ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13135/13 от 20.03.2014 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-13135/2013

27 марта 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2014 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.М. Корневой, помощником судьи Е.Ю. Карповой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик»

об оспаривании постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному Федеральному округу от 30.10.2013г. №16-04-09/138/2013 о назначении административного наказания,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – директора ФИО1, ФИО2, действующей по доверенности от 14.01.2014 г. № 1,

от административного органа – ФИО3, действующей по доверенности № 16-04-10/6972 от 03.12.2013г., ФИО4, действующей по доверенности от 13.03.2014 г. №16-04-10/1341, ФИО5, действующего по доверенности от 13.03.14 г. №16-04-10/1340.

Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» (далее – ООО «УПП «Городской коммунальщик», Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с жалобой об оспаривании постановления Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному Федеральному округу (далее – МРУ Росфинмониторинга по ДФО, административный орган) от 30.10.2013г. №16-04-09/138/2013, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании представители Общества на заявленных требованиях настаивали по основаниям, указанным в жалобе и дополнении к ней.

Представители административного органа с доводами заявителя не согласились, позицию изложили согласно отзыву на жалобу.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялись перерывы с 13.03.2014г. по 19.03.2014г., с 19.03.2014г. по 20.03.2014г.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

В период с 08.10.2013г. по 18.10.2013г. в соответствии с приказом Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу от 07.10.2013г. № 199 специалистами отдела надзорной деятельности и правового обеспечения в составе комиссии проведена выездная проверка исполнения Обществом с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  за период с 01.01.2012г. по 30.09.2013 г.

В ходе проведенной проверки административным органом установлен факт нарушения Обществом положений Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части надлежащего осуществления внутреннего контроля.

По результатам проверки составлен соответствующий акт № 16-04-08/5330 от 18.10.2013г.

18.10.2013г. должностным лицом МРУ Росфинмониторинга по ДФО в отношении ООО «УПП «Городской коммунальщик» составлен протокол № 16-04-09/5997 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

О времени и месте составления протокола об административном правонарушении Общество извещено надлежащим образом, путем направления 15.10.2013г. соответствующей телеграммы с уведомлением № 141566/01/94, врученной специалисту по кадрам ФИО6.

Определением от 18.10.2013г. № 16-04-09/5341 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «УПП «Городской коммунальщик» по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ назначено на 30.10.2013г. в 11 час. 30 мин. в помещении МРУ Росфинмониторинга по ДФО по адресу: <...>, каб. 34. Также о времени и месте рассмотрения дела Общество извещено телеграммой, врученной  специалисту Соломиной.

30.10.2013г. И.о. руководителя МРУ Росфинмониторинга по ДФО ФИО7 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 16-04-09/138/2013 вынесено постановление, которым ООО «УПП «Городской коммунальщик» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Несогласие Общества с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящей жалобой.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»  (далее – Закон № 115-ФЗ), настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под операциями с денежными средствами или иным имуществом согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Одной из мер, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в силу статьи 4 Закона № 115-ФЗ, является организация и осуществление внутреннего контроля.

Согласно статье 3 Закона № 115-ФЗ внутренний контроль - это деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

При этом под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

В соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в числе прочих относятся операторы по приему платежей.

Согласно пунктам 14, 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 № 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и согласования правил внутреннего контроля в установленном порядке.

Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Судом по материалам дела установлено, что согласно пункту 2.5 раздела 2 Устава ООО «УПП «Городской коммунальщик» в новой редакции, утвержденного решением общего собрания учредителей (протокол № 1 от 20.01.2012), одним из видов деятельности Общества является дополнительное начисление и сбор платежей от населения и прочих групп, что подтверждается представленным в ходе проверки договором специального банковского счета, открываемого платежному агенту/банковскому платежному агенту (субагенту)/поставщику услуг (договор №22-15-0001).

Таким образом, в соответствии со статьей 5 Закона № 115-ФЗ на ООО «УПП «Городской коммунальщик» распространяются требования вышеуказанного Закона.

В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и подпунктом «г» пункта 2 Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 28, операторы по приему платежей относятся к организациям, подлежащим постановке на учет в Росфинмониторинге.

08.05.2013 Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 №28 утратило силу в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 364 «Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации». При этом, положения Постановления Правительства РФ от 23.04.2013 № 364 не отменяют требований, аналогичных требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 18.01.2003  № 28.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона 115-ФЗ на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон операции является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, организации приостанавливают такие операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно было выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организаций или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица.

Порядок определения и доведения до сведения организаций перечня таких организаций и лиц установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 № 27 «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (далее - Перечень) предоставляется организациям при постановке на учет в Росфинмониторинге.

С 06.12.2009г. вступила в силу статья 3 Федерального закона от 03.06.2009 №121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Данным нормативным актом к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяется действие норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, отнесены операторы по приему платежей.

Государственная регистрация ООО «УПП «Городской коммунальщик» осуществлена 17 декабря 2008 года, что подтверждается  свидетельством о государственной регистрации юридического лица, выданным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 4 по Хабаровскому краю 17 декабря 2008 г.

