ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15057/15 от 25.01.2016 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-15057/2015

01 февраля 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2016 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Малеваной,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток»

об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 06.10.2015 № 48 о наложении штрафа по делу № 3-04/42 об административном правонарушении,

в судебное заседание явились представители:

от заявителя – Заяц А.А., действующий по доверенности № 07-22/215 от 09.12.2015;

от административного органа – Григорьева Е.В., действующая по доверенности №3/7436 от 11.09.2015г.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) объявлялся перерыв с 18.01.2016 по 25.01.2016.

Сущность дела: акционерное общество «Газпром газораспределение Дальний Восток» (место нахождения: 680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, дом 51, ИНН 2722010548, КПП 272201001; далее – АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с требованием отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее – Хабаровское УФАС России, антимонопольный орган) от 06.10.2015 № 48 о наложении штрафа по делу № 3-04/42 об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В судебном заседании представитель общества настаивал на заявленном требовании по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель антимонопольного органа с заявленным требованием не согласился по мотивам, изложенным в отзыве, полагает, что оснований для отмены или изменения оспариваемого постановления не имеется.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступили материалы Прокуратуры Хабаровского края (вх. от 16.10.2014 № 6/1557) на бездействие ОАО «Хабаровсккрайгаз» (680011, г. Хабаровск, ул. Брестская, дом 51, ИНН 2722010548, КПП 272201001) в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 гг. на объекты ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы (тепловая энергия), при отсутствии заключенного соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам.

06.07.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, об изменении наименования ОАО «Хабаровсккрайгаз» на АО «Газпром газораспределение Дальний Восток».

По результатам анализа представленных документов и сведений Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.

Между ОАО «Хабаровсккрайгаз» и ООО «Котельная» заключен договор поставки природного газа от 05.12.2013 №11-04/26.

Между ОАО «Хабаровсккрайгаз» и ООО «Коммунальщик» заключен договор поставки природного газа от 05.12.2013 №11-04/36.

В соответствии с данными договорами ОАО «Хабаровсккрайгаз» обязуется поставлять природный газ (далее - газ) с 01 января 2014 года по 31 декабря 2014 года и организовывать его транспортировку, а ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» обязуются принимать и оплачивать поставки газа и его транспортировку.

Согласно представленным сведениям, договоры поставки природного газа заключаются между сторонами ежегодно.

ООО «Коммунальщик» приобретает у ОАО «Хабаровсккрайгаз» газ для предоставления коммунальных услуг населению (отопление) и является единой теплоснабжающей организацией на территории р.п. Лазарев.

Согласно представленным паспортам готовности к работе в осенне-зимний период 2014/2015 г.г. от 15.09.2014 ООО «Коммунальщик» готово к указанному отопительному периоду, о чем сообщило ОАО «Хабаровсккрайгаз» посредством электронной почты.

Письмом от 26.09.2014 № 504 ООО «Коммунальщик» направило в адрес ОАО «Хабаровсккрайгаз» просьбу о разрешении на пуск природного газа на котельные, отапливающие объекты социальной сферы, жилищный фонд р.п. Лазарев, с 01.10.2014г.

Как установлено Комиссией, в соответствии с Постановлением Администрации городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края от 02.10.2014 №83-пд о начале отопительного периода 2014/2015 г.г., ООО «Коммунальщик», в связи с ожидаемым понижением среднесуточной наружной температуры воздуха ниже +8 градусов в период с 01.10.2014 по 05.10.2014, необходимо начать отопительный период в городском поселении «Рабочий поселок Лазарев» не позднее 06.10.2014.

Письмом от 02.10.2014 №1-18/365 Администрация городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края сообщило ОАО «Хабаровсккрайгаз» о том, что в период с 01.10.2014 по 05.10.2014 в поселке ожидается понижение среднесуточных температур до +6 градусов и ниже, что говорит о необходимости начинать отопительный сезон. Данным письмом Администрация городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края выразило просьбу о разрешении ОАО «Хабаровсккрайгаз» подачи газа на объекты ООО «Коммунальщик» с 06.10.2014.

Письмом от 03.10.2014 №1.1-41/3600 Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края обратилось к ОАО «Хабаровсккрайгаз» с просьбой о подаче газа на котельные р.п. Лазарев Николаевского муниципального района Хабаровского края с 06.10.2014 для недопущения возникновения чрезвычайной ситуации, связанной с отсутствием теплоснабжения социально значимых объектов и жилищного фонда поселения.

Также данным письмом Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края сообщила о том, что дневные и ночные температуры наружного воздуха падают с начала октября 2014 года до среднесуточных +4 градуса и ниже.

Согласно представленным документам и сведениям, на котельных, принадлежащих ООО «Коммунальщик», не предусмотрено использование другого топлива кроме природного газа.

Письмом от 19.02.2015 №3-4/64 Администрация городского поселения «Рабочий поселок Лазарев» Николаевского муниципального района Хабаровского края сообщила Комиссии, что отопительный сезон 2014/2015 г.г. в р.п. Лазарев должен был начаться 06.10.2014.

Однако, фактически ОАО «Хабаровсккрайгаз» начало поставку газа на котельные, принадлежащие ООО «Коммунальщик», 15.10.2014.

Также Комиссией по представленным материалам установлено, что ООО «Котельная» приобретает у ОАО «Хабаровсккрайгаз» газ для предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для всех потребителей Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края, подключенных к системе централизованного теплоснабжения, и является единой теплоснабжающей организацией на территории данного поселения.

Согласно Постановлению Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 26.09.2014 № 65 о начале отопительного сезона 2014/2015 г.г. в Эльбанском городском поселении Амурского муниципального района, отопительный сезон должен начаться при достижении среднесуточной температуры воздуха значения +8 градусов и наличия запасов топлива на теплоисточниках, не позднее 15.10.2014.

Письмом от 30.09.2014 № 830 ООО «Котельная» сообщила ОАО «Хабаровсккрайгаз» о готовности котельной п. Эльбан к отопительному сезону 2014/2015 г.г. и направило в адрес ОАО «Хабаровсккрайгаз» вышепоименованное постановление от 26.09.2014 № 65.

ООО «Котельная» направило в адрес ОАО «Хабаровсккрайгаз» письмо от 07.10.2014 № 848 с просьбой о согласовании даты и времени начала поставок газа в связи с необходимостью открывать отопительный сезон (среднесуточная температур наружного воздуха в течении нескольких дней менее +8 градусов).

Письмом от 09.10.2014 №859 ООО «Котельная» сообщила ОАО «Хабаровсккрайгаз» о том, что температура наружного воздуха опускается в ночное время до отрицательных значений, а среднесуточная температура достигла значений, требующих предоставление услуг теплоснабжения в жилые дома и учреждения социальной сферы в Эльбанском городском поселении. Задержка начала отопительного периода на неопределенный срок приводит к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации в Эльбанском городском поселении.

Также, согласно письму Администрации Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края от 15.10.2014 №0-34-66, направленного в адрес Прокуратуры Амурского района, среднесуточная температура в период с 10.10.2014 по 14.10.2014 составляла 8 градусов.

В соответствии с представленной информацией, на котельных, принадлежащих ООО «Котельная», не предусмотрено использование другого топлива кроме природного газа.

Письмом от 20.02.2015 №01-28-975 Администрация Эльбанского городского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края сообщила Комиссии, что отопительный сезон 2014/2015 г.г. в Эльбанском городском поселении должен был начаться 04.10.2014.

Однако, фактически ОАО «Хабаровсккрайгаз» начало поставку газа на котельные, принадлежащие ООО «Котельная», 15.10.2014г.

Согласно представленным документам и сведениям, по состоянию на 30.04.2014 у ООО «Коммунальщик» перед ОАО «Хабаровсккрайгаз» возникла задолженность за потребляемый топливно-энергетический ресурс (газ) в размере 23 699 600,48 руб., у ООО «Котельная» размер задолженности составил 46 952 544,75 руб.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» неоднократно уведомляло ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» о необходимости погашения возникшей задолженности.

ОАО «Хабаровсккрайгаз» прекратило подачу топливно-энергетического ресурса (газа) ООО «Коммунальщик» - 24.06.2014, ООО «Котельная» - 15.05.2014.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», основаниями прекращения подачи газа явилось неоднократное нарушение данными организациями сроков оплаты использованных топливно-энергетических ресурсов (газа) (неоплата за два периода платежа, установленных договорами).

Согласно представленным документам и сведениям, по окончанию отопительного сезона 2013/2014 года на предприятии ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», в соответствии с Порядком прекращения или ограничения подачи газа, были установлены контрольные пломбы за наличие задолженности за поставленные топливно-энергетические ресурсы. При этом, из пояснений ОАО «Хабаровсккрайгаз» следует, что до окончания отопительного периода 2013/2014 г.г. в отношении указанных предприятий ограничение подачи топливно-энергетического ресурса (газа), согласно вышеуказанных уведомлений, не производилось.

Вышеуказанные письма о готовности котельных ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» к отопительному сезону 2014/2015 г.г. ОАО «Хабаровсккрайгаз» получило 01.10.2014г, однако, как установлено Комиссией, к началу отопительного сезона 2014/2015 г.г. в р.п. Лазарев (06.10.2014) и Эльбанском городском поселении (04.10.2014) ОАО «Хабаровсккрайгаз» не начало поставку газа на котельные, принадлежащие ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» в связи с образовавшейся у них задолженностью.

Отопительный сезон 2014/2015 г.г. в р.п. Лазарев и Эльбанском городском поселении начался 15.10.2014г.

При этом, как установлено Комиссией по представленным материалам, ОАО «Хабаровсккрайгаз» направило в адрес ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» письма от 10.10.2014 (№10-04/3720/1, №10-04/3720/2) с запросами о наличии (отсутствии) у данных организаций абонентов, которые в 2014 году добросовестно исполняли обязанность по оплате коммунальной услуги - отопление.

Согласно полученным ОАО «Хабаровсккрайгаз» письмам от ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» от 13.10.2014 (письма №516, №857), задолженность за отопление имеется лишь у незначительной части потребителей.

Как пояснило ОАО «Хабаровсккрайгаз», в связи с тем, что информация об абонентах, которые добросовестно исполняли обязанности по оплате коммунальной услуги - отопление, была предоставлена только 13.10.2014, поставка газа на котельные, принадлежащие ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» начала осуществляться 15.10.2014.

На основании анализа представленных в материалы дела доказательств, Комиссия пришла к выводу, что ОАО «Хабаровсккрайгаз», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, обладая информацией о наличии у ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» абонентов, которым данные организации предоставляют коммунальную услугу - отопление, своим бездействием в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. (до 15.10.2015), нарушило права данных абонентов на своевременное и бесперебойное получение данной коммунальной услуги, а также права ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», как организаций, в обязанность которых входит предоставление коммунальной услуги - отопление населению, приостановление которой, в силу Правил №354, запрещено (в отопительный период).

В ходе рассмотрения дела № 3-1/257 о нарушении антимонопольного законодательства ОАО «Хабаровсккрайгаз» Комиссией Хабаровского УФАС России установлено нарушение ОАО «Хабаровсккрайгаз» части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что выразилось в бездействии ОАО «Хабаровсккрайгаз» в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. (до 15.10.2014) на объекты ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги – отопление, что могло привести к ущемлению интересов указанных потребителей.

Таким образом, по результатам рассмотрения дела №3-1/257 Комиссией Хабаровского УФАС России 26.05.2015 принято решение № 8 о признании ОАО «Хабаровсккрайгаз» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», и о прекращении рассмотрения дела по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.

09.06.2015г. заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю Костромеевым Н.Б. вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО «Хабаровсккрайгаз» дела № 3-04/42 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и проведении административного расследования. Копия определения направлена в адрес общества 10.06.2015 и получено адресатом 15.06.2015г., что подтверждается почтовой карточкой о вручении почтового отправления.

Уведомлением от 15.07.2015 № 3/5466 общество извещалось о том, что составление протокола об административном правонарушении состоится 17.09.2015г. в 10 час. 00 мин. по адресу: г. Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. № 18. Уведомление направлено по юридическому адресу общества и, согласно почтовому уведомлению о вручении, получено адресатом 23.07.2015г.

17.09.2015г. заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю Костромеевым Н.Б. в отношении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», в присутствии представителя общества Абузяровой А.С., действующей на основании доверенности от 06.07.2015г. № 07-22/01, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

Определением от 17.09.2015г. рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 06.10.2015г. в 11 час. 00 мин. по адресу: г.Хабаровск, ул. Запарина, 67, каб. № 18.

06.10.2015г. вышеуказанным должностным лицом Хабаровского УФАС России по результатам рассмотрения материалов дела № 3-04/32 об административном правонарушении, в присутствии представителя общества Абузяровой А.С., действующей на основании доверенности от 06.07.2015г. № 07-22/01, вынесено постановление № 48, которым АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 737 500, 00 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Доминирующим положением, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Приказом Хабаровского УФАС России № 5-П от 26.01.2000г. ОАО «Хабаровсккрайгаз» включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов» по услуге по снабжению газом, имея долю более 65% в географических границах Хабаровского края.

В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 539 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 546 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Основанием для одностороннего отказа поставщика от исполнения договора в силу статьи 523 ГК РФ является существенное нарушение покупателем условия договора, в частности, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

Согласно статье 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» при несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок прекращения или ограничения подачи газа является льготным и распространяется на организации-потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива и основные подъемные устройства угольных и горнорудных организаций и метрополитен.

Согласно пункту 3 Порядка прекращения или ограничения подачи газа при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.

При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя, за сутки до введения ограничения.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила №354), предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в Приложении № 1 (бесперебойное круглосуточное отопление в течение отопительного периода: допустимая продолжительность перерыва отопления: не более 24 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 16 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +12 °С до нормативной температуры, указанной в пункте 15 настоящего приложения; не более 8 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +10 °С до +12 °С; не более 4 часов единовременно - при температуре воздуха в жилых помещениях от +8 °С до +10 °С).

В силу пункта 119 Правил № 354, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, исполнитель в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги вправе после письменного предупреждения (уведомления) потребителя-должника ограничить или приостановить предоставление такой коммунальной услуги.

При этом, по смыслу подпункта «в» пункта 119 Правил № 354, исполнитель не вправе приостановить предоставление коммунальной услуги - отопление.

Согласно пункту 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 (возникновение или угроза возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения; возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций; получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа) и пункте "б" пункта 117 (проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме) данных Правил.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных нормоположений, нарушение установленных сроков предоставления коммунальных услуг (в рассматриваемом случае - отопление) потребителю (за исключением вышеуказанных случаев) является недопустимым, влечет нарушение прав потребителей на своевременное и бесперебойное получение коммунальной услуги надлежащего качества.

Согласно пункту 5 Правил №354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

В силу п. 2.6.9 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 №170, начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

По результатам анализа вышеуказанных правовых норм, а также представленных документов и сведений, Комиссией установлено следующее.

Как следует из материалов дела, Комиссией Хабаровского УФАС России по результатам анализа представленной в материалы дела № 3-1/257 о нарушении антимонопольного законодательства переписки ОАО «Хабаровсккрайгаз» с ООО «Коммунальщик» и с ООО «Котельная», установлено, что ОАО «Хабаровсккрайгаз» было известно о том, что указанные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг (отопление) населению. В том числе об этом свидетельствует как переписка 2014 года, так и переписка 2013 года (так, например в письме ООО «Котельная» от 27.03.2013 №259, направленном в адрес ОАО «Хабаровсккрайгаз», ООО «Котельная» просит ОАО «Хабаровсккрайгаз» не производить ограничение подачи газа на котельную п.Эльбан, так как данная мера может привести к остановке котельной и возникновению чрезвычайной ситуации в поселении; в письме от 29.09.2013 №768, направленном в адрес ОАО «Хабаровсккрайгаз», ООО «Коммунальщик» просит дать разрешение на пуск природного газа на котельные, расположенные в р.п.Лазарев, отапливающие объекты социальной сферы, жилищный фонд).

На основании изложенного, Комиссия пришла к обоснованному выводу о том, что ОАО «Хабаровсккрайгаз», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, обладая информацией о наличии у ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» абонентов, которым данные организации предоставляют коммунальную услугу - отопление, своим бездействием в осуществлении поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. (до 15.10.2015) на объекты ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги - отопление, нарушило права данных абонентов на своевременное и бесперебойное получение данной коммунальной услуги, а также права ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», как организаций в обязанность которых входит предоставление коммунальной услуги - отопление населению, приостановление которой, в силу Правил № 354, запрещено (в отопительный период).

При этом, как верно отмечено административным органом, наличие задолженности у ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» перед ОАО «Хабаровсккрайгаз» не является правомерным основанием для отказа от поставок газа на котельные, обеспечивающие теплоснабжением жилищный фонд.

В рассматриваемой ситуации, ОАО «Хабаровсккрайгаз», как хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, в рамках действующего законодательства могло реализовать свои законные права по взысканию задолженности путем обращения в суд и последующего принудительного исполнения судебного акта.

Кроме того, установленная в законодательстве возможность ограничения и отключения недобросовестного потребителя от услуг газоснабжения одновременно предусматривает механизмы защиты других потребителей, надлежащим образом исполняющих свои обязательства по оплате потребленных топливно-энергетических ресурсов и, которые не состоят в непосредственных отношениях с поставщиком ресурсов (газа).

Так, пунктом 6 Порядка прекращения или ограничения подачи газа установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу данной нормы, организация-потребитель (в рассматриваемом случае ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная») обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к ее сетям, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. Отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями (в рассматриваемом случае - ОАО «Хабаровсккрайгаз») и организациями-потребителями. При этом взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов.

Инициатива заключения такого соглашения и ответственность за необеспечение подачи добросовестным абонентам топливно-энергетических ресурсов (тепловая энергия) в данном случае лежит на организации-потребителе, как располагающей сведениями о таких абонентах и их численности. Однако, в любом случае реализация ресурсоснабжающей организацией предоставленного ей права на не осуществление подачи газа организации-потребителю не должна приводить к ущемлению прав и законных интересов иных лиц. Наличие вышеуказанного соглашения является обязательным и должно предшествовать не осуществлению подачи ресурсоснабжающими организациями газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав их абонентов на получение коммунальных услуг.

Таким образом, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, во избежание нарушения прав абонентов ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате потребленных коммунальных ресурсов (отопление), перед не осуществлением поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г., ресурсоснабжающая организация (ОАО «Хабаровсккрайгаз») и организация-потребитель (ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная») обязаны прийти к соглашению и урегулировать вопрос об объемах поставки топливно-энергетических ресурсов абонентам, добросовестно оплачивающих потребленные коммунальные ресурсы.

Однако, вышеуказанное соглашение ОАО «Хабаровсккрайгаз» с ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» не заключалось. ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» самостоятельно не инициировали заключение данного соглашения.

Вместе с тем, ОАО «Хабаровсккрайгаз», являясь хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом на территории Хабаровского края, обладая информацией о наличии у ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» абонентов, которым данные организации предоставляют коммунальную услугу - отопление, могло предпринять необходимые меры для заключения вышеуказанных соглашений с данными организациями заблаговременно до начала отопительного периода, во избежание нарушения прав абонентов ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», добросовестно исполняющих свои обязательства по оплате потребленных коммунальных ресурсов (отопление).

Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России установила в бездействии ОАО «Хабаровсккрайгаз» по осуществлению поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. на объекты ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги - отопление, нарушение части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции», в силу которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

При этом, согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского Кодекса РФ и статей 3 и 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Действующее законодательство не связывает наличие нарушения антимонопольного законодательства с обязательным наступлением каких-либо вредных последствий.

Суд, исследовав и дав оценку установленным по делу обстоятельствам, признает обоснованным вывод Хабаровского УФАС России о нарушении АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» части 1 статьи 10 Закона РФ «О защите конкуренции», что, в свою очередь, указывает на наличие в действиях юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Факт административного правонарушения, совершенного АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, суд полагает доказанной также и вину юридического лица в совершении вменяемого правонарушения, поскольку АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», занимающее доминирующее положение на товарном рынке услуг по снабжению газом, должно было соблюсти определенную степень заботливости и осмотрительности в целях выполнения требований антимонопольного законодательства, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Бездействие АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» по осуществлению поставки газа в начале отопительного периода 2014/2015 г.г. на объекты ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», к сетям которых подключены потребители коммунальной услуги - отопление, свидетельствует о противоправном, виновном характере данного бездействия общества так как, общество, осознавая характер деятельности ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», должно было понимать, что такое бездействие может повлечь негативные последствия для конечных потребителей ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная», имеющих в силу отдельных нормативных правовых актов определенную степень защиты от реализации АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» права не осуществления поставки газа на объекты данных организаций.

По результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено нарушений порядка и срока привлечения юридического лица к административной ответственности.

Также фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях». Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств обществом не представлено.

Более того, как верно отмечено административным органом, принятые обществом меры по самозащите своих имущественных интересов, выраженные в не осуществлении поставки газа на объекты жизнедеятельности - котельные ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная» - в связи с образовавшейся у них задолженностью за потребленный ресурс (газ), влекут угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц (абонентов ООО «Коммунальщик» и ООО «Котельная») в связи с отсутствием отопления в жилищном фонде в начале отопительного периода 2014/2015 г.г.

Вместе с тем, суд полагает возможным изменить оспариваемое постановление в части назначенного обществу административного наказания, руководствуясь следующим.

В соответствии с пунктом 4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения: 300 000,00 + (1 000000,00 – 300 000,00)/2 = 650 000,00 рублей.

При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В силу пункта 3 примечания к статье 14.31 КоАП РФ - при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей либо статьей 14.31.2 или 14.33 настоящего Кодекса, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные, в том числе, пунктом 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса - повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

При этом, по мнению суда, при назначении административного наказания имеет значение наличие самого факта повторного совершения однородного правонарушения, независимо от количества эпизодов, его образующих.

Проверяя правильность расчета административного штрафа, суд пришел к выводу о том, что административный орган необоснованно принял во внимание в качестве отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, два эпизода привлечения общества к административной ответственности за однородные правонарушения, которые фактически образуют одно обстоятельство, отягчающее ответственность – повторное совершение однородного правонарушения.

Таким образом, размер административного штрафа, назначенного обществу оспариваемым постановлением в сумме 737 500,00 рублей, с учетом наличия только одного отягчающего обстоятельства подлежит уменьшению на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа и минимального размера административного штрафа, что составляет 87 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Требование акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» удовлетворить частично.

Постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 06.10.2015г. № 48 о привлечении акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ признать незаконным и отменить в части применения размера штрафа, превышающего 650 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак