ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15061/20 от 23.11.2020 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-15061/2020

02 декабря 2020 года

Резолютивная часть решения опубликована 23.11.2020 г., полный текст мотивированного решения изготовлен по ходатайству 02.12.2020 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи Зверевой А. В.

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по жалобе Акционерного общества «Тралфлот» (ОГРН 1028700517163, ИНН 8701003484, адрес: 680038 Хабаровский край г. Хабаровск ул. Серышева, д.34 офис 34)

к         Владивостокской таможне (690003 Приморский край г. Владивосток ул. Посьетская, д.21 корпус а)

о         признании незаконным и отмене постановления  от 08.09.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10702000-1901/2020

Суд установил: Акционерное общество «Тралфлот»  (далее – АО «Тралфлот», общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 08.09.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10702000-1901/2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по статье 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50.000 руб.

Административный орган представил суду материалы административного производства и письменный отзыв. Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

23.11.2020 г. судом в упрощенном порядке вынесено решение в виде резолютивной части.

25.11.2020 г. Владивостокская таможня обратилась в суд с заявлением о выдаче мотивированного решения.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

22.04.2020 во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Стрельникова, 14, АО «ТРАЛФЛОТ» подана ДТ № 10702070/220420/0081530, в соответствии с поручением на отгрузку экспортных товаров № ТФ-10-20 от 22.04.2020, в том числе товар № 4 - СУДОВОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ ДЛЯ БМРТ "ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ" МАРЛЯ (3М). ВСЕГО 5 УПАК.ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РЫБОДОБЫВАЮЩИХ СУДАХ, вес нетто 0,53 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 3005903100.

Данные товары были заявлены под таможенную процедуру экспорта, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза для обеспечения деятельности транспортных средств и организаций государств-членов Евразийского экономического союза, получатель товара: АО «ТРАЛФЛОТ» для БМРТ "ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ".

Товар № 4, задекларированный в ДТ № 10702070/220420/0081530, по своему наименованию и классификационному коду попадает в раздел 1.10 приложения № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», а также перечень продукции, в отношении которой вводится временный запрет на вывоз из Российской Федерации, являющийся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 223, в связи с чем вывоз данного товара с таможенной территории Евразийского экономического союза запрещен.

24.04.2020 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товара № 4 по ДТ№ 10702070/220420/0081530.

Таким образом, таможней сделан вывод о том, что АО «ТРАЛФЛОТ», допустило противоправное деяние, выразившееся в несоблюдении установленных запретов на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза в отношении марли, задекларированной в ДТ № 10702070/220420/0081530.

Телеграммой  от 18.08.2020 г. Общество было извещено о том, то составление протокола об административном правонарушении по выявленному факту состоится 25.08.2020 г. Данная телеграмма вручено представителю Общества 20.08.2020 г.

25.08.2020 г. по выявленному факту главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК Владивостокского таможенного поста Владивостокской таможни Анисимовой К.А. в отношении  АО «Тралфлот», в присутствии представителя Общества Бойко М.В. по доверенности от 25.12.2019 г. № ТФ-01/2020, при надлежащем извещении,  составлен протокол № 10702000-001901/2020 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 КоАП РФ.

Телеграммой от 31.08.2020 Общество извещено о том, что рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 08.09.2020 г. с 14 до 16-00. Указанная телеграмма вручена Обществу  31.08.2020 г., 

08.09.2020  г. заместителем начальника Владивостокской таможни Спиваковым Р.А. по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителя Общества Бойко М.В. по доверенности от 25.12.2019 г. № ТФ-01/2020, при надлежащем извещении, вынесено постановление № 10702000-1901/2020, которым АО «Тралфлот» привлечено к административной ответственности, предусмотренной  статьей 16.3 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Несогласие общества с указанным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

В силу статьи 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, -влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом данного правонарушения является порядок соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Объективную сторону правонарушения составляют несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.

Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена данной статьей, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что товары перемещаются через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - Союз) и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Пунктом 2 ст. 128 ТК ЕАЭС установлено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под процедуру в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В силу подпункта  7 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в декларации на товары указываются, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (подп. 4 п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС).

Пунктом 3 статьи 108 ТК ЕАЭС предусмотрено, что документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 ТК ЕАЭС или определенных статьями 114 - 117 ТК ЕАЭС, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации.

Согласно п. 1 ст. 139 ТК ЕАЭС таможенная процедура экспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении товаров Союза, в соответствии с которой такие товары вывозятся с таможенной территории Союза для постоянного нахождения за ее пределами.

К условиям помещения товаров под таможенную процедуру экспорта относится, в том числе соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС (ст. 140 ТК ЕАЭС).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.03.2020 № 41 в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» внесены изменения, а именно: приложение № 1 к указанному Решению дополнено разделом 1.10 «Средства индивидуальной защиты, защитные и дезинфицирующие средства, продукция медицинского назначения и материалы, запрещенные к вывозу по 30 сентября 2020 г. включительно», в который включены, в том числе вата, марля, бинты и аналогичные изделия (например, перевязочный материал, лейкопластыри, припарки), пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, предназначенные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии, товарная позиция 3005 ТНВЭД ЕАЭС.

Согласно Примечанию к данному разделу запрет не распространяется на товары, вывозимые с таможенной территории Евразийского экономического союза: для оказания международной гуманитарной помощи иностранным государствам на основании решений государств - членов Евразийского экономического союза; физическими лицами для личного пользования.

Запрет не распространяется на вывоз товаров, перемещаемых в рамках международных транзитных перевозок, начинающихся и заканчивающихся за пределами Евразийского экономического союза, а также товаров Евразийского экономического союза перемещаемых между территориями государств-членов Евразийского экономического союза через территорию государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза.

Данный перечень товаров, на которые не распространяется запрет вывоза, является исчерпывающим.

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 24.03.2020 № 41 вступило в силу 05.04.2020.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 223 «О введении временного запрета на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации», в перечень продукции, в отношении которой вводится временный запрет на вывоз из Российской Федерации, включены, в том числе, маски, бинты, вата, марля и прочее из 3005 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС декларантом товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза.

На основании п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС.

Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения (п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС).

Как следует из материалов дела, 22.04.2020 во Владивостокский таможенный пост (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, расположенный по адресу: г. Владивосток, ул. Стрельникова, 14, АО «ТРАЛФЛОТ» подана ДТ № 10702070/220420/0081530, в соответствии с поручением на отгрузку экспортных товаров № ТФ-10-20 от 22.04.2020, в том числе товар № 4 - СУДОВОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СНАБЖЕНИЕ ДЛЯ БМРТ "ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ" МАРЛЯ (3м). ВСЕГО 5 УПАК.ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА РЫБОДОБЫВАЮЩИХ СУДАХ, вес нетто 0,53 кг, код ТН ВЭД ЕАЭС 3005903100.

Данные товары были заявлены под таможенную процедуру экспорта, вывозимые за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза для обеспечения деятельности транспортных средств и организаций государств-членов Евразийского экономического союза, получатель товара: АО «ТРАЛФЛОТ» для БМРТ "ВАСИЛЬЕВСКИЙ ОСТРОВ".

Товар № 4, задекларированный в ДТ № 10702070/220420/0081530, по своему наименованию и классификационному коду попадает в раздел 1.10 приложения № 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования», а также перечень продукции, в отношении которой вводится временный запрет на вывоз из Российской Федерации, являющийся приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 02.03.2020 № 223, в связи с чем вывоз данного товара с таможенной территории Евразийского экономического союза запрещен.

24.04.2020 таможенным органом принято решение об отказе в выпуске товара № 4 по ДТ№ 10702070/220420/0081530.

Таким образом, таможней сделан вывод о том, что АО «ТРАЛФЛОТ», допустило противоправное деяние, выразившееся в несоблюдении установленных запретов на вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза в отношении марли, задекларированной в ДТ № 10702070/220420/0081530.

Данное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях (бездействии) АО «Тралфлот» события  административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют сведения о принятии заявителем исчерпывающих мер по соблюдению требований законодательства, по недопущению вменяемого правонарушения и невозможности его предотвращения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о наличии вины АО «Тралфлот» в совершении вменяемого административного правонарушения, образующего состав административного правонарушения,  ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ.

Между тем, рассматривая вопрос о возможности применения положений статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд приходит к следующему.

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Квалифицируя рассматриваемое нарушение как малозначительное, суд учитывает незначительный период времени с момента введения соответствующего ограничения и момента подачи декларации Обществом, а также незначительное количество товаров в отношении которого допущено рассматриваемое нарушение (марля 3 м., 5 упаковок). Кроме того, суд учитывает также то обстоятельство, что из материалов дела следует, что назначение данного товара – судовое материально-техническое снабжение судна, т.е. данный товар предназначался не для реализации, а для нужд экипажа судна. При этом, вид товара и его назначение позволяют суду сделать вывод о необходимости наличия подобного товара в составе материального снабжения судна со значительной важностью их наличия для обеспечения безопасности, жизни и здоровья экипажа судна.

Необходимо также указать, что Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2020 N 70 "О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза", позиция пункта 1.10 с наименованием "Вата, марля, бинты и аналогичные изделия (например, перевязочный материал, лейкопластыри, припарки), пропитанные или покрытые фармацевтическими веществами или расфасованные в формы или упаковки для розничной продажи, предназначенные для использования в медицине, хирургии, стоматологии или ветеринарии" изложена в следующей редакции:

"Марля и изделия из марли, бинты <**>

3005 90 310 0 <*>,

3005 90 500 0 <*>".

Согласно пункту 9 указанного Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2020 N 70, сноска со знаком "**" изложена в следующей редакции:

"<**> За исключением товаров, вывозимых с таможенной территории Евразийского экономического союза для использования пассажирами и членами экипажа водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, водителями автомобильных транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, а также для обеспечения деятельности водных судов, сооружений и установок, в отношении которых государства - члены Евразийского экономического союза обладают исключительной юрисдикцией.".

При этом из преамбулы  Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 26.05.2020 N 70 "О внесении изменений в раздел 1.10 перечня товаров, в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза" следует, что данное решение принято в  соответствии со статьей 46 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктом 4 Протокола о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), а также на основании пункта 6 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 25 марта 2020 г. N 11 "О реализации мер, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции COVID-19", в связи с исключительным случаем, требующим оперативного реагирования.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии в совершенном Обществом деянии, содержащим все признаки указанного административного правонарушения, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, в силу его малозначительности.

При изложенных обстоятельствах, оспоренное постановление подлежит признанию незаконным и отмене.

На основании изложенного и руководствуясь  статьями 2.1, 2.9, 2.10, статьей 16.3 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 210, 211, 229 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

постановление Владивостокской таможни от 08.09.2020 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10702000-1901/2020, вынесенное в отношении Акционерного общества «Тралфлот» признать незаконным и отменить полностью, ввиду малозначительности административного правонарушения.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья                                                                            Зверева А. В.