Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13382/2022
03 октября 2022 года
Резолютивная часть объявлена 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Татаринова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Потаповой А.С.,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-техническая экспертиза» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 620075, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680030, <...>)
третье лицо: Дальневосточное таможенное управление (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 690014, <...>)
о признании незаконным решения от 18.07.2022 № РНП-27-307.
В судебное заседание явились:
от заявителя – не явились, извещены;
от УФАС по Хабаровскому краю – ФИО1 по доверенности от 24.11.2021 № 7/11774, диплом;
от Дальневосточного таможенного управления посредством информационной системы «Картотека арбитражных дел» (судебные онлайн-заседания) – ФИО2 по доверенности от 14.09.2022 № 107, диплом; ФИО3 по доверенности от 04.08.2022 № 97.
Суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Инженерно-техническая экспертиза» (далее – ООО «Интэкс», общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – УФАС по Хабаровскому краю, антимонопольный орган) от 18.07.2022 № РНП-27-307 о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО «Интэкс». В качестве способа восстановления нарушенного права общество просит суд обязать антимонопольный орган исключить из реестра недобросовестных поставщиков информацию об ООО «Интэкс».
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Дальневосточное таможенное управление (далее – ДВТУ).
ООО «Интэкс» надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, явка представителя не обеспечена.
Дело применительно к положениям части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) рассматривается в отсутствие представителя общества.
Представитель УФАС по Хабаровскому краю в судебном заседании на доводы ООО «Интэкс» возразила, представлен отзыв и материалы проверки (в электронном виде на диске).
Представители ДВТУ в судебном заседании на доводы общества возразили, представлен отзыв.
Изучив материалы дела, заслушав представителей антимонопольного органа и ДВТУ, суд выявил следующие фактические обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 05.05.2021 ДВТУ размещено извещение № 0320100004021000025 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ).
Объект закупки: выполнение работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ).
Начальная (максимальная) цена контракта составляла 2 453 500 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.05.2021 победителем электронного аукциона признано ООО «Интэкс» (подрядчик), заключившее с ДВТУ (заказчик) контракт от 31.05.2021 № 2122153100252000000000000/0320100004021000025 на выполнение работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ) (далее – работы) в соответствии с Заданием на корректировку проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовку на ее основе рабочей документации) (Приложение № 1) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями контракта.
Срок выполнения работ: начало выполнения работ в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта; окончание выполнения работ: по 24.01.2022 (включительно). Датой выполнения работ считается дата подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ Заказчиком (пункт 1.4 контракта).
Согласно пункту 1.2 контракта результатом выполненных работ по контракту является откорректированная проектная документация на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления (далее – проектная документация), получившая положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственной экспертизы, в части проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления и подготовленная на ее основе рабочая документация.
В соответствии с пунктом 10.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта; порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).
20.06.2021 ДВТУ на основании пункта 2 статьи 405, статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 31.05.2021 № 2122153100252000000000000/0320100004021000025, мотивированное тем, что ООО «Интэкс» допущено существенное нарушение условий контракта, выразившееся в невыполнении в установленный работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ).
20.06.2022 вышеуказанное решение направлено заказчиком в адрес ООО «Интэкс» заказным письмом с уведомлением о вручении и получено адресатом 29.06.2022; 12.07.2022 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 31.05.2021 № 2122153100252000000000000/0320100004021000025 вступило в силу.
12.07.2022 в УФАС по Хабаровскому краю поступило обращение ДВТУ о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО «Интэкс», о директоре общества ФИО4 в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 31.05.2021 №2122153100252000000000000/0320100004021000025 на выполнение работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ) (извещение №0320100004021000025).
Решением антимонопольного органа от 18.07.2022 № РНП-27-307 сведения, представленные ДВТУ об ООО «Интэкс», о директоре общества ФИО4 включены в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от контракта от 31.05.2021 № 2122153100252000000000000/0320100004021000025 на выполнение работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ) сроком на два года.
Не согласившись с названным решением УФАС по Хабаровскому краю, считая его незаконным, общество 09.08.2022 обратилось с заявлением в арбитражный суд. Как утверждает ООО «Интэкс», им была представлена антимонопольному органу информация и документы, подтверждающие принятие мер для надлежащего исполнения условий контракта, вследствие чего УФАС по Хабаровскому краю следовало принять решение об отказе во включении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков. По утверждению ООО «Интэкс», откорректированная проектная и рабочая документация передана ДВТУ в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки документации № 3103/2022 (письмо от 22.04.2022); для выполнения обязанности по прохождению экспертизы у ДВТУ были запрошены документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», в том числе справка о финансировании; ДВТУ не выполнило свои обязанности, предусмотренные пунктом 4.3.3 контракта по предоставлению необходимых документов для прохождения государственной экспертизы, вследствие чего ООО «Интэкс» не смогло пройти экспертизу и получить положительное заключение. Как указывает общество, нарушение сроков выполнения контракта связано с невыполнением ДВТУ его обязанностей по предоставлению исходных данных для проектирования и иной информации (технические условия на подключение выданы лишь 18.05.2022; в ходе выполнения работ происходила из приостановка применительно к положениям статьи 716 ГК РФ); просрочка выполнения работ по контракту также связана с обстоятельствами непреодолимой силы (ковидные ограничения, смерть инженера проекта). ООО «Интэкс» считает несостоятельными доводы ДВТУ о существенном удорожании работ в связи с просрочкой исполнения контракта;при выполнении своих обязанностей по договору подрядчик действовал добросовестно. Общество утверждает, что своевременно приступило к выполнению работ, осуществило их в полном объеме в соответствии с контрактом, своевременно уведомило заказчика об обнаружении не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые создают невозможность ее завершения в срок, и до получения от него указаний приостановило работу; выполнило работы по проектированию в полном объеме, передало документацию ДВТУ, не смогло пройти экспертизу по вине ДВТУ. Кроме того, ООО «Интэкс» ссылается на нарушения порядка принятия решения о внесении информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, а именно: состав комиссии не оглашался (был представлен только председательствующий), члены комиссии на заседании отсутствовали, вопросы не задавали; личности присутствующих не устанавливались ни на соответствие доверенностям, ни документам, удостоверяющим личность, документы, удостоверяющие личность участниками, не предъявлялись; права участникам не разъяснялись; материалы дела и письменные доказательства не исследовались;в решении не указаны присутствовавшие представители ООО «Интэкс», дававшие пояснения, ФИО5 - главный инженер проекта, ФИО6 - юрист ООО «Интэкс».
УФАС по Хабаровскому краю, возражая на доводы общества, указывает, что объективных обстоятельств, не позволивших в срок до 24.01.2022 исполнить обязательства по контракту, не выявлено; оснований для принятия решения об отказе во включении информации об ООО «Интэкс» в реестр недобросовестных поставщиков не установлено; факт недобросовестности действий общества подтвердился; процессуальных нарушений при рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков допущено не было. Учитывая изложенное, антимонопольный орган считает необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать.
ДВТУ, возражая на доводы общества, указывает, что по состоянию на 14.06.2022 в адрес ДВТУ была представлена только требующая доработки и не прошедшая государственную экспертизу проектная документация в электронном виду, а к разработке рабочей документации ООО «Интэкс» не приступало. По утверждению ДВТУ, оно постоянно содействовало обществу в получении необходимой информации, о чем свидетельствует переписка; для ДВТУ было принципиально получить результат работ в сроки, установленные контрактом, чего ООО «Интэкс» сделано не было. Как полагает ДВТУ, доказательств того, что выполнить работы в установленный контрактом срок было невозможно, либо того, что невозможность выполнения работ явилась следствием непреодолимой силы или противоправных действий ДВТУ, не представлено, вследствие чего оснований для признания незаконным оспариваемого решения антимонопольного органа не имеется.
Исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом «б» пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом «в» пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 № 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (далее – Правила № 1078).
Согласно пункту 15 Правил № 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Поскольку включение в реестр недобросовестных поставщиком по существу является санкцией за недобросовестное поведение, сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков; в каждом конкретном случае антимонопольный орган должен дать оценку действиям поставщика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
В связи с этим антимонопольный орган должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны поставщика по исполнению контракта.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно условиям пункта 1.1 контракта от 31.05.2021 № 2122153100252000000000000/0320100004021000025, заключенного между ДВТУ (заказчик) и ООО «Интэкс» (подрядчик), подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ) в соответствии с Заданием на корректировку проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления и подготовку на ее основе рабочей документации (далее – Задание на корректировку проектной документации) и сдать их результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с условиями контракта.
Как отражено в пункте 1.2 контракта, результатом выполненных работ по контракту является откорректированная проектная документация на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления (далее – проектная документация), получившая положительные заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственной экспертизы, в части проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления (далее – Заключения государственной экспертизы) и подготовленная на ее основе рабочая документация.
Пунктом 1.4 контракта определены следующие сроки выполнения работ:
- начало выполнения работ: в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта;
- окончание выполнения работ: по 24.01.2022 (включительно).
Оговорено, что датой выполнения работ считается дата подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ заказчиком.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, в том числе расходов по оплате государственных экспертиз при котором цена контракта (цена работ) составляет 2 392 162,50 руб. (пункт 2.1 контракта).
Оплата по контракту осуществляется Заказчиком за фактически выполненные работы на основании счета (счета-фактуры), а также Акта сдачи-приемки выполненных работ, подписанного Сторонами (пункт 2.4 контракта).
Подрядчик обязан: предоставить заказчику в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта смету на проектные (изыскательские) работы для согласования. В дальнейшем данная смета является неотъемлемой частью контракта (пункт 4.1.15 контракта), приступить к выполнению работ в срок, указанный в пункте 1.4 контракта; не допускать простоев в производстве работ (пункт 4.1.18 контракта), выполнить работы в полном объеме, в сроки предусмотренные контрактом, в соответствии с Заданием на корректировку проектной документации и сдать результаты работ заказчику в соответствии с условиями контракта не ранее 10.01.2022 (пункт 4.1.19 контракта), согласовать проектную документацию с заказчиком, при необходимости, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, сетевыми организациями, выдавшими технические условия (пункт 4.1.23 контракта), согласовать проектную документацию с владельцами инженерных коммуникаций, в случае, если данные коммуникации попадают в зону проектируемого производства работ (пункт 4.1.24 контракта), не позднее, чем за 30 календарных дней до срока сдачи проектной документации на государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта, передать Заказчику комплект проектной документации (1 экземпляр на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде) для рассмотрения и согласования с Федеральной таможенной службой (пункт 4.1.25 контракта), направить разработанную и согласованную в порядке, установленном условиями настоящего контракта проектную документацию на государственную экспертизу для получения положительных заключений по проектной документации и результатам инженерных изысканий, и по проверке достоверности сметной стоимости реконструкции объекта (пункт 4.1.26 контракта), получить положительные Заключения государственной экспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий и по проверке достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта (пункт 4.1.28 контакта).
Заказчик имеет право: требовать от подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта, а также своевременного устранения выявленных недостатков, в том числе, если такие недостатки были выявлены после истечения сроков, установленных контрактом (пункт 4.4.2 контракта); принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств (пункт 4.4.7 контракта).
Заказчик в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты получения документов, указанных в пунктах 5.1.1, 5.1.2 контракта, осуществляет приёмку результата работ либо направляет мотивированный отказ от его подписания с перечнем недостатков, замечаний. Для проверки выполненных подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов работ, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ. Основанием отказа в приемке работ является несоответствие документации, разработанной Подрядчиком, Заданию на корректировку, требованиям нормативно-технической документации, рекомендациям и замечаниям экспертных уполномоченных органов, условиям контракта, непредоставление обеспечения гарантийных обязательств (пункт 5.1.3 контракта).
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 контракта стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае просрочки исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательств, и устанавливается в размере одной трёхсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объёму обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком.
Согласно пункту 10.3 контракта расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Законом № 44-ФЗ.
В силу пункта 4.4.7 контракта заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Приложением № 1 к контракту стороны согласовали задание на корректировку проектной документации по реконструкции незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
Приложением № 3 к контракту стороны согласовали график выполнении работ, согласно которому:
№ | Наименование работ | Сроки начала выполнения работ | Сроки передачи проектной документации на государственную экспертизу | Сроки окончания выполнения работ |
1 | Корректировка проектной документации по реконструкции незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления. Получение положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатам изысканий Получение положительного заключения государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта | в течение 3-(трех) рабочих дней с даты заключения контракта | 01.09.2021 | 24.01.2022 (включительно) |
2 | Подготовка рабочей документации по реконструкции незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления | в течение 3-(трех) рабочих дней с даты заключения контракта | 24.01.2022 (включительно) |
В соответствии с частью 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Если условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней.
Из положений статей 405, 708, 715, 721 ГК РФ, с учетом положений статьи 450 ГК РФ, следует, что перечень обстоятельств, отнесенных названными нормами к существенным нарушениям договора подряда, дающим право одностороннего его расторжения, может быть изменен сторонами в силу принципа свободы договора.
В силу пункта 2 статьи 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Согласно пункту 3 статьи 708 ГК РФ указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения работы, а также иных установленных договором подряда сроков.
Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (пункт 2 статьи 715 ГК РФ).
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума ВС РФ № 7 в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из содержания спорного контракта (пункт 4.4.7 контракта) усматривается, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно положениям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как следует из условий спорного контракта, работы по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ с получением положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственной экспертизы и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ) требовалось выполнить в срок до 24.01.2022.
Однако, материалами дела подтверждается, что вышеуказанные работы ООО «Интэкс», вопреки суждениям последнего, в установленный срок не выполнены.
Так, 30.06.2021 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо №17-03-17/10762 из которого следует, что по условиям контракта срок передачи проектной документации на государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта 01.09.2021, при этом не позднее, чем за 30 дней до данного срока исполнитель обязан передать заказчику комплект проектной документации для рассмотрения и согласования с Федеральной таможенной службой. Учитывая изложенное, с целью недопущения срыва государственного оборонного заказа, просят в срочном порядке активизировать выполнение работ.
08.07.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-17/11391 которым просит учесть замечания и в возможно короткие сроки предоставить отчет о результатах обследования и техническом состоянии объекта.
20.07.2021 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо № 17-03-17/12105 из которого следует, что по состоянию на 20.07.2021 отчет о результатах обследования и техническом состоянии объекта не представлен, инженерные изыскания обществом не выполнены, информация о готовности иных разделов проектной документации отсутствует.
28.07.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-17/12536 из которого следует, что заказчиком при рассмотрении проекта Заключения по инженерному обследованию технического состояния строительных конструкций объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ выявлены замечания поименованные в данном письме.
29.07.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-17/12660 о корректировке проектной документации по реконструкции незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ, в части устройства и оснащения вольеров, необходимо учесть требованияпункта 39 Порядка обращения со служебными животными в таможенных органах Российской Федерации, утвержденного приказом ФТС России от 30.07.2019 № 1243.
24.08.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо №17-03-17/13983 из которого следует, что документация в ДВТУ не предоставлена.
14.09.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо №17-03-17/15194 из которого следует, что по состоянию на 14.09.2021 альбомы проектной документации в ДВТУ не поступали.
