Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14045/2018
26 октября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2018.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Маскаевой А.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрижовой О.В.,
рассмотрел в судебном заседании при содействии Арбитражного суда Приморского края посредством систем видеоконфоренц-связи дело по заявлению Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 690090, <...>)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 680000, <...>)
о признании недействительным решения от 04.06.2018 № 175 в части признания заказчика – УМВД России по Приморскому краю нарушившим требований части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Общество с ограниченной ответственностью «Контракт»
при участии:
от УМВД России по Приморскому краю - ФИО1 по доверенности от о25.10.2018 № 102, ФИО2 по доверенности от 04.12.2015 № 92;
от Хабаровского УФАС России - ФИО3 по доверенности от 25.01.2018 № 7/585, ФИО4 по доверенности от 14.08.2018 № 7/7278;
от ООО «Контракт» - не явились.
У С Т А Н О В И Л:
Управление министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю (далее – УМВД России по Приморскому краю, заявитель, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольная служба) о признании недействительным решения от 04.06.2018 № 175 в части признания заказчика – УМВД России по Приморскому краю нарушившим требований части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Определением суда от 31.08.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Контракт» (далее – общество).
Представители УМВД России по Приморскому краю доводы, изложенные в заявлении, поддержали, на удовлетворении требований настаивали. В судебном заседании пояснили, что вины в действиях заказчика нет, поскольку извещение о проведении электронного аукциона сформировано и направлено на казначейский контроль 08.50.2018, при этом срок проведения казначейского контроля от заявителя не зависит.
Представители Хабаровского УФАС России требования заявителя не признали согласно отзыву. В дополнение пояснили, что фактически нарушение срока размещения в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона составило несколько часов – окончание сбора заявок определено в 09 час. 00 мин. 25.05.2018, тогда как должно было быть не ранее – 23 час. 59 мин. 25.05.2018.
ООО «Контракт» отзыв на заявление не представило, о времени и месте заседания суда в порядке 2 части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) извещено надлежащим образом.
В ходе судебного разбирательства судом установлены следующие существенные обстоятельства.
10.05.2018 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок www.zakupki.gov.ruУМВД России по Приморскому краю размещено извещение № 0120100010318000024 о проведении электронного аукциона.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона дата и время окончания подачи заявок установлены заказчиком 25.05.2018 в 09 час. 00 мин.
На положения документации о закупке, а также действия заказчика в части нарушения сроков подачи заявок на участие, ООО «Контракт» в Приморское УФАС России подана жалоба.
Указанная жалоба письмом от 25.05.2018 № 4388/04-2 перенаправлена в Хабаровское УФАС России по подведомственности.
Антимонопольный орган по результатам рассмотрения жалобы ООО «Контракт», решением от 04.06.2018 № 175 признал жалобу общества обоснованной в части нарушения заказчиком положений части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, выразившегося в несоблюдении установленного законом срока размещения извещения о проведении электронного аукциона.
УМВД России по Приморскому краю полагая решение антимонопольного органа в части признания заказчика – УМВД России по Приморскому краю нарушившим требований части 3 статьи 63 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, незаконным, обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами в соответствии с частью 2 этой статьи обеспечивает, в том числе подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 6 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.
Частью 3 статьи 63 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Материалами дела подтверждено, что извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 10.05.2018; дата и время окончания подачи заявок согласно извещению о проведении электронного аукциона - 25.05.2018 в 09:00.
Антимонопольный орган, признавая действия заказчика нарушающими часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе, полагая, что УМВД России по Приморскому краю ненадлежащим образом установлен срок окончания подачи заявок на участие в аукционе, исходил из того, согласно положениям статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации срок окончания подачи заявки на участие в аукционе, с учетом размещения извещения 10.05.2018 должен быть установлен не ранее 25.05.2018 23:59.
Приведенные доводы антимонопольного органа судом отклонены.
Частью 7 статьи 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.
Из буквального содержания части 3 статьи 63 Закона № 44-ФЗ следует, что в ней содержится требование только к дням, а не ко времени.
При этом, Законом о контрактной системе право по установлению заказчиком в документации о проведении электронного аукциона времени начала подачи заявок и времени окончания подачи заявок представлено заказчику.
Принимая во внимание, что Законом о контрактной системе право по установлению времени начала подачи заявок и времени окончания подачи заявок в извещении, документации о проведении закупки предоставлено заказчику, суд приходит к выводу, что извещение о проведении электронного аукциона размещено УМВД России по Приморскому краю в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 11.09.2018 № Ф05-13892/2018 по делу №А40-233762/2017.
Следовательно, УМВД России по Приморскому краю не нарушено положение части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в части указания времени 09 час. 00 мин. 25.05.2018; фактически срок со дня размещения извещения о проведении электронного аукциона до даты окончания сбора заявок составил 15 дней.
Кроме того, жалоба общества и отзыв антимонопольного органа не содержат доказательств и доводов о том, что указанный срок подачи заявок не обеспечивал разумный и достаточный период для подачи заявки.
В связи с чем, у антимонопольного органа отсутствовали правовые основания для признания УМВД России по Приморскому краю нарушившим часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Доводы заявителя о том, что заказчик не несет ответственности за время нахождения извещения о проведении электронного аукциона на казначейском контроле, в связи с чем, в действиях заказчика по несвоевременному размещению извещения вина отсутствует, судом отклоняются, поскольку в силу прямого указания закона на заказчика возложена обязанность по размещению в единой информационной системе извещения о проведении электронного аукциона, в связи с чем, именно на заказчике лежит обязанность по соблюдению такого срока. Вместе с тем, поскольку судом в ходе рассмотрения дела установлено соблюдение заказчиком установленного частью 3 статьи 63 Закона № 44-ФЗ срока, приведенные доводы заявителя не влияют на разрешение спора по существу.
На основании изложенного требования заявителя подлежат удовлетворению, а решение Хабаровского УФАС России в оспариваемой части признанию недействительным.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается ввиду того, что заявитель и антимонопольный орган от уплаты государственной пошлины освобождены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края
Р Е Ш И Л:
Требования Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Приморскому краю удовлетворить.
Признать недействительными решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 04.06.2018 № 175 в части признания заказчика – УМВД России по Приморскому краю нарушившим требований части 3 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Ю. Маскаева