АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-13794/2013
24 января 2014 года
Резолютивная часть решения объявлена 21.01.2014 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 24.01.2014 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лисица Ю. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №26»
об оспаривании постановления государственной инспекции по пожарному надзору по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району Хабаровского края №90 от 13.11.2013г. о назначении административного наказания
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явился
от административного органа – не явился
Сущность дела: Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №26» (далее – заявитель, Учреждение, КГКОУ «Детский дом № 26») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району Хабаровского края (далее – административный орган) №90 от 13.11.2013г. о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Представители сторон, извещенных надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. Административным органом представлен письменный отзыв. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Судом установлено:
Должностным лицом Отдела надзорной деятельности по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району Хабаровского края - главным государственным инспектором по пожарному надзору по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району ФИО1 29.10.2013 года в период времени с 10 ч. 00 мин. по 12 ч. 00 мин. и 30.10.2013 года с 10 ч. 00 мин. по 12 ч. 00 мин. в соответствии Поручением заместителя председателя Правительства РФ ФИО2 от 26.09.2013 года №ОГ-П4-6872 проведена внеплановая проверка территории, зданий, помещений КГКОУ «Детский дом №26» по адресу: <...>.
В ходе проведения мероприятия по контролю выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности в РФ, а именно:
- территория КГКОУ «Детский дом № 26» не обеспечена источником противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
- отсутствуют специальные программы проведения пожарно-технического минимума
Нарушения отражены в акте проверки № 71 от 30.10.2013 г.
30.10.2013 г. главным государственным инспектором по пожарному надзору по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району ФИО1 в присутствии законного представителя Учреждения – директора ФИО3, составлен в отношении КГКОУ «Детский дом № 26» протокол № 119 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении до сведения законного представителя Учреждения доведено, что рассмотрения дела об административном правонарушении состоится 13.11.2013 г. в 15-00, указанное подтверждается личной подписью директора Учреждения ФИО3, копия протокола вручена директору учреждения под роспись.
13.11.2013г. вышеуказанным должностным лицом в присутствии законного представителя Учреждения – директора ФИО3. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, вынесено постановление № 90 о привлечении КГКОУ «Детский дом № 26» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Изучив доводы заявления, отзыва на заявление, исследовав и дав оценку материалам дела, с учетом позиции кассационной инстанции, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994г. № 69-ФЗ (далее Закон РФ № 69-ФЗ) (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008г. № 137-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2000 №150-ФЗ, определением Конституционного Суда РФ от 09.04.2002г. № 82-О), требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно статье 37 Закона РФ № 69-ФЗ, организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В силу статьи 38 Закона РФ № 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно статьи 25 Закона РФ № 69-ФЗ, противопожарная пропаганда - целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, органы местного самоуправления, пожарная охрана и организации.
Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций проводится администрацией (собственниками) этих организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации по пожарной безопасности по специальным программам, утвержденными соответствующими руководителями федеральных органов исполнительной власти и согласованными в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
В образовательных организациях осуществляется обязательное обучение обучающихся мерам пожарной безопасности. Органами, осуществляющими управление в сфере образования, и пожарной охраной могут создаваться добровольные дружины юных пожарных.
Согласно статье 52 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются одним или несколькими из следующих способов:
1) применение объемно-планировочных решений и средств, обеспечивающих ограничение распространения пожара за пределы очага;
2) устройство эвакуационных путей, удовлетворяющих требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре;
3) устройство систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
4) применение систем коллективной защиты (в том числе противодымной) и средств индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
5) применение основных строительных конструкций с пределами огнестойкости и классами пожарной опасности, соответствующими требуемым степени огнестойкости и классу конструктивной пожарной опасности зданий и сооружений, а также с ограничением пожарной опасности поверхностных слоев (отделок, облицовок и средств огнезащиты) строительных конструкций на путях эвакуации;
6) применение огнезащитных составов (в том числе антипиренов и огнезащитных красок) и строительных материалов (облицовок) для повышения пределов огнестойкости строительных конструкций;
7) устройство аварийного слива пожароопасных жидкостей и аварийного стравливания горючих газов из аппаратуры;
8) устройство на технологическом оборудовании систем противовзрывной защиты;
9) применение первичных средств пожаротушения;
10) применение автоматических и (или) автономных установок пожаротушения;
11) организация деятельности подразделений пожарной охраны.
Согласно части 1 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В силу части 2 указанной статьи, в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
Согласно части 3 данной статьи, необходимость устройства искусственных водоемов, использования естественных водоемов и устройства противопожарного водопровода, а также их параметры определяются настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее – Правила, ППР), настоящие Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Как установлено пунктом 3 ППР, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу пункта 4 Правил, руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Согласно пункту 55 ППР, руководитель организации обеспечивает исправность сетей наружного и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 утверждены Нормы пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций". (далее – НПБ)
Согласно пункту 51 НПБ, специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.
В силу пункта 52 НПБ, утверждение специальных программ для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется руководителями указанных органов и согласовывается в установленном порядке с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Как установлено пунктом 53 НПБ согласование специальных программ иных организаций осуществляется структурными подразделениями соответствующих территориальных органов МЧС России, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или структурными подразделениями соответствующих специальных или воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки установлен факт нарушения указанных нормоположений.
Данное нарушение правомерно вменено Обществу, что подтверждается материалами дела и обоснованно квалифицировано по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт правонарушения подтвержден в судебном заседании, в связи с чем административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействии) Общества признаки события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Суду не представлены доказательства отсутствия фактов выявленных нарушений, а также принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению указанного нарушения.
Судом рассмотрены и признаны необоснованными доводы Учреждения о нарушениях допущенных административным органом в ходе проверки.
В материалах дела имеется Распоряжение от 24.10.2013 г. о проведении в отношении Учреждения внеплановой выездной проверки. В распоряжении имеется отметка об ознакомлении с указанным распоряжением 24.10.2013 г. законного представителя Учреждения – директора ФИО3
Пункт 5 Распоряжения содержит указание на проведение проверки с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности, что свидетельствует о возможности проверки любых, относящихся к Учреждению объектов и документов с точки зрения пожарной безопасности. При этом необходимо отметить, что КоАП РФ устанавливает право и обязанность административных органом на фиксацию и принятие процессуальных решений в отношении правонарушении выявленных вследствие непосредственного их обнаружения должностным лицом.
Существенных нарушений порядка, сроков привлечения к ответственности, порядка проведения проверки, судом не установлено.
Размер наказания применен в соответствии с минимальным штрафом, установленным санкций части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Между тем, санкция указанной статьи предусматривает более мягкое наказание, а именно предупреждение.
Учитывая, незначительное количество выявленных нарушений, специфику деятельности Учреждения, факт отсутствия отягчающих вину обстоятельств, отсутствие в материалах дела сведений о фактах повторности привлечения Общества к ответственности за аналогичные правонарушения с учетом положений статьи 3.4 КоАП РФ, суд полагает необходимым изменить примененную санкцию на минимально возможную, исходя из санкции части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, а именно предупреждение.
При таких обстоятельствах, оспариваемое постановление административного органа подлежит изменению в указанной части.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Краевого государственного казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №26» удовлетворить частично.
Постановление государственной инспекции по пожарному надзору по г. Советская Гавань и Советско-Гаванскому району Хабаровского края № 90 от 13.11.2013г. о назначении административного наказания признать незаконным и отменить в части назначения административного наказания в виде административного штрафа. Меру ответственности заменить на предупреждение.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.