Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12193/2015
21 декабря 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2015 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ВМК Капитал» об оспаривании постановления Административной комиссии № 6 городского округа «Город Хабаровск» от 17.08.2015г. № 06/1094/2015 о назначении административного наказания,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 06.10.2015г. № 01-06/35/15;
от административного органа – ФИО2, действующей по доверенности от 25.06.2015г. № 11.4-7/005.
Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «ВМК Капитал» (далее – ООО «ВМК Капитал», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление Административной комиссии № 6 городского округа «Город Хабаровск» (далее – административный орган) от 17.08.2015г. № 06/1094/2015, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 40 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края).
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.09.2015г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 17.11.2015г. суд, руководствуясь положениями пункта 4 части 5 статьи 227 АПК РФ, перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
В предварительном судебном заседании представитель общества на заявленном требовании настаивал по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к нему.
Представитель административного органа с заявленным требованием не согласился по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.
В заседании суда представители лиц, участвующих в деле, настаивали на своих требованиях и возражениях.
В судебном заседании, в порядке статьи 163 АПК РФ, объявлялся перерыв с 08 по 14 декабря 2015 года.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
31.07.2015г. в 09 час. 58 мин. главным специалистом отдела наружной рекламы и регистрации информационных конструкций департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска ФИО3 при осмотре территории по адресу: <...> литер И (ТК «Магнит») выявлен факт нарушения пункта 2 статьи 1 Порядка регистрации и учета информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного постановлением администрации города Хабаровска от 26.10.2010 № 3442, выразившегося в том, что ООО «ВМК Капитал» разместило на фасаде здания информационную конструкцию в виде объемной буквы «М» без регистрации в администрации города Хабаровска.
Результаты осмотра зафиксированы соответствующим протоколом об осмотре территории от 31.07.2015г. № 197.1, составленным вышеуказанным должностным лицом с участием представителя общества ФИО4 и двух понятых. С целью фиксации доказательств в ходе осмотра осуществлялась фотосъемка с использованием фотоаппарата NIKON D80.
31.07.2015г. главным специалистом ФИО3 по факту выявленного нарушения в отношении ООО «ВМК Капитал», в присутствие представителя общества по доверенности от 30.07.2015 № 01-06/28/15 ФИО4, составлен протокол № 197 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 40 КоАП Хабаровского края. Рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 17.08.2015г. с 10-00 до 12-00 по адресу: <...>.
17.08.2015г. Административной комиссией № 6 городского округа «Город Хабаровск» по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении № 197 от 31.07.2015г. и приложенных к нему материалов, в присутствии представителя общества ФИО1, действующей на основании доверенности от 17.08.2015г., вынесено постановление № 06/1094/2015, которым ООО «ВМК Капитал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 40 КоАП Хабаровского края, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 40 КоАП Хабаровского края предусмотрена ответственность за нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка размещения в населенных пунктах вывесок и указателей, не содержащих рекламный характер, витрин, афиш, объявлений, знаково-информационных систем, другой визуальной информации.
Решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 №721 утверждены Правила благоустройства городского округа «Город Хабаровск» (далее – Правила благоустройства, Правила), устанавливающие единые и обязательные для исполнения физическими, должностными и юридическими лицами нормы и требования в сфере благоустройства, содержания и озеленения территории в границах городского округа «Город Хабаровск».
В пункте 6 Правил благоустройства сдержатся основные понятия, используемые в настоящих Правилах, в том числе:
- вывеска - информационная конструкция, предназначенная для доведения до потребителей информации о типе и профиле предприятия, учреждения, организации и его коммерческом обозначении, идентифицирующем данное предприятие, учреждение, организацию (п. 1.2);
- визуальная информация - информация, размещаемая с применением следующих средств:
- штендера - временной выносной информационной конструкции, размещаемой на земельных участках предприятиями, учреждениями, организациями и индивидуальными предпринимателями в часы их работы;
- изображения - информации, не предусматривающей наличие конструкции, нанесенной любым способом на объекты городской среды (здания, сооружения, объекты малых архитектурных форм, дорожное и тротуарное покрытие, а также павильоны, палатки, киоски и их торговое оборудование), не предназначенные по своему целевому назначению для размещения информации;
- витрины, которая представляет собой выкладку и демонстрацию товаров, устанавливаемых во внутреннем пространстве оконных или других, предусмотренных проектом здания специальных проемах с витражным остеклением (п. 1.3);
- информационная конструкция - конструкция, предназначенная для размещения сведений в целях информирования третьих лиц о наименовании юридического лица, индивидуального предпринимателя (в том числе не совпадающем с фирменным наименованием), виде деятельности, типе, профиле юридического лица, индивидуального предпринимателя и коммерческом обозначении данных лиц, исполняемая в виде информационной таблички, вывески, штендера, изображения или витрины (п. 7.1);
- информационная табличка - обязательная к размещению вывеска, предназначенная для доведения до потребителей информации о фирменном наименовании предприятия, учреждения, организации, месте их нахождения (адрес) и режиме их работы в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О защите прав потребителей" (п. 7.2);
- самовольная установка информационной конструкции - установка информационной конструкции (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города без регистрации в администрации города (п. 15.2).
В соответствии с пунктом 32.4 Правил распространение информационных конструкций (за исключением информационных табличек и витрин) на территории города допускается при условии их регистрации в администрации города.
Учет зарегистрированных информационных конструкций ведется в электронном городском реестре информационных конструкций.
Порядок регистрации информационных конструкций устанавливается правовым актом администрации города.
Пунктами 32.6, 32.7 Правил благоустройства предусмотрено, что самовольная установка информационных конструкций на территории города не допускается, такие конструкции подлежат демонтажу.
Аналогичные положения закреплены в Порядке регистрации и учета информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», утвержденного постановлением администрации г. Хабаровска от 26.10.2010 № 3442 «О распространении информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск» (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Порядка (в редакции постановления администрации г. Хабаровска от 14.04.2014г. № 1428) основными целями регистрации информационных конструкций являются:
а) создание благоприятной городской среды для проживания человека с учетом размещения информационных конструкций;
б) изготовление, установка и размещение информационных конструкций с учетом архитектурно-художественного облика прилегающих улиц, площадей, параметров зданий, сооружений в соответствии с согласованным дизайн-проектом информационной конструкции;
в) соблюдение правил противопожарной безопасности, безопасности дорожного движения и технической эксплуатации при установке и размещении информационных конструкций;
г) ведение электронного городского реестра информационных конструкций.
Согласно пункту 1 статьи 5 Порядка, регистрацию информационных конструкций на территории городского округа "Город Хабаровск" осуществляет Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска на срок действия договора на размещение информационной конструкции или на срок, определенный в письменной форме собственником здания, сооружения, земельного участка или иным законным владельцем имущества, к которому присоединяется (на котором устанавливается) информационная конструкция в соответствии с действующим законодательством и настоящим Порядком.
Из системного толкования вышеуказанных нормоположений следует, что размещение на территории города Хабаровска любых информационных конструкций (вывесок, указателей, знаково-информационных систем, иной визуальной информации), за исключением информационных табличек и витрин, подлежит обязательной регистрации в администрации города.
Как следует из материалов дела, 31 июля 2015 года должностным лицом департамента муниципальной собственности администрации г. Хабаровска был установлен факт нарушения ООО «ВМК Капитал» пункта 2 статьи 1 Порядка регистрации и учета информационных конструкций на территории городского округа «Город Хабаровск», выразившегося в том, что по адресу: <...> лит. И (ТК «Магнит») общество разместило на фасаде здания информационную конструкцию в виде объемной буквы «М» без регистрации в администрации города.
Согласно представленным в материалы дела фотографиям, спорная конструкция представляет собой объемную букву «М», которая закреплена на фасаде здания торгового комплекса «Магнит» и, со слов представителя общества, выполняет функцию указателя. Данная конструкция не является информационной табличкой или витриной, следовательно, подлежит регистрации в администрации города Хабаровска.
В соответствии со статьей 40 КоАП Хабаровского края, нарушение установленного нормативными правовыми актами органов местного самоуправления порядка размещения в населенных пунктах вывесок, указателей, витрин, афиш, объявлений, адресных указателей улиц, домов, зданий, знаково-информационных систем, другой визуальной информации влечет административную ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО «ВМК Капитал» признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного статьей 40 КоАП Хабаровского края.
Обстоятельства правонарушения, совершенного обществом, подтверждаются, в частности, протоколом об осмотре территорий от 31.07.2015г. № 197.1, материалами фотосъемки, протоколом об административном правонарушении от 31.07.2015г. № 197, пояснениями участников процесса.
С учетом положений части 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), суд считает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения, поскольку у общества имелась реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но заявителем не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо объективных причин, препятствующих выполнению им обязанности по соблюдению порядка размещения спорной конструкции.
Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.
Вместе с тем, суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания в силу следующего.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Санкция статьи 40 КоАП Хабаровского края предусматривает ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению от 17.08.2015г. № 06/1094/2015 на общество наложен административный штраф в размере 20 000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
Таким образом, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, принимая во внимание, характер совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, совершение правонарушения впервые, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного наказания, определив меру наказания – предупреждение.
По результатам рассмотрения материалов административного дела судом не установлено нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Требование общества с ограниченной ответственностью «ВМК Капитал» удовлетворить частично.
Постановление Административной комиссии № 6 городского округа «Город Хабаровск» от 17.08.2015г. № 06/1094/2015 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ВМК Капитал» к административной ответственности по статье 40 КоАП Хабаровского края в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей - изменить, заменив меру наказания на предупреждение.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак