АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-12998/2012
06 декабря 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 03 декабря 2012 года
Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2012 года
Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Вербинской Т.П., ведущей протокол судебного заседания
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района
о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности по Тугуро-Чумиканскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю № 29 от 19.09.2012г.
В судебное заседание явились:
от заявителя – не явился
от административного органа : не явился
Суд установил : Администрация Сельское поселение «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности по Тугуро-Чумиканскому муниципальному району № 29 от 19.09.2012г. о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Представитель заявителя, извещенный в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в предварительное судебное заседание не явился.
Представитель ОНД по Тугуро-Чумиканскому муниципальному району, извещенный надлежащим образом в порядке ст. 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в предварительное судебное заседание не явился, представил материалы административного производства, а также отзыв на заявление, согласно которому требования не признал.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц.
В судебное заседание представители сторон не представили возражений против завершения предварительного судебного заседания и рассмотрения дела в одном судебном заседании.
Учитывая отсутствие возражений сторон в отношении перехода из предварительного судебного заседания к рассмотрению дела по существу, суд в порядке ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса РФ с учетом положений п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. № 65 завершил подготовку к судебному разбирательству и перешел к рассмотрению дела в одном судебном заседании.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Администрация сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района (далее - Администрация) зарегистрирована в качестве юридического лица, о чем ей присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.
04.09.2012г. в ходе проверки, проведенной Прокуратурой Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края по соблюдению законодательства о пожарной безопасности в Администрации сельского поселения «Село Чумикан», были выявлены нарушения требований Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390 «О противопожарном режиме» и НПБ 160 - 97 «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», а именно: - п. 14 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. № 390, п. 1.1. НПБ 160-97, табл. № 3, ч. 4 п. 26 - Место специально отведенное для курения табака, не обозначено знаком «Место для курения».
По результатам проверки помощником прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края Булковским С.О. в присутствии Главы Администрации ФИО1 составлен акт проверки от 04.09.2012г., в котором зафиксированы выявленные нарушения.
По факту выявленных нарушений И.о. прокурора Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края Рокачевым И.В. в присутствии Главы Администрации ФИО1 07.09.2012г. в отношении Администрации, было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Копия постановления вручена законному представителю Администрации.
Материалы административного производства переданы для рассмотрения в ОНД по Тугуро-Чумиканскому муниципальному району.
19.09.2012г. при рассмотрении дела об административном правонарушении Администрация была признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в присутствии законного представителя Главы Администрации ФИО1, главным государственным инспектором Тугуро-Чумиканского района по пожарному надзору ФИО2 было вынесено постановление о назначении административного наказания № 29 от 19.09.2012г. в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Администрация обратилась с заявлением в суд о признании его незаконным.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, принятым Государственной Думой 18.11.1994г., организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994г. № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Постановлением Правительства РФ № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме», утверждены Правила противопожарного режима (далее - Правила № 390).
В соответствии с п. 14 Правил № 390 руководитель организации обеспечивает выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6 Федерального закона «Об ограничении курения табака».
Руководитель организации обеспечивает размещение на указанных территориях знаков пожарной безопасности «Курение табака и пользование открытым огнем запрещено». Места, специально отведенные для курения табака, обозначаются знаками «Место для курения».
В соответствии п. 1.1 НПБ 160 - 97 - Применение сигнальных цветов и знаков пожарной безопасности обязательно для организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности на всей территории Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 19.07.2012г. «Об определении места для курения», местом для курения определена территория между входами в здание администрации сельского поселения и Центральной районной библиотекой.
В соответствии с пунктом 3 данного распоряжения, место для курения должно быть оборудовано в соответствии с требованиями и правилами пожарной безопасности, установленными законодательством РФ. В случае нарушения данного распоряжения виновные лица будут привлечены к дисциплинарной, административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Указанные положения действующего законодательства в области пожарной безопасности Администрацией были нарушены.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки 04.09.2012г. установлено, что место для курения табака, специально отведенное Распоряжением Администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от 19.07.2012г. «Об определении места для курения», не обозначено знаком «Место для курения».
Указанное нарушение подтверждается материалами административного дела, а именно актом проверки от 04.09.2012г., фотоматериалами.
Из части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения Администрацией административного правонарушения, в связи с чем, у административного органа имелись законные основания для привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, оспариваемое постановление подлежит изменению в части назначенного административного наказания по следующим основаниям.
В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3. КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.
Санкция части 1 статьи 20.4. КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложение административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно оспариваемому постановлению на Администрацию наложен административный штраф в размере 150 000 руб., при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.
Судом установлено, что ранее Администрация к ответственности по части 1 статьи 20.4. КоАП РФ не привлекалась, выявленные в ходе проверки нарушения устранены 16.09.2012г., что подтверждается актом выполненных работ.
Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.
В соответствии со статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.
При изложенных выше обстоятельствах, суд считает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания в виде штрафа в размере 150 000 руб., заменив меру административного наказания на предупреждение.
Полномочия административного органа по составлению протокола об административном правонарушении, вынесению оспариваемого постановления реализованы в соответствии с компетенцией и в порядке, установленных частью 1 статьями 28.3, 23.34, главами 28, 29 КоАП РФ.
Порядок и сроки привлечения заявителя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 3.4, 4.1, ч. 1 ст. 20.4., статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Отделения надзорной деятельности по Тугуро-Чумиканскому муниципальному району УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю № 29 от 19.09.2012г. о привлечении Администрации сельского поселения «Село Чумикан» Тугуро-Чумиканского муниципального района к административной ответственности по части 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб. признать незаконным и изменить в части назначения административного наказания, заменив меру административного наказания на предупреждение.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко