Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12528/2021
17 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2021 года
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2021 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Шептуна Д.И., ведущего протокол судебного заседания,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ханс»
о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 26.07.2021г. № 0702/170521/01959 о назначении административного наказания по ст. 14.19 КоАП РФ.
В судебное заседание явились:
от заявителя - не явились;
от административного органа - ФИО1, представитель по доверенности № дов7-4 от 11.01.2021г.
Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Ханс» обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 26.07.2021г. № 0702/170521/01959 о назначении административного наказания по ст. 14.19 КоАП РФ.
ООО «Ханс» явку своего представителя в предварительное судебное заседание не обеспечило,о времени и месте проведения заседания извещено в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, дополнений не представило.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда.
В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.
Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства судом установлено следующее.
Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по ДФО проведена проверка деятельности ООО «Ханс» по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции.
В ходе проверки были установлено, что ООО «Ханс» нарушило установленный законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
ООО «Ханс» в 1 квартале 2021 года осуществляло деятельность по производству и поставке пива и пивных напитков.
При сравнительном анализе сведений с Сервера аналитической отчетности «Информация по накладной», «Отчет о нарушениях сроков фиксации поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» за период с 01.01.2021г. по 31.03.2021г., сведений содержащихся на сервере «checkl.fsrar.ru», представленных ООО «Ханс» ТТН и пояснений, установлено следующее:
ООО «Ханс» зафиксировало в ЕГАИС информацию об отгрузке алкогольной продукции с нарушением сроков. Данные о фиксации отгрузки в ЕГАИС алкогольной продукции отражены в таблице № 1.
Идентификатор TTN
Номер ТТН
Дата ТТН
Дата фиксации ТТН в ЕГАИС
Дата отгрузки в ЕГАИС
Дата фактической отгрузки согласно представленным ТТН
1
2
3
4
5
6
TTN-0439289541
2
21.01.2021
22.01.2021
21.01.2021
21.01.2021
TTN-0447784827
11
01.03.2021
02.03.2021
01.03.2021
01.03.2021
TTN-0447784818
12
01.03.2021
02.03.2021
01.03.2021
01.03.2021
TTN-0452890389
18
23.03.2021
24.03.2021
23.03.2021
23.03.2021
TTN-0452890378
19
23.03.2021
24.03.2021
23.03.2021
23.03.2021
ООО «Ханс» представлено пояснение (вх. № 4955 от 21.06.2021г.) о том, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке продукции была представлена ранее выезда транспортного средства с территории поставщика: согласно скриншота электронной страницы ЕГАИС счет-фактуры созданы и отправлены в ЕГАИС в срок, установленный Приказом № 397, что также соответствует ТТН.
Аналогичные пояснения представлены 26.07.2021г. (№ вх7-6067).
Вместе с тем, данный довод ООО «Ханс» не принят административным органом на основании следующего.
Контрагентом ООО «Ханс» индивидуальным предпринимателем ФИО2 представлено пояснение (вх. № 4072 от 26.05.2021г.), согласно которому по ТТН № 2 от 21.01.2021 фактическая дата получения алкогольной продукции - 21.01.2021, по ТТН № 18 от 23.03.2021г. фактическая дата получения алкогольной продукции - 23.03.2021г.
Кроме того, согласно сведениям, содержащимся на сервере «checkl.fsrar.ru» установлено, что фиксация алкогольной продукции осуществлялась на следующий день, после отгрузки продукции.
Исходя из вышеизложенного, установлено, что ООО «Ханс», не убедившись в фиксации информации об отгрузке в ЕГАИС, допустила выезд транспортного средства с алкогольной продукцией со своего склада.
Кроме того, при сравнительном анализе сведений с Сервера аналитической отчетности «Информация по накладной», за период с 01.01.2021г. по 31.03.2021г. и представленных ООО «Ханс» ТТН, установлено нарушение порядка учета алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее обороте в части внесения недостоверных сведений о ценах алкогольной продукции при фиксации в ЕГАИС, данные отражены в таблице № 2, а именно: в ИГАИО указана цена товара 0 руб., а в ТТН указана реальная стоимость товара в рублях.
ООО «Ханс» представлено пояснение (вх. № 4955 от 21.06.2021г.), согласно которому, организация в системе ЕГАИС учитывает объем производства и оборота спиртосодержащей продукции. Цена отгруженной продукции указывается на бумажном носителе (ТТН, УПД), согласно которой производится расчет с покупателями за поставленную продукцию.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 33 Правил функционирования ЕГАИС предусмотрено, что при выявлении факта внесения в единую информационную систему недостоверной и (или) искаженной информации организация, с использованием программно-аппаратных средств вносят изменение в ранее направленную заявку о фиксации, указанную в пункте 29 настоящих Правил.
В случае если у Организации отсутствует техническая возможность для исправления недостоверной и (или) искаженной информации путем направления в ЕГАИС заявки о фиксации с уточненными данными, внесение уточнения в информацию, содержащуюся в ЕГАИС, организация может осуществить через территориальный орган Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по месту нахождения организации, путем подачи заявления с уточненными данными.
ООО «Ханс» не воспользовалось правом направить заявку о фиксации сведений с уточненными данными, заявлений на внесение сведений в ЕГАИС в Управление от Общества не поступало.
Проанализировав сведения ЕГАИС, представленные первичные документы (ТТН), установлено, что ООО «Ханс» нарушило требования, установленные пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, пунктом 6.2 Приказа № 397, а именно: несвоевременно зафиксировало в ЕГАИС поставки алкогольной продукции, а также при фиксации сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции исказило информацию в части цен товара.
С учетом изложенного, проверяющими сделан вывод, что ООО «Ханс» нарушило порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее обороте, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
Извещением от 05.07.2021г. ООО «Ханс» было уведомлено о месте и времени составлении протокола об административном правонарушении на 16.07.2021г. в 11 часов 00 минут.
16.07.2021г. ООО «Ханс» представило ходатайство о составлении протокола в отсутствие представителя Общества.
16.07.2021г. по факту выявленного правонарушения должностным лицом Управления ФИО3 в отношении ООО «Ханс», был составлен протокол об административном правонарушении от 16.07.2021г. № 0702/170521/01959 по ст. 14.19 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен с участием представителей ООО «Ханс» ФИО4, ФИО5, по доверенности от 14.07.2021г. б/н, вручен под роспись 16.07.2021г.
Определением от 19.07.2021г. ООО «Ханс» было извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.07.2021г. на 11 часов 00 минут.
26.07.2021г. ООО «Ханс» представило ходатайство о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя Общества, даны пояснения.
26.07.2021г. заместителем руководителя Управления ФИО6 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено постановление от 26.07.2021г. № 0702/170521/01959 о привлечении ООО «Ханс» к административной ответственности по ст. 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 155 000 руб.
Постановление вынесено в отсутствии представителя ООО «Ханс».
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22.11.1995г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 171-ФЗ - законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 22.11.1995г. № 171-ФЗ - программно-аппаратные средства организаций, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
В соответствии со статьей 10.2 Федерального закона № 171-ФЗ - оборот алкогольной продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, в том числе товарно-транспортной накладной и справки, прилагаемой к ТТН.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона № 171-ФЗ - организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В силу положений пункта 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ - в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, информация о которых не зафиксирована в ЕГАИС, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 3 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ - юридические лица, должностные лица и граждане, нарушающие требования настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020г. № 2466 «О ведении и функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» утверждены «Правила ведения и функционирования ЕГАИС, а также учета информации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате), об использовании производственных мощностей, объеме собранного винограда, использованного для производства винодельческой продукции» (далее - Правила № 2466).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 2466, участниками единой информационной системы являются, в том числе организации, осуществляющие оборот алкогольной продукции.
Пунктом 8 Правил № 2466 установлено, какую информацию содержит ЕГАИС.
В соответствии с подпунктом 17 пункта 8 Правил № 2466 - ЕГАИС содержит сведения об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанные в подпунктах 3-5 настоящего пункта, содержащиеся в товарно-транспортной накладной, международной транспортной накладной.
Согласно подпункту 19 пункта 8 Правил № 2466 - в ЕГАИС содержится информация о номерах, датах и времени представления заявок о фиксации в единой информационной системе информации об организации, об этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции каждого вида и наименования, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 9 Правил № 2466, установлено, что Организации представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств, обеспечивающих прием и передачу информации в единую информационную систему (далее - программно-аппаратные средства), информацию, указанную в подпунктах 1-4 пункта 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 18 Правил № 2466 - организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, помимо информации, указанной в пункте 9 настоящих Правил, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 5, 7, 8, 11 - 14, 17, 19, 23 - 25, 27 и 37 пункта 8 настоящих Правил.
Согласно пункту 48 Правил № 2466 - учет объема оборота этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий) продукции осуществляется организациями, осуществляющими оборот такой продукции.
Пунктом 63 Правил № 2466, установлено, что учет объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (за исключением продукции, указанной в пункте 48 настоящих Правил) организациями, осуществляющими оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Порядком, утвержденным Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 17.12.2020 № 397г. «Об утверждении форм, порядка заполнения, форматов и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Порядок № 397) формы и сроки представления в электронном виде заявок о фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 6.2 Порядка № 397 - заявка о фиксации в ЕГАИС информации о поставке (в том числе возврате), внутреннем перемещении продукции предоставляется в ЕГАИС не позднее момента выезда транспортного средства с территории поставщика. Заполнение сведений должно осуществляться на основании сопроводительного документа в соответствии со статьей 10.2 Федерального закона № 171- ФЗ, подтверждающего факт поставки (в том числе возврата), внутреннего перемещения продукции.
Поле «78 Цена за единицу продукции» заполняется оператором заявителя с указанием.
В ходе проверки были установлено, что ООО «Ханс» нарушило требования, установленные пунктом 1 статьи 14, пунктом 1 статьи 26 Федерального закона № 171-ФЗ, пунктом 6.2 Приказа № 397, а именно: несвоевременно зафиксировало в ЕГАИС поставки алкогольной продукции, а также при фиксации сведений в ЕГАИС об отгрузке алкогольной продукции исказило информацию в части цен товара.
С учетом изложенного, ООО «Ханс» нарушило порядок учета алкогольной и спиртосодержащей продукции при ее обороте, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.19 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 14.19 КоАП РФ - нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» от 02.06.2004г. № 10 в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
ООО «Ханс» могло и должно было предпринять все необходимые меры для недопущения события правонарушения и отразить в ЕГАИС достоверную информацию об обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствии с установленными Правилами.
Учитывая изложенное, в действиях (бездействиях) ООО «Ханс» имеется состав административного правонарушения предусмотренного ст. 14.19 КоАП РФ.
Не надлежащая организация работы работников Общества, не является уважительной причиной способствующей совершению выявленного правонарушения, не исключает вину Общества во вменяемом ему правонарушении.
Суд не находит оснований для применения в рассматриваемом случае положений ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности указанного правонарушения, поскольку квалификация правонарушения, как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях, и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС № 10 от 02.06.2004г. применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В соответствии с указанным пунктом Постановления при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии угрозы охраняемым общественным отношениям.
Правонарушение, предусмотренное статьи 14.19 КоАП РФ, образует формальный состав правонарушения, считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей предусмотренных действующим законодательством.
Судом установлено, что ООО «Ханс» относится к субъектам малого предпринимательства в соответствии с Законом РФ от 24.07.2007г. № 209-ФЗ, что подтверждается сведениями, размещенными в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательства.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом Управления установлено, что ООО «Ханс» привлекалось к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ, постановлением от 11.12.2020г. № 0702/291020/05774 в виде предупреждения, что исключает возможность применения положений ст. 4.1.1. КоАП РФ.
ООО «Ханс» при рассмотрении дела об административном правонарушении представлены документы бухгалтерской отчетности, а именно: бухгалтерский баланс за 2018 и 2020 г., отчет о финансовых результатах за 2018 и 2020г., а также налоговая декларация по налогу на прибыль организации за 2019 и 2020г., из которых не следует, что Общество находится в трудном финансовом положении.
Должностным лицом Управления назначено административное наказание в виде штрафа в размере 155 000 руб., то есть в пределах санкции ст. 14.19 КоАП РФ.
При рассмотрении дела, судом не установлены исключительные и иные обстоятельства, указанные в п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ, позволяющие назначить ООО «Ханс» административное наказание ниже низшего предела.
Существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену обжалуемого постановления в полном объеме, судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Общества с ограниченной ответственностью «Ханс» о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Дальневосточному федеральному округу от 26.07.2021г. № 0702/170521/01959 о назначении административного наказания по ст. 14.19 КоАП РФ - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в Арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко