Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12493/2016
09 января 2017 года
Резолютивная часть решения объявлена 27.12.2016.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Н.Л.Коваленко
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А.Агафоновой,
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682400, <...> Победы, д. 54)
к Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682429, <...>)
об обязании принять жилые помещения,
при участии в судебном заседании:
представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Администрация Ульчского муниципального района Хабаровского края обратилась в арбитражный суд с иском к Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края об обязании принять жилые помещения в собственность поселения, расположенные в Хабаровском крае, Ульчский район, п. Де-Кастри, согласно перечню: - ул. Таежная, д. 7, кв. 2; - ул. Чихачева, <...>; - ул. Лазо, д. 9, кв.1; - ул. Чихачева, <...>; - ул. Таежная, д. 11, кв. 2; - ул. Чихачева, д. 3А.
Исковые требования мотивированы положениями статей 14, 15, 50 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления», пункта 10 «Порядка осуществления строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году на территории Ульчского муниципального района», утвержденного постановлением Администрации Ульчского муниципального района Хабаровского края от 02.12.2013 № 1172-па, согласно которому жилые помещения, построенные или приобретенные за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», подлежат передаче из муниципальной собственности Ульчского района в муниципальную собственность соответствующего сельского поселения района, на территории которого данные жилые помещения находятся; необоснованным уклонением ответчика в принятии в муниципальную собственность спорных объектов.
Истец представил заявление об уточнении исковых требований, указав дополнительно перечень жилых помещений, расположенных по адресу: <...>, площадью 63,7 кв.м.
Судом не принято в качестве уточнения иска указание о включении в перечень дополнительного помещения, поскольку в порядке статьи 49 АПК РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Требование о включении в перечень дополнительного помещения является дополнительным исковым требованием, которое не было заявлено в иске, что не предусмотрено статьей 49 АПК РФ.
Стороны, извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, что подтверждается возвращенными в суд почтовыми уведомлениями, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ответчик в отзыве указал о несогласии с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что Администрация сельского поселения не принимает только два жилых помещения, которые были построены в 1971 и 1972 годах соответственно (ул. Таежная, д. 7, кв. 2; - ул. Таежная, д. 11, кв. 2). В отношении остальных 6-ти жилых помещений спора нет. 27.07.2016 решением Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения № 205 был утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности Ульчского муниципального района в собственность сельского поселения. В указанный перечень не вошли только два спорных жилых помещения. В связи с отказом принять два помещения, истцу направлен мотивированный отказ, в котором Администрация сельского поселения ссылается не неудовлетворительное состояние квартир, требующих ремонта. Также ответчиком указано на то, что крупномасштабное наводнение произошло осенью 2013 года, целевые бюджетные средства не могли быть использованы Администрацией района для помощи пострадавшим от наводнения гражданам, с учетом года постройки указанных выше двух жилых помещений.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон в порядке статьи 123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
Как следует из материалов дела, для пострадавших от крупномасштабного наводнения осенью 2013 года в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» гражданам, признанным пострадавшими в результате наводнения, проживающим в жилых помещениях находящихся в муниципальной собственности или бесхозяйных и признанных непригодными для проживания, предоставлялась мера социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья.
В 2013-2014 году для пострадавших от крупномасштабного наводнения на территории Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района были построены и приобретены жилые помещения.
Заказчиком по контракту на строительство и приобретение домов для граждан, пострадавших от крупномасштабного наводнения, в соответствии с постановлением 205-пр от 22.06.2012 являлась Администрация Ульчского муниципального района. Покупателем по договорам купли-продажи жилых помещений также являлась Администрация Ульчского муниципального района.
Строительство или приобретение жилья осуществлялось за счет средств, которые являлись целевыми расходами бюджета района за счет иных межбюджетных трансфертов из бюджета Хабаровского края.
Предоставление трансфертов бюджетам муниципальных образований края осуществлялось в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных государственной программой «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» (Постановление Правительства Хабаровского края от 22.06.2012 N 205-пр «Об утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае»).
Одним из условий предоставления трансфертов являлось наличие соглашения о предоставлении трансфертов и нормативного акта муниципального образования, устанавливающее порядок предоставления жилых помещений пострадавшим гражданам. Трансферты имеют целевое назначение и в соответствии с соглашением о предоставлении трансфертов их назначение - на строительство или приобретение жилья для пострадавших граждан.
На основании постановления Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр администрацией Ульчского муниципального района принято постановление от 02.12.2013 № 1172-па, которым утвержден Порядок осуществления строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году на территории Ульчского муниципального района.
В соответствии с условиями настоящего порядка строительство или приобретение взамен утраченного жилья осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае».
После окончания строительства и введения жилых домов в эксплуатацию, а также после заключения договора купли-продажи жилых помещений, в соответствии с положениями данного Порядка, администрация Ульчского района в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом зарегистрировала право собственности района на вновь построенные жилые помещения, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельства о государственной регистрации прав.
Заключение договоров социального найма и передача жилья гражданам, пострадавшим от крупномасштабного наводнения осенью 2013 года, осуществлялись Администрацией Ульчского муниципального района.
В соответствии с п. 10 «Порядка осуществления строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году на территории Ульчского муниципального района», утвержденного постановлением от 02.12.2013 № 1172-па жилые помещения, построенные или приобретенные за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», подлежат передаче из муниципальной собственности Ульчского района в муниципальную собственность соответствующего сельского поселения района, на территории которого данные жилые помещения находятся.
Истец указывает, что жилые помещения не могут находиться в собственности муниципального района из-за отсутствия полномочий, перепрофилированию они также не подлежат, так как это жилые помещения, которые строились специально для пострадавших от крупномасштабного наводнения граждан, строительство которых, осуществлялось за счет целевых бюджетных средств.
Администрация Ульчского муниципального района, на основании решения Собрания депутатов Ульчского муниципального района от 28.05.2015 № 152, направила в 2016 году в Администрацию Де-Кастринского сельского поселения перечень муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности района в собственность сельского поселения. Согласно документам передаче подлежат восемь жилых помещений.
27.07.2016 решением Совета депутатов Де-Кастринского сельского поселения № 205 рассмотрен и утвержден перечень муниципального имущества, передаваемого из муниципальной собственности Ульчского муниципального района в собственность сельского поселения. Согласно принятому решению, Де-Кастринское сельское поселение не возражало против принятия в собственность шести квартир: - ул. Чихачева, <...>; - ул. Лазо, д. 9, кв.1; - ул. Чихачева, <...>; - ул. Чихачева, д. 3А. В отношении помещений: ул. Таежная, д. 7, кв. 2 и ул. Таежная, д. 11, кв. 2 ответчиком направлен мотивированный отказ.
Вышеуказанные обстоятельства явились основанием для обращения Администрации Ульчского муниципального района с настоящим иском в арбитражный суд.
Проанализировав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд признал исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, исходя из следующего.
В силу пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться: имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом 131-ФЗ вопросов местного значения; имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также имущество, предназначенное для осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, переданных им; имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования; имущество, необходимое для решения вопросов, право решения которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, не соответствующее требованиям части 1 статьи 50 Федерального закона №131-ФЗ, указанное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения имущества) либо отчуждению. Порядок и сроки отчуждения такого имущества устанавливаются федеральным законом.
В соответствии с пунктом 10 «Порядка осуществления строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году на территории Ульчского муниципального района», утвержденного постановлением от 02.12.2013 № 1172-па жилые помещения, построенные или приобретенные за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае» подлежат передаче из муниципальной собственности Ульчского района в муниципальную собственность соответствующего сельского поселения района, на территории которого данные жилые помещения находятся.
Из представленных истцом в материалы дела документов следует, что 6-ть спорных жилых помещения, расположенные в Хабаровском крае, Ульчский район, п. Де-Кастри: - ул. Чихачева, <...>; - ул. Лазо, д. 9, кв.1; - ул. Чихачева, <...>; - ул. Чихачева, д. 3А, построены за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», о чем представлен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству жилых помещений от 15.06.2014 № 10-ЧС.
Жилое помещение, расположенное в <...>, также приобретено для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года, за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», что подтверждается муниципальным контрактом № 1.2-2014 от 30.04.2014г., распоряжением Администрации Ульчского муниципального района от 04.06.2014 № 110-ра.
Таким образом, у Администрации Ульчского муниципального района возникло право собственности на имущество (указанные 7-мь помещений), которое не может находиться в силу норм статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ в собственности муниципального района, поскольку полномочия по предоставлению нуждающимся гражданам жилых помещений не является полномочием органов местного самоуправления района, в связи с чем подлежат принятию в собственность Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района.
При этом, в отношении 6-ти жилых помещений, указанных Администрацией района в иске, спора между сторонами нет и не было на момент обращения с настоящим иском, поскольку Администрация Де-Кастринского сельского поселения отказалась принять в собственность сельского поселения только два спорных жилых помещения, расположенные в <...> и по ул. Таежная, д. 7, кв. 2, в отношении которых в адрес истца направлен мотивированный отказ. Порядок рассмотрения перечня имущества, установленный Законом Хабаровского края от 23.12.2009 № 299, ответчиком был соблюден, в связи с чем доводы истца о возникшем споре в отношении всех жилых помещений суд находит несостоятельными.
С учетом отсутствия спора в отношении 6-ти жилых помещений, на основании вышеизложенного подлежит удовлетворению требование Администрации района об обязании принять в собственность Де-Кастринского сельского поселения жилое помещение, расположенное в <...>.
Доводы ответчика относительно отказа в принятии в собственность сельского поселения квартиры 2 по ул. Таежная, д. 11 сводятся к тому, что в передаваемом помещении требуется капитальный ремонт, а у Администрации поселения отсутствуют денежные средства для его ремонта.
Указанные доводы не могут быть приняты во внимание судом, поскольку материалами дела не подтверждено признание спорного жилого помещения непригодными к проживанию в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2016) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Истец не является застройщиком (подрядчиком) спорного жилого фонда, возражения ответчика, приведенные в отзыве, принимая во внимание предмет и основание исковых требований в рамках настоящего спора, отклоняются судом. Доводы относительно необходимости капитального ремонта и газификации указанного жилого помещения являются несостоятельными, так как актами осмотра данное помещение признано пригодным для проживания.
Требование об обязании принять в собственность сельского поселения жилое помещение, расположенное в <...>, не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не представлены доказательства, подтверждающие приобретение данного жилого помещения за счет целевых средств, выделенных для пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Хабаровского края в августе-сентябре 2013 года. В качестве основания регистрации права муниципальной собственности Ульчского муниципального района в свидетельстве о государственной регистрации права указан договор дарения квартиры от 17.07.2012.
При этом, в качестве основания искового требования указан пункт 10 «Порядка осуществления строительства или приобретения жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также бесхозяйных жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в 2013 году на территории Ульчского муниципального района», который не может быть применен в отношении жилого помещения, которое приобретено Ульчским муниципальным районом не за счет межбюджетных трансфертов, поступивших в бюджет Ульчского муниципального района в рамках государственной целевой программы Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае».
Пунктом 5 части 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14, частью 3 статьи 16 и частями 2 и 3 статьи 16.2. настоящего Федерального закона, а также имущество, предназначенное для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с частями 1 и 1.1. статьи 17 ФЗ.
Расходы по государственной пошлине согласно статьи 110 АПК РФ взысканию не подлежат, так как стороны освобождены от её уплаты в соответствии с п. 1 ст.333.37 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края принять в собственность сельского поселения жилые помещения:
Наим. имущ.
Адрес (местоположение) объекта
Кадастровый (условный) номер
Площадь (м2)
Год ввода в
эксплуатацию
Данные о зарегистрирован. правах (номер и дата
записи регистрации)
квартира
<...>
27:16:0020403:1112
47,9
1971
№ 27-27-01/207/2014-591 от 07.05.2014
В остальной части иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Н.Л.Коваленко