Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-14387/2020
23 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения оглашена 16 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи: Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.А. Цой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Империя «АРТСТЭП»
к Отделу судебных приставов по Верхнебуреинскому району
к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области
о признании постановления от 25.08.2020 о возбуждении исполнительного производства № 29823/20/27012-ИП недействительным, действий (бездействия) незаконными
с участием третьего лица – Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска.
В судебное заседание явились представители:
от заявителя – директор ФИО1 лично;
от ОСП по Верхнебуреинскому району – не явились;
от УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО - не явились;
от третьего лица – ФИО2 по доверенности от 27.01.2020 № 02-18/02729.
Сущность дела: Общество с ограниченной ответственностью «Империя «АРТСТЭП» (далее – ООО «Империя «АРТСТЭП», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать недействительным постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Верхнебуреинскому району от 25.08.2020 о возбуждении исполнительного производства №29823/20/27012-ИП, действия (бездействие) незаконными.
Определением суда от 28.09.2020 заявление принято к производству, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области (далее – УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району города Хабаровска (далее - ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, третье лицо, налоговый орган).
В судебном заседании представитель ООО «Империя «АРТСТЭП» на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в заявлении и возражениях на отзыв.
Представитель третьего лица с заявленными требованиями не согласилась, позицию изложила согласно отзыву на заявление.
Иные лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Инспекцией ФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении ООО «Империя «АРТСТЭП» было вынесено решение № 1433 от 20.08.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика. На основании данного решения налоговым органом вынесено постановление № 1411 от 20.08.2020 о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика на общую сумму 156 149,79 руб. (в том числе, налог на добавленную стоимость в размере 110 503 руб., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 23 857,79 руб., штраф в размере 21 789 руб.), которое было направлено в ОСП по Верхнебуреинскому району для исполнения по месту нахождения должника.
25.08.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнебуреинскому району на основании вышеуказанного исполнительного документа в отношении должника – ООО «Империя «АРТСТЭП» возбуждено исполнительное производство № 29823/20/27012-ИП, о чем вынесено соответствующее постановление.
Несогласие должника с постановлением о возбуждении исполнительного производства от 25.08.2020 явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив их доводы, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве, Закон № 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 5 Закона об исполнительном производстве, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Согласно статье 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Закона «О судебных приставах»).
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В силу пункта 8 вышеназванной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Статья 31 Закона об исполнительном производстве устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Так, в соответствии с частью 1 вышеназванной статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;
3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;
5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;
6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;
7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;
9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;
10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.
11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона;
12) исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о возбуждении в отношении должника-гражданина процедуры внесудебного банкротства и указанная процедура внесудебного банкротства не прекращена (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 223.4 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»);
13) исполнительный документ выдан в отношении требования, указанного должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, при этом в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве включены сведения о завершении процедуры внесудебного банкротства (за исключением исполнительных документов по требованиям, указанным в пункте 2 статьи 223.6 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Пунктом 5 статьи 12 Закона об исполнительном производстве, акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств отнесены к видам исполнительных документов.
В соответствии с частью 1.1 статьи 12 Закона № 229-ФЗ исполнительный документ может быть направлен судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного судьей, лицом, председательствующим на заседании коллегиального органа, или должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к исполнительным документам, установлены частью 1 статьи 13 Закона об исполнительном производстве, в силу которой в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны:
1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица;
2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера;
3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица;
4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение;
5) сведения о должнике и взыскателе:
а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также - дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;
б) для организаций - наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве;
6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий;
7) дата выдачи исполнительного документа.
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона № 229-ФЗ, исполнительный документ, выданный на основании акта другого органа или являющийся актом другого органа, подписывается должностным лицом этого органа и заверяется печатью данного органа или лица, его выдавшего, а в случае направления исполнительного документа в форме электронного документа он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При разрешении вопроса о возбуждении (отказе в возбуждении) исполнительного производства судебный пристав-исполнитель проверяет соответствие исполнительного документа вышеуказанным требованиям.
При этом на стадии разрешения вопроса о принятии исполнительного документа к исполнению в обязанности судебного пристава-исполнителя не входит проверка соблюдения процедуры вынесения исполнительного документа, в данном случае, постановления налогового органа о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафов, процентов за счет имущества налогоплательщика, его соответствие нормам Налогового Кодекса Российской Федерации, проверка направления в адрес должника уведомлений о наличии задолженности, а также проверка наличия иных документов, на основании которых осуществляет свою деятельность налоговый орган.
Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в силу положений статьи 47 НК РФ, а также применительно к пункту 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.
Судебный пристав-исполнитель не вправе требовать от органа, направившего такой исполнительный документ, представления каких-либо дополнительных документов, подтверждающих отсутствие информации о счетах должника, а также недостаточность или отсутствие на них денежных средств.
Отказ судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства по причине непредставления указанных документов может быть признан незаконным.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 47 НК РФ, взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 НК РФ постановление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя должно содержать:
- фамилию, имя, отчество должностного лица и наименование налогового органа, выдавшего указанное постановление;
- дату принятия и номер решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика или налогового агента;
- наименование и адрес налогоплательщика-организации или налогового агента - организации либо фамилию, имя, отчество, паспортные данные, адрес постоянного места жительства налогоплательщика - индивидуального предпринимателя или налогового агента - индивидуального предпринимателя, на чье имущество обращается взыскание;
- резолютивную часть решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя;
- дату выдачи указанного постановления.
Из системного толкования положений ч. 2 ст. 47 НК РФ, ч. 1.1 статьи 12, ч. 4 ст. 13 Закона об исполнительном производстве следует, что такие исполнительные документы, как исполнительные документы, выданные на основании судебного акта или акта другого органа, а также исполнительные документы, являющиеся судебным актом или актом другого органа могут быть направлены судебному приставу-исполнителю в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При этом приведенные выше нормы не содержат обязанности по направлению с указанными исполнительными документами заявления о возбуждении исполнительного производства. В данном случае, исполнительное производство возбуждается должностным лицом службы судебных приставов на основании электронного исполнительного документа, соответствующего по форме и содержанию требованиям, установленным статьей 13 Закона № 229-ФЗ, подписанного судьей или уполномоченным должностным лицом, принявшим соответствующий акт, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как следует из материалов дела, 21.08.2020 на исполнение в ОСП по Верхнебуреинскому району поступил исполнительный документ (в форме электронного документа) - акт органа, осуществляющего контрольные функции, № 1411 от 20.08.2020, подписанный заместителем начальника ИНФС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, о взыскании с ООО «Империя «АРТСТЭП» налогов и сборов в размере 156 149,79 руб.
25.08.2020г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Верхнебуреинскому району ФИО3 на основании вышеуказанного исполнительного документа в отношении ООО «Империя «АРТСТЭП» возбуждено исполнительное производство № 29823/20/27012-ИП о взыскании с должника в пользу взыскателя 156 149,79 руб.
Суд, рассмотрев представленный в материалы дела исполнительный документ, приходит к выводу, что он содержит все необходимые реквизиты, перечисленные в части 2 статьи 47 Налогового кодекса РФ, в связи с чем полностью соответствует требованиям, предъявляемым действующим законодательством к исполнительным документам. Также судом по материалам дела не установлено иных обстоятельств, перечисленных в части 1 статьи 31 Закона № 229-ФЗ, свидетельствующих о наличии безусловных оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что оспариваемое постановление о возбуждении исполнительного производства от 25.08.2020г. вынесено должностным лицом отдела судебных приставов на законных основаниях.
Судом также не установлено нарушений требований, предъявляемых к форме и содержанию постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и установленных частью 2 статьи 14 Закона об исполнительном производстве.
В силу части 1 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 Кодекса.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла приведенной нормы следует, что для признания решений (действий) недействительными (незаконными) необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие решений (действий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, либо незаконное возложение на заявителя каких-либо обязанностей.
В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые действия (бездействие) должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Исследовав и оценив конкретные обстоятельства дела, судом не установлено фактов, свидетельствующих о нарушении судебным приставом-исполнителем ФИО3 требований действующего законодательства, а также об ущемлении прав и законных интересов должника в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Постановление от 25.08.2020г. о возбуждении исполнительного производства №29823/20/27012-ИП вынесено должностным лицом службы судебных приставов в соответствии с нормами Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с чем у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований обществу с ограниченной ответственностью «Империя «АРТСТЭП» отказать.
Возвратить ООО «Империя «АРТСТЭП» в лице ФИО1 из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 руб., уплаченную по чеку-ордеру от 09.09.2020г. за подачу заявления в арбитражный суд.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак