Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12425/2017
09 октября 2017 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашникова А.Г.,
рассмотрел дело в порядке упрощенного судопроизводства по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Советско-Гаванская районная больница» (ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес: 682800, <...>) о признании незаконным и отмене постановления от 03.08.2017 № 31-02-07 Межрегионального отдела по надзору за подъемными сооружениями и объектами котлонадзора Дальневосточного управления Ростехнадзора о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 руб.,
Сущность дела: Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Советско-Гаванская районная больница» (далее – КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ», учреждение здравоохранения) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление от 03.08.2017 № 31-02-07 Межрегионального отдела по надзору за подъемными сооружениями и объектами котлонадзора Дальневосточного управления Ростехнадзора.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.04.2017г. заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
Изучив материалы дела, судом установлено следующее.
На основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю № Р-А71-678 от 05.07.2017 проведена проверка КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ».
В ходе проверки установлено, что эксплуатация лифтового
оборудования осуществлялась с нарушениями обязательных требований
технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» TP ТС
011/2011.
По результатам проверки был составлен акт № А-Р-А71-678-02-07 от 28.07.2017.
Уведомлением от 28.07.2017 КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» извещено о времени и месте составления протокола, на уведомлении имеется штамп больницы и подпись представителя.
31.07.2017 административным органом в отношение КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ. При составлении протокола присутствовал представитель больницы ФИО1
Определение о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении от 01.08.2017 вручено КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ», о чем имеется штамп больницы и подпись должностного лица.
03.08.2017 Управлением Ростехнадзора вынесено постановление о назначении административного наказания № 31-02-07, согласно которому КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, учреждение здравоохранения обратилось с настоящим заявлением в суд.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Субъектами административной ответственности, предусмотренной статьей 14.43 КоАП РФ, являются изготовители, исполнители, продавцы продукции (индивидуальные предприниматели и юридические лица).
Объективную сторону правонарушения образуют противоправные действия, выразившиеся в нарушении требований технических регламентов или обязательных требований к продукции и процессам ее эксплуатации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон о техническом регулировании) данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе зданиям и сооружениям, или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В силу статьи 2 названного Федерального закона техническим регламентом является документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. № 824 утвержден Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов» (далее - ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов»).
Данный Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности (пункт 2 статьи 1).
В силу статьи 1 ТР ТС 011/2011 указанный технический регламент распространяется на лифты и устройства безопасности лифтов, предназначенные для использования и используемые на территории государств - членов Таможенного союза. Действие ТР ТС 011/2011 распространяется на все лифты и устройства безопасности лифтов (буферы, ловители, ограничители скорости, замки дверей шахты, гидроаппараты безопасности).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 TP ТС 011/2011 настоящий Технический регламент Таможенного союза устанавливает требования к лифтам и устройствам безопасности лифтов в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
Согласно пункту 2 статьи 3 ТР ТС 011/2011, лифты, устройства безопасности лифтов, выпускаемые в обращение, должны отвечать требованиям безопасности в течение всего назначенного изготовителем срока службы, при условии использования лифта, устройств безопасности по назначению, выполнении требований сопроводительной документации изготовителя в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Технического регламента.
Статьей 5 ТР ТС 011/2011 предусмотрено, что соответствие лифтов и устройств безопасности лифтов настоящему техническому регламенту Таможенного союза обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом Таможенного союза стандартов. Выполнение на добровольной основе требований взаимосвязанных с настоящим техническим регламентом стандартов свидетельствует о соответствии лифтов и устройств безопасности лифтов требованиям настоящего технического регламента.
В результате проведенной проверки КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» выявлены следующие нарушения:
- Отсутствует ограждение доступных вращающихся элементов канатоведущего шкива лифтовой лебедки (лифты: зав. № 4816щ, № 1216-83). Нарушены ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 5.4.9.10 ГОСТ Р 53780-2010.
Так в силу пункта 5.4.9.10 ГОСТ Р 53780-2010 для канатоведущих шкивов, блоков и звездочек должны быть приняты меры в соответствии с таблицей 3 во избежание: телесных повреждений; спадания канатов и цепей при их ослаблении с блоков и звездочек; попадания предметов между канатами (или цепями) и блоками (или звездочками);
- Отсутствует ограждение доступных вращающихся элементов ограничителя скорости лифтов зав. № 4816щ, № 1216-83 Нарушены ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 5.4.7.10 ГОСТ Р 53780-2010.
Пунктом 5.4.7.10 ГОСТ Р 53780-2010 предусмотрено, что доступные вращающиеся элементы ограничителя скорости с шаровым центробежным регулятором должны быть ограждены;
- Не обеспечено наличие «Правил пользования лифтом» в кабине лифтов (или) на основных посадочных этажах зав. № 4816щ и № 1216-83. Нарушены ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 5.1 ГОСТ Р 55964-2014;
Пунктом п. 5.1 ГОСТ Р 55964-2014 предусмотрено, что для обеспечения безопасности лифта в период назначенного срока службы должны выполняться следующие условия, в том числе наличие «Правил пользования лифтом» в кабине лифта и (или) на основном посадочном этаже.
- В кабине лифтов зав. № 4816щ и № 1216-83 отсутствует (не работает) двухсторонняя переговорная связь с местом нахождения обслуживающего персонала (ремонтная, телефонная или другая двухсторонняя связь). Нарушение ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 5.5.3.17 ГОСТ Р 53780-2010.
Пунктом 5.5.3.17 ГОСТ Р 53780-2010 при верхнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной и(или) крышей кабины, машинным помещением и нижней этажной площадкой или приямком, а при нижнем расположении машинного помещения между машинным помещением и кабиной, машинным и блочным помещениями должна быть предусмотрена ремонтная телефонная или другая двусторонняя связь. При отсутствии машинного помещения такая связь предусматривается между местом установки устройства управления и кабиной, приямком (нижней этажной площадкой) и блочным помещением;
- Отсутствует аварийный источник питания освещения кабины с автоматической подзарядкой, способного питать минимум одну лампу мощностью 1Вт или светодиодные источники света в течении 1 часа на лифтах зав. № 4816щ и № 1216-83. Нарушены ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 5.5.6.12 ГОСТ Р 53780-2010.
Пунктом 5.5.6.12 ГОСТ Р 53780-2010 установлено, что рабочие зоны и пространства, предназначенные для размещения оборудования лифта без машинного помещения в шахте, традиционно размещаемого в машинном помещении (шкаф управления, лебедка, ограничитель скорости и т.п.), должны быть обеспечены стационарной осветительной аппаратурой. Освещенность оборудования должна быть не менее 200 лк на уровне зон их размещения.
- Отсутствуют вертикальные щиты на всю ширину дверных проемов высотой не менее 750 мм, установленных заподлицо с передней кромкой порога лифтов. зав. № 4816щ и № 1216-83. Нарушены ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 5.4.4.5. ГОСТ Р 53780-2010.
Пунктом 5.4.4.5 ГОСТ Р 53780-2010 установлено, что под порогом кабины на всю ширину дверного проема должен быть установлен вертикальный щит заподлицо с передней кромкой порога.
- Не проведено периодическое (ежегодное), техническое освидетельствование специализированной организацией лифтов зав. № 4816щ и № 1216-83. Нарушены ст. 5 TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», п. 4.1 ГОСТ Р 53783-2010.
В силу пункта 4.1 ГОСТ Р 53783-2010 оценка соответствия лифтов в течение назначенного срока службы и лифтов, отработавших назначенный срок службы, осуществляется в следующих формах:
- технического освидетельствования (периодического технического освидетельствования) не реже одного раза в 12 календарных месяцев в период эксплуатации лифтов групп 1, 2 и 3;
- технического освидетельствования (частичного технического освидетельствования) в случае замены узлов и механизмов лифта, указанных в 5.7, в течение периода эксплуатации лифтов групп 1, 2 и 3;
- обследования лифтов групп 1, 2 и 3, отработавших назначенный срок службы.
- В нарушение ч.1 ст.4 Федерального закона от 25.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
- В нарушение п. 2.3. Приложения 1 к Техническому регламенту Таможенного союза TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов» кабина лифта зав. № 4816щ, учетный № 2663 предназначенном в том числе для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения не оборудована поручнем.
Таким образом, юридическим лицом КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» при эксплуатации лифтов заводские № 4816щ, № 1216-83, нарушаются требования Технического регламента Таможенного союза TP ТС 011/2011 «Безопасность лифтов».
Эксплуатация больничных лифтов, выработавших нормативный срок эксплуатации, предназначенных в том числе для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения без проведения периодического ежегодного технического освидетельствования специализированной организацией - это реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью людей. Наличие контракта № 44-44 от 15.03.2017 на техническое обслуживание со специализированной организацией ООО «Компания «Резонанс» не гарантирует возникновение инцидентов и аварий на техническом устройстве.
Как указывает в своем отзыве административный орган в ходе проведения с 24.07.2017 по 28.07.2017 плановой проверки не было устранено ни одно из девяти выявленных нарушений в том числе не оформлен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что в действиях КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» выражается в том, что при наличии возможности для соблюдения требований технических регламентов, не принято всех зависящих мер по их соблюдению. КГБУЗ не представлено пояснений и доказательств, подтверждающих принятие всех возможных необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства, а также отсутствия возможности для их соблюдения.
Оснований для освобождения КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ ввиду малозначительности суд не усматривает.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Допущенное КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, связанных с охраной жизни и здоровья граждан, в связи с чем носит общественно опасный характер.
Наличие каких-либо исключительных обстоятельств КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» не приведено и не подтверждено документально. Такие исключительные случаи судом также не установлены. Привлечение к административной ответственности впервые, устранение недостатков, а также тяжелое финансовое положение учитываются при назначении административного наказания, но не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения (пункт 18 Постановления Пленума ВАС РФ N 10).
Исходя из положений части 1 статьи 4.1.1 замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение производится при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
В силу положений части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии, в частности, причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
В рассматриваемом случае эксплуатация лифтов с нарушением требований технических регламентов создает угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем правовые основания для замены примененного к КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» административного штрафа на предупреждение отсутствуют.
К тому же КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ» не является субъектом малого и среднего предпринимательства в связи с чем данное обстоятельство исключает применение статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В силу части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, принятие решения о снижении минимального размера административного штрафа ниже низшего предела санкции статьи для юридических лиц допускается в исключительных случаях и только в судебном порядке.
Суд, учитывая совершение правонарушения впервые, тяжелое финансовое положение КГБУЗ «Советско-Гаванская РБ», а так же социальную значимость учреждения считает возможным снизить административный штраф до 50 000 руб.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление от 03.08.2017 № 31-02-07 Межрегионального отдела по надзору за подъемными сооружениями и объектами котлонадзора Дальневосточного управления Ростехнадзора изменить в части назначения административного наказания, определив меру административного наказания - штраф 50 000 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников