ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-11778/10 от 21.12.2010 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ 

Именем Российской Федерации 

Р Е Ш Е Н И Е

Дело №А73-11778/2010

г. Хабаровск

«28» декабря 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 21.12.2010 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 28.12.2010г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой М. Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества «Хлебозавод №4»

о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе (РО ФСФР России в ДФО) о назначении административного наказания от 22.09.2010 № 20-10-094/пн

при участии:

от заявителя: представитель не явился

от административного органа: ФИО1 по доверенности от 16.08.2010 № 20

Сущность дела открытое акционерное общество «Хлебозавод №4» (далее – заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с требованиями о признании незаконными и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном Федеральном округе (далее – РО ФСФР России в ДФО, административный орган) от 22.09.2010 № 20-10-094/пн о привлечении Общества к административной ответственности по части 9 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 500.000 рублей.

Представители заявителя, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей заявителя.

Административный орган в судебном заседании против заявленных требований возражал, полагая, что событие правонарушение и вина Общества подтверждается материалами дела. Настаивает на невозможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

Суд установил:

РО ФСФР России в ДФО при выполнении функций по контролю и надзору в сфере финансовых рынков выявлены нарушения открытым акционерным обществом «Хлебозавод №4» порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, установленного Федеральным эконом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом ФСФР России от 10.10.2006 № 06-117/пз-н .

В нарушение пункта 4 статьи 93 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», раздела 8 Положения открытое акционерное общество «Хлебозавод № 4» не опубликовало на странице в сети Интернет тексты списков аффилированных лиц общества за II, III и IV кварталы 2009 года, I квартал 2010 года в срок не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала.

В нарушение пункта 8.2.4 Положения открытое акционерное общество «Хлебозавод № 4» не опубликовало на странице в сети Интернет текст годового отчета общества за 2008 год.

В нарушение пункта 8.3.5 Положения открытое акционерное общество «Хлебозавод № 4» не опубликовало на странице в сети Интернет тексты годовой бухгалтерской отчетности общества за 2007, 2008 и 2009 годы.

В нарушение пункта 8.4.1 Положения открытое акционерное общество «Хлебозавод № 4» не опубликовало на странице в сети Интернет текст устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями.

В нарушение пункта 1.9 Положения открытое акционерное общество «Хлебозавод № 4» не опубликовало на странице в сети Интернет информацию о размере (порядок определения размера) расходов за изготовление копий документов, предусмотренных Положением.

В связи с выявлением в деятельности открытого акционерного общества «Хлебозавод № 4» вышеуказанных нарушений РО ФСФР России в ДФО в адрес акционерного общества направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 30.06.2010 № 20-10-МА-03/1914, , предписание обществом 09.07.2010. В целях устранения допущенных нарушений открытому акционерному обществу «Хлебозавод № 4» в двадцатидневный срок (не позднее 29.07.2010) надлежало опубликовать в сети Интернет информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Однако по истечении срока исполнения предписания открытое акционерное общество «Хлебозавод № 4» не устранило выявленные нарушения законодательства, не опубликовав в сети Интернет: тексты списков аффилированных лиц общества за II, III и IV квартал 2009 года, I квартал 2010 года; текст годового отчета общества за 2008 год; тексты годовой бухгалтерской отчетности общества за 2007, 2008 и 2009 годы; текст устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями; а также информацию о размере (порядок определения размера) расходов за изготовление копий документов, предусмотренных Положением. Факт не опубликования информации подтверждается актом об отсутствии в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию, от 06.08.2010, составленным государственными гражданскими служащими территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае по итогам осуществления мониторинга сети Интернет, с использованием информационно-поисковых сервисов «Яндекс» — http://yandex.ru, «Рамблер» — http://rambler.ru, «Google» — http://google.ru, «Апорт» — http://aport.ru, «Yahoo!» — http://yahoo.com. Не поступление в территориальный отдел РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае отчета акционерного общества о выполнении предписания об устранении нарушений от 30.06.2010 № 20-10-МА-03/1914, подтверждается актом о не поступлении почтовой корреспонденции от 06.08.2010, составленным государственными гражданскими служащими-территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае, осуществляющего прием, регистрацию и учет поступающей почтовой корреспонденции.

По установленному факту неисполнения предписания 06.09.2010 г. начальником территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае ФИО1 в отсутствии законного представителя Общества , при надлежащем извещении, составлен протокол № 20-10-094/пр-ап по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

22.09.010 г. руководителем РО ФСФР России в ДФО ФИО2 по итогам рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствии представителей Общества, при надлежащем извещении, вынесено постановление № 20-10/094/пн от 22.09.2010 г., которым ОАО «Хлебозавод привлечено к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 500.000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением административного органа, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 6 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее – Федеральный закон от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ), настоящий Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

В силу части 1 статьи 2 указанного Федерального закона, акционерным обществом (далее - общество) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с одним акционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.

В силу части 4 статьи 93 Федерального закона от 06.12.1995 г. № 208-ФЗ, общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н утверждено Положение о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг (далее – Положение).

Согласно пункта 1.1. Положения, настоящее Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг (далее - ценные бумаги), раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг (далее - ежеквартальный отчет) и сообщений о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг (далее - сообщения о существенных фактах), а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам.

В силу пункта 1.2 Положения, действие настоящего Положения распространяется на всех эмитентов, в том числе иностранных эмитентов, включая международные финансовые организации, размещение и/или обращение ценных бумаг которых осуществляется в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.9 Положения, эмитент обязан предоставлять копию каждого сообщения, в том числе копию каждого сообщения о существенном факте, публикуемого эмитентом в соответствии с настоящим Положением, а также копию зарегистрированных решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг и изменений и/или дополнений к ним, отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, копию ежеквартального отчета, копию иных документов, обязательное раскрытие которых предусмотрено главами VIII и X настоящего Положения, владельцам ценных бумаг эмитента и иным заинтересованным лицам по их требованию за плату, не превышающую расходы по изготовлению такой копии, в срок не более 7 дней с даты предъявления соответствующего требования.

Банковские реквизиты расчетного счета (счетов) эмитента для оплаты расходов по изготовлению копий документов, указанных в настоящем пункте, и размер (порядок определения размера) таких расходов должны быть опубликованы эмитентом на странице в сети Интернет.

Копии документов, срок хранения которых эмитентом в соответствии с законодательством Российской Федерации не является постоянным, должны предоставляться эмитентом по требованию заинтересованных лиц в течение установленных для таких документов сроков хранения.

Предоставляемая эмитентом копия заверяется уполномоченным лицом эмитента.

Пунктом 8.2.4. Положения установлено, что акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.

Согласно пункта 8.3.5. Положения, акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, обязано опубликовать текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 45 дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления годовой бухгалтерской отчетности.

В срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской отчетности, акционерное общество, указанное в настоящем пункте, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (неутверждении) годовой бухгалтерской отчетности акционерного общества. В случае, если годовая бухгалтерская отчетность акционерного общества не была утверждена на годовом общем собрании акционеров, акционерное общество обязано указать причины, послужившие основанием для этого. Текст указанного сообщения должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 6 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим пунктом для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.

(в ред. Приказа ФСФР РФ от 20.07.2010 N 10-47/пз-н)

В случае, если в годовую бухгалтерскую отчетность акционерного общества, не утвержденную на годовом общем собрании акционеров, были внесены изменения и годовая бухгалтерская отчетность с внесенными изменениями была утверждена на внеочередном общем собрании акционеров, акционерное общество обязано опубликовать текст такой годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) внеочередного собрания акционеров акционерного общества.

Согласно пункта 8.4.1 Положения, акционерные общества обязаны раскрывать информацию о содержании своих уставов со всеми внесенными в них изменениями и/или дополнениями.

Акционерное общество обязано опубликовать текст устава акционерного общества на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты, определенной в соответствии с пунктом 8.1.2 настоящего Положения.

В случае внесения изменений и/или дополнений в устав акционерного общества (принятия устава акционерного общества в новой редакции) текст устава с внесенными изменениями и/или дополнениями (текст новой редакции устава) должен быть опубликован акционерным обществом на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты получения акционерным обществом письменного уведомления (свидетельства) уполномоченного государственного органа о государственной регистрации таких изменений и/или дополнений (государственной регистрации новой редакции устава), а если в установленных федеральным законом случаях изменения и/или дополнения в устав акционерного общества приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления уполномоченного государственного органа - не позднее 2 дней с даты такого уведомления.

Согласно пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» предписания РО ФСФР России в ДФО являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.

На основании приказа ФСФР России от 21.11.2006 № 06-130/пз-н «О разграничении полномочий по осуществлению государственного контроля за приобретением акций открытого акционерного общества между Федеральной службой по финансовым рынкам и её территориальными органами» РО ФСФР России в ДФО осуществляет государственный контроль за приобретением акций открытых акционерных обществ, местом нахождения которых являются территории Дальневосточного федерального округа, за исключением эмитентов, включённых в Список эмитентов, регистрирующим органом для которых является ФСФР России, а также акционерных обществ, являющихся кредитными организациями.

В силу пункта 2.1.7 Положения о Региональном отделении Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе, утверждённого приказом ФСФР России от 12.03.2010 № 10-47/пз, РО ФСФР России в ДФО выдаёт предписания, в частности иным лицам в случаях, когда данное полномочие установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации для ФСФР России.

В соответствии с частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.

Материалами дела подтверждается, что Общество в нарушение вышеуказанных норм права не исполнено в установленный срок законное предписание федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков в ДФО, а именно не опубликовало в сети Интернет: тексты списков аффилированных лиц общества за II, III и IV квартал 2009 года, I квартал 2010 года; текст годового отчета общества за 2008 год; тексты годовой бухгалтерской отчетности общества за 2007, 2008 и 2009 годы; текст устава общества со всеми внесенными в него изменениями и/или дополнениями; а также информацию о размере (порядок определения размера) расходов за изготовление копий документов, предусмотренных Положением. Факт не опубликования информации подтверждается актом об отсутствии в сети Интернет информации, подлежащей раскрытию, от 06.08.2010, составленным государственными гражданскими служащими территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае по итогам осуществления мониторинга сети Интернет, с использованием информационно-поисковых сервисов «Яндекс» — http://yandex.ru, «Рамблер» — http://rambler.ru, «Google» — http://google.ru, «Апорт» — http://aport.ru, «Yahoo!» — http://yahoo.com. Не поступление в территориальный отдел РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае отчета акционерного общества о выполнении предписания об устранении нарушений от 30.06.2010 № 20-10-МА-03/1914, подтверждается актом о не поступлении почтовой корреспонденции от 06.08.2010, составленным государственными гражданскими служащими-территориального отдела РО ФСФР России в ДФО в Хабаровском крае, осуществляющего прием, регистрацию и учет поступающей почтовой корреспонденции.

Таким образом, следует признать, что административный орган правомерно установил в действиях ОАО «Хлебозавод № 4» признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.

В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, сроков привлечения к ответственности в ходе судебного заседания не установлено.

Рассмотрев конкретные обстоятельства дела, судом не усматриваются обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков малозначительности правонарушения по следующим оснвоаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в резолютивной части решения.

Если же малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.

Согласно пункта 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ, при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Однако, Общество в обоснование довода о малозначительности правонарушения не приведено доказательств наличия каких-либо чрезвычайных обстоятельств, способствовавших неисполнению обязательства.

В обоснование указанного довода Общество ссылается на то, что согласно реестра владельцев именных ценных бумаг ОАО «Хлебозавод № 4» с 2008 г. единственным владельцем размещенных акций обыкновенных, именных, бездокументарных является гражданин ФИО3, а также на то обстоятельство, что акции Общества не обращаются на рынке.

Меду тем, указанное обстоятельство не является ни основанием для освобождения от ответственности так и для применения положений статьи 2.9 КоАП, поскольку указывает на то, что исполнение предписания со стороны Общества не повлечет как финансовых, так человеческих затрат и усилий.

Между тем отказывая в применении положений статьи 2.9 КоАП РФ суд исходит из того, что обязанность Общества не исполнена в течении значительного времени, в том числе на момент рассмотрения настоящего дела, административным органом представлены доказательства не исполнения Обществом предписания. Указанное расценивается судом как пренебрежительное отношение Общества к своим публично-правовым обязанностям.

При таких обстоятельствах, требования заявителя удовлетворению не подлежат, оснований для признания незаконным и отмене постановления административного органа у суда не имеется.

Исходя из вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требованийОткрытого акционерного общества «Хлебозавод №4» о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Дальневосточном федеральном округе о назначении административного наказания от 22.09.2010 № 20-10-094/пн, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева А. В.