АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12175/2012
16 ноября 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 ноября 2012 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Краснофлотского района г. Хабаровска
о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Дальфарма» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя - ФИО1, действующего по служебному удостоверению, ФИО2, действующего по служебному удостоверению;
от лица, привлекаемого к ответственности – ФИО3, действующего по доверенности от 10.10.2012г., ФИО4, действующей на основании устного заявления ФИО3 о передаче в порядке передоверия полномочий на ведение дела в суде.
Сущность дела: Прокуратура Краснофлотского района г. Хабаровска (далее – заявитель, прокуратура, административный орган) обратилась в арбитражный суд с требованием привлечь общество с ограниченной ответственностью «Дальфарма» (далее – ООО «Дальфарма», Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
ООО «Дальфарма», извещенное о времени и месте проведения предварительного судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своего представителя в суд не обеспечило, возражений относительного перехода из предварительного судебного заседания в судебное заседание не представило.
С согласия представителя прокуратуры и в отсутствие возражений со стороны Общества, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В заседании суда в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв с 08.11.2012г. по 13.11.2012г.
В судебном заседании представитель прокуратуры дал пояснения по существу вменяемого правонарушения, на заявленном требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении.
Представители Общества, явившиеся в судебное заседание после перерыва, факт вменяемого административного правонарушения не оспаривали, вину признали.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Дальфарма», расположенное по адресу: 680038, <...>, зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1102722003537, ИНН-<***> и на основании лицензии от 08.08.2012г. № ЛО-27-02-000513, выданной Министерством здравоохранения Хабаровского края, осуществляет фармацевтическую деятельность (розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения).
24.08.2012г. прокуратурой Краснофлотского района совместно с КГКУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств» Министерства здравоохранения Хабаровского края проведена совместная проверка соблюдения ООО «Дальфарма» требований законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: <...> «в».
В ходе проверки установлено следующее:
- в нарушение статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», Письма Росздравнадзора №04И-565/12 от 28.06.2012г. о приостановке реализации лекарственного препарата, лекарственный препарат «Аскофен-П» № 10, серия 1700811, производитель ОАО «Фармстандарт-Лексредства», 6 упаковок, на момент проведения проверки находился в помещении торгового зала аптеки;
- в торговом зале аптеки находятся Биодобавки «Витаминно-йодированный сбор с мятой», производитель ООО «Виточай», серия 102009 и «Сбор для растворения камней в почках», производитель ООО «Виточай», серия 010811, со сроком годности до XI месяца 2011 года и до 01.08.2012г., соответственно;
- в нарушение статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ, Письма Росздравнадзора № 04И-666/12 от 26.07.2012 об изъятии из оборота лекарственного средства, лекарственное средство «ФИО5 4 ФИО6» раствор для приема вовнутрь 4м/5мл. 60 мл., серия 04019, на момент проведения проверки находился в помещении торгового зала аптеки;
- в нарушение пункта 32 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.08.2010г. № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств», пункта 2.8. Правил отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях, утвержденных приказом Минздрава РФ от 04.03.2003г. № 80, экстракт валерьяны, производитель ОАО «Дальхимфарм», серия 150112, в количестве 50 упаковок, при условиях хранения в прохладном месте, на момент проверки хранился под кассовым аппаратом в торговом зале аптеки.
Результаты проверки отражены в акте осмотра помещений от 24.08.2012г., а также зафиксированы материалами фотосъемки. При проведении проверки присутствовали заведующая аптеки ФИО7, провизор ФИО4
17.09.2012г. прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска по факту выявленных нарушений в отношении ООО «Дальфарма», в присутствии представителя Общества ФИО4, действующей на основании доверенности от 08.09.2012г., возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.
В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО «Дальфарма» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности определен как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 указанной статьи, под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с подпунктом 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее - Федеральный закон от 12.04.2010г. № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
Статьей 8 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ установлено, что лицензирование фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011г. № 1081 (далее – Положение о лицензировании), установлены лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату при осуществлении фармацевтической деятельности.
В силу подпунктов «г», «ж», «з» пункта 5 Положения о лицензировании, лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения (аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности) правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности;
- соблюдение требований статьи 57 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств";
- соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, правил хранения лекарственных средств для медицинского применения.
В силу пункта 6 Положения о лицензировании, осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «з» пункта 5 Положения о лицензировании.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 04.03.2003г. № 80 утвержден Отраслевой стандарт «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» ОСТ 91500.05.0007-2003, (далее – Правила отпуска лекарственных средств, ОСТ 91500.05.0007-2003), который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами.
Согласно пункту 2.8. ОСТ 91500.05.0007-2003, аптечная организация должна располагать необходимыми помещениями, оборудованием и инвентарем, обеспечивающими в соответствии с требованиями стандартов сохранение качества и безопасности лекарственных препаратов при их хранении и реализации, надлежащие условия розничной торговли лекарственными препаратами и другими товарами, разрешенными к отпуску из аптечных организаций.
Требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), к условиям хранения указанных лекарственных средств установлены «Правилами хранения лекарственных средств», утвержденными приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г. № 706н (далее – Правила № 706н), действие которых распространяется на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность (далее соответственно - организации, индивидуальные предприниматели).
Согласно пункту 32 Правил № 706н, хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки соблюдения ООО «Дальфарма» требований законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности в аптеке, расположенной по адресу: <...> «в», установлено, что в нарушение вышеуказанных нормативных положений Экстракт валерьяны, производитель ОАО «Дальхимфарм», серия 150112, в количестве 50 упаковок, требующий условий хранения в прохладном месте, на момент проверки хранился под кассовым аппаратом в торговом зале аптеки.
Статьей 57 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ установлен запрет на продажу фальсифицированных лекарственных средств, недоброкачественных лекарственных средств, контрафактных лекарственных средств.
Письмом Росздравнадзора от 28.06.2012г. № 04И-565/12 «О поступлении информации о выявлении недоброкачественных лекарственных средств» была приостановлена реализация лекарственного препарата «Аскофен-П» № 10, серия 1700811, производитель ОАО «Фармстандарт-Лексредства».
Кроме того, письмом Росздравнадзора от 26.07.2012г. №04И-666/12 было сообщено об изъятии из обращения лекарственного средства «ФИО5 4 Берлин-Хеми» раствор для приема вовнутрь 4мг/5мл. (флаконы темного цвета) 60 мл (в комплекте с ложкой мерной), серия 04019, производства «Берлин-Хеми АГ», Германия.
Как установлено судом по материалам дела, на момент проведения проверки вышеуказанные лекарственные препараты находились в помещении торгового зала аптеки ООО «Дальфарма», расположенной по адресу: <...> «в», что является нарушением статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».
Согласно пункту 2.7. Правил отпуска лекарственных средств, не допускается реализация лекарственных препаратов и других товаров, пришедших в негодность, с истекшим сроком годности, незаконных копий лекарственных препаратов.
Проведенной проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанной нормы в торговом зале аптеки в продаже находились Биодобавки «Витаминно-йодированный сбор с мятой», производитель ООО «Виточай», серия 102009 со сроком годности до XI месяца 2011 года и «Сбор для растворения камней в почках», производитель ООО «Виточай», серия 010811, со сроком годности до 01.08.2012г.
Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом установленных по делу обстоятельств позволяют сделать вывод, что при осуществлении фармацевтической деятельности ООО «Дальфарма»были нарушены требования пункта 2.7 ОСТ 91500.05.0007-2003, пункта 32 Правил хранения лекарственных средств, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010г. № 706н, статьи 57 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», что в силу подпунктов «г», «ж», «з» пункта 5, пункта 6 Положения о лицензировании является грубым нарушением лицензионных требований и условий.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в силу части 3 статьи 14.1. КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт административного правонарушения, совершенного обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривался представителями ООО «Дальфарма» в судебном заседании.
С учетом положений части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения требований действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не было принято всех зависящих от него мер, направленных на предотвращение совершения административного правонарушения. Доказательств невозможности соблюдения Обществом требований лицензионного законодательства при осуществлении фармацевтической деятельности, в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность юридического лица, в связи с чем, учитывая, что ранее общество не привлекалось к административной ответственности за однородные правонарушения, а также признало свою вину и приняло меры к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным применить к правонарушителю меру наказания в виде минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: Получатель платежа: Прокуратура Хабаровского края; ИНН <***>; КПП 272101001; ОКАТО 08401000000; р/счет: <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск; БИК 040813001, КБК 41511690010010000140, наименование платежа – «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафы) и иных сумм в возмещение ущерба».
Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 4.1, 4.2, частью 4 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Общество с ограниченной ответственностью «Дальфарма», расположенное по адресу: 680038, <...>, зарегистрированное 30.06.2010г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 6 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 1102722003537, ИНН-<***> привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 (сорока тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак