АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73 -1269/2011
«11» мая 2011 г.
Резолютивная часть судебного акта объявлена 11.05.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Луговой И.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зажигалкиной К.С.,
рассмотрел в судебном заседании суда первой инстанции дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1
к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата по Хабаровскому краю»
третьи лица – ИП ФИО2, ОАО «НОМОС-РЕГИОБАНК»
о признании незаконным решения от 11.11.2010 г. № Ф-22/10-2316 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 27:22:011501:172, решения от 11.11.2010 г. № Ф22/10-2307об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером 27:22:011501:171
При участии в судебном заседании:
от заявителя – представитель ФИО3 по дов. № 7 от 11.01.2011 г.
от ФГУ «ЗКП» - представители: ФИО4 по дов. № 2-19/30-11 от 16.03.2011 г., ФИО5 по дов. № 2-16/31/1 от 16.03.2011 г.
от ИП ФИО6 – не явился
от ОАО «НОМОС-РЕГИОБАНК» - не явился
В судебном заседании в порядке ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ объявлялся перерыв с 10 по 11 мая 2011 г.
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее –Предприниматель, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному учреждению «Земельная кадастровая палата» по Хабаровскому краю (далее Учреждение и Земельная палата) о признании незаконными: решения от 11.11.2010 г. №Ф-22/10-2316 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном учёте земельного участка с кадастровым номером 27:22:011501:172, решения от 11.11.2010 №Ф22/10-2307 об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельном учёте земельного участка с кадастровым номером 27:22:011501:171.
Определением от 05.03.2011 г. суд в соответствии с положениями статьи 51 АПК РФ привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Открытое акционерное общество «НОМОС-РЕГИОБАНК», и ИП ФИО2.
Представитель Предпринимателя в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала, указывая на то, что, оспариваемые решения ФГУ «ЗКП» нарушают права ИП ФИО1, поскольку, регистрации прав собственности по договору купли-продажи № 120 от 13.05.2009 г. на земельные участки с кадастровыми номерами 27:22:011501:171 и 27:22:011501:172 препятствует Администрация и регистрационная служба, указывая на наличие обременений в виде залога в пользу ОАО «НОМОС-РЕГИОБАНК» ранее существующих земельных участков принадлежавших как заявителю, так и ФИО7 При этом, по мнению заявителя, в данном случае, оспариваемые решения Земельной палаты незаконны и потому как, даже при отсутствии государственной регистрации прав на вновь образованные земельные участки, продолжает действовать договор аренды земельного участка с кадастровым номером 27:22:011501:0016 от 16.12. 2002 г., подтверждающего существование новых участков и оформленного в виде актов администрации о фактическом использовании земельных участков. В связи с чем, полагает действия ответчика об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о кадастровом учете земельных участков с кадастровыми номерами № 171 и № 172 преждевременными и незаконными. Также считает, что оспариваемые решения были приняты Учреждением раньше двухлетнего срока.
Учреждение в отзыве и его представители в судебном заседании требования Предпринимателя отклонили по основаниям, указанным в отзыве, указав на законность и обоснованность принятых решений.
ОАО «НОМОС-РЕГИОБАНК», извещенное в установленном порядке о месте и времени судебного заседания, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, в ранее представленном письменном отзыве изложило свою позицию относительно предъявленных требований.
В представленном к предварительному судебному заседанию конкурсным управляющим ФИО8 от имени ИП ФИО2 отзыве, третье лицо заявило о рассмотрении дела в его отсутствие, выразило согласие с тем, что действия Земельной палаты и Администрации г. Комсомольска-на-Амуре по преобразованию земельных участков, по заключению договора купли-продажи № 120 являются неправомерными, нарушающими права и законные интересы ИП ФИО1
Дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц по правилам ст.ст. 123, 156 АПК РФ.
Судом установлены следующие обстоятельства:
16.12.2002 года между Муниципальным образованием «Город Комсомольск-на-Амуре» и ИИ ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка № 181/3 , площадью 3130,10 кв.м, расположенного в <...> с кадастровым номером № 27:22:011501:0016.
На основании распоряжения Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 947-ра от 20.05.2004 г. ФИО2 был передан в аренду земельный площадью 2224,7 кв.м., расположенный в <...> и которому был присвоен кадастровый номер № 27:22:01 1501:0049.
Распоряжением Администрации № 1534-ра от 29.05.2008 г. утверждены проекты границ земельных участков земельных участков, занимаемых объектами недвижимого имущества принадлежащих ИП ФИО1 и ФИО2
В связи с чем, распоряжением Администрации г. Комсомольска-на-Амуре № 2435-ра от 14.08.2008 г. ФИО1 были предоставлены в аренду земельные участки: площадью 3 183,7 кв.м. и земельный участок площадью 87,6 кв.м.
Этим же распоряжением были внесены изменения в распоряжение № 947-ра от 20.05.2004 г. и площадь земельного участка переданного в аренду ФИО2 была уменьшена до 2 159,0 кв.м.
Изменения в площадях земельных участков, предоставленных ФИО2 и ФИО1, были обусловлены установлением в натуре границ фактического использования земельных участков.
В связи с чем, на кадастровый учет были поставлены земельные участки с кадастровыми номерами:
№ 27:22:011501:172 площадью 87,6 кв.м., № 27:22:011501:171 площадью 3183,7 кв.м предоставленные ФИО1
№27:22:011501:173 площадью 2159,0 кв.м. предоставленный ФИО2
Указанные земельные участки образовались в результате преобразования ранее предоставленных данным лицам земельных участков с кадастровыми номерами: № 27:22:01 1501:0049 и № 27:22:011501:0016.
13.05.2009 г. ФИО1 в целях выкупа предоставленных ему земельных участков площадью 3183,7 кв.м и 87,6 кв.м. заключает договор купли-продажи № 120 с Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре.
После чего обращается в регистрационную службу для осуществления государственной регистрации договора купли-продажи.
Уведомлениями от 27.11.2009 г. Росреестр отказал в регистрации договора, разъяснив, что в данном случае требуется снять ограничения по ранее зарегистрированным правам, а именно обременения залога в пользу ОАО «НОМОС-РЕГИОБАНК» земельного участка с кадастровым номером №27:22:011501:49, предоставленного до предобразования земельных участков ФИО2
Вместе с тем, ИП ФИО2 с заявлением о снятии обременений в регистрационную службу не обращался, а Банк подобного согласия не давал.
В настоящее время в отношении ИП ФИО2 осуществляются процедуры банкротства по делу № А73-13437/2009, возбужденному 28.08.2009 г.
11.11.2010 года Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» (Межрайонный отдел в г. Комсомольске-на-Амуре) приняло решения об аннулировании сведений об объекте недвижимости № Ф22/10-2307 и № Ф22/10-2316, согласно которым из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках №27:22:011501:171 и № 27:22:011501:172 аннулированы в виду истечения срока действия временного статуса сведений ГКН и не поступления документов, содержащих сведения о зарегистрированных правах (ограничениях (обременениях) прав на данные объекты недвижимости.
Указывая, что отсутствие регистрации прав на спорные земельные участки с кадастровыми номерами № 171 и № 172 в течение длительного времени произошло по вине Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, и Земельной кадастровой палаты, которые своими действиями до настоящего времени препятствуют в регистрации прав собственности выкупленных ИП ФИО1 по договору купли-продажи № 120 от 13.05.2009 г. земельных участков, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанных решений об аннулировании из ГКН сведений о земельных участках, полагая их незаконными и нарушающими его права на последующую регистрацию прав собственности.
Выслушав представителей участников, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч.1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. (ч.3).
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее - кадастровые отношения), регулируются нормами Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». (далее Закон № 221-ФЗ, Закон о кадастре недвижимости).
Частью 2 статьи 1 данного Закона определено, что государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно ч.3 статьи 1 Закона № 221-ФЗ, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (ч.5 ст.1)
В соответствии с ч.1 статьи 3 Закона № 221-ФЗ, кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Таким органом, осуществляющим кадастровый учет в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и её территориальные органы в субъектах.
В силу ч.2 ст. 3 Закона № 221-ФЗ, предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждениясчитаются органами кадастрового учета.
В соответствии с п.6 Приложения к Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 " О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета") органом наделенным полномочиями органа кадастрового учета на территории Хабаровского края является ФГУ «ЗКП» по Хабаровскому краю, которое согласно уставу осуществляет функции по ведению государственного кадастра недвижимости и государственному кадастровому учету недвижимого имущества, в том числе, земельных участков.
В соответствии с положениями статьи 4 Закона № 221-ФЗ ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах (ч.1).
Частью 5 данной статьи установлено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.(ч.9)
Пунктом 9 части 2 статьи 7 Закона № 221- ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Часть 1 статьи 16 Закона № 221-ФЗ определяет, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
При этом в соответствии с ч.2 статьи 20, с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица
Часть 1 статьи 23 данного Закона устанавливает, что постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.
При этом, согласно ч.4 статьи 24 Закона, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.
В течение срока действия временного характера внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений об объекте недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости, сведения о таком объекте недвижимости могут быть аннулированы и исключены из государственного кадастра недвижимости (ч.5).
В статье 25 Закона № 221-ФЗ установлены особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости и учета частей объектов недвижимости.
Так, часть 1 ст. 25 Закона устанавливает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные частью 4 статьи 24 настоящего Федерального закона.
В силу ч.2 данной статьи, орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Как следует из материалов дела, образование земельных участков с кадастровыми номерами № 171, № 172, № 173 произошло в результате преобразования земельных участков в связи с определением фактических площадей их использования, предоставленных ИП ФИО1 и ФИО2 под принадлежащие им объекты недвижимости.
Решение о постановке на учет земельных участков № Ф22/08-1136 было принято Роснедвижимостью (обладающей такими функциями до делегирования части полномочий) 06.11.2008 г. (том 1 л.д. 109).
ИП ФИО1 кадастровые паспорта на земельные участки с кадастровыми номерами: № 171, № 172 были выданы 12.11.2008 г. (том 1 л.д. 38-45).
В графе 16 обоих кадастровых паспортов – «Особые отметки» внесены сведения о том, что согласно ст.ст. 4, 24 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения о земельном участке носят временный характер.
В течение двух лет со дня постановки указанных земельных участков на кадастровый учет сведения о регистрации прав ИП ФИО1 не поступили.
В ответ на запрос Учреждения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю по электронным каналам связи представило в адрес ФГУ «ЗКП» выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по состоянию на 08.11.2010 г. (том 1 л.д. 110,111), согласно которым регистрация временно учтенных в кадастре недвижимости земельных участков с кадастровыми номерами № 171 и № 172 не произведена, ограничения (обременения) прав и заявленные в судебном порядке требования по поводу земельных участков отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что действия Земельной палаты по принятию решений об аннулировании из Государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках носящих временный характер являются обоснованными и законными, в полной мере соответствуют положениям ч.4 ст. 24 Закона о кадастре недвижимости.
Вместе с этим процедура принятия оспариваемых решений отвечает рекомендациям, данным по вопросу применение данной нормы в письмеРосреестра от 26.02.2010 N 14-1343-ВК "Об аннулировании сведений о земельных участках", согласно которому подразделение, осуществляющее государственный кадастровый учет, принимает решение об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках (в отношении земельных участков, права или ограничения (обременения) прав на которые не зарегистрированы, и в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования.
Правопритязания и заявленные в судебном порядке требования в отношении земельных участков № 171 и № 172 на момент принятия решений об аннулировании в ГКН сведений о них отсутствовали, при этом учреждение обладало информацией об отсутствии зарегистрированных в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» правах ИП ФИО1 на земельные участки.
При этом как верно указано Учреждением, продление срока действия временного характера сведений о земельных участках Закономо кадастре недвижимости не предусмотрено.
В связи с чем, доводы заявителя о нарушении его прав решениями Учреждения от 11.11.2010 г., при наличии иных препятствий, связанных с разрешением вопросов при регистрации прав собственности на земельные участки с Администрацией, ИП ФИО2 и ОАО «РЕГИО-БАНКОМ», являются необоснованными и несоответствующими установленным обстоятельствам.
На основании изложенного решения ФГУ «ЗКП» по Хабаровскому краю №Ф22/10-2316 и № Ф22/10-2307 от 11.11.2010 г. об аннулировании из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках с кадастровыми номерами 27:22:011501:171 и № 27:22:011501:172 признаются судом законными, не нарушающими права Предпринимателя. В связи с чем, требования ИП ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Судебные расходы по правилам ст. 110 АПК РФ в сумме 400 руб. подлежат отнесению на заявителя.
Излишне уплаченная ИП ФИО1 по платежному поручению № 381 от 23.12.2010 г. в сумме 1600 руб. государственная пошлина, подлежит возврату заявителю на основании пп.3 п.1 ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 29, 100, 167-170, 176, 198-201- Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований индивидуальному предпринимателю ФИО1 – отказать.
Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 из федерального бюджета 1600 руб. излишне уплаченной по платежному поручению № 381 от 23.12.2010 г. государственной пошлины.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья И.М. Луговая