Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12634/2019
25 сентября 2019 года
Мотивированное решение изготовлено судом на основании ходатайства заявителя в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по жалобе Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края
об оспаривании постановления Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю от 28.06.2019 №10/65-19 о назначении административного наказания по ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ.
Сущность спора: Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация района, заявитель) обратилась в арбитражный суд с жалобой на постановление Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю(далее – ФСБ России по Хабаровскому краю, административный орган) от 28.06.2019 № 10/65-19, которым администрация привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 7 статьи 13.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 15.07.2019 жалоба принята к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о принятии заявления, возбуждении производства по делу и о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
Решением в виде резолютивной части от 10.09.2019 постановление Управления ФСБ России по Хабаровскому краю от 28.06.2019 №10/65-19 о назначении административного наказания по ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, вынесенное в отношении Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, изменено в части размера назначенного административного штрафа.
16.09.2019г. от заявителя поступило заявление об изготовлении мотивированного решения. Поскольку заявление подано в установленный статьёй 229 АПК РФ срок, суд счёл необходимым изготовить мотивированное решение по делу № А73-12634/2019.
Изучив материалы дела, арбитражный суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 28.05.2019 по 13.06.2019 комиссией в составе сотрудников Управления ФСБ России по Хабаровскому краю на основании предписания первого заместителя начальника Управления ФСБ России по Хабаровскому краю № 80/1912 от 21.05.2019 в Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, расположенной по адресу: Хабаровский край, Ванинский район, п.Ванино, ул. площадь Мира, д. 1, проведена внеплановая проверка на предмет обеспечения режима секретности.
В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в неисполнении требований Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Федеральный закон от 21.07.1993 № 5485-1), Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 № 3-1 (далее - Постановление Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1), Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 (далее - Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63), а именно:
- в нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 Администрацией района не организован доступ Главы Ванинского муниципального района и должностных лиц Администрации района к сведениям, составляющим государственную тайну в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63;
- в нарушение требований статей 16 и 17 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 Администрацией района осуществляются работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в отсутствие договора на проведение совместных и других работ с использованием указанной категории сведений, а также без санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 находятся эти сведения.
Результаты внеплановой проверки отражены в соответствующем акте от 13.06.2019 № 2786.
По факту вышеуказанных нарушений 19.06.2019 старшим оперуполномоченным по ОВД отдела в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю ФИО1 в отношении Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, в присутствии представителя администрации ФИО2, действующей по доверенности от 13.06.2019, составлен протокол № 10/65-19 об административном правонарушении по части 7 статьи 13.12. КоАП РФ.
Определением от 19.06.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 26.06.2019 в 15-00 по адресу: <...>. Определением от 26.06.2019 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 28.06.2019 в 15-00. Копия определения получена представителем администрации ФИО2 26.06.2019г.
28.06.2019г. начальником отдела в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 10/65-19 вынесено постановление, которым Администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 13.12. КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Администрация района обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.
Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Частью 7 статьи 13.12. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований о защите информации, составляющей государственную тайну, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи, если такие действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Объектом посягательства правонарушений, предусмотренных данной статьей, является информация, составляющая государственную тайну.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.07.1993 №5485-1 «О государственной тайне», положения настоящего Закона обязательны для исполнения на территории Российской Федерации и за ее пределами органами законодательной, исполнительной и судебной власти, а также организациями, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации государственное управление в установленной сфере деятельности (далее - органы государственной власти), органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
В соответствии с подпунктом 13 статьи 37 Устава Ванинского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 31.05.2005 № 24 (далее - Устав Ванинского муниципального района), подпунктом 3.1 пункта 3 Положения об администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края, принятого решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района Хабаровского края от 14.06.2012 г. № 282 (далее - Положение об Администрации района) Администрация района осуществляет полномочия, отнесенные Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами и Уставом района к ведению органов местного самоуправления.
В силу статьи 20 Федерального закона «О государственной тайне» к органам защиты государственной тайны относятся, в том числе учреждения.
В соответствие с подпунктом 4 статьи 34 и подпунктом 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и, как юридические лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций.
Согласно подпункту 1.4 пункта 1 Положения об Администрации района, Администрация входит в структуру органов местного самоуправления Ванинского муниципального района Хабаровского края, обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образованным для осуществления управленческих функций, действует от имени Ванинского муниципального района Хабаровского края, имеет печать, другие необходимые для осуществления своей деятельности штампы, бланки, расчетные и иные счета в банках, кредитных организациях.
В силу статьи 25 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1, организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.
В ходе проведения внеплановой проверки сотрудниками УФСБ России по Хабаровскому краю установлено, что в нарушение требований вышеуказанной нормы Администрацией района не организован доступ Главы Ванинского муниципального района и должностных лиц Администрации района к сведениям, составляющим государственную тайну в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 №63, решение о допуске к государственной тайне принимается:
а) в отношении граждан, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу по мобилизации или на военные сборы, - военным комиссаром;
б) в отношении руководителей государственных органов и государственных организаций - теми, кем они были назначены на соответствующие должности;
в) в отношении руководителей негосударственных организаций - руководителем организации - заказчика работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Как отмечалось ранее, в соответствии с п. 4 ст. 34 и п. 2 ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и как юридические лица являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций. Аналогичные сведения содержатся и в пункте 6 статьи 36 Устава администрации района.
В этой связи, Администрация района относится к категории негосударственных организаций.
Как следует из материалов дела, заказчиком работ для Администрации Ванинского муниципального района является Правительство Хабаровского края в рамках осуществления мобилизационного задания.
Проверкой установлено, что глава Ванинского муниципального района не имеет надлежащим образом оформленного допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, тогда как занимаемая им должность такой допуск предполагает.
Таким образом, в администрации Ванинского муниципального района в нарушение установленного законом порядка осуществляются работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в отсутствие надлежащим образом оформленного допуска у ее руководителя.
Режим секретности сведений, составляющих государственную тайну, направлен на ее сохранность и не предполагает свободный доступ к таким сведениям лиц, не имеющих соответствующего допуска.
Довод заявителя об отсутствии законных оснований для оформления главе Администрации района допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, со ссылкой на положения Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, подлежит отклонению, как основанный на неверном толковании норм материального права.
Как следует из абзаца 2 статьи 16 Федерального закона «О государственной тайне», органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации, запрашивающие сведения, составляющие государственную тайну, обязаны создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Их руководители несут персональную ответственность за несоблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну.
Статьей 17 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 предусмотрено, что передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Предприятия, учреждения или организации, в том числе и негосударственных форм собственности, при проведении совместных и других работ (получении государственных заказов) и возникновении в связи с этим необходимости в использовании сведений, составляющих государственную тайну, могут заключать с государственными предприятиями, учреждениями или организациями договоры об использовании услуг их структурных подразделений по защите государственной тайны, о чем делается соответствующая отметка в лицензиях на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обеих договаривающихся сторон.
В договоре на проведение совместных и других работ, заключаемом в установленном законом порядке, предусматриваются взаимные обязательства сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении, а также условия финансирования работ (услуг) по защите сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 25 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. № 349 «О Правительстве Хабаровского края» взаимоотношения Правительства края и органов местного самоуправления осуществляются посредством заключения договоров исоглашений.
Таким образом, сведения, составляющие государственную тайну, имеющиеся в Администрации района, должны быть ей переданы исключительно организацией - заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, составляющие государственную тайну, в объеме необходимом Администрации района для выполнения работ, путем заключения сней договора на проведение совместных и других работ, принятием взаимных обязательств сторон по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну, как в процессе проведения работ, так и по их завершении.
Как установлено проверкой, в нарушение требований статей 16 и 17 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 Администрацией района осуществляются работы со сведениями, составляющими государственную тайну, в отсутствие договора на проведение совместных и других работ с использованием указанной категории сведений, а также без санкции органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьёй 9 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 находятся эти сведения.
Администрацией не исполняется обязанность, предусмотренная статьей 16 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1 о создании условий, обеспечивающих защиту сведений, составляющих государственную тайну, а именно: не осуществляется планирование, разработка и согласование с организацией-заказчиком работ мероприятий по обеспечению режима секретности при проведении секретных работ, что является нарушением пункта 8 Постановления Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1; не организовано исполнение функций режимно-секретного подразделения, что является нарушением пунктов 13, 121, 214, 228 Постановления Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1; работа со сведениями, составляющими государственную тайну, осуществляется в помещениях, не аттестованных на соответствие требованиям, предъявляемым к помещениям для конкретного вида секретных работ (нарушение требований пункта 173 Постановления № 3-1), а также на соответствие выделенных помещений требованиям по противодействию иностранным техническим разведкам и технической защите информации (нарушение требований пункта 59 Постановления № 3-1).
Таким образом, юридическое лицо - администрация Ванинского муниципального района Хабаровского края вследствие ненадлежащего исполнения своих полномочий не организовало исполнение вышеуказанных нормативных положений в части создания условий, обеспечивающих защиту сведений, составляющих государственную тайну, и допустило нарушение требований о защите государственной тайны.
В соответствии с пунктом 497 Постановления Правительства РФ от 05.01.2004 № 3-1 за нарушение режима секретности виновные лица привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства рассматриваемого правонарушения наряду с конкретными нарушениями изложены в акте проверки от 13.06.2019 №2786 и в протоколе об административном правонарушении от 19.06.2019, которые были составлены сотрудниками УФСБ России по Хабаровскому краю в ходе проверочных мероприятий в пределах их компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно данной формулировке вины, субъекты административного производства не лишены возможности доказывать, что нарушение обязательных правил и норм вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми для соответствующих отношений препятствиями, находящимися вне их контроля, при том, что они действовали с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения законодательно установленных правил (норм), и что с их стороны к этому были приняты все меры.
Сделать выводы о невиновности юридического лица возможно только при наличии объективно непредотвратимых обстоятельств либо непредвиденных препятствий, находящихся вне контроля данного лица.
Администрацией района не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, находящихся за пределами её возможностей, препятствующих фактической реализации предоставленных юридическому лицу прав и выполнению возложенных на него обязанностей.
Принимая во внимание, что заявителем не выполнены установленные законом требования по соблюдению государственной тайны, суд считает, что вина в совершении вмененного ему административного правонарушения доказана. Доказательств принятия администрацией исчерпывающих мер к недопущению нарушения в материалы дела не представлено.
Обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения подтверждаются материалами административного дела № 10/65-19. Доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, заявителем не представлено и материалы дела не содержат.
Суд не усматривает оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в порядке статьи 2.9 КоАП РФ, исходя из следующего.
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.06.2004 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В данном случае обстоятельства, свидетельствующие о малозначительности совершенного обществом правонарушения, отсутствуют. Защита государственной тайны является частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации, таким образом, посягательства на правоотношения в области защиты государственной тайны не могут рассматриваться как малозначительные, ввиду её особой важности для обеспечения безопасности Российской Федерации.
Постановление о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 13.12 КоАП РФ, вынесено начальником отдела в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в отношении заявителя, судом не установлено.
Вместе с тем, суд полагает, что оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного наказания по следующим основаниям.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Санкция части 7 статьи 13.12 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде наложения административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению от 28.06.2019 №10/65-19 на юридическое лицо наложен административный штраф в максимальном размере 20 000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
На основании изложенного, принимая во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, а также учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление, снизив размер назначенного штрафа до 15 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 210, 211, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве», арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Хабаровскому краю от 28.06.2019 №10/65-19 о назначении административного наказания по ч. 7 ст. 13.12 КоАП РФ, вынесенное в отношении Администрации Ванинского муниципального района Хабаровского края изменить, снизив размер назначенного административного штрафа до 15 000 рублей.
Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Судья Ж.Г. Шестак