Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15318/2021
мая 2022 года
Резолютивная часть решения оглашена 24 мая 2022 года, полный текст мотивированного решения изготовлен 30 мая 2022 г.
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шутенко Ю.В.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю
о привлечении арбитражного управляющего ФИО1, к административной ответственности по части 3.1статьи 14.13 КоАП РФ
при участии в судебном заседании представителей:
от административного органа (в режиме онлайн-заседание) – ФИО2 по доверенности № Дов-47 от 29.12.2021;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явились.
Сущность дела: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю (далее – Управление Росреестра по Хабаровскому краю, Управление, заявитель, административный орган) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего ФИО1 (далее – арбитражный управляющий) к административной ответственности, предусмотренной частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании представитель административного органа на заявленных требованиях настаивала по основаниям, указанным в заявлении, возражениях на отзыв.
Представители Арбитражного управляющего, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей арбитражного управляющего.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю проведена проверка деятельности арбитражного управляющего ФИО1.
В ходе проверки установлено, что арбитражным управляющим ФИО1 в ходе проведения процедуры реализации имущества должника в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО «Востокстрой» допущены нарушения п. 2 ст. 20.3, п. 1 ст. 67, п. 2 ст. 24.1, п. 6 ст. 16, п.п. 6, 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве.
Вместе с тем, данное правонарушение является повторным. Ранее арбитражный управляющий ФИО1 привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20.01.2021 по делу № А16-3238/2020 в виде предупреждения
28.07.2021 арбитражному управляющему ФИО1 направлено уведомление № 10-исх/21/08653 о необходимости явиться в Управление 22.09.2021 к 11-00 часам для составления протокола об административном правонарушении по следующим адресам:
680054, <...>, идентификатор почтового отправления № 80098262310933;
680045, <...>, идентификатор почтового отправления № 80098262310926;
- bankrotstvo2000@mail.ru.
Согласно информации, размещенной на сайте Почты России, почтовые отправления с идентификаторами №№ 80098262310933, 80098262310926 ФИО1 не вручены, отправлены на возврат отправителю 02.09.2021 и 15.09.2021, соответственно.
17.08.2021 в Управление поступили объяснения арбитражного управляющего ФИО1 (вх. № 12777)
По выявленным фактам 22.09.2021 г. ведущим специалистом-экспертом отдела по контролю надзору в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Хабаровскому краю ФИО2. в отношении арбитражного управляющего ФИО1. в его отсутствие представителя, при надлежащем уведомлении, составлен протокол от 22.09.2021 № 00722721 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 3.1 статьи 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности.
Заслушав в судебном заседании пояснения представителя заявителя, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, регулируются Федеральным законом от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Согласно п. 4 ст. 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 -ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, арбитражный управляющий обязан действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 18.01.2021 (резолютивная часть от 14.01.2021) по делу № А73-18772/2020 в отношении ООО «Востокстрой» введена процедура наблюдения. Временным управляющим утвержден ФИО1, являющийся членом Ассоциации арбитражных управляющих «Центр финансового оздоровления предприятий агропромышленного комплекса».
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.08.2021 (резолютивная часть от 19.08.2021) по делу № А73-18772/2020 ООО «Востокстрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утвержден ФИО1
1. В соответствии с п. 2 ст. 20.3, п. 1 ст. 67 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве. Федеральный закон) арбитражный управляющий обязан анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 71 Закона о банкротстве анализ финансового состояния должника проводится в целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия расходов в деле о банкротстве, в том числе расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, а также в целях определения возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника в порядке и в сроки, которые установлены названным законом.
Принципы и условия проведения арбитражным управляющим анализа финансового состояния должника, а также состав сведений, используемых арбитражным управляющим при его проведении, определены в Правилах проведения арбитражным управляющим финансового анализа, утвержденных постановлением правительства российской Федерации от 25.06.2003 № 367 (далее - Правила).
Пунктом 4 вышеуказанных Правил установлено, что финансовый анализ проводится на основании: а) статистической отчетности, бухгалтерской и налоговой отчетности, регистров бухгалтерского и налогового учета, а также (при наличии) материалов аудиторской проверки и отчетов оценщиков; б) учредительных документов, протоколов общих собраний участников организации, заседаний совета директоров, реестра акционеров, договоров, планов, смет, калькуляций; в) положения об учетной политике, в том числе учетной политике для целей налогообложения, рабочего плана счетов бухгалтерского учета, схем документооборота и организационной и производственной структур; г) отчетности филиалов, дочерних и зависимых хозяйственных обществ, структурных подразделений; д) материалов налоговых проверок и судебных процессов; е) нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность должника.
При проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми: в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются все данные, необходимые для оценки его платежеспособности; в ходе финансового анализа используются документально подтвержденные данные; все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах (п. 5 Правил).
В соответствии с пп. б п. 6 Правил в документах, в документах, содержащих анализ финансового состояния должника, указываются дата и место его проведения; фамилия, имя, отчество арбитражного управляющего, наименование и местонахождение саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является.
Как следует из титульного листа анализа финансового состояния ООО «Востокстрой», он выполнен арбитражным управляющим ФИО1 по результатам процедуры наблюдения.
Однако, в разделе 1 «Основные вводные положения и цели проведения настоящего анализа» в абзацах б и в п. 4 в качестве временного управляющего ООО «Востокстрой» указан ФИО3, член Ассоциации «Дальневосточная межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих», что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 требований пп. б п. 6 Правил.
В соответствии с пп. д п. 6 Правил коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника и показатели, используемые для их расчета, согласно приложению № 1, рассчитанные поквартально не менее чем за 2-летний период, предшествующий возбуждению производства по делу о несостоятельности (банкротстве), а также за период проведения процедур банкротства в отношении должника, и динамика их изменения.
Дело о банкротстве ООО «Востокстрой» возбуждено 27.11.2020. Соответственно, арбитражному управляющему ФИО1 надлежало произвести расчет коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности за период с 27.11.2018 по 14.01.2021, а также за процедуру наблюдения.
Однако, арбитражным управляющим ФИО1 произведен расчет коэффициентов лишь на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 31.12.2020, при этом расчет коэффициентов за процедуру наблюдения не произведен, что свидетельствует о нарушении им пп. д п. 6 Правил.
Пунктом 6 Правил установлено перечень сведений, которые должны указываться в документах, содержащих анализ финансового состояния должника. К таковым отнесены, в том числе: коэффициенты финансово-хозяйственной деятельности должника; причины утраты платежеспособности с учетом динамики изменения коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности; результаты анализа хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках; результаты анализа активов и пассивов должника; результаты анализа возможности безубыточной деятельности должника; вывод о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника; вывод о целесообразности введения соответствующей процедуры банкротства; вывод о возможности (невозможности) покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Как следует из п. 5 Правил, при проведении финансового анализа арбитражный управляющий должен руководствоваться принципами полноты и достоверности, в соответствии с которыми все заключения и выводы основываются на расчетах и реальных фактах.
В соответствии с представленной в налоговый орган бухгалтерской отчетностью за 2019-2020 гг. активы ООО «Востокстрой» составляли: 16 455 тыс. руб. в 2019 году и 55 031 тыс. руб. в 2020 году. Из них: материальные и внеоборотные активы - 4 291 тыс. руб. в 2019 году и 3 837 тыс. руб. в 2020 году; запасы - 8 тыс. руб. в 2019 году и 11 тыс. руб. в 2020 году; финансовые и другие оборотные активы - 12 065 тыс. руб. в 2019 году и 51 165 тыс. руб. в 2020 году.
Согласно отчету временного управляющего ООО «Востокстрой» ФИО1 документы органами управления должника переданы арбитражному управляющему в полном объеме.
Однако, все рассчитанные арбитражным управляющим ФИО1 коэффициенты имеют «нулевое» значение. Анализ активов и пассивов должника не проведен (содержит «нулевые» значения). Анализ возможности безубыточной деятельности должника не исследован.
Таким образом, выводы, содержащиеся в анализе финансовой деятельности ООО «Востокстрой» не основаны на реальных фактах и расчетах, что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве.
2. В соответствии с п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве арбитражный управляющий в деле о банкротстве обязан выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства в порядке, установленном федеральными стандартами, и сообщать о них лицам, участвующим в деле о банкротстве, в саморегулируемую организацию, членом которой является арбитражный управляющий, собранию кредиторов и в органы, к компетенции которых относятся возбуждение дел об административных правонарушениях и рассмотрение сообщений о преступлениях.
Механизм выявления признаков преднамеренного и фиктивного банкротства установлен Временными правилами проверки арбитражным управляющим наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 855 (далее -Временные правила), в соответствии с которыми признаки преднамеренного банкротства выявляются как в течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и в ходе процедур банкротства (п. 5).
Однако, согласно подготовленному арбитражным управляющим ФИО1 заключению о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства ООО «Востокстрой» расчет предусмотренных коэффициентов произведен им на 01.01.2018, 01.01.2019, 01.01.2020 и 31.12.2020, при этом, расчет коэффициентов за процедуру наблюдения не произведен,
Также, в разделе «Результаты анализа финансового состояния должника» отчета временного управляющего ООО «Востокстрой» от 15.06.2021 содержится вывод о недостаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Вместе с тем, на стр. 5 указанного отчета арбитражным управляющим ФИО1 сделан вывод о возможности покрытия расходов за счет дебиторской задолженности, продажи недвижимого имущества, что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 требований п. 4 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
Изложенное свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 п. 2 ст. 20.3 Закона о банкротстве.
3. В соответствии с п. 2 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных п. 7 ст. 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем за пять дней до даты заседания
арбитражного суда, указанной в определении арбитражного суда о введении
наблюдения.
В соответствии с п. 6 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.05.2003 № 299 (далее - Общие правила), отчет временного управляющего должен содержать сведения: а) о мерах, принятых для обеспечения сохранности имущества должника и выявления кредиторов должника; б) о предъявлении в суды от имени временного управляющего исковых заявлений и ходатайств и сведения о результатах их рассмотрения; в) иные сведения о выполнении временным управляющим своих обязанностей и реализации им своих прав.
Согласно разделу «Сведения об арбитражном управляющем» отчета временного управляющего ООО «Востокстрой» от 15.06.2021 в графе «Номер договора страхования, дата его заключения и срок действия» арбитражным управляющим ФИО1 указан договор страхования № 52-18/TPL16/005196 от 29.10.2019 со сроком действия до 28.10.2020, т.е. с истекшим на дату составления отчета сроком действия, что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 требований п. 1 ст. 24.1 Закона о банкротстве.
4. Согласно п. 1 ст. 16 Закона о банкротстве реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель.
Пунктом 6 указанной статьи установлено, что требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено настоящим пунктом.
Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 14.04.2021 по делу № А73-18772/2020 во вторую очередь реестра требований кредиторов включены требования ФНС России в сумме 14 720,81 руб. основного долга.
Однако, реестр требований кредиторов ООО «Востокстрой» по состоянию на 15.06.2021 не содержит сведений о данной задолженности, что свидетельствует о нарушении арбитражным управляющим ФИО1 требований п. 6 ст. 16 Закона о банкротстве.
5. В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве, Федеральный закон) сведения, подлежащие опубликованию, включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) и опубликовываются в официальном издании, определенном регулирующим органом.
Пунктом 2 ст. 28 Закона о банкротстве предусмотрено, что ЕФРСБ представляет собой федеральный информационный ресурс и формируется посредством включения в него сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом. ЕФРСБ является неотъемлемой частью Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения, содержащиеся в ЕФРСБ, подлежат размещению в сети «Интернет».
Формирование и ведение Единого федерального реестра сведений о банкротстве осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве. Оператором ЕФРСБ является ЗАО «Интерфакс».
Согласно п. 2.5 и п. 2.6 Порядка формирования и ведения ЕФРСБ внесение (включение) пользователями сведений в информационный ресурс осуществляется посредством формирования электронного сообщения, которое подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью.
5.1. В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения:
о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о прекращении производства по делу о банкротстве;
об утверждении, отстранении или освобождении арбитражного управляющего: об удовлетворении заявлений третьих лиц о намерении погасить обязательства должника;
о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов;
об отмене или изменении предусмотренных абзацами вторым - шестым настоящего пункта сведений и (или) содержащих указанные сведения судебных актов;
иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 23.08.2021 (резолютивная часть от 19.08.2021) по делу № А73-18772/2020 введена процедура конкурсного производства.
В соответствии с п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства осуществляется конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном ст. 28 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не позднее чем через десять дней с даты своего утверждения направляет указанные сведения для опубликования.
Учитывая положения п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве, сообщение об открытии процедуры конкурсного производства в отношении ООО «Востокстрой» арбитражному управляющему ФИО1 надлежало разместить на ЕФРСБ в срок, не позднее 29.08.2021.
Однако, как установлено Управлением при мониторинге сайта ЕФРСБ, сообщение № 7278215 опубликовано на ЕФРСБ арбитражным управляющим ФИО1 06.09.2021, т.е. с нарушением срока на 8 дней, что свидетельствует о нарушении им п. 1 ст. 128 Закона о банкротстве.
5.2. В силу п. 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве не позднее чем в течение десяти дней с даты завершения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, арбитражный управляющий включает в ЕФРСБ в качестве сведений сообщение о результатах соответствующей процедуры (отчет). Такое сообщение должно содержать следующие сведения:
наименование должника, его адрес и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя,
идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета);
наименование арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, указание на наименование процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также номер дела о банкротстве;
фамилия, имя, отчество утвержденного арбитражного управляющего на дату завершения процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, его индивидуальный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета, адрес для направления ему корреспонденции, а также наименование соответствующей саморегулируемой организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации такой организации, ее индивидуальный номер налогоплательщика и адрес;
наличие заявлений о признании сделок должника недействительными, поданных в соответствии с гл. III. 1 настоящего Федерального закона, с указанием даты рассмотрения указанных заявлений, результатов их рассмотрения и результатов обжалования судебных актов, принятых по результатам рассмотрения указанных заявлений;
наличие жалобы на действия или бездействие арбитражного управляющего с указанием даты подачи жалобы, лица, которому направлялась жалоба, краткого содержания жалобы и принятого на основании рассмотрения жалобы решения;
стоимость выявленного в результате инвентаризации имущества должника и дата окончания инвентаризации в случае, если в ходе процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, проводилась инвентаризация;
сумма расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, в том числе с указанием размера выплаченного арбитражному управляющему вознаграждения и обоснованием размера выплаченных сумм, с указанием суммы расходов на оплату услуг лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, оснований для превышения размера оплаты таких услуг, определенного в соответствии со ст. 20.7 настоящего Федерального закона;
балансовая стоимость (при наличии) имущества должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате введения соответствующей процедуры, применявшейся в деле о банкротстве, а также дата, на которую эта стоимость определена;
выводы о наличии или об отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства;
источник покрытия расходов на проведение процедуры, применявшейся в деле о банкротстве;
дата и основание прекращения производства по делу о банкротстве в случае, если арбитражным судом принято соответствующее решение.
Согласно п. 6.2 ст. 28 Закона о банкротстве по результатам наблюдения соответствующее сообщение также должно содержать следующие сведения:
даты вынесения судебных актов о введении наблюдения и об окончании наблюдения, а также даты вынесения судебных актов об изменении сроков такой процедуры;
размер требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов на дату вынесения судебного акта об окончании наблюдения (в том числе с выделением суммы требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц. работающих или работавших по трудовому договору, основного долга и начисленных неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций), общая сумма погашенных в ходе наблюдения требований по каждой очереди требований;
выводы по результатам анализа финансового состояния должника (в том числе выводы о достаточности средств должника для покрытия судебных расходов и расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника), сведения о дате проведения первого собрания кредиторов и принятых им решениях, сведения о резолютивной части судебного акта по результатам наблюдения;
сведения о количестве работников, бывших работников должника, имеющих включенные в реестр требований кредиторов требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда.
Учитывая требования п. 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве арбитражному управляющему ФИО1 сообщение о результатах процедуры наблюдения по делу несостоятельности (банкротстве) ООО «Востокстрой», содержащее сведения о дате и основаниях прекращения процедуры, надлежало включить в ЕФРСБ не позднее 29.08.2021.
Однако при мониторинге интернет-сайта ЕФРСБ Управлением установлено, что сообщение о результатах процедуры наблюдения в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО «Востокстрой» в ЕФРСБ по состоянию на 22.09.2021 ФИО1 не опубликовано, что свидетельствует о нарушении им требований п. 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве.
Таким образом, арбитражным управляющим ФИО1 в ходе проведения процедуры реализации имущества должника в деле о несостоятельности (банкротстве) ООО «Востокстрой» допущены нарушения п. 2 ст. 20.3, п. 1 ст. 67, п. 2 ст. 24.1, п. 6 ст. 16, п.п. 6, 6.1 ст. 28 Закона о банкротстве.
В соответствии с частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим, реестродержателем, организатором торгов, оператором электронной площадки либо руководителем временной администрации кредитной или иной финансовой организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно части 3.1 статьи 14.13 КоАП РФ, повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет дисквалификацию должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет; наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки административным органом выявлены нарушения арбитражным управляющим ФИО1 вышеуказанных нормоположений.
При этом, данное правонарушение является повторным. Ранее арбитражный управляющий ФИО1 привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ решением Арбитражного суда Еврейской автономной области от 20.01.2021 по делу № А16-3238/2020 в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах, совершенное арбитражным управляющим правонарушение обоснованно квалифицировано административным органом по ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ, санкция которой предусматривает административное наказание в виде дисквалификации должностных лиц на срок от шести месяцев до трех лет.
Вместе с тем, суд, принимая во внимание конкретные обстоятельства настоящего дела, учитывая характер допущенных нарушений и степень их общественной опасности, считает возможным переквалифицировать вменяемое арбитражному управляющему правонарушение с части 3.1 на часть 3 статьи 14.13 КоАП РФ, поскольку полагает, что применение в рассматриваемом случае к арбитражному управляющему меры ответственности в виде дисквалификации не отвечает принципам индивидуализации, соразмерности и справедливости наказания.
Согласно пункту 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих», арбитражный суд не может удовлетворить ходатайство об отстранении конкурсного управляющего, если допущенные нарушения не являются существенными.
Отстранение конкурсного управляющего должно использоваться в той мере, в какой оно позволяет восстановить нарушенные права или устранить угрозу их нарушения. Таким образом, отстранение конкурсного управляющего должно применяться тогда, когда конкурсный управляющий показал свою неспособность к надлежащему ведению конкурсного производства, что проявляется в ненадлежащем исполнении обязанностей конкурсного управляющего. Это означает, что допущенные конкурсным управляющим нарушения могут стать основанием для его отстранения в случае, если существуют обоснованные сомнения в дальнейшем надлежащем ведении им конкурсного производства. Не могут служить основанием для отстранения конкурсного управляющего нарушения, не приводящие к возникновению сомнений в дальнейшем надлежащем ведении им дел (пункт 10 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.05.2012 № 150 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих»).
Из разъяснений, данных в пункте 56 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве», следует, что отстранение арбитражного управляющего может быть осуществлено судом только в тех исключительных случаях, когда совершение арбитражным управляющим неоднократных грубых умышленных нарушений в данном или в других делах о банкротстве, подтвержденное вступившими в законную силу судебными актами (например, о признании его действий незаконными) приводит к существенным и обоснованным сомнениям в наличии у арбитражного управляющего должной компетентности, добросовестности или независимости.
Принимая во внимание исключительность названной меры, недопустимость фактического установления, таким образом, запрета на профессию и необходимость ограничения во времени риска ответственности за совершенные нарушения суд должен также учитывать, что основанием для подобных отказа или отстранения не могут служить нарушения, допущенные управляющим по неосторожности, несущественные нарушения, нарушения, не причинившие значительного ущерба, а также нарушения, имевшее место значительное время назад.
Учитывая характер установленных судом нарушений в деятельности конкурсного управляющего суд полагает необходимым применить квалификацию допущенного правонарушения по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Вина арбитражного управляющего в совершении вменяемого правонарушения выражается в нарушении требований законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), при этом суду не представлено доказательств, свидетельствующих об отсутствии у арбитражного управляющего возможности надлежащего исполнения обязанностей, предусмотренных вышеназванными нормативными положениями.
Оценив фактические обстоятельства дела и проанализировав правовой характер совершенного правонарушения, суд не находит также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из положений указанной нормы, малозначительность административного правонарушения является оценочным понятием, применяемым судом с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 21.04.2005 № 122-О разъяснил, что положения части 3 статьи 14.13 КоАП РФ, предусматривающие ответственность за правонарушения в области предпринимательской деятельности, направлены на обеспечение установленного порядка осуществления банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов.
Проведение процедур банкротства должника в соответствии с Законом о банкротстве возложено непосредственно на арбитражного управляющего и от его деятельности зависит соблюдение и эффективное применение законодательства о банкротстве.
Совершенное арбитражным управляющим правонарушение посягает на урегулированный законодательством Российской Федерации порядок в сфере общественных отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан - участников имущественного оборота.
По своей юридической конструкции правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, образует формальный состав и считается оконченным с момента нарушения требований, установленных законодательством. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении нарушителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля конкретного субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности. Доказательств наличия указанных обстоятельств арбитражным управляющим не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, позволяющей квалифицировать рассматриваемое правонарушение в качестве малозначительного.
Доводы, приведенные арбитражным управляющим в отзыве не свидетельствуют об отсутствии в его действиях события рассматриваемого правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкция части 3 статьи 14.13 КоАП РФ предусматривает ответственность арбитражного управляющего в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность судом не установлено.
Суд, с учетом конкретных обстоятельств данного дела, характера допущенных нарушений, с учетом, что административное наказание назначает не впервые, считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, с учетом факта повторности привлечения к ответственности.
Порядок, сроки привлечения к административной ответственности соответствуют КоАП РФ.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа: УФК по Хабаровскому краю (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю)
ИНН получателя - 2721121630 КПП получателя - 272101001
Банк получателя - Отделение Хабаровск//УФК по Хабаровскому краю г. Хабаровск БИК банка-010813050
Банковский счет получателя - 40102810845370000014
Казначейский счет получателя - 03100643000000012200
ОКТМО- 08701000
КБК -32111601141019002140
УИН 0
наименование платежа – штраф по решению Арбитражного суда Хабаровского края от 30.05.2022 по делу № А73-15318/2021.
На основании изложенного Руководствуясь статьями 2.4, 4.1, частью 3 и 3.1 статьи 14.13, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Р Е Ш И Л:
арбитражного управляющего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения г. Амурск Хабаровского края, ИНН <***>, адрес: <...>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25.000 (двадцать пять тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Зверева А. В.