29.09.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо №17-03-17/16117 из которого следует, что заказчиком по результатам рассмотрения, предоставленных в рабочем порядке ООО «Интэкс» материалов по разделам проектной документации электроосвещение (ИТЭ5-06-21-ИОС1.ЭО) и молниезащита (ИТЭ5-06-21-ИОС1.МЗ) выявлены замечания, поименованные в данном письме.
04.10.2021 ООО «Интэкс» в адрес заказчика направлено письмо, которым направляет информацию и ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
05.10.2021 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо №17-03-17/16493, из которого следует, что общество должно было до 01.09.2021 подготовить проектную документацию на реконструкцию объекта, получить все необходимые согласования, и передать ее в ФАУ «Главгосэкспертиза России» на государственную экспертизу и проверку достоверности определения сметной стоимости, однако, по состоянию на 04.10.2021 проектная документация в ДВТУ не поступила, информация о ее готовности также отсутствует.
11.10.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо о предоставлении информации и ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
14.10.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-17/17289, которым просит устранить выявленные замечания и откорректированные разделы проектной документации предоставить в ДВТУ.
25.10.2021 заказчиком в адрес общества письмом № 17-03-17/17973 направлены замечания.
25.10.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо, которым направляет информацию о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
27.10.2021 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо из которого следует, что по результатам рассмотрения предоставленных 12.10.2021 в рабочем порядке ООО «Интэкс» разделов «Электроосвещение» (ИТЭ5-06-21 -ИОС1 .ЭО), «Молниезащита» (ИТЭ5-06-21 -ИОС1 .МЗ) проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ» выявлены замечания и предложения.
09.11.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
17.11.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенногостроительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
24.11.20221 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
30.11.2021 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо № 17-03-17/20161, из которого следует, что по состоянию на 30.11.2021 из 35 шт. полного перечня разделов (подразделов) проектной документации в ДВТУ для предварительного рассмотрения поступили 16 шт., из которых только 1 подраздел «Система оповещения и радиофикации» предварительно согласован без замечаний. Разделы: общая пояснительная записка, конструктивные решения, система электроснабжения, отопление, вентиляция, кондиционирование, система пожарной сигнализации, локальные вычислительные сети, система гарантированного электроснабжения, система часофикации, вещательное телевидение, система защиты информации, система мониторинга, контроля и управления состоянием инженерных систем, ПОС, мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности, доступа инвалидов, энергетической эффективности, сметная документация в ДВТУ не поступали.
30.11.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией информацию о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
02.12.2021 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо № 17-03-17/20314 из которого следует, что ООО «Интэкс» необходимо в срочном порядке активизировать выполнение проектных работ, а также до 06.12.2021 предоставить информацию о принятых мерах по скорейшему исполнению контракта, планируемых сроках предоставления комплекта проектной документации ДВТУ для согласования и его направления на государственную экспертизу.
08.12.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
15.12.2021 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-17/21209 с замечаниями и предложениями.
20.12.2021 заказчиком в адрес общества направлены замечания и предложения для устранений.
29.12.2021 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
10.01.2022 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» направлено письмо о необходимости принятия мер для скорейшего завершения проектных работ.
17.01.2022 ДВТУ в адрес ООО «Интэкс» письмом № 17-03-16/00567 направлены замечания и предложения.
18.01.2022 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенногостроительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
24.01.2022 обществом в адрес заказчика направлено письмо с информацией о ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ.
03.02.2022 ООО «Интэкс» в адрес заказчика направлено письмо о том, что замечания, направленные ДВТУ, отрабатываются специалистам; о сроках завершения работ будет сообщено дополнительно.
07.02.2022 ООО «Интекс» в адрес заказчика направлено аналогичное письмо.
15.02.2022 ООО «Интекс» в адрес заказчика направлено письмо, которым сообщено, что замечания приняты в работу.
16.02.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо с замечаниями и предложениями.
22.02.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо с замечаниями и предложениями.
22.02.2022 ООО «Интекс» в адрес заказчика направлено письмо с ответом на замечания, устраненные в ходе проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме»
28.02.2022 ООО «Интекс» в адрес заказчика направлено письмо о завершении проектных работ на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ по разделу «Проект организации строительства» 01.03.2022, «Электроснабжение и электроосвещение» 03.03.2022, «Система мониторинга...» 05.03.2022.
11.03.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-16/04267 о необходимости устранения в срочном порядке выявленных замечаний и представлении откорректированных разделов.
14.03.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-16/04330 с замечаниями.
01.04.2022 ДВТУ в адрес заказчика направлено письмо 17-03-16/05630, из которого следует, что корректировка выполнена с существенным нарушением срока; ООО «Интэкс» необходимо в срочном порядке 01.04.2022 направить в ФАУ «Главгосэкспертиза России» заявку на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и государственной экспертизы, в части проверки достоверности определения сметной стоимости реконструкции объекта.
26.04.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-16/07347 о необходимости устранения замечаний и представлении откорректированного комплекта проектно-сметной документации в ДВТУ.
27.04.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-16/207411 из которого следует, что ООО «Интекс» до настоящего времени не отработаны замечания ФТС России должным образом, отсутствует возможность согласования проектно-сметной документации с подразделениями ДВТУ и ФТС России для последующего ее направления на государственную экспертизу.
01.06.2022 заказчиком в адрес общества направлено письмо № 17-03-16/09439, которым просят внести необходимые изменения и до 03.06.2022 предоставить откорректированные разделы проектной документации.
14.06.2022 ДВТУ в адрес обществанаправлено письмо № 17-03-16/10196 из которого следует, что в ДВТУ предоставлена только требующая доработки и не прошедшая государственную экспертизу проектная документация в электронном виде, а к разработке рабочей документации ООО «Интэкс» не приступало; удельный вес стоимости рабочей документации составляет 60 % от стоимости проектирования в соответствии со сводной сметой на проектные и изыскательские работы, являющейся приложением к контракту, что свидетельствует о выполнении ООО «Интэкс» объема работ менее чем на 40 %.
Поскольку обществом допущено существенное нарушение условий контракта, выразившееся в невыполнении работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра ДВТУ и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ), заказчиком на основании пункта 2 статьи 405, статьи 708 ГК РФ принято решение от 20.06.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 31.05.2021 № 2122153100252000000000000/0320100004021000025; данное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО «Интекс» 29.06.2022; 12.07.2022 названное решение вступило в силу.
При этом ДВТУ, принимая решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта, также учитывало установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» сроки проведения государственной экспертизы (не может превышать 42 рабочих дня), наличие возможности его/ее продления (на 20 рабочих дней), сроки проведения мероприятий по выбору подрядных организаций и дальнейшей реконструкции объекта (согласно проекту организации строительства (ПОС) продолжительность реконструкции составляет 5 месяцев); исходя из данных факторов завершение реконструкции объекта в 2022 году не представилось бы возможным; для ДВТУ было принципиально получить результат работ в сроки, установленные контрактом; доказательств обратного не представлено.
Срок выполнения работ по корректировке проектной документации на реконструкцию незавершенного строительством объекта «СПЗ таможни в г. Артеме» под размещение кинологического центра Дальневосточного таможенного управления и подготовке на ее основе рабочей документации (в рамках ГОЗ) определен государственным контрактом до 24.01.2022, однако, как подтверждается материалами дела и установлено судом, ООО «Интэкс» данные работы в срок, определенный контрактом не выполнены.
Доводы ООО «Интэкс» об отсутствии возможности надлежащим образом исполнить контракт вследствие отсутствия содействия заказчика судом отклоняются как противоречащие представленным материалам дела. По убеждению суда, заказчиком на постоянной основе оказывалось содействие обществу в получении необходимой информации, в том числе технических условий, необходимых для исполнения контракта.
Суждение ООО «Интэкс» о том, что откорректированная проектная и рабочая документация передана ДВТУ в полном объеме, что подтверждается актом сдачи-приемки документации № 3103/2022 (письмо от 22.04.2022), суд находит ошибочным, так как названный акт не подтверждает выполнение условий контракта в полном объеме (рабочая документация не подготовлена, сведения о получении положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий отсутствуют).
По существу в нарушение условий контракта и требований заказчика подрядчик не представил в установленный срок ДВТУ проектную документацию для согласования с Федеральной таможенной службой, что в свою очередь повлекло нарушение сроков передачи указанной документации для прохождения государственной экспертизы в Федеральное автономное учреждение «Главное управление государственной экспертизы»; в адрес ДВТУ представлена лишь только требующая доработки и не прошедшая государственную экспертизу проектная документация в электронном виде, а к разработке рабочей документации ООО «Интэкс» не приступило.
Общество, подавая заявку на участие в торгах, ознакомилось с условиями закупки и заданием на проектирование, приняв обязательство по подготовке проектной документации в срок до 24.01.2022.
Однако в нарушение указанных условий государственного контракта, ООО «Интэкс» в установленный срок работы по контракту не выполнило.
Доводы общества о неправомерном требовании заказчика о подготовке проектной документации без использования импортного оборудования в части объектов радиостанций производства Российской Федерации отклоняются как необоснованные, поскольку объектом закупки выступает корректировка проектной документации иподготовка рабочей документации в рамках государственного оборонного заказа, о чем общество заблаговременно осведомлено на этапе подачи заявки и участия в торгах. Использование импортного оборудования в рамках государственного оборонного заказа без согласования с заказчиком не может быть признано обоснованным, однако подрядчик указанное обстоятельство оставил без изменения, подготовив документацию с применением оборудования зарубежного производства.
В целом все доводы ООО «Интэкс» о невозможности исполнения контракта отклоняются судом как необоснованные и противоречащие фактическим обстоятельствам материалам дела; объективных препятствий, не позволяющих в срок до 24.01.2022 исполнить обязательства по контракту, судом при рассмотрении спора не выявлено; требуемые ДВТУ результаты работ в установленный срок не достигнуты, вследствие чего ДВТУ было вынуждено на основании пункта 2 статьи 405, статьи 708 ГК РФ принять решение от 20.06.2022 об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта; указанное действие ДВТУ соответствует условиям контракта (пункт 4.4.7).
Доводы общества о том, что ограничения, введенные Указом Губернатора Свердловской области от 18.03.2020 № 100-УГ, послужили основанием для просрочки исполнения обязательств как обстоятельства непреодолимой силы, суд оценивает критически, так как на момент проведения закупки и подписания контракта 31.05.2021, вышеуказанные ограничения действовали уже больше года, следовательно, ООО «Интэкс» было о них осведомлено и должно было оценить свои возможности по надлежащему исполнению контракта с учетом действующих ограничений.
Смерть представителя ООО «Интэкс» ФИО7, по убеждению суда, не может рассматриваться как обстоятельство непреодолимой силы, поскольку в соответствии с приказом директора общества от 01.06.2022 № 1 ответственным за выполнение работ по контракту и главным инженером проекта назначена ФИО5, наделенная правом подписи проектных документов по контракту и в обязанности которой входило, в том числе, представление интересов ООО «Интэкс» во взаимоотношениях с заказчиком.
Согласно части 2 статьи 104 Закона № 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков являетсятолько такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
Пунктом 15 Правил № 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом «а» пункта 13 настоящих Правил: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Как установил суд, исследовав и оценив в порядке главы 7 АПК РФ доказательства, представленные в материалы дела, обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил № 1078 не имеется, вследствие чего основания для принятия решения об отказе во включении ООО «Интэкс» в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Принимая участие в закупке, ООО «Интэкс» осуществляет предпринимательскую деятельность, которая в соответствии со статьей 2 ГК РФ является самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами.
При этом, в любом случае, действия хозяйствующего субъекта при осуществлении им предпринимательской деятельности должны осуществляться в установленном законом порядке.
Поскольку хозяйствующий субъект ООО «Интэкс», обязанный соблюдать действующее законодательство, уклонился от надлежащего исполнения контракта, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о недобросовестности действий общества.
При этом УФАС по Хабаровскому краю мотивированно учел, что неисполнение ООО «Интэкс» обязательств по контракту обладает особой значимостью для ДВТУ в силу специфики осуществления закупки в целях реализации заказчиком государственного оборонного заказа Российской Федерации (ДВТУ не получило результат закупки, на который рассчитывало, что влечет снижение эффективности расходования целевых средств федерального бюджета).
Таким образом, имеющимися материалами дела подтверждено, что ООО «Интэкс» допущено существенное нарушение условий государственного контракта, в связи с чем антимонопольным органом, установившим факт недобросовестности ООО «Интэкс», по убеждению суда, принято законное и обоснованное решение от 18.07.2022 № РНП-27-307 о включении сведений об обществе, а также его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как предусмотрено пунктом 13 Правил № 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля, осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, при этом:
орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе;
орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок;
рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1576 «Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок»;
заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля;
заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта);
участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта;
проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Закона о контрактной системе, и с учетом настоящих Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил № 1078, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Судом установлено, что антимонопольным органом, рассмотревшим обращение ДВТУ о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, нарушений вышеуказанного пункта 13 Правил № 1078 не допущено.
Так, о рассмотрении обращения соответствующая информация размещена 13.07.2022 в ЕИС; рассмотрение обращения назначено на 18.07.2022 в 11:00.
Вопреки доводам ООО «Интэкс», обращение ДВТУ рассмотрено коллегиально комиссией в составе: Председатель Комиссии - ФИО8, Члены Комиссии: ФИО9, ФИО1; данная информация указана в Решении от 18.07.2022 № РНП-27-307, имеются подписи всех членов Комиссии.
Обращение рассматривалось в соответствии с пунктом 13 Правил № 1078; заслушаны пояснения, возражения, как представителей ДВТУ, так и ООО «Интэкс»; изучены документы, представленные сторонами; доводы сторон проанализированы комиссией антимонопольного органа, им дана оценка в решении.
Обозначенные обществом обстоятельства относительно того, что личности присутствующих не устанавливались ни на соответствие доверенностям, ни документам, удостоверяющим личность, документы, удостоверяющие личность участниками, не предъявлялись; права участникам не разъяснялись; в решении не указаны присутствовавшие представители ООО «Интэкс», дававшие пояснения, по убеждению суда, не могут рассматриваться как достаточные существенные нарушения, свидетельствующие о незаконности оспариваемого решения антимонопольного органа от 18.07.2022 № РНП-27-307.
При этом, делая вышеуказанный вывод, суд учитывает, что общество в лице представителей принимало непосредственное участие в заседании комиссии антимонопольного органа, имело возможность представить необходимые объяснения и документы; данное обстоятельство ООО «Интэкс», по существу, не отрицается; соответствующие доводы общества о нарушении процессуального порядка принятия решения подлежат отклонению.
В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Поскольку судом установлено, что оспариваемое решение антимонопольного органа от 18.07.2022 № РНП-27-307 соответствует положениям Закона о контрактной системе и не нарушает права и законные интересы общества, суд считает необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать.
Вследствие отказа в удовлетворении заявленного требования оснований для применения заявленного обществом способа восстановления нарушенного права в виде обязания антимонопольного органа исключить из реестра недобросовестных поставщиков информации об ООО «Интэкс» не имеется.
На основании положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на общество.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленного требования отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья В.А. Татаринов