Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15261/2021
июня 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.05.2022.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи О.Н. Лесниковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.О. Волошиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Офис-Центр» (ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: 680000, <...>)
к Министерству экономического развития Хабаровского края, Правительству Хабаровского края
о признании недействительным одностороннего отказа от инвестиционного соглашения,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительство Хабаровского края, администрация города Хабаровска,
при участии в заседании:
от истца - ФИО1 (генеральный директор), личность подтверждена паспортом; ФИО2 по доверенности от 18.01.2022, диплом о высшем юридическом образовании;
от Министерства экономического развития Хабаровского края - ФИО3 по доверенности от 20.05.2022 № 01-08-3232, диплом о высшем юридическом образовании,
от Правительства Хабаровского края - ФИО4 по доверенности от 07.10.2021 № 12.325-15090, диплом о высшем юридическом образовании,
от администрации города Хабаровска – не явились,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Офис-Центр» (далее – истец, Общество) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края с требованием признать недействительной сделкой односторонний отказ от инвестиционного соглашения № ИС-3/16 от 27.01.2016, выраженный в уведомлении Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края № 01-11-2854 от 02.10.2019.
Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований по доводам отзыва, мотивируя тем, что расторжение инвестиционного соглашения обусловлено его неисполнением со стороны истца, который не обращался в администрацию г. Хабаровска по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и в проект планировки Центрального района г. Хабаровска, а также не направлял сведения о результатах разработки технических условий для выноса сетей инженерно-технического обеспечения.
По утверждению ответчика, инвестиционное соглашение расторгнуто на законных основаниях, поскольку каждый из основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации истцом не выполнен более чем на 10%, данное обстоятельство квалифицируется в качестве существенного невыполнения основных параметров инвестиционного проекта и его результатов.
Кроме того, ответчик полагает, что надлежащим ответчиком по иску является Правительство Хабаровского края ввиду того, что инвестиционное соглашение расторгнуто не в силу уведомления Министерства, а в связи с принятием Правительством Хабаровского края соответствующего решения, основанного на обязательных рекомендациях инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края.
Истцом заявлено ходатайство об изменении оснований исковых требований, в соответствии с которым просил применить к спорным правоотношениям статьи 124, 168 ГК РФ, свидетельствующих о признаках недействительности оспариваемой сделки.
Ходатайство об изменении основания иска принято судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Определением суда от 06.12.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Хабаровского края.
Правительство Хабаровского края представило отзыв на иск, в котором считает исковые требования не подлежащими удовлетворению, поскольку дополнительное соглашение не заключено в связи с невозможностью реализации инвестиционного проекта на земельных участках, испрашиваемых истцом. ООО «Офис-Центр» допущены существенные нарушения исполнения инвестиционного соглашения, которые послужили основанием для одностороннего расторжения соглашения.
По утверждению третьего лица, довод истца в части признания одностороннего отказа недействительным по основаниям статей 10, 168 ГК РФ несостоятелен, так как реализация права в силу закона отказаться от договора не свидетельствует о злоупотреблении правом.
Кроме того, по мнению Правительства Хабаровского края, ответчик на основании статьи 182 ГК РФ обладал полномочиями на направление уведомления об одностороннем расторжении Инвестиционного соглашения.
Определением суда от 17.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Хабаровска.
Администрацией города Хабаровска представлен отзыв и дополнительный отзыв на иск, в которых считает себя привлеченной к участию в деле третьим лицом необоснованно, поскольку не является стороной спорного инвестиционного договора, его расторжение не обусловлено действиями (бездействием) администрации. Кроме того, третье лицом пояснило, что обращений ООО «Офис-Центр» по вопросам внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и в проект планировки Центрального района г. Хабаровска в администрацию города не поступало. Последнее разрешение на использование земельного участка для проведения инженерных изысканий на объекте: «Тоннель с подземным пешеходным переходом и паркинг на пересечении улиц Ленина вдоль улицы Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» выдано истцу 14.02.2019 № 20 сроком действия с 15.02.2019 по 15.01.2020. Также третье лицо указало, что истцу департаментом предлагались иные площадки для реализации всего масштабного проекта, предусмотренные генеральным планом города для размещения высотных объектов, вместе с тем, указанные участки также были инвестором отвергнуты.
Определением суда от 01.04.2022 произведена замена ответчика Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края на его правопреемника Министерство экономического развития Хабаровского края (ИНН: <***>) в порядке процессуального правопреемства.
Этим же определением суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Правительство Хабаровского края, исключив его из состава третьих лиц.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по доводам искового заявления.
Представитель Министерства экономического развития Хабаровского края возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на доводы, приведенные в отзыве.
Представитель Правительства Хабаровского края также возражал против удовлетворения исковых требований согласно отзыву.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Между ООО «Офис-Центр» (субъект инвестиционной деятельности) и Правительством Хабаровского края было заключено инвестиционное соглашение № ИС-3/16 от 27.01.2016, предметом которого являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта «Многофункциональное высотное здание с тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина-Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» приоритетным инвестиционным проектом края (пункт 1.1 соглашения).
Дополнительным соглашением № ДС-10/16 от 19.08.2016 в пункт 1.1 внесены изменения: предметом настоящего соглашения являются отношения между сторонами, возникающие в связи с признанием инвестиционного проекта «Многофункциональное высотное здание с конгресс холлом, тоннелем, подземными пешеходными переходами и паркингом на пересечении улиц Ленина-Калинина в Центральном районе г. Хабаровска» приоритетным инвестиционным проектом края.
Пунктом 1.2 инвестиционного соглашения установлено, что инвестиционный проект признается приоритетным инвестиционным проектом края в целях предоставления земельного участка в аренду без торгов, в случае соответствия его критериям, установленным Законом Хабаровского края от 29.07.2015 № 102 «О критериях, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов».
В силу пункта 2.2 соглашения стоимость инвестиционного проекта составляет 6 500 000 000 руб.
Сроки реализации инвестиционного проекта установлены пунктом 2.3 соглашения: начало реализации инвестиционного проекта: январь 2016 г.; окончание реализации инвестиционного проекта: июнь 2018 г.; дата ввода объекта в эксплуатацию: июль 2018 г.
В соответствии с пунктом 2.4 соглашения основными параметрами инвестиционного проекта и результатов его реализации являются:
- объем средств, направленных субъектом инвестиционной деятельности на финансирование инвестиционного проекта, не менее 6 500 000 000 руб., в том числе за счет собственных и заемных средств (доля заемных средств составит не более 70% от общего объема инвестиций);
- планируемая мощность инвестиционного проекта: суммарная площадь здания составляет 94 494 кв. м, в том числе площадь подземной части - 45 034 кв. м, площадь наземной части - 49 460 кв.м.;
- количество созданных новых рабочих мест и сохраненных рабочих мест: проект предусматривает создание 130 рабочих мест;
- налоговые поступления в консолидированный бюджет края в размере не менее итоговой суммы по году (по всем налогам), указанной в графике налоговых платежей, являющемся неотъемлемой частью настоящего соглашения (приложение №1).
Пунктом 2.5 соглашения установлены характеристики земельного участка, необходимого для реализации инвестиционного проекта:
- муниципальное образование Хабаровского края, на территории которого предполагается размещение объекта - городской округ «Город Хабаровск»;
- размер земельного участка - 175 093,4 кв.м., в том числе 17 589,0 кв.м. и 157 504,4 кв.м.;
- вид разрешенного использования - земельный участок, предназначенный для объектов общественно-делового назначения.
30.08.2018 истец направил в адрес Министра земельно-имущественной политики Хабаровского края письмо исх. № 282, в котором просил рассмотреть заявление о внесении изменений в инвестиционное соглашение от 27.01.2016, поскольку в связи с доработкой проекта в части увеличения суммарной площади здания, переноса тоннеля с уровня В2 на отдельный уровень В6 и организацией отдельных въездов с уровня земли на каждый подземный парковочный этаж и отдельных выездов на уровне земли из каждого подземного парковочного этажа изменились стоимость проекта, площадь испрашиваемого земельного участка и сроки реализации проекта.
25.09.2018 на заседании инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края был рассмотрен вопрос о внесении изменений в инвестиционное соглашение от 27.01.2016, было принято решение признать целесообразным внесение изменений в инвестиционное соглашение:
- администрации городского округа Город Хабаровск» было поручено определить земельные участки, необходимые для реализации инвестиционного проекта;
- Министерству инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края рекомендовано подготовить и согласовать проект дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 на основании информации, представленной администрацией;
- Министерству строительства Хабаровского края было рекомендовано заключить дополнительное соглашение к инвестиционному соглашению от 27.01.2016.
11.09.2019 на заседании инвестиционного совета при Правительстве Хабаровского края было рассмотрено текущее состояние спорного инвестиционного проекта. Совет принял решение рекомендовать Правительству края отказать ООО «Офис-Центр» в заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению от 27.01.2016 и расторгнуть соглашение, поскольку при реализации проекта возникли ряд проблем: отсутствие информации о подтверждении источников финансирования проекта; необходимость внесения изменений в проявила землепользования и застройки г. Хабаровска; отсутствие решения вопроса предоставления земельного участка для реализации проекта в границах водоохраной зоны.
02.10.2019 от Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в адрес истца поступило извещение исх. № 01-11-2854 с предложением подписать соглашение от 12.09.2019 о расторжении инвестиционного соглашения № ИС-3/16 от 27.01.2016.
26.04.2021 истец направил в Правительство Хабаровского края предложение исх. № 8 о заключении дополнительного соглашения к инвестиционному соглашению № ИС-3/16 от 27.01.2016, полагая, что Правительством края в одностороннем порядке нарушается процедура внесения изменений в инвестиционное соглашение.
Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края в ответ на данное предложение сообщило об отсутствии оснований для заключения дополнительного соглашения (письмо исх. № 01-12-1985 от 17.05.2021) в связи с неисполнением обществом существенных условий соглашения, сославшись, в том числе на результаты проведения проверки деятельности органов исполнительной власти края прокуратурой Хабаровского края об отсутствии выявленных нарушений в части расторжения инвестиционного соглашения.
По утверждению истца, односторонний отказ от инвестиционного соглашения № ИС-3/16 от 27.01.2016, выраженный в уведомлении Министерства инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края № 01-11-2854 от 02.10.2019, является ничтожным, поскольку данная сделка совершена со злоупотреблением правом.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В ходе рассмотрения дела истец изменил основание исковых требований, просил применить к спорным правоотношениям статьи 124, 168 ГК РФ, свидетельствующих о признаках недействительности оспариваемой сделки, в связи с тем, что должностное лицо, подписавшее оспариваемое уведомление, а именно Министр инвестиционного развития и предпринимательства края ФИО5 не имеет таких полномочий в силу Порядка рассмотрения и отбора масштабных инвестиционных проектов (утверждено Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 № 331-пр) и Положения о Министерстве инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края (в. Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 № 485-пр).
Изменение основания иска принято судом на основании статьи 49 АПК РФ.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, обстоятельства конкретного дела, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В порядке пункта 3 статьи 421 ГК РФ стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Спорное инвестиционное соглашение, исходя из его предмета и условий, является смешанным договором, содержащим в себе элементы договора купли-продажи будущей недвижимой вещи (в части обязательств по передаче объекта), договора строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, подлежащих регулированию главами 30, 37 ГК РФ, общими нормами об исполнении обязательств.
Право заказчика отказаться от договора в одностороннем порядке предусмотрено статьями 715, 717 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Основания и порядок изменения и расторжения договоров установлены законом (глава 29 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено этим Кодексом, другими законами или договором. Пункт 2 данной статьи указывает на возможность изменения или расторжения договора по требованию одной из сторон договора на основании решения суда.
На основании пункта 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Принципы государственной инвестиционной политики в крае, полномочия органов государственной власти края в сфере реализации государственной инвестиционной политики в крае, виды и формы краевой государственной поддержки, условия ее предоставления субъектам инвестиционной деятельности, формы, условия и порядок участия края в государственно-частном партнерстве определены Законом Хабаровского края от 23.11.2011 № 130 «О государственной инвестиционной политике в Хабаровском крае» (далее – Закон № 130).
В соответствии с частями 6, 7 статьи 12.1, частью 1 статьи 12.2 Закона № 130 (ред. от 30 мая 2018 г.) рассмотрение и отбор инвестиционных проектов с целью признания их приоритетными инвестиционными проектами края осуществляются инвестиционным советом при Правительстве края в соответствии с порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, утверждаемым Правительством края на основании пункта 4 статьи 5 Закона.
По результатам рассмотрения и отбора инвестиционных проектов инвестиционный проект признается приоритетным инвестиционным проектом края путем заключения инвестиционного соглашения в соответствии со статьей 12.2 Закона № 130.
Инвестиционное соглашение заключается между субъектом инвестиционной деятельности и Правительством края.
Процедура рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами края, принятия решения о заключении инвестиционного соглашения, внесении изменений в инвестиционное соглашение (о расторжении инвестиционного соглашения) установлена Порядком рассмотрения и отбора инвестиционных проектов, предусматривающих строительство объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами Хабаровского края и определения их соответствия критериям, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 26.09.2016 № 331-пр (ред. от 28.08.2018) (далее - Порядок).
Согласно пунктам 1.3, 3.1.8 Положения о министерстве инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 № 485-пр, Министерство является правопреемником министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края в части полномочий по формированию и реализации краевой государственной политики, направленной на привлечение частных инвестиций, создание условий для инвестиционного и инновационного развития края, поддержке инвестиционной и инновационной деятельности и стимулирования инновационной активности в крае, а также по обязательствам, вытекающим из договоров (соглашений), заключенных с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований края, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в том числе по вопросам бюджетных и межбюджетных правоотношений, вопросам предоставления субсидий юридическим лицам в сфере создания условий для инвестиционного и инновационного развития края, поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.
Министерство рассматривает заявки претендентов для участия в отборе инвестиционных проектов, предусматривающих строительство объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами края и определения их соответствия критериям, которым должны соответствовать объекты социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабные инвестиционные проекты, для размещения (реализации) которых земельные участки предоставляются в аренду без проведения торгов, а также осуществляет мониторинг исполнения условий инвестиционных соглашений и внесение в них изменений.
Проанализировав условия соглашения, в частности, пункт 4.3.2. с учетом положений статьи 431 ГК РФ, суд установил, что сторонами согласовано право Правительства края на односторонний отказ от исполнения соглашения в случае:
- существенного невыполнения субъектом инвестиционной деятельности основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации, предусмотренных в пункте 2.4 настоящего соглашения;
- неисполнения или несвоевременного исполнения обязательств, предусмотренных пунктом 3.1.4 настоящего соглашения.
Включение в указанное соглашение условия о порядке прекращения договора в одностороннем порядке соответствует действующему законодательству.
Согласно пункту 4.2 инвестиционного соглашения все изменения и дополнения к нему оформляются в письменной форме путем заключения дополнительных соглашений, и являются неотъемлемой частью инвестиционного соглашения.
Процедура принятия решения о внесении изменений в инвестиционное соглашение регламентирована разделом 4 Порядка.
В соответствии с пунктами 4.4, 4.5 Порядка предложения субъекта инвестиционной деятельности о внесении изменений в инвестиционное соглашение рассматриваются Инвестиционным советом при изменении основных параметров Проекта, а также характеристик земельного участка, установленных инвестиционным соглашением, их рассмотрение завершается принятием одно из следующих решений:
- рекомендовать Правительству края заключить с субъектом инвестиционной деятельности дополнительное соглашение о внесении изменений в инвестиционное соглашение (подпункт 4.5.1 пункта 4.5 Порядка);
- рекомендовать Правительству края отказать субъекту инвестиционной деятельности в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть инвестиционное соглашение (подпункт 4.5.2 пункта 4.5 Порядка);
- рекомендовать Правительству края отказать субъекту инвестиционной деятельности в заключении дополнительного соглашения и предложить продолжить реализацию Проекта согласно ранее заключенному инвестиционному соглашению (подпункт 4.5.3 пункта 4.5 Порядка).
Как указало Министерство экономического развития края, 30.08.2018, то есть за пределами срока окончания реализации инвестиционного проекта и ввода объекта в эксплуатацию, истец обратился в Министерство инвестиционной и земельно-имущественной политики края с заявлением о внесении изменений в инвестиционное соглашение в части стоимости и сроков реализации инвестиционного проекта.
На заседании инвестиционного совета, состоявшемся 25.09.2018, внесение изменений в инвестиционное соглашение признано целесообразным. При этом, учитывая невозможность использования запрашиваемых земельных участков под производственную и транспортную инфраструктуру в рамках реализации инвестиционного проекта, администрации г. Хабаровска было предложено совместно с Обществом определить земельные участки, необходимые для реализации проекта (протокол заседания от 25.09.2018 № 6).
В последующем в связи с невозможностью использования испрашиваемых земельных участков под производственную и транспортную инфраструктуру в рамках реализации инвестиционного проекта, отказом истца от альтернативных земельных участков, а также неисполнением истцом существенных условий инвестиционного соглашения на заседании инвестиционного совета, состоявшемся 11.11.2019, принято решение отказать истцу в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть соглашение, тем самым инвестиционным советом было реализовано полномочие согласно подпункту 4.5.2 пункта 4.5 Порядка.
В свою очередь, Министерство во исполнение указанного решения инвестиционного совета и в соответствии с пунктом 4.9 Порядка направило в адрес истца уведомление о расторжении инвестиционного соглашения.
Из изложенного следует, что решение о расторжении инвестиционного соглашения принято инвестиционным советом по результатам рассмотрения заявления истца о внесении изменений в инвестиционное соглашение в порядке, установленном разделом 4 Порядка.
Решение вопроса о расторжении с субъектом инвестиционной деятельности инвестиционного соглашения на основании заключения о неисполнении субъектом инвестиционной деятельности инвестиционного соглашения, указанного в пункте 5.5 раздела 5 Порядка, является самостоятельной процедурой.
Более того, в соответствии с подпунктом 3.1.4 пункта 3.1 инвестиционного соглашения субъект инвестиционной деятельности обязуется представлять в Правительство края сведения (ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным):
- о ходе реализации инвестиционного соглашения в произвольной форме;
- о показателях финансово-хозяйственной деятельности субъекта инвестиционной деятельности по форме в соответствии с приложением № 2.
Возражая против исковых требований, Министерство инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края указало, что истцом допущено существенное невыполнение основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации более чем на 10% от показателей, установленных соглашением.
Согласно отчетным документам за 2018 год, предоставленным истцом письмом от 21.02.2019 № 048, по состоянию на начало 2019 года субъектом инвестиционной деятельности фактически достигнуты следующие значения основных параметров инвестиционного проекта и результатов его реализации:
1) объем средств, направленных субъектом инвестиционной деятельности на финансирование инвестиционного проекта - 128,4 млн. рублей (суммарно за с 2016 по 2018 годы) (план - 6 500 млн. рублей);
2) мощность инвестиционного проекта - 0 кв. м суммарной площади здания (план - 94 494 кв. м);
3) количество созданных новых рабочих мест и сохранённых рабочих мест - 3 (план - 130 рабочих мест);
Налоговые поступления в консолидированный бюджет края в 2018 году составили 15,28 млн. рублей (план - 40,6 млн. рублей).
Одной из основных причин, повлекших неисполнение истцом существенных условий инвестиционного соглашения, является невозможность предоставления земельных участков, испрашиваемых истцом для реализации инвестиционного проекта.
По информации администрации г. Хабаровска 14.09.2018 и 19.10.2018 проводились совещания, в ходе которых истцу предложены на рассмотрение несколько вариантов земельных участков на территории города для размещения высотного объекта и производственной инфраструктуры. Истцом данные предложения были отклонены, о чем свидетельствуют письма администрации г. Хабаровска от 25.10.2018 № 1.1.76-2552, от 08.11.2018 №01-40/12270.
Поскольку для реализации инвестиционного проекта с исходными физическими параметрами требовалось решить ряд принципиальных вопросов в сфере градостроительной деятельности, в дальнейшем администрацией г. Хабаровска разработана и согласована сторонами Дорожная карта «О реализации Инвестиционного соглашения от 27.01.2016 № ИС-3/16, заключенного между Правительством Хабаровского края и ООО «Офис-Центр», определяющая перечень мероприятий, при исполнении которых инвестиционный проект мог быть реализован.
В рамках исполнения подпунктов 1.3.1 и 1.3.2 пункта 1.3 дорожной карты администрацией г. Хабаровска истцу выдано разрешение на использование земельного участка для проведения инженерных изысканий на объекте «Тоннель с подземным пешеходным переходом и паркингом на пересечении улиц Ленина и Калинина в Центральном районе г. Хабаровска».
В свою очередь, истец по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки городского округа «Город Хабаровск» и в проект планировки Центрального района г. Хабаровска в администрацию г. Хабаровска не обращался, сведения о результатах разработки технических условий для выноса сетей инженерно-технического обеспечения истцом не направлялись.
В связи с неисполнением истцом указанных условий исполнение иных пунктов дорожной карты структурными подразделениями администрации г. Хабаровска не осуществлялось.
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, по общему правилу является оспоримой (п. 1 ст. 168 ГК РФ) (п. 73 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса РФ»).
Истец указывает на наличие признаков недействительности сделки в связи с отсутствием полномочий у министра инвестиционного развития и предпринимательства края на подписание уведомления № 01-11-2854 от 02.10.2019.
В обосновании своих требований истец ссылается на пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.10.2000 № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 ГК РФ» предусматривающий, что к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункты 1, 2 статьи 124 ГК РФ), в случае заключения сделки от имени публично-правового образования его органом с превышением компетенции, такая сделка признается ничтожной (статья 168 ГК РФ).
Довод Общества о недействительности одностороннего отказа от инвестиционного соглашения на основании статьи 124 ГК РФ является несостоятельным в силу неверного толкования положений указанной нормы, определяющей правоспособность субъектов Российской Федерации как участников гражданских правоотношений и не содержащей оснований для признания сделок недействительными.
В соответствии с положениями статьи 124 ГК РФ субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами и к ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
При этом согласно статье 125 ГК РФ от имени субъектов Российской Федерации своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности могут органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьей 4 Устава Хабаровского края в крае устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти Хабаровского края - Правительством края.
Правительство края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти края, который обеспечивает реализацию полномочий исполнительной власти края. В структуру Правительства края входят, в том числе министры края (статьи 36, 36.3 Устава Хабаровского края, статья 5 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 г. № 349 "О Правительстве Хабаровского края").
В рамках реализации полномочий в части установления порядка определения соответствия объектов социально-культурного и (или) коммунально-бытового назначения, масштабных инвестиционных проектов критериям, указанным в части 1 статьи 1 Закона Хабаровского края от 29 июля 2015 г. № 102, а также рассмотрения и отбора инвестиционных проектов в целях признания их приоритетными инвестиционными проектами края Правительством края утвержден Порядок.
В рассматриваемом случае истец фактически оспаривает возможность министерства инвестиционного развития и предпринимательства края выступать от имени Правительства края.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Министерстве инвестиционного развития и предпринимательства Хабаровского края, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2018 № 485-пр, Министерство является правопреемником министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики края в части полномочий по формированию и реализации краевой государственной политики, направленной на привлечение частных инвестиций, создание условий для инвестиционного развития края, поддержке инвестиционной деятельности в крае, а также по обязательствам, вытекающим из договоров (соглашений), заключенных с юридическими лицами.
Согласно пункту 5.4 указанного выше положения министр действует без доверенности от имени Министерства.
Правительство края, принимая Порядок, определило административные процедуры, устанавливающие способ реализации им прав стороны инвестиционного соглашения.
Пунктом 4.5 Порядка (в редакции постановления Правительства края от 28.08.2018 № 314-пр) предусмотрено, что Совет принимает решение рекомендовать Правительству края отказать субъекту инвестиционной деятельности в заключении дополнительного соглашения и расторгнуть инвестиционное соглашение.
В соответствии с пунктом 4.8 Порядка (в редакции постановления Правительства края от 28.08.2018 № 314-пр) министерство инвестиционного развития и предпринимательства края в течение пяти рабочих дней со дня утверждения протокола заседания Совета направляет субъекту инвестиционной деятельности уведомление о лишении проекта, реализуемого субъектом инвестиционной деятельности, статуса приоритетного инвестиционного проекта края и расторжении инвестиционного соглашения.
Согласно пункту 3.2 протокола от 11.09.2019 № 6 Советом поручено Министерству инвестиционного развития и предпринимательства края направить уведомление в адрес Общества о лишении инвестиционного проекта статуса приоритетного инвестиционного проекта края и расторжении соглашения.
Пунктом 1 статьи 182 ГК РФ предусмотрено, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Таким образом, Министерство инвестиционного развития и предпринимательства края обладало полномочиями на направление уведомления об одностороннем расторжении инвестиционного соглашения с приложением выписки из протокола от 11.09.2019 №6.
В соответствии с частью 1 статьи 64, статьями 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание неисполнение инвестиционного соглашения со стороны истца, суд установил правомерность решения Министерства о расторжении инвестиционного соглашения, в отсутствие доказательств обратного, таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, в удовлетворении иска следует отказать.
Расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на истца в соответствии со статьёй 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья О.Н. Лесникова