АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
г. Хабаровск Дело № А73-13659/2008
16 января 2009 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Панасенко В.С.,
рассмотрел в судебном заседании заявление Отдела государственного пожарного надзора г. Комсомольска-на-Амуре УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Фобос» кадминистративной ответственности по части 4 статьи 14.1. КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа - старший инспектор ФИО1, действующий по доверенности от 13.01.2009 № 82;
от лица, привлекаемого к административной ответственности - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке статьи 123 АПК РФ,
Сущность дела: Отдел государственного пожарного надзора г. Комсомольска-на-Амуре УГПН ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (далее - ОГПН г.Комсомольска-на-Амуре, административный орган) обратился в суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Фобос» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель административного органа заявленные требования поддержал, просит привлечь Общество к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ за грубое нарушение условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассматривается в отсутствие представителя лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии со статьей 163 АПК РФ в заседании суда объявлялся перерыв с 14.01.2009 по 16.01.2009.
В ходе судебного разбирательства суд
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Фобос» (далее - ООО «Фобос», Общество) зарегистрировано 20.03.2007 Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Комсомольску-на-Амуре Хабаровского края за основным государственным регистрационным номером 1072703001590, ИНН <***>, и на основании лицензии от 07.08.2007 № 2/20689, выданной Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, производит работы по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а именно: монтаж, ремонт и обслуживание установок пожаротушения; монтаж, ремонт и обслуживание установок пожарной и охранно-пожарной сигнализации; монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре.
На основании распоряжения главного государственного инспектора г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору от 05.11.2008 № 251, проведена проверка ООО «Фобос» по соблюдению лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В ходе проверки, проведенной 05.11.2008 государственным инспектором г.Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2 в цехе № 89 ОАО «КнААПО», АБП, корпус 1040, этаж 2, расположенном по адресу: <...>, установлено, что в указанных помещениях монтаж автоматической системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре выполнен с нарушением проектных решений, принятых в проектно-сметной документации, а именно: аппаратура системы пожарной сигнализации формирует команды на управление системы оповещения о пожаре при срабатывании одного автоматического пожарного извещателя вместо двух, что является нарушением требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
По результатам проверки составлены акты от 18.11.2008 № 345 и № 346.
18.11.2008 государственным инспектором г. Комсомольска-на-Амуре по пожарному надзору ФИО2 в отношении ООО «Фобос», с участием его законного представителя - директора ФИО3, составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных юридическими лицами, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав пояснения представителя административного органа, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего:
В соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ (далее – Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ) производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (п.п. 39 п. 1 ст. 17), одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, и в том числе положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Подпунктом «г» пункта 4 «Положения о лицензировании производства работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2006 №625 (далее – Положение о лицензировании), предусмотрено, что к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении указанной лицензируемой деятельности относится выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона «О пожарной безопасности».
При этом, в силу пунктов 4 и 5 Положения о лицензировании не выполнение лицензиатом требований в области лицензируемой деятельности, установленных пунктами «а» и «г» является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В соответствии с указанным Федеральным законом, а также в целях совершенствования нормативного регулирования в области пожарной безопасности Приказом МЧС РФ от 16.03.2007 № 140 утверждена Инструкция о порядке разработки органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями нормативных документов по пожарной безопасности, введения их в действие и применения (далее – Инструкция).
Согласно пунктам 23, 34 Инструкции нормативный документ вводится в действие в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления, организацией) после его согласования и регистрации в органах государственного пожарного надзора. Согласованные нормативные документы регистрируются в МЧС России.
В соответствии с пунктом 40 Инструкции нормативные документы публикуются в порядке, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или организацией.
Проанализировав положения вышеуказанной Инструкции, суд приходит к выводу, что руководящие документы по пожарной безопасности (РД 009-01-96, РД 78.145-93), на которые ссылается административный орган в протоколе об административном правонарушении, не относятся к нормативным актам, в связи с чем нарушение требований данных документов не образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении от 18.11.2008 отражены нарушения Обществом пункта 13.1* Норм пожарной безопасности 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования» (далее – НПБ 88-2001), утвержденных приказом ГУ ГПС МВД России от 04.06.2001 №31, выразившиеся в следующем:
- аппаратура системы пожарной сигнализации формирует команды на управление автоматическими установками оповещения о пожаре при срабатывании одного автоматического извещателя, а должна формировать при срабатывании не менее двух пожарных извещателей.
Вместе с тем, согласно пункту 38 Инструкции нормативные документы применяются в соответствии с установленной в них областью применения при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Из содержания пункта 1.1. НПБ 88-2001 следует, что настоящие нормы распространяются на проектирование автоматических установок пожаротушения и пожарной сигнализации для зданий и сооружений различного назначения, в том числе возводимых в районах с особыми климатическими и природными условиями.
С учетом изложенного, суд полагает, что положения вышеуказанного нормативного документа не применяются к виду деятельности ООО «Фобос» согласно лицензии.
Согласно статье 71 АПК РФ, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1. КоАП РФ.
В силу пункта 2 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 202-206 АПК РФ, частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Отделу государственного пожарного надзора г.Комсомольска-на-Амуре о привлечении Общества в ограниченной ответственностью «Фобос» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, оказать.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней путем подачи апелляционной жалобы в Шестой арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Хабаровского края и в двухмесячный срок после вступления его в законную силу в кассационном порядке путем направления кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак