АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск Дело №А73-14335/2011
23 января 2012 года
Резолютивная часть решения объявлена 16.01.2012г. Изготовление мотивированного решения откладывалось до 23.01.2012г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д.Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Центральные авиакассы»
об оспаривании постановления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре от 08.11.2011 № 05/17-47/153,
при участии в судебном заседании представителей:
от заявителя – не явился;
от налогового органа – не явился.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Центральные авиакассы» (далее – ООО «Центральные авиакассы», Общество) обратилось в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Комсомольску-на-Амуре (далее – ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре, Инспекция, административный орган) от 08.11.2011г. № 05/17-47/153, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в суд не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей заявителя и административного органа.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 26.10.2011г. по 01.11.2011г. должностными лицами инспекции Федеральной налоговой службы по г. Комсомольску-на-Амуре в рамках проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, на основании поручения И.о. начальника Инспекции от 15.09.2011г. № 160, проведена проверка полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью ООО «Центральные авиакассы», расположенного по адресу: <...>, за период с 01.09.2011г. по 16.10.2011г.
В ходе проведенной проверки установлено нарушение порядка работы с денежной наличностью, выразившееся в неоприходовании (не полном оприходовании) в кассу денежной наличности, полученной с применением контрольно-кассовой техники за продажу билетов (авиа, ж/д, авто) в день ее получения.
Так, в проверяемом периоде установлено 25 случаев неполного оприходования наличных денежных средств на общую сумму 800 831 руб. 80 коп.
Результаты проверки отражены в акте проверки полноты учета выручки от 26.10.2011г. № 17-17/42.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ, 01.11.2011г. главным государственным налоговым инспектором ФИО1 в отношении ООО «Центральные авиакассы», с участием законного представителя Общества – директора ФИО2, составлен протокол об административном правонарушении №17-47/153 по вышеуказанной норме административного законодательства.
Протокол со сведениями о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении (08.11.2011г. в 14-00 час. по адресу: <...>, каб. № 411), вручен законному представителю ООО «Центральные авиакассы» 01.11.2011г. под роспись.
08.11.2011г. начальником ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре ФИО3 по результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении и приложенных к нему документов в отсутствии законного представителя ООО «Центральные авиакассы» вынесено постановление №05/17-47/153, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1. КоАП РФ, назначен административный штраф в размере 40 000 рублей. При этом, учитывая, что на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, по фактам неоприходования выручки, выявленным с 01.09.2011г. по 06.09.2011г., истек, Общество привлечено к ответственности по факту неоприходования наличных денежных средств на общую сумму 571 345,80 руб. за период с 07.09.2011г. по 16.10.2011г.
Несогласие Общества с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя Инспекции, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд не находит основании для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения о применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993г. № 745, установлено, что оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждаемым Центральным банком Российской Федерации.
Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 №40 Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 22, 23 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993 № 40 (действовавшего на момент совершения административного правонарушения), все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера данного предприятия.
Пунктом 24 названного Порядка предусмотрено, что записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно, в конце рабочего дня, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира копию записей в кассовой книге за день с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Из анализа норм действующего законодательства следует, что под понятием «оприходование в кассу денежной наличности» понимается ряд последовательных действий, которые необходимо совершить в день ее поступления (в том числе оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу организации и внести в тот же день в кассовую книгу организации записи о поступивших денежных средствах), невыполнение которых свидетельствует о нарушении порядка ведения кассовых операций. Таким образом, неотражение в кассовой книге полученной обществом денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании в кассу денежной наличности.
В соответствии с Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 изложен общий порядок возврата денежных средств по неиспользованным кассовым чекам и действующих в части, не противоречащей Федеральному закону № 54-ФЗ.
Возврат денежных средств покупателям (клиентам) за возвращенный ими товар осуществляется кассиром на основании выданных кассовых чеков за оплату этого товара. Кассир-операционист может выдавать деньги по возвращенным покупателями чекам только в день их выдачи покупателю и при наличии на чеке подписи директора (заведующего) или его заместителя и только по чеку, выданному в данной кассе.
В этом случае составляется акт по форме № КМ-3. В акте указываются все чеки кассовой машины, по которым возвращены деньги, и их сумма. На всех чеках, возвращенных покупателями за рабочий день, ставится штамп «Погашено». Чеки наклеиваются на лист бумаги, вместе с актом сдаются в бухгалтерию организации и хранятся в документах за данное число. Суммы, выплаченные по возвращенным товарам и неиспользованным чекам, записываются в книгу кассира-операциониста, и на итоговую сумму уменьшается сумма выручки за данный день.
При возврате товара не в день покупки, по истечении рабочего дня и закрытии выручки на операционной кассе выдача денег покупателям за возвращенный товар осуществляется из кассы предприятия по расходным кассовым ордерам или другим документам, надлежаще оформленным в соответствии с разделом II Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального банка РФ от 22.09.1993г. № 40.
Как установлено судом по материалам дела и не оспаривается заявителем, за период с 07.09.2011г. по 16.10.2011г. организация осуществляла возврат денежных средств не из кассы предприятия по расходным кассовым ордерам, а из операционных касс в точках продаж авиабилетов, в результате чего полученная за этот период выручка в сумме 571 345, 80 руб. в кассовой книге организации не отражена. Данный факт свидетельствует о нарушении обществом порядка работы с денежной наличностью, выразившегося в неоприходовании (не полном оприходовании) в кассу денежной наличности, полученной с применением ККТ за продажу билетов (авиа, ж/д, авто) в день ее получения.
Кроме того, организацией не оприходована выручка 15.10.2011г. и 24.09.2011г. на общую сумму 30996 рублей. Пояснений и документов о возврате авиабилетов на вышеуказанные суммы заявителем не представлено.
Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о доказанности факта нарушения ООО «Центральные авиакассы» порядка ведения кассовых операций, что образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1. КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обстоятельства правонарушения, совершенного обществом, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 01.11.2011г. №17-47/153, актом проверки полноты учета выручки от 26.10.2011г. № 17-17/42 с приложением № 1, объяснением директора ФИО2 от 01.11.2011г., журналами кассира-операциониста ККМ № 11100343, № 00000386, № 00077581, актами о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, кассовой книгой за период с 01.09.2011г. по 16.10.2011г.
Из содержания части 1 статьи 2.1 КоАП РФ следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализ вышеизложенного с учетом установленных по делу обстоятельств позволяют сделать вывод о доказанности вины Общества, поскольку им не были приняты все зависящие от него меры для соблюдения установленного законом порядка ведения кассовых операций. Доказательств, свидетельствующих о принятии Обществом необходимых мер для недопущения административного правонарушения, а также доказательств невозможности соблюдения требований законодательства в силу объективных причин, материалы дела не содержат.
Исходя из существа совершенного обществом правонарушения, судом не усматривается оснований для признания его малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в силу которой при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума ВАС РФ 02.06.2004 № 10 применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).
Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в несоблюдении публично-правовых обязанностей, посягает на интересы государства в области торговли, финансов, налогов и сборов, на установленный нормативными правовыми актами порядок работы с денежной наличностью. Отсутствие вредных последствий не влияет на степень общественной опасности данного правонарушения, которое является формальным по своему составу. В данном случае угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих обязанностей по соблюдению требований законодательства.
Не установив обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, административный орган обоснованно применил в отношении Общества минимальный размер штрафной санкции, установленный частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
При изложенных выше обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для признания постановления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре от 08.11.2011 № 05/17-47/153 незаконным и его отмены.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью «Центральные авиакассы» о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по г. Комсомольску-на-Амуре от 08.11.2011 № 05/17-47/153 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак