ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14412/13 от 06.02.2014 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-14412/2013

06 февраля 2014 года

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Большехехцирский»

об оспаривании постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 05-009/2013 - АС от 28.11.2013г. о назначении административного наказания,

Суд установил: Федеральное государственное бюджетное учреждение Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» (далее – заявитель, Учреждение, ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее – Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу, Департамент, административный орган) № 05-009/2013 - АС от 28.11.2013г. о назначении административного наказания, предусмотренного частью 4 статьи 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс).

Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, а также дополнение к отзыву, в которых против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.

Заявителем представлено суду дополнительное письменное пояснение.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения рейдового мероприятия 04.09.2013, на основании распоряжения Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 04 сентября № 437 выявлены следующие нарушения природоохранного законодательства:

на лесной дороге, проходящей по правой стороне ключа Соснинский территории ФГБУ «Государственный заповедник «Большехехцирский» 4 сентября 20 года в 14 час 30 мин. обнаружен и остановлен японский автобус «Мазда-Бонг (государственный номер <***>), водитель ФИО1, который беспрепятственно осуществлял проезд по территории заповедника, не имея специального разрешения (фотографии из фототаблицы DSC с №№9614-9617).

Также граждане ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 осуществляли проезд на автомобилях при отсутствии разрешений на проезд, а в выданных разрешениях на нахождение отсутствовали ознакомления с правилами пребывания и пожарной безопасности в лесах; даты возврата в заповедник выданных разрешений.

Также обнаружена асфальтированная дорога, проложенная по территории заповедника. По данным фактам возбуждено административное расследование.

В рамках административного расследования, возбужденного 06.09.2013 определением №005-009/2013 и по уведомлению от 07.10.2013 в 1200 часов произведен осмотр территории заповедника в присутствии заместителя директора ФГБУ «Государственный заповедник «Большехехцирский» по охране и экологической безопасности ФИО6, старшего госинспектора Кя Ю.Н., а также двух понятых.

В 1400 часов составлен акт осмотра территории лесной дороги в визит-центр «Соснинский», расположенной в лесных кварталах №10 и №№251-252 «Болшехехцирского лесничества». Установлено:

на ранее грунтовую лесную дорогу лесохозяйственного назначения протяженностью 1084 метра при средней ширине полотна от 3,2-3,8 метра (в отдельных местах 2,8 метра) уложено асфальтовое покрытие.

Отмечено превышение полотна дороги на гравийной подушке над уровнем местности от 0,2м и выше (фотографии DSC 09303, 00620), в трех местах (фотографии DSC 00614-00615) на урезе дороги обнаружены: куски ломаного асфальта, остатки куч щебня (фотографии DSC 00608-00609); в семи местах под асфальтовым полотном дороги проложены ливневые стоки в виде металлических труб (фотографии DSC 09293-09299), обочины оформлены как новыми, так и старыми кюветами. Асфальтовое покрытие лесной дороги заканчивается у ворот некоммерческого партнерства НП «Фонд жилищного строительства администрации г. Хабаровска» (фотографии DSC 09315).

Полотно асфальтированной лесной дороги не позволяет разъехаться двум автомобилям без выезда с дороги (фотографии DSC 09308), что приводит к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной заповедника.

При проведении осмотра производилась фотосъемка цифровой фотокамерой SONI DIGITAL STILL CAMERA-Wl7 (инвентарный номер № 2101040008), составлены схема и фототаблица: схема расположения GPS, трассирующих лесохозяйственную дорогу с асфальтовым покрытием в Большехехцирском государственном природном заповеднике (участок Соснинский), фототаблица №2 (дорога на визит-центр).

Строительство асфальтовой дороги к базе отдыха, расположенной на границе заповедника в ключе «Соснинский», проходящей по лесным кварталам №10 и №№251-252 «Болшехехцирского лесничества», её использование посторонними лицами (гражданами, другими юридическими лицами), является незаконным.

ФГБУ «Большехехцирский государственный природный заповедник» не предприняты все необходимые меры для обнаружения лиц, причастных к укладке асфальтового покрытия, их наказанию, ликвидации указанной дороги, либо приведения ее статуса в соответствие с режимом особой охраны. Более того, выдаются разрешения на посещение территории заповедника (вне специально выделенных маршрутов) лицам, не имеющим отношения к функционированию заповедника, например:

- пропуск (разрешение) на нахождение от 13.08.2013 №35 (фотография DSC 09601-09602) гражданина ФИО2, пребывание с целью строительства объекта дачи «Соснинский». Данное разрешение получено гражданином ФИО7, а не лично. В тоже время 04.09.2013 остановлен ФИО2 на грузовом японском автомобиле (Х803РН27) без разрешения на проезд по дороге на территории заповедника;

- водитель ФИО1 (государственный номер автомобиля <***>), который беспрепятственно осуществлял проезд по территории заповедника, не имея разрешения на проезд по дороге на территории заповедника;

- ФИО3 (фотография DSC 09603-09604) осуществлял проезд на автомобиле Лэнд Крузер (государственный номер <***>) по пропуску (разрешению) на нахождение от 29.08.2013 №66, пребывание с целью строительства объекта дачи «Соснинский». Данное разрешение получено гражданином без подписи выдавшего разрешения и без подписи ознакомления с режимом охраны и противопожарными правилами;

- ФИО4, (фотография DSC 09612) осуществлял проезд на автомобиле Тойота Коррола (государственный номер А 677НХ27) по пропуску (разрешению) на нахождение от 29.08.2013 №53, пребывание с целью строительства объекта дачи «Соснинский». Данное разрешение получено гражданином ФИО3, а не лично ФИО4 поэтому нет подписи ознакомления с режимом охраны и противопожарными правилами;

- ФИО5 (фотография DSC 09612) осуществлял проезд на автомобиле Тойота Коррола (государственный номер А 677НХ27) по пропуску (разрешению) на нахождение от 29.08.2013 №54, пребывание с целью строительства объекта дачи «Соснинский». Данное разрешение получено гражданином ФИО3, а не лично ФИО5, поэтому нет подписи ознакомления с режимом охраны и противопожарными правилами.

У всех разрешений на пребывания отсутствует дата возврата в заповедник выданных разрешений.

ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский», не принимались надлежащие меры по обеспечению режима охраны особо охраняемой территории.

Факт нарушения отражен в акте проведения рейдового мероприятия от 04.09.2013 г. .

22.10.2013 г. по установленному факту старшим государственным инспектором по охране природы в Дальневосточном федеральном округе ФИО8 в присутствии представителя Учреждения ФИО6 по доверенности от 17.10.2013 г. № 22, выданной для участия в конкретном деле об административном правонарушении, т.е. при надлежащем уведомлении, составлен в отношении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» протокол № 005-009/2013 по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

28.11.2013 г. старшим государственным инспектором по охране природы в Дальневосточном федеральном округе ФИО8 в присутствии законного представителя Учреждения – директора ФИО9 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление № 05-009/2013-АС от 01.11.2012 о назначении ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» административного наказания по статье 8.39 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30.000 руб..

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии со статьей 8.39 КоАП РФ, в редакции от 21.10.2013 N 273-ФЗ, действовавшей в момент выявления правонарушения, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Объектом противоправного посягательства при совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ, является установленный режим или иные правила охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов.

Как установлено частью 1 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 указанной статьи, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ) отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта "а" части 1 статьи 2 указанного Закона государственные природные заповедники отнесены к особо охраняемым природным территориям.

Согласно статье 7 данного Федерального закона, на государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

в) осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;

е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Согласно статье 23 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".

Статьей 24 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" установлено, что редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации.

Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красные книги, не допускаются. Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где обитают животные, занесенные в Красные книги, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу части 3 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ, Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Разделом VI Положения о федеральном государственном учреждении «Большехехцирский государственный природный заповедник» (далее - Положение), утвержденным приказом МПР РФ от 01.07.2003 № 557, определен режим заповедника.

В соответствии с пунктом 6.1 Положения на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нарушение почвенного покрова, строительство дорог и путепроводов, прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедника, а также нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автотранспорта вне дорог и водных путей общего пользования, иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

Пунктом 6.6 Положения пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.

В соответствии с пунктами 7.1 и 7.2 Положения, охрана природных комплексов и объектов на территории заповедника и его охранной зоны осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории заповедника, работники которой входят в штат заповедника. В состав специальной государственной инспекции по охране территории заповедника входит: директор заповедника, являющийся главным государственным инспектором, его заместители, являющиеся заместителями главного государственного инспектора, старшие государственные инспектора, участковые государственные инспектора и государственные инспектора по охране территории заповедника.

В соответствии с пунктом 7.5 Положения государственные инспектора по охране территории заповедника имеют право приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую режиму особой охраны.

Согласно пункту 7.6 Положения Главному государственному инспектору и его заместителям предоставляются все права государственных инспекторов, предусмотренные настоящим Положением. Кроме того, указанные лица имеют право: запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму заповедника, его охранной зоны; налагать административные взыскания, предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу заповедника средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам заповедника, его охранной зоны и других подконтрольных ему территорий в результате нарушений установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов; направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.

Из материалов дела следует, что в ходе рейдового мероприятия и проведенного впоследствии административного расследования административным органом установлен факт наличия на территории заповедника незаконно построенной асфальтовой дороги к базе отдыха, расположенной на границе заповедника в ключе «Соснинский», проходящей по лесным кварталам №10 и №№251-252 «Большехехцирского лесничества», её использование посторонними лицами (гражданами, другими юридическими лицами).

Кроме того, ФГБУ «Большехехцирский государственный природный заповедник» не предприняты все необходимые меры для обнаружения лиц, причастных к укладке асфальтового покрытия, их наказанию, ликвидации указанной дороги, либо приведения ее статуса в соответствие с режимом особой охраны. Более того, выдаются разрешения на посещение территории заповедника (вне специально выделенных маршрутов) лицам, не имеющим отношения к функционированию заповедника. У всех разрешений на пребывания отсутствует дата возврата в заповедник выданных разрешений.

Таким образом, проверкой установлено, что ФГБУ «Государственный природный заповедник «Большехехцирский», не принимались надлежащие меры по обеспечению режима охраны особо охраняемой территории.

Согласно статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия исчерпывающего перечня мер к недопущению выявленных нарушений суду не представлено.

Довод Учреждения об отсутствии в заповеднике кварталом № 251, 252 отклоняется как необоснованный, поскольку факт строительства асфальтовой дороге установлен на территории, помимо указанный кварталов, также в квартале № 10.

Факт выявления нарушений на территории заповедника материалами дела подтвержден.

С учетом изложенного, административный орган обоснованно пришел к выводу о доказанности события правонарушения и вины Учреждения в совершенном правонарушении, поскольку у него имелась возможность для соблюдения установленного режима особой охраны Государственный природный заповедник «Большехехцирский, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Не может быть признан обоснованным довод о нарушении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

В соответствии с частью 1 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ), под государственным экологическим надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Согласно части 2 статьи 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Следовательно, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется не только посредством организации и проведения проверок на основании Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, к которым относится проведение рейдовых выездов.

Совершенное Учреждением административное правонарушение было выявлено в результате рейдового мероприятия, произведенного с целью охраны заповедника в соответствии с распоряжением Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу от 04 сентября № 437, а не в результате мероприятия по контролю при осуществлении государственного экологического надзора, осуществляемого в форме плановых или внеплановых проверок в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Анализ представленных по делу доказательств позволяет сделать вывод о наличии в действиях (бездействии) заявителя объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьи 8.39 КоАП РФ.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену оспариваемого постановления административного органа, также не установлено.

Смягчающие либо отягчающие вину Общества обстоятельства судом не установлены.

Нарушений процедуры, сроков, привлечения к административной ответственности судом не установлено. Размер санкции правомерно применен административным органом в пределах санкции, предусмотренной статьей 8.39 Кодекса, в редакции, действовавшей в момент выявления нарушения, в её минимальной границе, с учетом характера правонарушения, совокупности выявленных нарушений, степени вины Общества, отсутствия смягчающих вину обстоятельств.

Оснований применения положения статьи 2.9 КоАП РФ, у суда не имеется.

При изложенных обстоятельствах, постановление о назначении административного наказания вынесено законно обоснованно, оснований для признания его незаконным и отмене у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный заповедник «Большехехцирский» о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу № 05-009/2013 - АС от 28.11.2013г. о назначении административного наказания, отказать.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А. В. Зверева