соответствии с которым, а также на основании лесной декларации от 14.01.2011 г., технологической карты разработки лесосеки (очистка от захламленности) от 13.01.2011 г., технологической карты разработки лесосеки (выборочные санитарные рубки) от 13.01.2011 г., ООО «СтройТрансСервис» с марта 2011 года в выделах №3, №11, квартала №131 Троицкого участкового лесничества производится рубка деревьев.

Как следует из материалов дела, прокуратурой установлено, что Обществом допущено нарушение вышеуказанных нормоположений, а именно: 11.05.2011 г. установлено, что Обществом в выделе №3, квартала №131 Троицкого участкового лесничества:

- на верхнем складе № 2 оставлена древесина в хлыстах, сортиментах, швырком породы лиственница, которая не уложена в штабеля и поленницы и не окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.

- очистка мест рубок от порубочных остатков одновременно с заготовкой не произведена, сучья с вершин стволов срубленных деревьев не обрублены, крупные сучья и вершины не разделены на отрезки длиной 1,5-2 метра и не прижаты плотно к земле, площадь не очистки составляет 1,5 га.

- на верхнем складе №2 оставлена древесина в хлыстах и сортиментах породы лиственница, с которой не удалена кора и не обработана пестицидами. Также, на лесосеке оставлены у пня хлысты спиленных деревьев породы лиственница, осина в количестве 7 штук, которые не очищены от сучьев и не уложены плотно на землю, а также с которых не удавлена кора и не произведена обработка пестицидами.

Согласно части 1 статьи 8. 31 КоАП РФ, нарушение правил санитарной безопасности в лесах -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлено, что нарушение правил пожарной безопасности в лесах - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях ООО «СтройТрансСервис» содержатся признаки составов административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ - и части 1 статьи 8.31 КоАП РФ -

В соответствие с частью 2 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

ООО «СтройТрансСервис» нарушения были допущены при выполнении работ по государственному контракту на выполнение работ по природоохранным лесохозяйственным мероприятиям - проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. В соответствии с указанным контрактом лесной декларации от 14.01.2011 г., технологической карты разработки лесосеки (очистка от захламленности) от 13.01.2011 г., технологической карты разработки лесосеки (выборочные санитарные рубки) от 13.01.2011 г., ООО «СтройТрансСервис» с марта 2011 года в выделах №3, №11, квартала №131 Троицкого участкового лесничества, где общество осуществляло деятельность по выборочной санитарной рубке деревьев. Нарушения допущены в один и тот же период времени и установлены в ходе одной проверки.

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что все выявленные нарушения санитарного и пожарного законодательства были допущено в процессе совершения одного действия – рубки деревьев в одном квартале, в одном выделе, по одному и тому же контракту.

Таким образом, административный орган правомерно, при наличии одного действия (бездействия) ООО «СтройТрансСервис», содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ назначил наказании в пределах более строгой санкции.

В связи с изложенным, суд полагает, что постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ДФО от 08.07.2011 № 11 БМ юр является законным и обоснованным и не подлежит отмене.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.

В соответствие с частью 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу от 08.07.2011 г. № 5 БМ юр об административном наказании, которым ООО «СтройТрансСервис» привлечен к административной ответственности по статьям 8.31 и 8.32 КоАП РФ, отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовление в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.В.Зверева