ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-14648/2021 от 14.10.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-14648/2021

08 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 октября 2021 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи  Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Миловановой П.С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Ванинского транспортного прокурора

о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкий колхоз «Простор» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 682848, <...>) к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ,

при участии представителей:

от заявителя – не явились;

от СПК РК «Простор» - ФИО1, по доверенности № 5 от 01.10.2021г.

Сущность дела: Ванинский транспортный прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкий колхоз «Простор» (далее - СПК РК «Простор») к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Представитель СПК РК «Простор» в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился по  мотивам, изложенным в отзыве, полагает, что в действиях юридического лица отсутствуют событие и состав вменяемого правонарушения, пояснил, что СПК РК «Простор» не осуществляет на причале № 35 работы, выполнение которых при эксплуатации объектов требует получения лицензии.

Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте рассмотрения дела извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Изучив материалы дела, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

Сельскохозяйственный производственный кооператив рыболовецкий колхоз «Простор», расположенный по адресу: 682848, <...>, зарегистрирован 23.12.2002г. за основным государственным регистрационным номером <***>, ИНН <***>.

В период с 16.07.2021г. по 25.07.2021г. Ванинской транспортной прокуратурой на основании решения № 17 от 15.07.2021г. проведена проверка соблюдения СПК РК «Простор» законодательства о безопасности мореплавания, в том числе при осуществлении погрузочно-разгрузочной деятельности  применительно к опасным грузам и их перевозке, в ходе которой в деятельности СПК РК «Простор» выявлены нарушения законодательства о промышленной безопасности и законодательства о лицензировании.

Проверкой установлено, что СПК РК «Простор» на основании свидетельства о регистрации А-71-02236 от 05.12.2013, выданного Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, эксплуатирует опасный производственный объект - площадку погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (причал № 35), которая имеет III класс опасности.

За период январь-июль 2021 года через производственную площадку погрузки-разгрузки СПК РК «Простор» (причал № 35) перегружено на морские суда 2266,545 тонн аммиачной селитры.

В нарушение ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» СПК РК «Простор» осуществляет деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (причал № 35) III класса опасности, для хранения и дальнейшей отгрузки на морские суда аммиачной селитры, в отсутствии специального разрешения на данный вид деятельности – лицензии.

Таким образом, проверкой установлено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ - осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

По результатам проверки помощником Ванинского транспортного прокурора Бобровой И.Б. составлен соответствующий Акт проверки от 16.07.2021г. и Справка о результатах проверки от 25.07.2021г.

По установленному проверкой факту 24.08.2021г. Ванинским транспортным прокурором Дрёмовым С.Ф. в отношении СПК РК «Простор» возбуждено дело по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление №02-03/47/2021, которое направлено в адрес общества 30.08.2021г.

О месте и времени возбуждения дела об административном правонарушении (24.08.2021г. в 17 час. 00 мин.) СПК РК «Простор» извещалось надлежащим образом, путем получения соответствующего уведомления под входящий № 03-06/406 от 23.08.2021, что подтвердил в судебном заседании представитель лица, привлекаемого к ответственности.

В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ  прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении СПК РК «Простор» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.

Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В соответствии с пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 3 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности определен как вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона  и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ указано, что задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ (далее - Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов, Закон № 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 12 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.

Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности определяется Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2020 № 1661 (далее – Положение о лицензировании).

Согласно п. 4 Перечня выполняемых работ на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, Приложения к указанному Положению, к таким работам относится хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.

В силу частей 2, 3 статьи 2 Закона №116-ФЗ опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в Приложении № 2 к указанному Федеральному закону.

В соответствии с Приложением № 1 к Федеральному закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе хранятся, транспортируются в указанных в Приложении 2 к настоящему Федеральному закону количествах опасные вещества следующих видов: окисляющие вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции; взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов.

В силу п. 3.4.3, п. 4.3, п. 8.3 Межгосударственного стандарта. Селитра Аммиачная. Технические условия. ГОСТ 2-2013, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 05.12.2013 № 2158-ст, селитра, как опасный груз имеет класс опасности 5.1, категория 511, классификационный шифр 5113, номер ООН 1942 (аммония нитрит). Селитра является окислителем и пожароопасна. В случае загрязнения селитры органическими материалами или при пожаре разложение селитры переходит во взрыв. Селитра также взрывается под действием сильных ударов. Селитра взрывается при ее попадании в зону пожара. Упакованную селитру хранят в крытых, сухих и чистых складах грузоотправителя (грузополучателя), защищающих продукт от увлажнения. Допускается хранение селитры на открытых площадках грузоотправителя (грузополучателя) сроком до шести месяцев после изготовления в мягких контейнерах в штабелях высотой не более чем в 2 ряда, в мешках в пакетированном виде, скрепленных полиэтиленовой термоусадочной пленкой, а также в мешках в непакетированном виде в штабелях высотой не выше трех метров при условии хранения на поддонах (высотой не менее 150 мм), укрытия влагозащитными материалами, исключения воздействия прямых солнечных лучей и смешения с органическими продуктами.

Как установлено в ходе проверки, за период январь-июль 2021 года через производственную площадку погрузки-разгрузки СПК РК «Простор» (причал № 35) перегружено на морские суда 2266,545 тонн аммиачной селитры.

Согласно Таблицам № 1 и № 2 Приложения 2 к Федеральному закону о промышленной безопасности опасных производственных объектов, нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) в количестве - менее 10000 тонн относится к III классу опасности, а окисляющие вещества в количестве 2000 тонн и более относятся к I классу опасности.

       Следовательно, для осуществления  деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта I, II и III классов опасности, требуется наличие лицензии.

В соответствии с частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Вменяя СПК РК «Простор» правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, прокуратура исходила из доказанности факта  осуществления юридическим лицом деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (причал № 35) III класса опасности, для хранения и дальнейшей отгрузки на морские суда аммиачной селитры, в отсутствии специального разрешения на данный вид деятельности - лицензии.

Вместе с тем, прокуратурой не учтено следующее.

Как указывалось ранее, согласно п. 2 Положения о лицензировании, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности (далее – объекты) работ по перечню, согласно Приложению к Положению.

Таким образом, как верно отмечает общество, наличие лицензии необходимо при одновременном соблюдении следующих условий:

 а) наличие у организации взрывопожароопасного или химически опасного производственного объекта I, II и III классов опасности производственного объекта;

б) выполнение на данном объекте определенных видов работ. 

Перечень работ, выполнение которых при эксплуатации объектов требует получения лицензии, приведен в Приложении к Положению о лицензировании. В частности, к таким работам относятся работы по хранению на объектах воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды (п. 4Приложения к Положению).

Возражая против заявленных требований, СПК РК «Простор» в обоснование своей позиции  указывает на то, что СПК РК «Простор» не осуществляет работы, в том числе по хранению селитры на причале №35, выполнение которых при эксплуатации объектов требует получения лицензии и приведен в Приложении к Положению.

Как следует из материалов дела, работы по хранению селитры на причале №35, в том числе на дату проведения осмотра (16.07.2021), осуществляет ООО «Простор-ДВ», что подтверждается Договором №24/04/20 на услуги погрузочно-разгрузочных работ, хранению груза от 24.04.2020г., заключенным между ООО «Простор-ДВ» (Порт) и ООО «Транспортная компания БИЗОН» (Грузовладелец).

По условиям п. 1.1 данного договора, настоящий договор регулирует взаимоотношения сторон при выполнении поручений Грузовладельца на производство погрузо-разгрузочных работ опасного груза: аммиачной селитры с классом опасности 5.1. и связанные с ними услуги на грузовом причале № 35.

Согласно п. 1.2. Договора, Грузовладелец поручает, а Порт обязуется произвести на основании письменной заявки следующие грузовые операции с Грузом: получение, транспортировку, разгрузку, временное хранение Груза до подхода судна,погрузку.

  Согласно справке главного бухгалтера ФИО2 от 01.10.2021г. СПК РК «Простор» деятельность по погрузочно-разгрузочным работам и хранению селитры аммиачной (нитрат аммония) не осуществляет. Дохода от данного вида деятельности не имеет.

  В то же время, согласно счету на оплату № 54 от 13.08.2021  денежные средства ООО «Транспортная компания БИЗОН» за погрузочно-разгрузочные работы вносятся ООО «Простор-ДВ».

Из акта проверки исполнения законов от 16.07.2021г. следует, что ООО «Простор ДВ» является стивидорной компанией и осуществляет деятельность на причале №35 СПК РК «Простор» на основании договора о совместной деятельности. СПК РК «Простор» предоставляет лишь причал, вся деятельность по погрузо-разгрузочной деятельности производится ООО «Простор ДВ».

  Таким образом, заявителем не представлено и материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих факт выполнения СПК РК «Простор» работ по хранению селитры на причале № 35.

  Кроме того, по смыслу пп. 12 п. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса опасности не требует наличия лицензии.

Согласно Таблицам №1 и №2 Приложения №2 к Закону № 116-ФЗ, нитрат аммония в форме удобрений (простые удобрения на основе нитрата аммония, а также сложные удобрения, в которых содержание азота из нитрата аммония составляет более 28 процентов массы (сложные удобрения содержат нитрат аммония вместе с фосфатом и (или) калием) в количестве 200 тонн и более, но менее 1000 тонн относится к IV классу опасности.

В своем ответе от 18.08.2021 № 04-19/372-7595 на запрос СПК РК «Простор» от 02.08.2021 Дальневосточное управление Ростехнадзора разъясняет следующее.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ ОПО в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности. Классы опасности устанавливаются исходя из количества опасного вещества или опасных веществ, которые одновременно находятся или могут находиться на опасном производственном объекте, в соответствии с таблицами 1 и 2 приложения 2. Для опасных веществ, не указанных в таблице 1, применяются данные, содержащиеся в таблице 2.

  При фиксировании факта хранения 1000 тонн аммиачной селитры (нитрат аммония в форме удобрений - таблица 1), данный объект хранения относится к III классу опасности и подлежит регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

  Перевалка опасных грузов через ОПО «площадка погрузки-разгрузки взрывчатых материалов» не запрещена при условии отсутствия взрывчатых материалов в радиусе опасной зоны площадки. Опасный производственный объект с таким типовым названием носит временный характер только на время нахождения на нём взрывчатых материалов. Перерегистрации ОПО не требуется.

  В рассматриваемом случае организации необходимо зарегистрировать новый опасный производственный объект, на котором будет осуществляться хранение аммиачной селитры (нитрата аммония в форме удобрений), установив класс опасности объекта, исходя из количества вещества, указанного в проектной документации.

Согласно имеющимся в материалах проверки письменным объяснениям представителя СПК РК «Простор» ФИО3, на территории грузовой  площадки на момент проверки находился груз «Селитра аммиачная. Марка Б. Сорт высший» в таре по 850 кг и 900 кг. Масса указанного груза составляла не более 1 000 тонн.

Как следует из заявления прокурора, количество селитры, находящейся в момент проверки на причале №35, было определено на основании вышеуказанных объяснений ФИО3, что не может с достоверностью подтверждать количество данного груза, одновременно находившегося на площадке в период проверки, а, следовательно, не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, к какому классу опасности, исходя из количества данного вещества, относится спорный объект.

В силу части 5 статьи 205 АПК РФ по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (части 1,2 статьи 26.2. КоАП РФ).

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях, установленных законом.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Анализ и оценка установленных по делу обстоятельства,  позволяют сделать вывод о том, что административным органом, в соответствии с требованиями статей 65, 205 АПК РФ не представлено достаточных доказательств, подтверждающих осуществление СПК РК «Простор» деятельности по эксплуатации опасного производственного объекта - площадки погрузки-разгрузки взрывчатых материалов (причала № 35) в виде производства работ по хранению и отгрузке на морские суда аммиачной селитры - без соответствующей лицензии, что указывает на отсутствие в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, суд не находит оснований для привлечения СПК РК «Простор» к административной ответственности и применения к нему конкретной меры ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требования Ванинского транспортного прокурора о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива рыболовецкий колхоз «Простор» к административной ответственности, предусмотренной частью  2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                         Ж.Г. Шестак