ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14264/14 от 19.01.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14264/2014

23 января 2015 года

Резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 19.01.2015. В полном объеме решение вынесено 23.01.2015.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Шапошниковой В.А.

С участием секретаря судебного заседания Лисица Ю.В., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Ванино»

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу

о признании незаконным и отмене постановления от 07.10.2014 № ТБ-ЖТ-16/10/2014/201ХБР о назначении административного наказания.

В заседании приняли участие:

От ООО «Трансбункер-Ванино» - не явились;

От УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора: ФИО1 – представитель по доверенности от 31.12.2014 № 68/2014.

Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Ванино» (далее – ООО «Трансбункер-Ванино», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу (далее – УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора, Управление, административный орган) от 07.10.2014 № ТБ-ЖТ-16/10/2014/201ХБР, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 19.7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

В силу статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель административного органа в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, по правилам части 4 статьи 137 АПК РФ, суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в суде первой инстанции.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

23.09.2014 в 07.20 (мест.) от сменного начальника перевозочного комплекса ООО «Трансбункер-Ванино» ФИО2 телефонограммой № 711 получена информация: при постановке вагона на эстакаду обнаружен бесхозный предмет. Позже в 09.25 (хаб.) от ведущего инженера ООО «Трансбункер-Ванино» ФИО3 телефонограммой № 712, получена информация: «отбой, заложен муляж, проведено учение ФСБ».

24.09.2014 в 06.45 от старшего оперативного дежурного УТ МВД по ДФО ФИО4. поступила следующая информация: 23.09.2014 в 07.30 мин. (мест.) в каретке вагона-цистерны с мазутом, принадлежащей ООО «Трансбункер-Ванино», обнаружены 2 посторонних предмета в виде свернутых бумажных мешков. Проведено оповещение согласно списку. Проводилась эвакуация, организовано оцепление в месте расположения цистерны. В мешках оказался строительный мусор. Взрывчатых веществ и взрывоопасных устройств не обнаружено. Отбой мероприятий после снятия оцепления. Информации о проведении учений не имеется.

30 сентября 2014 года в адрес УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора от ООО «Трансбункер-Ванино» поступил отчет о проведении учений по оповещению компетентного органа в области обеспечения транспортной безопасности и уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также территориального управления федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта о непосредственных, прямых угрозах и фактах совершения акта незаконного вмешательства (далее - АНВ) в деятельность объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ). В результате учений служба охраны и персонал ОТИ предприятия получили практические навыки по решению задач по ликвидации угрозы АНВ, эффективности системы оповещения, а также отработаны наиболее эффективные способы взаимодействия со всеми Федеральными органами исполнительной власти Ванинского района.

На запрос от 25.09.2014г. исх. № 7-15/3675, направленный в УТ МВД России по ДФО 02.10.2014 (исх. 01.10.2014 исх. № 17/16-7433), получена следующая информация: «23 сентября 2014 года в 07.40 мин. (местного времени), в дежурную часть Ванинского ЛО МВД России на транспорте от начальника перегрузочного комплекса ООО «ТРБ-Ванино» ФИО5 поступило телефонное сообщение о том, что 23.09.2014г. в 07.30 на территории ООО «ТРБ-Ванино» в каретке вагона-цистерны с мазутом № 51600559, находящегося не первой железнодорожной эстакаде первой ветки перегрузочного пункта ООО «ТРБ-Ванино», обнаружено два посторонних предмета в виде свернутых бумажных мешков.

Данное сообщение зарегистрировано в КУСП Ванинского ЛО МВД России на транспорте за № 575 от 23.09.2014.

Об обнаружении посторонних предметов были проинформированы руководство Ванинского ЛО МВД России на транспорте, дежурная часть УТ МВД России по ДФО, ОМВД России по Ванинскому району, Ванинская транспортная прокуратура, отдел в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю, ЕДДС администрации Ванинского муниципального района.

На место происшествия были направлены следственно-оперативная группа (СОГ) и наряд патрульно-постовой службы Ванинского ЛО МВД России на транспорте. Также, на место происшествия прибыл наряд ДПС ОМВД России по Ванинскому району, сотрудники отдела в р.п. Ванино УФСБ России по Хабаровскому краю и МЧС.

В целях минимизации возможных последствий при возникновении ЧС, прибывшими силами совместно со службой безопасности ООО ЧОО «ТРБ-Ванино» была проведена эвакуация и организовано оцепление места расположения вагона-цистерны № 51600559. Проведены мероприятия по осмотру вагона-цистерны и обнаруженных на ней предметов.

В ходе осмотра установлено, что в каретке вагона находятся пустые скомканные мешки из-под строительной смеси «Родбант», которые в дальнейшем были изъяты с места происшествия.

После завершения осмотра, примерно через два часа после поступления сигнала, оцепление было снято.

По результатам проверки нарушений административного и уголовного законодательства не установлено. Принято решение о приобщении материалов в специальное номенклатурное дело.

Информация о проведении учений ООО «Трансбункер-Ванино» и ФСБ, в вышеуказанном документе, отсутствует. Также отсутствует информация о проведении учений ООО «Трансбункер-Ванино» и в уведомлении направленном Ванинским ЛО МВД России на транспорте в адрес генерального директора ООО «Трансбункер-Ванино».

Полагая, что в действиях (бездействии) ООО «Трансбункер-Ванино» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.5 КоАП РФ, Управлением в адрес общества направлено извещение от 30.09.2014 о времени и месте составлении протокола об административном правонарушении 07.10.2014 в 15-00 по адресу г. Хабаровск, ул. Петра Комарова, 6, кабинет 413.

Извещение вручено обществу 02.10.2014 под входящий № 10-02-8/01.

07.10.2014 государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО6 в отношении ООО «Трансбункер-Ванино» в отсутствие законного представителя общества, в присутствии представителя ФИО7, действующего по доверенности от 06.10.2014, выданной для участия в конкретном деле об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.5, совершенном 23.09.2014, составлен протокол № ТБ-ЖТ-07/10/2014/201 ХБР об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7.5 КоАП РФ.

В протоколе имеется информация о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 16.10.2014 в 15-00. Копия протокола вручена 07.10.2014 ФИО7, а также направлена в адрес общества и вручена 09.10.2014 под входящий № 1009-12/01.

Постановлением государственного инспектора отдела по надзору за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора ФИО6 от 07.10.2014 № ТБ-ЖТ-16/10/2014/201ХБР, вынесенным в отсутствие законного либо иного уполномоченного представителя общества, ООО «Трансбункер-Ванино» привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.7.5 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Несогласие заявителя с постановлением административного органа послужило основанием для обращения в арбитражный суд за его обжалованием.

В соответствии со статьей 19.7.5 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Подпунктами 5 и 9 пункта 1 статьи 1 названного Закона (в редакции, действовавшей на момент проверки), установлено, что объектами транспортной инфраструктуры являются технологические комплексы, включающие в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Следовательно, в силу статьи 1 Закона о транспортной безопасности, ООО «Трансбункер-Ванино» является субъектом транспортной инфраструктуры на объектах, принадлежащих обществу - перегрузочный комплекс.

Соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны незамедлительно информировать в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах.

Согласно приказу Минтранса России, ФСБ России, МВД России от 05 марта 2012 года №52/112/134 «Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» выявленное 23.09.2014 происшествие относится к АНВ на критический элемент ОТИ.

Согласно пункту 2.1 порядка утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 февраля 2011 года №56 «О Порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах» (далее Приказ Минтранса РФ №56) субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и транспортных средствах (далее - ТС) в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности через Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и ее территориальные органы по средствам электронной или факсимильной либо телефонной связи по адресам (номерам телефонов), указанным на официальных сайтах Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов.

Согласно пункту 5 порядка утвержденного Приказом Минтранса РФ №56, субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в государственные органы, указанные в п.2 настоящего Порядка, согласно приложениям № 1-10 к настоящему Порядку применительно к конкретным видам транспорта.

В соответствии с пунктом 8 порядка утвержденного Минтранса РФ №56, субъект транспортной инфраструктуры и перевозчики представляют информацию об угрозах совершения и о совершении АНВ на ОТИ и ТС в государственные органы, указанные в п.2 настоящего Порядка, по средствам телефонной или радиосвязи, в первую очередь называется фамилия, имя и отчество лица, передающего сообщение об угрозах совершения и о АНВ на ОТИ и ТС, занимаемая им должность на объекте транспортной инфраструктуры и транспортном средстве, в субъекте транспортной инфраструктуры и перевозчике, их наименование. Далее сообщается информация согласно соответствующему приложению к настоящему Порядку.

Приказ Минтранса РФ №56, обязателен для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средствах.

Письменная информация от ООО «Трансбункер-Ванино» согласно Приказу Минтранса РФ №56 в Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта об АНВ 23 сентября 2014 года и последующие дни не поступала.

Непредставление или несвоевременное представление субъектом транспортной инфраструктуры либо перевозчиком информации об угрозах совершения или совершении АНВ на ОТИ и ТС в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности - является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд соглашается с выводами административного органа о том, что в действиях (бездействии) ООО «Трансбункер-Ванино», выразившихся в не предоставлении УГАН НОТБ ДФО Ространснадзора информации об угрозе АНВ, имеется состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7.5 КоАП РФ.

Вместе с тем суд считает, что оспариваемое правонарушение подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Частью 2 названной статьи установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняет причины их неявки и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Как следует из материалов дела, общество надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 16.10.2014 в 15-00.

Однако постановление об административном правонарушении № ТБ-ЖТ-16/10/2014/201ХБР вынесено 07.10.2014. Из текста самого постановления следует, что должностным лицом дело об административном правонарушении рассмотрено 07 октября 2014 года.

При вынесении постановления законный либо иной уполномоченный представитель ООО «Трансбункер-Ванино» не присутствовал.

В материалах дела отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении законного представителя общества о рассмотрении дела об административном правонарушении 07.10.2014.

В своем заявлении при обращении в арбитражный суд Общество ссылается на указанные обстоятельства.

С учетом изложенного суд считает, что рассмотрение дела об административном правонарушении проведено в отсутствие законного представителя ООО «Трансбункер-Ванино» при отсутствии его надлежащего извещения.

В соответствии с пунктом 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», нарушение административным органом процессуального требования является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанное нарушение носит существенный характер и не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данным нарушением вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Суд считает, что указанные процессуальные нарушения являются существенными, поскольку не могли позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, возможность устранения этих недостатков отсутствует.

Суд не принимает во внимание довод административного органа о допущенной технической ошибке в части даты постановления и о том, что в номере постановления указана фактическая дата вынесения постановления.

В представленных материалах дела отсутствуют сведения об исправлении технической ошибки в порядке, установленном КоАП РФ.

В судебном заседании представитель административного органа пояснил, что дата и номер постановления не присваиваются автоматически информационной системой, а могут быть исправлены физически при наборе текста.

При таких обстоятельствах суд считает, что наличие в номере постановления цифр «16/10/2014» при том, что само постановление датировано 07.10.2014, не свидетельствует бесспорно о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено именно 16.10.2014, а не 07.10.2014.

В тексте вводной части постановления должностным лицом, рассмотревшим дело, указано, что дело об административном правонарушении рассмотрено 07.10.2014.

При таких обстоятельствах суд считает, что внесение исправлений в данной части в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП РФ, было бы невозможно, поскольку такое исправление будет свидетельствовать об изменении содержания постановления.

Выяснить фактическую дату рассмотрения дела у представителя ООО «Трансбункер-Ванино» не представляется возможным, поскольку представитель общества при рассмотрении дела не присутствовал, в своем заявлении общество ссылается на нарушение его процессуальных прав при рассмотрении дела 07.10.2014. В тексте постановления также отсутствуют какие-либо иные сведения, бесспорно свидетельствующие о том, что рассмотрение дела состоялось не 07.10.2014, а 16.10.2014.

То обстоятельство, что копия постановления направлена в адрес ООО «Трансбункер-Ванино» 17.10.2014 также не является бесспорным доказательством рассмотрения дела об административном правонарушении 16.10.2014, а может лишь указывать на ненадлежащее исполнение должностными лицами административного органа своих обязанностей по соблюдению сроков направления копии постановления.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом установленных судом обстоятельств, оспариваемое постановление вынесено незаконно и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу от 07.10.2014 № ТБ-ЖТ-16/10/2014/201ХБР об административном правонарушении, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «Трансбункер-Ванино».

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья В.А. Шапошникова