АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13366/2012
23 января 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 16 января 2013 года.
Арбитражный суд в составе судьи Л.А. Збарацкой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.О. Кочергиной
рассмотрев в заседании суда дело по иску товарищества домовладельцев ЖСК-3 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН: <***>; ОГРН: <***>), в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю (ИНН: <***>; ОГРН: <***>), Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края (ИНН: <***>; ОГРН: <***>)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора краевое государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», Администрация города Хабаровска, Министерство социальной защиты населения Хабаровского края
о взыскании 93 798 руб. 04 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, действующего по доверенности от 11.07.2011г. б/н,
от ответчиков:
РФ в лице Минфина РФ – не явился, извещен надлежащим образом,
РФ в лице УФК по Хабаровскому краю – не явился, извещен надлежащим образом,
Хабаровского края в лице Минфина Хабаровского края – ФИО2, действующей по доверенности от 14.01.2013г. № 19-07/7,
от третьих лиц:
КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» - ФИО3, действующей по доверенности от 06.08.2012г. № 06-16/16.
администрации г.Хабаровска – ФИО4, действующей по доверенности от 19.11.2012г. № 1.1.27356,
Министерства социальной защиты населения Хабаровского края – ФИО5, действующей по доверенности от 27.11.2012г. № 19394-2.1,
Товарищество домовладельцев ЖСК-3 обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Хабаровского края о взыскании солидарно убытков, возникших вследствие предоставления льгот (мер социальной поддержки) по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан за ноябрь 2009 года в размере 47 038 руб. 48 коп., за декабрь 2009 года в размере 46 759 руб. 56 коп., всего 93 798 руб. 04 коп.
Определением от 19 октября 2012г. к участию в деле № А73-13366/2012 в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю и Хабаровский край в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Определением от 20.11.2012г. судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты населения Хабаровского края.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представитель истца, действуя в пределах полномочий, представленных в доверенности от 11.07.2011г. б/н, заявил ходатайство об уменьшении исковых требований до 73 413 руб. 99 коп. составляющих убытки, возникшие вследствие предоставления по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» за ноябрь 2009г. в размере 7 170 руб. 57 коп., за декабрь 2009г. в размере 7 170 руб. 57 коп.; убытки, возникшие вследствие предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за ноябрь 2009г. в размере 29 469 рублей 92 копейки, за декабрь 2009г. в размере 29 602 руб. 93 коп., также истец просил взыскать судебные расходы в виде судебных издержек на оплату почтовых расходов в размере 209 руб. 25 коп.
Суд принимает уменьшение исковых требований до 73 413 руб. 99 коп., так как данное распорядительное действие в отношении предмета иска закону не противоречит, прав других лиц не нарушает.
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец заявил отказ от иска в части взыскания ущерба в размере 73 413 руб. 99 коп. с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края.
Отказ от иска в части взыскания ущерба в размере 73 413 руб. 99 коп. с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края принят арбитражным судом, так как данное распорядительное действие закону не противоречит, прав других лиц не нарушает.
В соответствии со статьей 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Производство по делу в части взыскания ущерба в размере 73 413 руб. 99 коп. с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края прекращено.
Истец, как следует из искового заявлении и объяснений представителя в судебном заседании, просит исковые требования удовлетворить, в качестве обстоятельств, на которых основан иск указал на возникновение убытков, образовавшихся в результате предоставления в ноябре, декабре 2009г. льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве, в качестве возражений указал на то, что истец не обращался за компенсацией предоставленных льгот в установленном соглашением от 06.02.2009 № 1.1-22/93 порядке. В случае удовлетворения иска просил уменьшить размер взыскиваемых убытков.
Третье лицо - КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску», как следует из отзыва на иск и объяснений представителя в судебном заседании исковые требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, в качестве возражений указало на то, что КГУ «Центр социальной поддержки населения по городу Хабаровску» выполняет функции органа, наделенного государственными полномочиями по социальной поддержке населения на территории г.Хабаровска и не является правопреемником Администрации города Хабаровска по каким-либо обязательствам. Действующим законодательством не предусмотрена возможность и порядок возмещения в 2012 году расходов, понесенных предприятиями ЖКХ в 2009 году в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг. Финансирование указанных выплат производится за счет средств, которые должны быть предусмотрены и заложены при подготовке проекта бюджета. Истец документально не подтвердил факт предоставления гражданам льгот, их размер по каждому получателю в отдельности.
Третье лицо - Министерство социальной защиты населения Хабаровского края как следует из отзыва на иск и объяснений представителя в судебном заседании, в удовлетворении исковых требований просило отказать, в качестве возражений указало на то, что истцом в подтверждение исковых требований не представлены квитанции на оплату коммунальных услуг, списки жильцов с указанием формы собственности жилого помещения, количестве граждан, зарегистрированных в каждом жилом помещении, нормативах потребления и тарифах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Третье лицо - Администрация города Хабаровска. Как следует из отзыва на иск и объяснений представителя в судебном заседании исковые требования не признало по основаниям, изложенным в отзыве, в качестве возражений указало на то, что в обязательства, предусмотренные условиями соглашения от 06.02.2009 № 1.1.-22/93 в пределах наличия средств субвенций, переданных из федерального и краевого бюджетов для исполнения государственных полномочий, полностью исполнены.
Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
06.02.2009г. между товариществом домовладельцев ЖСК-3 и Управлением социальной защиты населения администрации города Хабаровска заключено соглашение № 1.1-22/93 на перечисление денежных средств за предоставленные льготы в 2009 году, в соответствии с которым управление обязывалось перечислить истцу денежные средства за предоставленные льготы жильцам по оплате содержания и ремонта жилого помещения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, отопления и пользования коллективной антенной при наличии и в пределах средств субвенций, преданных из федерального и краевого бюджетов для исполнения государственных полномочий по предоставлению льгот, в том числе в соответствии с законом Хабаровского края от 26.01.2005г № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, и семей, имеющих детей», от 24.12.2008г. № 230 «О краевой целевой программе «Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2009г.», постановлением Губернатора Хабаровского края от 13.01.2005г № 4 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Хабаровском крае».
Пунктом 4.4. договора предусмотрено, что настоящее соглашение действует до 31.12.2009.
Отдел социальной защиты населения Северного округа Управления социальной защиты населения Администрации города Хабаровска письмом от 11.12.2009 № 5469 направил истцу сверенные реестры, акты сверки количества граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг за ноябрь-декабрь 2009 года.
В соответствии с актом сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот по коммунальным услугам согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года от 08.12.2009 право на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50 % имеют инвалиды 1 группы, 3 человека, сумма предоставленных им льгот 2 977 руб. 74 коп.; инвалиды 2 группы, 34 человека, сумма предоставленных льгот 30 006 руб. 16 коп.; инвалиды 3 группы, 7 человек, сумма предоставленных льгот 5 850 руб. 81 коп. Предоставленные истцом льготы не возмещены.
В соответствии с актом сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот на жилье и коммунальные услуги согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года от 08.12.2009 имеют право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % участники ВОВ, 4 человека, сумма предоставленных льгот 2 949 руб. 32 коп.; 1 ветеран боевых действий, сумма предоставленных льгот 181 руб. 35 коп., 4 члена семей погибших (умерших) инвалидов войны, УВОВ и ветеранов боевых действий, сумма предоставленных льгот 3 704 руб. 60 коп.; 1 человек, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанный инвалидом, сумма предоставленных льгот 1 368 руб. 50 коп. Предоставленные истцом льготы не возмещены.
В соответствии с актом сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот по коммунальным услугам согласно федеральному регистру льготников за декабрь 2009 года и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за декабрь 2009 года от 23.12.2009 право на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50% имеют инвалиды 1 группы, 3 человека, сумма предоставленных им льгот 2 977 руб. 74 коп.; инвалиды 2 группы, 34 человека, сумма предоставленных льгот 29 727 руб. 24 коп.; инвалиды 3 группы, 7 человек, сумма предоставленных льгот 5 850 руб. 81 коп. Предоставленные истцом льготы не возмещены.
В соответствии с актом сверки количества льготников и суммы затрат по предоставлению льгот на жилье и коммунальные услуги согласно федеральному регистру льготников за декабрь 2009 года и акту сверки количества граждан, имеющих право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг согласно федеральному регистру льготников за ноябрь 2009 года от 23.12.2009 имеют право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг в размере 50 % участники ВОВ, 4 человека, сумма предоставленных льгот 2 949 руб. 32 коп.; 1 ветеран боевых действий, сумма предоставленных льгот 181 руб. 35 коп., 4 члена семей погибших (умерших) инвалидов войны, УВОВ и ветеранов боевых действий, сумма предоставленных льгот 3 704 руб. 60 коп.; 1 человек, награжденный знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанный инвалидом, сумма предоставленных льгот 1 368 руб. 50 коп. Предоставленные истцом льготы не возмещены.
Счета-фактуры, акты сверки льготников и список льготных категорий граждан были направлены в Отдел социальной защиты населения Северного округа Управления социальной защиты населения Администрации г.Хабаровска.
Как следует из объяснений представителя истцатоварищество домовладельцев ЖСК-3 не представило Управлению социальной защиты населения Администрации г.Хабаровска документы для возмещения предоставленных льгот в срок до 15.12.2009.
Истцом не доказан факт предоставления льгот гражданам, имеющим соответствующие льготы, в ноябре, декабре 2009 года, в материалы дела не представлены квитанции на оплату коммунальных услуг, ходатайство о вызове свидетелей не было заявлено.
Учитывая представленные доказательства, суд признал иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу статьи 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения (в домах государственного или муниципального жилищного фонда) и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
В соответствии со статьей 28.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005г.
В силу п. 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1195 «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные статьями 14-19, 21 названного Закона, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2004г № 652 утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектов Российской Федерации для оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых, в том числе отдельным категориям граждан из числа ветеранов и инвалидов, в соответствии с пунктом 2 которых финансирование расходов, связанных с оплатой жилищно-коммунальных услуг, оказываемых гражданам, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Фонде компенсаций на соответствующий год.
Следовательно, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, предоставляемые инвалидам, ветеранам и членам семьи умершего участника ВОВ предусмотрены законодательством Российской Федерации, в связи с чем именно Российская Федерация, установившая льготы, приняла на себя обязательство полного возмещения расходов по предоставлению этих льгот за счет средств федерального бюджета.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного прав, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а так же неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.
Исходя из анализа данной правовой нормы, для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие следующих обязательных условий: наличие убытков; противоправное поведение лица, причинившего убытки; причинная связь между противоправными действиями лица, причинившего убытки, и убытками, вины лица, противоправно причинившего убытки (в необходимых случаях).
В соответствии со ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание заявленных требований.
Оценивая, в порядке статьи 71 АПК РФ, представленные доказательства, суд признал исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи с недоказанностью истцом факта предоставления льгот истцом гражданам, имеющим соответствующие льготы, в ноябре, декабре 2009 года.
Таким образом, в удовлетворении исковых требований истца о взыскании убытков в размере 73 413 руб. 99 коп. следует отказать.
Истцом было заявлено требование о взыскании судебных расходов в виде судебных издержек, понесенных в связи с почтовыми расходами в размере 209 руб. 25 коп.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся, в том числе другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Статьей 110 АПК РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Статьей 112 АПК РФ предусмотрено, что вопросы о судебных расходах разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, или в определении.
Учитывая, что истцу отказано в удовлетворении исковых требований, требование о взыскании с ответчика судебных расходов в виде судебных издержек, понесенных на оплату почтовых услуг, не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л
В удовлетворении иска отказать.
Производство по делу в части взыскания реального ущерба в размере 73 413 руб. 99 коп. к Хабаровскому краю в лице Министерства финансов Хабаровского края прекратить.
Возвратить товариществу домовладельцев ЖСК-3 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 815 руб. 36 коп., перечисленную платежным поручением от 02.10.2012г. № 422.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Л.А. Збарацкая