ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-15222/12 от 23.01.2013 АС Хабаровского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-15222/2012

23 января 2013 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Администрации Сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края, главы администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края ФИО1 об оспаривании постановлений Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах № 227 от 31.10.2012, 228 от 31.10.2012г.

Сущность спора:   Администрация Сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края, глава администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края ФИО1 обратились в арбитражный суд с требованием признать незаконным и отменить постановления Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах № 227 от 31.10.2012, 228 от 31.10.2012.

Административный орган представил суду материалы административных производств и отзывы, в которых против удовлетворения заявленных требований, полагает, что доводы заявителя не обоснованы.

Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.

В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Прокуратурой Ульчского района Хабаровского края проведена проверка исполнения требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования Администрацией сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края (<...>).

В ходе проверки установлено, что Администрацией сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края, нарушается требование пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», что выразилось в следующем: 15 сентября 2012 года в 18 час. 15 мин. при проведении осмотра береговой линии на расстоянии около 200 метров от дома № 5 по ул. Лесозаводская с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края на землях сельского поселения в нарушении требований экологического законодательства Российской Федерации обнаружен разрушенный остов грузового автомобиля, разбросанные твердые бытовые отходы (резиновые шины от автомобиля, пластмассовые и металлические предметы). Около автомобиля обнаружены разливы нефтепродуктов на почву. На расстоянии около 70 метров от автомобиля обнаружена будка (кунг).

Результаты проверки отражены в акте проверки от 15.09.2012.

Согласно заявления главы сельского поселения «Село Софийск» ФИО1 от 27.09.2012 о дате и времени рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении уведомлен надлежащим образом, просит рассмотреть вопрос в его отсутствие.

27.09.2012 исполняющим обязанности прокурора Ульчского района Хабаровского края, в отношении Администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края, в отсутствии законного представителя, при его надлежащем извещении, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ.

Ходатайством от 30.10.2012 № 3.2/378 Глава Администрации сельского поселения «Село Софийск» просил рассмотреть дело по определению № 228 от 15.10.2012 в отсутствие Главы Администрации.

31.10.2012 Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах по результатам рассмотрения материалов проверки в отсутствии законного представителя Администрации вынесено постановление № 228, которым Администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края признана виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. КоАП РФ, назначен штраф в размере 100 000 рублей.

Так же, 31.10.2012 Территориальным отделом управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах вынесено постановление № 227, которым Глава Администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского края ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. КоАП РФ, назначен штраф в размере 10 000 рублей.

Несогласие заявителя с указанными постановлениями явилось основанием для обращения в арбитражный суд.

Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд приходит к следующим выводам.

Производство по делу в части оспаривания постановления от 31.10.2012 № 227 о привлечении к административной ответственности Главы Администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского ФИО1 подлежит прекращению.

В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

Следовательно, арбитражному суду подведомственны заявления на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и Федеральном законе об административных правонарушениях.

Из содержания пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что арбитражный суд прекращает производство в случае, если дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Согласно Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде.

Поскольку постановлением Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах от 31.10.2012 № 227 к административной ответственности привлечен Глава Администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского ФИО1, дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Объективную сторону данного правонарушения составляют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Под деятельностью по обращению с отходами, согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», понимается деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

В соответствии с положениями статей 1, 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Непосредственно сами сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к компетенции администрации.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ).

Аналогичное положение закреплено пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП Российской Федерации, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

В ходе проверки установлено, что на береговой линии на расстоянии около 200 метров от дома № 5 по ул. Лесозаводская с. Софийск Ульчского муниципального района Хабаровского края на землях сельского поселения обнаружен разрушенный остов грузового автомобиля, разбросанные твердые бытовые отходы (резиновые шины от автомобиля, пластмассовые и металлические предметы). Около автомобиля обнаружены разливы нефтепродуктов на почву. На расстоянии около 70 метров от автомобиля обнаружена будка (кунг).

В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ «Об отходах производства» ответственность за размещение отходов несет собственник.

Собственник отходов, то есть лицо, в результате хозяйственной деятельности которого образовались отходы, не установлен.

В выявленных административным органом нарушениях Администрация «Села Софийск» не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, в связи с чем не является субъектом административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Согласно статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствие события административного правонарушения, отсутствие состава административного правонарушения.

Частью 2 статьи 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.

На основании изложенного постановление Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах № 228 от 31.10.2012 незаконно и подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 150, 167-170, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Постановление Территориального отдела Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах № 228 от 31.10.2012 признать незаконным и отменить.

Производство по делу в части оспаривания постановления от 31.10.2012 № 227 о привлечении к административной ответственности Главы Администрации сельского поселения «Село Софийск» Ульчского муниципального района Хабаровского ФИО1, прекратить.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников