АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
г. Хабаровск Дело №А73-12662/2008
03 декабря 2008 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панасенко В.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Отдела государственного пожарного надзора по Центральному району г. Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Сократ ДВ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, директор, действующий на основании приказа от 03.03.2008 № 1
от административного органа – не явился, извещен о времени и месте судебного заседания в порядке ст.123 АПК РФ надлежащим образом;
Сущность дела: Отдел государственного пожарного надзора по Центральному району г.Хабаровска обратился в арбитражный суд с требованием о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Сократ ДВ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 26.11.2008 по 03.12.2008.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, против заявленных требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве. Пояснил, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, поскольку у всех работников, состоящих в штате, имеется соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, а также у пятидесяти процентов специалистов, занятых специальными работами, имеется трехлетний стаж работы в указанной области.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Сократ ДВ» (далее – ООО «Сократ ДВ», Общество), зарегистрировано 03.02.2006 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Центральному району г.Хабаровска за основным государственным регистрационным номером 1062721017413 и на основании лицензии от 26.02.2007 № 2/18866 осуществляет деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления и систем оповещения и эвакуации при пожаре).
На основании распоряжения главного государственного инспектора Центрального района г.Хабаровска по пожарному надзору от 06.10.2008 № 420 в период с 27.10.2008 по 01.11.2008 проведена плановая проверка соблюдения ООО «Сократ ДВ» требований пожарной безопасности ППБ 01-03, НПБ 110-03, НПБ 104-03, СНиП 21-01-97*.
В ходе проверки, проведенной инспектором ОГПН по Центральному району г.Хабаровска ФИО2 по адресу: <...>, установлено, что Обществом допускаются нарушения лицензионных требований и условий при производстве работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно: у директора отсутствует профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, а также более пятидесяти процентов работников, состоящих в штате организации, имеют стаж работы по лицензируемой деятельности менее 3 лет.
По результатам проверки составлен акт от 01.11.2008 № 420.
01.11.2008г. государственным инспектором по Центральному району г.Хабаровска по пожарному надзору ФИО2 в отношении ООО «Сократ ДВ» в присутствии его законного представителя (директора ФИО1) составлен протокол № 481 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителя Общества, исследовав материалы дела и дав оценку представленным доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего:
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ) лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии - специального разрешения на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданного лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно подпункту 39 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
В статье 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ указано, что условием выдачи лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю лицензии на осуществление конкретного вида деятельности является обязательное соблюдение лицензионных требований, в том числе, положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Вопросы лицензирования деятельности в области пожарной безопасности регулируются Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2006 № 625 «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности» (далее – Постановление Правительства РФ от 25.10.2006 № 625).
Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 № 625 утверждено «Положение о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» (далее – Положение о лицензировании).
В соответствии с пунктом 2 Положения о лицензировании под производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений понимается осуществление мероприятий, связанных с монтажом, ремонтом и обслуживанием активных и пассивных систем обеспечения пожарной безопасности (пожаротушения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, дымоудаления, оповещения и эвакуации при пожаре, первичных средств пожаротушения, противопожарных занавесов и завес, заполнений проемов в противопожарных преградах) и их элементов, а также трубо-печных работ, работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
Пунктом 4 Положения о лицензировании предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении указанной лицензируемой деятельности относятся:
а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) помещений, оборудования, инструмента, технологической оснастки, средств измерений и документации, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным законодательством Российской Федерации требованиям и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании;
б) наличие у всех работников, состоящих в штате соискателя лицензии (лицензиата), соответствующего их должностным обязанностям профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет;
в) повышение квалификации указанных в подпункте "б" лиц в области лицензируемой деятельности не реже одного раза в 5 лет;
г) выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В акте проверки от 01.11.2008 № 420 и протоколе об административном правонарушении от 01.11.2008 №481 административный орган ссылается на нарушение Обществом пункта 4 «б» Постановления Правительства РФ от 25.10.2006 № 625.
Согласно Уставу ООО «Сократ ДВ» и лицензии от 26.02.20078 № 2/18866, Общество осуществляет деятельность по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации, систем дымоудаления и систем оповещения и эвакуации при пожаре). Таким образом, при осуществлении данного вида деятельности Общество обязано руководствоваться «Положением о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений».
В соответствии с пунктом 4 «б» Положения о лицензировании, осуществление вышеуказанного вида деятельности возможно только при условии, если у всех работников, состоящих в штате лицензиата,имеется соответствующее их должностным обязанностям профессиональное образование (профессиональная подготовка) в области лицензируемой деятельности, из которых не менее 50 процентов имеют стаж работы в указанной области не менее 3 лет.
Из смысла данной нормы следует, что профессиональное образование должно соответствовать должностным обязанностям работника, при этом требование о наличии профессионального образования (профессиональной подготовки) в области лицензируемого вида деятельности, а также требование о необходимости стажа работы в указанной области не менее 3 лет относится к тем работникам, состоящим в штате организации, которые в силу своих должностных обязанностей выполняют работы, непосредственно связанные с осуществлением лицензируемой деятельности, т. е. производят работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Таким образом, требование об обязательности наличия профессионального образования в области лицензируемой деятельности не может быть отнесено к работникам, состоящим в штате лицензиата, но выполняющим должностные обязанности, не связанные непосредственно с лицензируемой деятельностью (работники бухгалтерии, отдела кадров и т.п.).
Судом в ходе судебного разбирательства установлено и подтверждено материалами дела, что в штате ООО «Сократ ДВ» состоят следующие работники:
- директор ФИО1, имеет среднее специальное образование, окончил профессиональное училище № 46 г.Хабаровска по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей», стаж работы составляет 7 месяцев;
- главный инженер ФИО3 имеет среднее специальное образование, окончил профессиональное училище № 39 г.Яровое Алтайского края по специальности «Радиомеханик», стаж работы составляет 4 года 3 месяца;
- специалист по наладке оборудования ФИО4, имеет среднее специальное образование, окончил профессиональное училище № 39 г.Яровое Алтайского края по специальностям «Электромонтажник по вторичным цепям 2 разряда», «Радиомеханик по ремонту и обслуживанию радиотелевизионной аппаратуры», стаж работы составляет 2 года 9 месяцев.
При этом только два человека из трех, состоящих в штате Общества, выполняют должностные обязанности, непосредственно связанные с производством работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (ФИО3, ФИО4).
Один из двух работников - главный инженер ФИО5 имеет стаж работы в указанной сфере деятельности более трех лет. Таким образом, требование о необходимости наличия стажа работы в лицензируемой сфере деятельности не менее трех лет у 50 процентов работников, состоящих в штате Общества и выполняющих работы в области лицензируемого вида деятельности, Обществом соблюдено.
Требование об обязательности наличия стажа работы не менее трех лет, а также требование о наличии специального образования в области лицензируемой деятельности не может быть отнесено к руководителю лицензиата, поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, в его должностные обязанности не входит выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Согласно Уставу ООО «Сократ ДВ», директор занимается организационно-распорядительной деятельностью, осуществляет текущее управление Обществом.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Понятие административного правонарушения включает в себя такие обязательные признаки, как противоправность, виновность и наказуемость. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков, входящих в состав правонарушения, приводит к невозможности привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 статьи 1.6. КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях, установленных законом.
Согласно статье 26.1. КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее это правонарушение, и его виновность в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу, характер и размер ущерба и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, то есть устанавливается состав административного правонарушения.
В силу пункта 1 статьи 24.5. КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО «Сократ ДВ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, ввиду отсутствия события вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 1.6., 24.5., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требованийОтделу государственного пожарного надзора по Индустриальному району г. Хабаровска ГУ МЧС России по Хабаровскому краю о привлеченииООО «Сократ ДВ» к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а так же в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак