АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-11118/2013
20 ноября 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Хабаровской транспортной прокуратуры
о привлечении открытого акционерного общества «Хабаровский аэропорт» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
Сущность спора: Хабаровская транспортная прокуратура (далее – прокуратура) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества «Хабаровский аэропорт» (далее – Общество, ООО «Хабаровский аэропорт; лицо, привлекаемое к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Предприятием представлен письменный отзыв.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Суд установил:
Открытое акционерное общество «Хабаровский аэропорт», зарегистрировано Инспекцией ФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1052700246532, ИНН <***>.
30.08.3013 г. Хабаровской транспортной прокуратурой во исполнение плана работы на второе полугодие 2013 года проведена проверка соблюдения в ОАО «Хабаровский аэропорт» сертификационных требований при осуществлении аэропортовой деятельности по обслуживанию пассажиров, багажа, грузов и почты, в ходе которой установлено следующее.
В аэропорту Хабаровск (Новый) ОАО «Хабаровский аэропорт» имеется комплексный сертификат соответствия аэропорта № ФАВТ А.023 63, выданный Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Срок действия сертификата ограничен 27.10.2014.
Кроме того, в аэропорту Хабаровск (Новый) ОАО «Хабаровский аэропорт» также имеется отдельный сертификат соответствия аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты № ФАВТ А.02.02786, срок действия сертификата ограничен 06.05.2016, а также сертификат соответствия аэропортовой деятельности по обеспечению авиационной безопасности № ФАВТ А.07.00384, срок действия сертификата ограничен 28.10.2013.
Вместе с тем, как установлено проверкой часть эксплуатируемого специального автотранспорта, в частности: электропогрузчик Toyota 7FB15; вакуумная подметальноуборочная машина Johnston CN200; тягач багажный QCD-25 км; аэродромная подметальная машина Mercedes-Bens Actors 2032А; автомобиль спецназначения Mercedes-Bens Actors 2032А; грузовой тягач Mercedes-Bens Actors 2041A S; путепрокладчик БАТ-405М; трактор С БРО Т.170.Б.00; Бульдозер ДЗ-171; CLT-8 2 единицы; Smartstep-2 2 единицы; погрузчик LAM7000DP/MDL8; погрузчик WUXI XIMEI WXQ5030JCS 2 единицы; тягач багажный QCD-25 КМ 3 единицы; автопогрузчик Toyota 62-8FD30V3000 2 единицы, в нарушение требований п. 24 ФАП № 150, п. 2.4.3 ФАП № 121, пп. «а» п. 16 ФАП № 142, п. 44 Инструкции, не зарегистрированы ОАО «Хабаровский аэропорт» в установленном порядке, что является обязательным сертификационным требованием при обслуживании пассажиров, багажа, грузов и почты и обеспечения авиационной безопасности.
Уведомлением от 05.09.2013 г. № 02-04/1-2013 Общество извещалось о времени и месте решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении – 09.09.2013 г. в 10-00. Уведомление направлено в адрес Общества факсимильной связью 05.09.2013 г.
По выявленным фактам 09.09.2013 г. Хабаровский транспортным прокурором Демидовой М. А. в присутствии представителя Общества ФИО1 по доверенности № 8 от 14.03.2013 г., возбуждено в отношении Общества дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.09.2013 г.
Согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, совершённых юридическими лицами рассматриваются арбитражными судами, в связи с чем, прокуратура обратилась в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании пояснения представителя предпринимателя, суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц от трех до четырех тысяч рублей.
Статьей 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) установлено, что обязательной сертификации подлежат юридические лица - разработчики и изготовители воздушных судов и другой авиационной техники; физические лица, юридические лица, осуществляющие и (или) обеспечивающие коммерческие воздушные перевозки, выполнение авиационных работ; юридические лица, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт авиационной техники; аэродромы, аэропорты; образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала; воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты, бортовое и наземное авиационное оборудование и другие объекты, а также юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности.
В силу части 1 статьи 48 ВК РФ, аэродромы и аэропорты, используемые в целях гражданской авиации, подлежат обязательной сертификации. Порядок сертификации этих аэродромов и аэропортов, их оборудования и перечень этого оборудования определяются федеральными авиационными правилами.
Согласно части 2 указанной статьи, требования, предъявляемые к гражданским аэродромам и аэропортам, устанавливаются федеральными авиационными правилами и обязательны для соблюдения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также гражданами и юридическими лицами, участвующими в проектировании, строительстве, приемке, эксплуатации и ремонте этих аэродромов и аэропортов.
Приказом ФСВТ РФ от 24.04.2000 N 98 утверждены и введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификация аэропортов. Процедуры" (далее - ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры»)
В силу пункта 1.4.указанных Федеральных авиационных правил, сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность (далее - сертификация аэропортов), - деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью:
- создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
- обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;
- охрану окружающей среды;
- защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.
Согласно пункту 1.5. ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры», аэропортовая деятельность включает в себя, помимо прочего -- обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов - комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов;
В силу пункта 2.1. указанных ФАП, для удовлетворения потребности в аэропортовом обслуживании пассажиров и других клиентов - потребителей авиауслуг, а также авиапредприятий, непосредственно осуществляющих авиационные перевозки, и обеспечения при этом требуемой безопасности выполнения полетов воздушных судов в аэропорту должны осуществляться следующие виды аэропортовой деятельности, включая аэродромное обеспечение;
В соответствии с пунктом 1.13. ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры», при наличии полного комплекта сертификатов соответствия по видам аэропортовой деятельности, подлежащим обязательной сертификации, органом по сертификации аэропортов выдается сертификат соответствия аэропорта.
Пунктом 1.14. ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры», установлено, что держатель сертификата соответствия в процессе эксплуатации аэропорта несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований, требований нормативных документов в течение всего срока действия выданного сертификата соответствия.
Согласно пункту 1.18. ФАП «Сертификация аэропортов. Процедуры», эксплуатация аэропорта без действующего сертификата соответствия гражданином или юридическим лицом не допускается.
Приказом Минтранса России от 23.06.2003 N 150 утверждены Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты" (далее – ФАП № 150).
Согласно пункту 24. ФАП № 150, спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах.
Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.
Приказом ФСВТ РФ от 06.05.2000 N 121 утверждены и введены в действие Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов воздушных судов" (далее – ФАП № 121).
В силу пункта 2.4.3. ФАП № 121, спецавтотранспорт, допускаемый к эксплуатации на аэродроме и за его пределами, должен состоять на учете в соответствующих государственных органах.
Кроме того, Приказом Минтранса РФ от 13.07.2006 N 82 утверждена Инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации (далее – Инструкция).
В силу пункта 1 Инструкции, настоящая Инструкция разработана в соответствии с пунктом 5.2.55 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342), и определяет порядок организации движения спецтранспорта и средств механизации (далее - спецмашины) на аэродроме, действия водителей и должностных лиц, ответственных за руководство подъездом (отъездом) спецмашин при обслуживании воздушных судов (далее - руководитель подъездом (отъездом)).
Согласно пункту 2 Инструкции, выполнение требований настоящей Инструкции является обязательным для держателя сертификата на аэропортовую деятельность и свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации (далее - главный оператор аэропорта) и организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту на основании договора, заключенного с главным оператором аэропорта (далее - организации), и осуществляющих эксплуатацию спецмашин на аэродроме.
Пунктом 44 Инструкции установлено, что спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах.
Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.
Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 N 142 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее – ФАП № 142).
В силу подпункта «а» пункта 16 ФАП № 142, в контролируемой зоне аэропорта не допускается эксплуатация автомобилей и механизмов, не зарегистрированных в установленном порядке, а также личного транспорта.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой выявлено, что часть эксплуатируемого специального автотранспорта ООО «Хабаровский аэропорт», в частности: электропогрузчик Toyota 7FB15; вакуумная подметальноуборочная машина Johnston CN200; тягач багажный QCD-25 км; аэродромная подметальная машина Mercedes-Bens Actors 2032А; автомобиль спецназначения Mercedes-Bens Actors 2032А; грузовой тягач Mercedes-Bens Actors 2041A S; путепрокладчик БАТ-405М; трактор С БРО Т.170.Б.00; Бульдозер ДЗ-171; CLT-8 2 единицы; Smartstep-2 2 единицы; погрузчик LAM7000DP/MDL8; погрузчик WUXI XIMEI WXQ5030JCS 2 единицы; тягач багажный QCD-25 КМ 3 единицы; автопогрузчик Toyota 62-8FD30V3000 2 единицы, не зарегистрированы в установленном порядке, что является обязательным сертификационным требованием при обслуживании пассажиров, багажа, грузов и почты и обеспечения авиационной безопасности.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП, осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати до сорока тысяч рублей.
Таким образом, анализ обстоятельств дела позволяет сделать вывод, что при осуществлении деятельности Обществом допущено нарушение лицензионных требований и условий.
Согласно, части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Факт и обстоятельства правонарушения, совершённого Обществом подтверждаются постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 09.09.2013, Уставом Общества, сертификатами соответствия, , сведениями о наличии самоходных машин и прицепов к ним, паспортами транспортных средств, самоходных машин и иных видов техники, письменными объяснениями.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия исчерпывающего перечня к мер к недопущению нарушения суду не представлены.
Вина Общества заключается в бездействии и выражается в нарушении обязательных условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), чем причинён вред установленному порядку осуществления предпринимательской деятельности.
Доказательств наличия обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность предпринимателя суду не представлено и судом не установлено.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не усматривается.
Между тем, с учетом изложенных обстоятельств, в соответствии с положениями статьи 3.4 КоАП РФ, с учетом характера правонарушения, исходя из отсутствия в материалах дела доказательств привлечения предприятия к ответственности за аналогичные правонарушения, полагает необходимым применить минимальное наказание, предусмотренное санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, а именно предупреждение.
Порядок, сроки привлечения Общества к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 2.4, 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Р Е Ш И Л:
Открытое акционерное общество «Хабаровский аэропорт», расположенное по адресу: 680000, <...>, зарегистрированное Инспекцией ФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1052700246532, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде предупреждения.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.