Как установлено проверкой, с 1 октября 2010 г. ООО «УПП «Городской коммунальщик» является оператором по приему платежей (договор энергоснабжения на отопление и снабжения горячей водой для потребителей от 01.10.2010), в связи с чем у ООО «УПП «Городской коммунальщик» с указанной даты возникла обязанность по исполнению требований вышеуказанного законодательства. Заявление о постановке на учет в МРУ Росфинмониторинга по ДФО датировано 27 октября 2010 г. за № 427, зарегистрировано в МРУ Росфинмониторинга по ДФО 14 ноября 2010 за входящим № 4781.

19 ноября 2010 г. ООО «УПП «Городской коммунальщик» поставлено на учет в МРУ Росфинмониторинга по ДФО, что подтверждается соответствующим уведомлением от 19 ноября 2010 г. № 08-04-2779.

Таким образом, из материалов дела следует, что в период с 1 октября 2010 г. по 19.11.2010г. ООО «УПП «Городской коммунальщик» не предприняло меры по постановке организации на учет в Росфинмониторинге, и, соответственно, получению кодов доступа к Перечню, для целей надлежащей организации внутреннего контроля на предмет сверки клиентов Общества с Перечнем террористов.

В соответствии пунктом 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Квалификационные требования, предъявляемые к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Постановление № 715).

Подпунктом «а» пункта 1 Постановления № 715 к специальным должностным лицам организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования: наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона№ 115-ФЗ и подпункта «а» пункта 1 Постановления  № 715  в ООО «УПП «Городской коммунальщик» приказом от 23 сентября 2011 г. назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля - ФИО8 - главный бухгалтер, имеет диплом о высшем образовании, выданный Хабаровским политехническим институтом 28 июня 1996 г. за регистрационным номером ТК №219704, с присуждением квалификации «экономист» по специальности «финансы и кредит», соответствующее установленным квалификационным требованиям.

В силу пункта 2 статьи 7 Закона№ 115-ФЗ Общество в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма должно проводить соответствующее обучение. Требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 715 квалификационные требования к подготовке и обучению кадров в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма установлены в Положении о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 3 августа 2010 г.203 (далее - Положение № 203).

Согласно пункту 2 Положения № 203, руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).

В соответствии с пунктом 3 Положения № 203, в перечень, предусмотренный пунктом 2 настоящего Положения, организацией (за исключением организации, осуществляющей профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее - деятельность на финансовом рынке)) включаются следующие сотрудники:

а) руководитель организации;

б) руководитель филиала организации;

в) заместитель руководителя организации (филиала), в соответствии с должностными обязанностями курирующий вопросы организации и осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

г) специальное должностное лицо организации (филиала), ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления (далее - специальное должностное лицо);

д) главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала), при наличии должности в штате организации или филиала, либо сотрудник, осуществляющий функции по ведению бухгалтерского учета;

е) руководитель юридического подразделения организации (филиала) либо юрист организации (при наличии);

ж) сотрудники службы внутреннего контроля организации (филиала), при наличии;

з) иные сотрудники организации (филиала) по усмотрению руководителя организации и с учетом особенностей деятельности организации (филиала) и ее клиентов.

Согласно пункту 6 Положения № 203 обучение проводится, в том числе в форме: целевого инструктажа; повышение уровня знаний в сфере противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В силу пункта 10 Положения № 203 обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций.

Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти:

а) из числа сотрудников, указанных в пункте 3 настоящего Положения: руководитель организации (филиала), главный бухгалтер (бухгалтер) организации (филиала) (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации);

б) сотрудники, указанные в подпунктах "а" - "е" пункта 4 настоящего Положения;

в) сотрудники, указанные в подпунктах "а" - "в" пункта 5 настоящего Положения.

Лица, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта, назначаемые на соответствующие должности после вступления в силу настоящего Положения, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Лица, занимающие на момент вступления в силу настоящего Положения должности, указанные в подпунктах "а", "б" и "в" настоящего пункта, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты вступления в силу настоящего Положения.

Как установлено административным органом по результатам проведенной проверки, за период с 1 января 2012 г. по 30 сентября 2013 г.  ООО «УПП «Городской коммунальщик» не было принято надлежащих мер, направленных на подготовку и обучение сотрудников Общества, в том числе по прохождению целевого инструктажа:

-  специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, до начала осуществления таких функций, ФИО8, назначенной специальным должностным лицом приказом № 99А от 23 сентября 2011г. (свидетельство о прохождении целевого инструктажа выдано НОУ ДПО «Учебный центр риэлторского мастерства и менеджмента при Некоммерческом партнерстве «Риэлторы Дальнего Востока» 6 ноября 2012 г. серия ЦИ № 000006);

- директором ФИО9 (приказ о назначении от 13 сентября 2011 г. № 61-л) в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей;

- юрисконсультом ФИО10 (приказ о назначении от 2 декабря 2010 г. № 165-л, свидетельство о прохождении целевого инструктажа выдано НОУ ДПО «Учебный центр риэлторского мастерства и менеджмента при Некоммерческом партнерстве «Риэлторы Дальнего Востока» 6 ноября 2012 г. серия ЦИ № 000018).

Отсутствие обучения указанных сотрудников Общества свидетельствует об отсутствии самой системы внутреннего контроля в надлежащем виде, что не способствует достижению целей такой системы, а именно: не позволяет в полной мере, как того требуют нормы Закона № 115-ФЗ, исполнить обязанности по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, или подозрительных операций.

Как указывалось ранее, организациям при постановке на учет в Росфинмониторинге предоставляется доступ к «Перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму» (далее - Перечень).

Разработанные Обществом, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, Правила внутреннего контроля являются основным, после законодательных актов, внутренним документом, и представляют собой совокупность программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, регламентирующим исполнение обязательных процедур в указанных целях (в частности, регламентируется процедура по выявлению, фиксированию и представлению сведений в порядке, позволяющем соблюсти установленные законодательством сроки).

Пункт 1.9 Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее - Положение), утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011г.  № 59, предусматривает, что организация в соответствии с п. 4 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 667 (далее - Требования), в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов,  представителей клиентов и (или)  выгодоприобретателей (далее - Программа идентификации) и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Программа идентификации должна включать порядок идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.

Требования к идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя включают в себя такие мероприятия, как проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 115-ФЗ (пункт 2.1).

В соответствии с пунктом 2.4. Положения организация в рамках идентификации клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя, а также при проведении операций и сделок с их участием или к их выгоде, обязана проверить факт наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя сведений в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. При проведении организацией проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в Перечне используется актуальный на дату такой проверки Перечень. Результаты проверки клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя на предмет наличия/отсутствия информации о них в Перечне, а также дата проверки фиксируются организацией в анкете клиента либо иным способом, предусмотренным в правилах внутреннего контроля (пункт 2.5 Положения). Организация осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя (пункт 2.7 Положения).

Действующие в ООО «УПП «Городской коммунальщик» правила внутреннего контроля утверждены директором 19 июля 2012 г.

Правилами внутреннего контроля (раздел 3 Программа идентификации) предусмотрена идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, в т.ч. проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, получаемых согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона, анкетирование клиента - составление документа (анкеты -сведения о юридическом лице - участнике операции, анкеты - сведения о физическом лице - участнике операции).

Правилами внутреннего контроля предусмотрена оценка риска операций клиента (Раздел 4 Программа оценки риска).

В ходе проведения проверки установлено, что в период с 1 января 2012 г. (14.12.2011 - дата опубликования Перечня №40ПЭ) по 30 сентября 2013 г. (24.09.2013 - дата опубликования Перечня №56ПЭ) Обществом не использовались перечни организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (в установленном порядке не использовался Личный кабинет на официальном портале Федеральной службы по финансовому мониторингу для работы с Перечнем).

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Обществом не были предприняты меры для целей надлежащего осуществления внутреннего контроля.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Анализ вышеуказанных нормоположений, с учетом установленных по делу обстоятельств позволяют сделать вывод о наличии в действиях ООО «УПП «Городской коммунальщик» объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Факт административного правонарушения, совершенного Обществом, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не опровергнут заявителем.

Согласно части 2 статьи 2.1. КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения. Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено. Обратного из материалов дела не следует. В этой связи необходимо признать, что вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.

 Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения юридического лица от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств  заявителем не представлено.

Нарушений порядка, срока привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

Вместе с тем,  суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного Обществу административного наказания, руководствуясь следующим.

В соответствии с положениями частей 1, 3 статьи 4.1. КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность,  и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Перечень отягчающих административную ответственность обстоятельств установлен статьей 4.3 КоАП РФ и расширительному толкованию не подлежит.

Санкция части 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность юридических лиц в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Согласно оспариваемому постановлению от 30.10.2013г. №16-04-09/138/2013 на Общество наложен административный штраф в размере 50 000 рублей, при этом материалы дела не содержат и административным органом не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии отягчающих обстоятельств, которые являлись бы основанием для применения к заявителю более строгого наказания.

Санкция штрафного характера должна отвечать вытекающим из Конституции РФ принципам справедливости и соразмерности, ее дифференциации в зависимости от тяжести содеянного, иных обстоятельств, обусловливающих при применении публично-правовой ответственности принципов индивидуализации и целесообразности применения наказания.

В соответствии со статьей 211 АПК РФ, пунктом 2 части 1 статьи 30.7. КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление. Суд вправе изменить меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с учетом характера совершенного правонарушения, личности правонарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность.

При изложенных выше обстоятельствах, учитывая, что ранее Общество к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалось, частично признало свою вину и  предпринимает меры к устранению выявленных нарушений, суд считает возможным изменить постановление МРУ Росфинмониторинга по ДФО от 30.10.2013г. №16-04-09/138/2013 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей,  определив меру наказания – предупреждение.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование общества с ограниченной ответственностью «Управляющее производственное предприятие «Городской коммунальщик» удовлетворить частично.

Постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Дальневосточному Федеральному округу от 30.10.2013г. №16-04-09/138/2013 о привлечении ООО «УПП «Городской коммунальщик» к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ изменить в части назначения административного наказания в виде штрафа, заменив меру наказания на предупреждение.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной  инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                     Ж.Г. Шестак