ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-13849/14 от 09.12.2014 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-13849/2014

09 декабря 2014 года

Арбитражный суд в составе судьи Кулешова А.В.

рассмотрев в порядке упрощённого производства дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

к   Индивидуальному предпринимателю ФИО1

о  привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

СУД УСТАНОВИЛ:

Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением от 17.10.2014 №3.1/3622 о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Определением от 20.10.2014 года заявление административного органа принято судом и на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства. Участвующие в деле лица о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощённого производства уведомлены и считаются извещёнными надлежащим образом.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьёй 123 АПК РФ, соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощённого производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.

От административного органа дополнительные доказательства в материалы дела не поступили.

Индивидуальным предпринимателем отзыв не представлен.

Суд рассматривает заявленные требования в соответствии с главой 29 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N86-ФЗ) и Постановлением Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 №62 по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, суд считает, что Индивидуальный предприниматель ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.

ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска 23.06.2011 за основным государственным регистрационным номером 311272317400028.

Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-034966, выданной Дальневосточным межрегиональным управлением государственного автодорожного надзора 01.08.2011.

В ходе плановой выездной проверки, проведённой в период с 14.10.2014 по 17.10.2014 старшим государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок ФИО2 и государственным инспектором отдела ФИО3 на основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 18.09.2014 №07-419 установлено, что индивидуальным предпринимателем допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен акт проверки от 17.10.2014 №265.

17.10.2014 старшим  государственным инспектором ФИО2 в отношении индивидуального предпринимателя  ФИО1 и с её участием,  составлен протокол об административном правонарушении серии 27 №006143/379 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что индивидуальным предпринимателем на предприятии не организован учёт и анализ дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП), нарушений правил дорожного движения. Не проводятся служебные расследования по фактам ДТП, а также сверка в государственной автомобильной инспекции.

Из протокола также следует, что индивидуальным предпринимателем не обеспечен ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращению к месту стоянки. А именно, контроль проводится ФИО1, которая не имеет специального образования и не аттестована как механик ОТК. Более того, на автостоянке, расположенной по адресу: <...>, откуда осуществляется выезд транспортного средства, отсутствует оборудованный пункт технического контроля, приспособления и специальное диагностическое оборудование при проведении ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию не применялось.

Также индивидуальным предпринимателем не ведется журнал учета нарушений водителями Правил дорожного движения.

Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель с фактами нарушений согласилась.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

В соответствии с подпунктами «з» и «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 №280 (далее – Положение о лицензировании) лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьёй 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", а также соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Согласно статье 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции федерального закона от 23.07.2013 №196-ФЗ) - (далее – Федеральный закон №196-ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом; организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Пунктом 1.1. Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утверждённого приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 №49 (далее – Положение) предусмотрено, что Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий (пункт 1.2. Положения).

Служебное расследование проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) - всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток (Пункт 1.4. Положения).

Из пункта 6 раздела II «Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7 (далее - Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров), следует, что в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий субъект транспортной деятельности осуществляет ежегодное планирование мероприятий. В случае ДТП с участием транспортных средств, принадлежащих субъекту транспортной деятельности, субъект транспортной деятельности проводит анализ причин и условий, способствовавших возникновению ДТП, результаты которого оформляются документально и хранятся не менее трех лет.

Пунктом 8.1 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров предусмотрено, что обеспечение профессиональной компетентности работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (за исключением водителей) достигается, в частности, проведением профессионального отбора и профессиональной подготовки работников, непосредственно связанных с движением транспортных средств.

Из пункта 28 Правил следует, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства. Запрещается выпуск на линию транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния.

Сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации (пункт 29 Правил).

К мероприятиям по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации относится: проведение ежедневного контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию с места стоянки и возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой о технической исправности (неисправности) транспортных средств в путевом листе (пункт 2.5 приложения №2 Правил).

Порядок и объемы работ по техническому контролю за техническим состоянием транспортных средств установлены Руководящим документом РД-200-РСФСР-15-0179-83 «Руководство по организации технологического процесса работы службы технического контроля АТП и объединений», утверждённым Министерством автомобильного транспорта РСФСР в 1983 году (далее – Руководящий документ). В разделе 5 Руководящего документа приведены технологические карты работ по контролю автомобилей, после прохождения ими основных технологических процессов АТП. Также установлено, что при выпуске автомобилей на линию контролеры ОТК должны руководствоваться картой 5.1., а при приёме автомобиля с линии - картой 5.2., данные работы выполняются на постах контрольно-технического пункта (КТП).

При этом разделом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 22.06.1998 года №75 установлено, что профессиональная компетентность специалистов юридического лица или индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным специальностям или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе.

Из подпункта «а» пункта 4 Положения о лицензировании следует, что лицензионными требованиями и условиями осуществления перевозок пассажиров являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств либо наличие договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.

В соответствии с пунктом 3 Правил учёта дорожно-транспортных происшествий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 №647 (далее - Правила) учёту подлежат все дорожно-транспортные происшествия. Учёт дорожно-транспортных происшествий осуществляется для изучения причин и условий их возникновения и принятия мер по устранению этих причин и условий.

Согласно пункту 16 Правил форма учёта дорожно-транспортных происшествий владельцами транспортных средств определяется Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Из пункта 17 указанных Правил следует, что владельцы транспортных средств обязаны немедленно сообщить в орган внутренних дел по месту своего нахождения о каждом дорожно-транспортном происшествии с участием принадлежащих им транспортных средств, а также ежемесячно сверять с управлениями (отделами) органа внутренних дел сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием принадлежащих им транспортных средств (пункт 18).

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.

Факт административного правонарушения административным органом доказан и нашел своё подтверждение. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 17.10.2014 серии 27 №006143/379; актом проверки от 17.10.2014 № 265; путевыми листами от 10.10.2014 и от 12.10.2014; удостоверением профессиональной компетентности от 16.04.2011 №794865, выданным ФИО1; свидетельством № 409-11 от 14.05.2011 об обучении ФИО1 на курсах «Подготовки специалистов по БДД»; удостоверением от 28.06.2011 серии ХК №01203, выданным ФИО1 о прохождении аттестации и не оспаривается самим индивидуальным предпринимателем.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц – от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей.

Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.

Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьёй 19 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.

Таким образом, административный орган правомерно расценил действия Индивидуального предпринимателя ФИО1 как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ее к административной ответственности.

Суд учитывая, что предприниматель ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалась, с фактом административного правонарушения согласилась, а также то, что правонарушения носят неоднократный и значимый характер, считает возможным назначить административное наказание по нижнему пределу штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 205-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕ Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающую: 680051, <...>, (<...> 15А-20), зарегистрированную инспекцией Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Хабаровска 23.06.2011 за основным государственным регистрационным номером 311272317400028, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть штрафу в размере 3 000 (трёх тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКТМО 08701000001, счёт №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, подлежит немедленному исполнению.

Судья А.В. Кулешов