АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело № А73-13529/2011
20 февраля 2012 года
Резолютивная часть решения суда объявлена 02.02.2012г. Изготовление мотивированного решения откладывалось до 20.02.2012г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного учреждения «Государственный природный заповедник «Комсомольский»
об оспаривании постановления Отделения надзорной деятельности по Комсомольскому району МЧС России от 29.06.2011г.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Комсомольская-на-Амуре природоохранная прокуратура,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – ФИО1, действующей по доверенности от 10.10.2011г. №592;
от административного органа – не явился;
от прокуратуры - не явился.
Сущность дела: Федеральное государственное учреждение «Государственный природный заповедник «Комсомольский» (далее – ФГУ «Заповедник «Комсомольский», Заповедник, Учреждение, заявитель) обратилось в суд с требованием отменить постановление Отделения надзорной деятельности по Комсомольскому району МЧС России от 29.06.2011г., которым учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Комсомольская-на-Амуре природоохранная прокуратура.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 30.01.2012г. по 02.02.2012г.
Административный орган и прокуратура, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ, явку своих представителей в суд не обеспечили. В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель учреждения на требовании настаивал по основаниям, изложенным в жалобе, считает оспариваемое постановление незаконным и подлежащим отмене ввиду отсутствия события и состава вмененного заявителю административного правонарушения.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Проверкой, проведенной Комсомольской-на-Амуре природоохранной прокуратурой в период с 03.06.2011г. по 06.06.2011г. установлено, что 28.05.2011г. в 16 час. 10 мин. силами авиалесоохраны на территории Лесничества «Государственный природный заповедник «Комсомольский» (координаты 50:47:48 северной широты и 137:25:35 восточной долготы) в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края обнаружен лесной пожар площадью 0,1 га в квартале 59 Северного участкового лесничества.
Сообщение о факте лесного пожара должностные лица авиалесоохраны представили в Заповедник в 16 час. 20 мин. того же дня.
Получив сообщение о пожаре в 16 час. 20 мин. 28 мая 2011 года, руководство Заповедника не приступило к незамедлительному тушению пожара. К формированию пожарной команды для направления ее к месту тушения возникшего пожара приступили лишь спустя более 3-х часов, в связи с чем пожарная команда Заповедника несвоевременно прибыла на место пожара для развертывания работ по тушению участка, поскольку силы и средства пожаротушения, в том числе резервные, не находились в состоянии готовности к тушению пожаров.
Кроме того, имея достоверную информацию о наличии на территории Заповедника 28.05.2011г. действующего лесного пожара, заявитель не составил прогноз поведения данного пожара с учетом возможного изменения обстановки и всех сложившихся условий, не применил тактические приемы, что способствовало распространению пожара на значительную территорию и невозможности его быстрой ликвидации.
Согласно постановлению главы Комсомольского муниципального района от 11.05.2011г. № 277, с 11.05.2011г. на территории Комсомольского района введен особый противопожарный режим.
21.06.2011г. Комсомольской-на-Амуре природоохранной прокуратурой по факту нарушения правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима в отношении ФГУ «Заповедник «Комсомольский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, о чем в присутствии законного представителя учреждения – директора ФИО2 вынесено соответствующее постановление, которое направлено для рассмотрения по существу в ОНД по Комсомольскому району ГУ МЧС по Хабаровскому краю.
29.06.2011г. главным государственным инспектором Комсомольского района по пожарному надзору ФИО3 по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено постановление, которым Заповедник признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Заповедник обратился в суд с заявлением об оспаривании его законности.
Заслушав в судебном заседании пояснения участника процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 1 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), одним из принципов лесного законодательства является обеспечение охраны и защиты лесов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Кодекса, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.
Частью 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно части 2 статьи 53 Кодекса меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Кодекса).
Статьей 53.3 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что тушение лесного пожара включает в себя: обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара. Лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
Согласно части 2 статьи 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации лица, использующие леса, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно обязаны сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007г. №417 утверждены «Правила пожарной безопасности в лесах» (далее - ППБ в лесах), которые устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 3 ППБ в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в числе прочего, предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров).
Пунктом 13 ППБ в лесах установлено, что юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке, немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять вес возможные меры к недопущению распространения лесного пожара.
Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 16.12.2008г. № 532утверждены «Требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды» (далее – Требования).
В силу подпунктов «а», «б», «д»пункта 1 Требований, в целях пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия: противопожарное обустройство лесов; создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; тушение лесных пожаров.
При этом, в силу пункта 2 Требований, противопожарное обустройство лесов включает: разграничение территории лесов по способам обнаружения и тушения лесных пожаров на зоны наземной и авиационной охраны; распределение лесов по классам их природной пожарной опасности; строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения; устройство посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам воды.
Согласно пункту 3 Требований, меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в: приобретении и поддержании в исправном состоянии пожарной техники, оборудования, снаряжения и инвентаря; организации системы связи и оповещения; строительстве и содержании пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, пожарных химических станций.
В соответствии с пунктом 6 Требований, тушение лесных пожаров включает: обследование (наземное или авиационное) очага лесного пожара с целью уточнения вида и интенсивности пожара, его границ, направления движения, выявления возможных опорных рубежей для локализации, источников воды, подъездов к ним и к очагу пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения огня; доставку людей и средств к месту тушения пожара и обратно.
К иным мерам пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 7 Требований, относится создание пожарных формирований для тушения лесных пожаров.
В соответствии с пунктами 13, 14 Требований, при IV-V классе пожарной опасности в лесах по условиям погоды силы и средства пожаротушения, в том числе резервные должны находиться в состоянии готовности к тушению пожаров.
Кроме того, требования в части обнаружения и тушения лесных пожаров содержатся в Приказе Рослесхоза от 30.06.1995 г. №100 «Об утверждении Указаний по обнаружению и тушению лесных пожаров», а также в Рекомендациях по обнаружению и тушению лесных пожаров, утвержденных Рослесхозом 17.12.1997г. (далее - Указания но тушению лесных пожаров и Рекомендации по тушению пожаров), которыми прописаны все стадии работ по предупреждению лесных пожаров, а также по обнаружению и полной ликвидации лесных пожаров с целью минимизировать возможные негативные последствия от лесных пожаров.
Согласно пункту 3 Указаний по тушению лесных пожаров, под понятием «лесхоз» подразумеваются все владельцы лесного фонда - национальные парки, учебные лесные и опытные лесные хозяйства, колхозы, совхозы, другие сельскохозяйственные формирования, осуществляющие ведение лесного хозяйства.
Разделами 4 Указаний по тушению лесных пожаров и Рекомендаций по тушению пожаров предусмотрены обязательные организационные мероприятия по тушению лесных пожаров.
Так, согласно пункту 4.1 Указаний по тушению лесных пожаров и Рекомендаций по тушению пожаров, руководитель лесхоза или лесничий, получив сообщение о пожаре, обязан немедленно принять меры к его тушению. Для чего в течение 3 часов прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению участка, так как в силуРекомендаций по обнаружению и тушению лесных пожаров для обеспечения быстрой ликвидации пожара силами одной бригады (6-10 человек) эта бригада должна прибыть на место пожара и развернуть работы по тушению на участках(выделах), отнесенных к 3-4 классам природной пожарной опасности, не позднее 3 часов после возникновения пожара.
В периоды 4 и 5 классов пожарной опасности по условиям погоды предельное времяна доставку к месту пожара и развертывание работ по тушению на участках (выделах) 1-3 классов природной пожарной опасности леса должно быть сокращено не менее чем в 2 раза, а при невозможности такого сокращения времени должны бытьувеличены не менее чем в 2 раза численность рабочих и количество средств пожаротушения, направленных на пожар. При решении этого вопроса руководитель лесхоза или лесничий, пользуясь планом лесонасаждений и таблицами 4-6 Приложений к Рекомендациям по тушению пожаров, должен составить прогноз поведения пожара с учетом возможного изменения обстановки и погоды.
Приказом МПР России от 16.07.2007г. № 181 утверждены «Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» (далее - Приказ № 181).
Согласно пунктам 11, 12 Приказа № 181, леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации. Единые требования к пожарной безопасности в лесах установлены Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417.
В соответствии с пунктом 2.1. Положения «О Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Комсомольский», утвержденного Приказом МПР № 368 от 29.04.2003 (далее - Положение), на Учреждение, в числе прочего, возлагается задача по осуществлению охраны территории в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.
При этом, согласно пункту 6.2. Положения, на территории Заповедника допускается осуществление мероприятий и деятельности, направленных на:
- сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
- поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность людей, животных, природных комплексов и объектов;
- предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам.
В соответствии со статьями 87, 88 Лесного кодекса РФ Учреждением разработаны локальные правовые акты об охране расположенных в Заповеднике лесов от лесных пожаров и тушение возникших лесных пожаров, а именно:
-лесохозяйственный регламент лесничества ФГУ «Заповедник «Комсомольский»;
- проект освоения лесов ФГУ «Заповедник «Комсомольский»;
- план мероприятий по обеспечению охраны лесов от пожаров в пожароопасный сезон 2011 года на территории ФГУ «Заповедник «Комсомольский».
В силу пункта 5.11 Проекта освоения лесов в соответствии с Положением о Заповеднике, основная работа отдела охраны связана с профилактикой и пресечением нарушений, профилактикой и тушением лесных пожаров.
При планировании и осуществлении роботы по охране лесов от пожаров необходимо руководствоваться Правилами пожарной безопасности в лесах, иными ведомственными нормативными актами.
Согласно пункту 2.16.1 Лесохозяйственного регламента, время доставки сил исредств пожаротушения к месту возникновения пожара не должно превышать 3 часов с момента обнаружения пожара. А для участков высокой пожарной опасности – не более 0.5 - 1.0 часа.
Из анализа данных норм следует, что Учреждение фактически является пользователем лесов, расположенных на территории заповедника. Учреждение наделено правами, предусмотренными законом в сфере лесопользования по выполнению мероприятий по сохранению природных комплексов, проведение мероприятий по охране, защите лесов предусмотренных лесным законодательством.
Таким образом, Учреждение обязано самостоятельно осуществлять охрану лесов, расположенных на территории Заповедника от лесных пожаров и производить тушение возникших лесных пожаров, с целью сохранения в естественном состоянии природных комплексов, что является его основной задачей.
Проверкой, проведенной прокуратурой в период с 3 июня 2011года по 6 июня 2011 года, установлено, что 28 мая 2011 года в 16 часов 10 минут авиалесоохраной в заповеднике, на территории с координатами 50:47:48: северной широты и 137:25:35восточной долготы, обнаружен лесной пожар площадью 0,1 га в квартале Северного участкового лесничества, о чем в 16 часов 20 минут того же дня было сообщено заповеднику. Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями директора Заповедника ФИО2, информацией командира звена Нижнетамбовского отделения КГУ «ДВ база авиационной охраны лесов» ФИО4, начальника Нижнетамбовского отделения КГУ «ДВ база авиационной охраны лесов» ФИО5 от 06 июня 2011г. Указанными доказательствами подтверждается и то обстоятельство, что пожарная команда Заповедника не своевременно, т.е. спустя 3 часа, прибыла на место пожара для развертывания работ по тушению.
Таким образом, проверкой установлено, что в нарушение вышеприведенных нормативных положений 28 мая 2011 Учреждением не в полном объеме были проведены организационные мероприятия по локализации и тушению лесного пожара, возникшего в Комсомольском муниципальном районе Хабаровского края (квартал 59 Северного участкового лесничества, координаты 50:47:48 северной широты и 137:25:35 восточной долготы), что привело к распространению небольшого лесного пожара с площади 0,1га на площадь 600 га по состоянию на 06.06.2011. Руководство заповедника не приступило к незамедлительному тушению пожара, а именно: пожарная команда заповедника не своевременно, т.е. спустя 3 часа, прибыла на место пожара для развертывания работ по тушению, поскольку силы и средства пожаротушения не находились в состоянии готовности к тушению, несмотря на то, что постановлением главы Комсомольского муниципального района от 11 мая 2011 года № 277 на территории Комсомольского района с 11.05.2011г. был введен особый противопожарный режим.
Таким образом, исследовав и оценив, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу, что ФГУ «Заповедник «Комсомольский» в условиях особого противопожарного режима допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, что образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения и вина учреждения подтверждаются материалами дела, в частности, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 21.06.2011г., объяснением директора Заповедника ФИО2 от 21.06.2011г., информацией командира звена Нижнетамбовского отделения КГУ «ДВ база авиационной охраны лесов» ФИО4, начальника Нижнетамбовского отделения КГУ «ДВ база авиационной охраны лесов» ФИО5 от 06 июня 2011г., постановлением главы комсомольского муниципального района от 11.05.2011г. № 277, решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 05.08.2011г., решением Хабаровского краевого суда от 11.10.2011г. по делу № 21-533/11, Положением «О Федеральном государственном учреждении «Государственный природный заповедник «Комсомольский», утвержденным Приказом МПР № 368 от 29.04.2003г., лесохозяйственным регламентом лесничества ФГУ «Заповедник «Комсомольский».
Вина юридического лица состоит в том, что оно не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, хотя имело для этого реальную возможность. Доказательств невозможности соблюдения учреждением данных правил со своей стороны в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем не представлено. При этом, следует отметить, что отсутствие финансовой и технической возможности для своевременного обеспечения скорейшей локализации и тушения пожара не освобождает юридическое лицо от исполнения требований лесного законодательства и не может служить основанием для освобождения юридического лица от ответственности.
Анализ вышеуказанных норм в совокупности с установленными по делу обстоятельствами позволяет сделать вывод о доказанности факта совершения ФГУ «Заповедник «Комсомольский» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
По материалам дела судом не установлено фактов, свидетельствующих о нарушении административным органом норм процессуального права, порядок и сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Административное наказание назначено с учетом характера совершенного правонарушения и в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение.
При таких обстоятельствах постановление от 29.06.2011г. Главного государственного инспектора Комсомольского района по пожарному надзору о привлечении Федерального Государственного Учреждения «Государственный природный заповедник «Комсомольский» к административной ответственности по части 3 статьи 8.32. КоАП РФ является законным и обоснованным, в связи с чем правовых оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требования ФГУ «Заповедник «Комсомольский» об отмене постановления Отделения надзорной деятельности по Комсомольскому району МЧС России от 29.06.2011г. о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак