АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-15855/2012
08 февраля 2013 года
Арбитражный суд Хабаровского края
в составе судьи Зверевой А. В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству»
об оспаривании постановления административной комиссии № 2 в Центральном округе МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» о назначении административного наказания от 01.11.2012г. № 72/1367,
Суд установил: Общество с ограниченной ответственностью ««Управляющая компания «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» (далее – заявитель, Общество, ООО «СЗ по ЖКХ») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии № 2 в Центральном округе МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» (далее – административный орган) от 01.11.2012г. № 72/1367 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее – КоАП Хабаровского края, Кодекс).
Административный орган представил суду материалы административного производства и отзыв, в котором против удовлетворения заявленных требований возражает, полагает, что доводы заявителя не свидетельствуют о неправомерности привлечения к ответственности.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
В соответствии с положениями статей 226-228 АПК РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Должностными лицами отдела по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Комсомольска на Амуре в результате проведенной проверки установлено, что 24.09.2012 в 15.35 ч. в районе № 31 по пр. Мира г.Комсомольске-на-Амуре не обеспечено надлежащие санитарное содержание придомовой территории указанного дома, возле контейнерной площадки размещена свалка бытовых отходов, чем нарушены пункты 5.11, а так же комиссией установлено нарушение пунктов: 2, 5.3.3 положения в соответствии с п.2 Положения о содержании объектов благоустройства города Комсомольска-на-Амуре, утвержденного постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 29.06.2005 № 50-па.
Факт нарушения отражен в акте осмотра от 29.09.2012 г., зафиксирован фотосъемкой.
Уведомлением от 24.10.2012 г. № 1-15/1378 законный представитель Общества был приглашен для составления протокола по выявленному факту на 29.10.2012 г. в 11-00.
29.10.2012 г. по установленному факту главным специалистом по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации г. Комсомольска на Амуре ФИО1 в присутствии представителя Общества ФИО2 по доверенности от 26.10.2012 г. б/н, выданной для представления интересов Общества по конкретному делу об административном правонарушении (по многоквартирному дому по пр. Мира, 31), те при надлежащем уведомлении составлен к отношении ООО «СЗ по ЖКХ» протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Указанному лицу под роспись в протоколе было сообщено о рассмотрении дела об административном правонарушении 01.11.2012 г. в 15-00.
Материалы дела направлены для рассмотрения по существу в Административную комиссию № 2 в Центральном округе муниципального образования городской округ «Город Комсомольск на Амуре».
01.11.2012 Административной комиссии № 2 в Центральном округе муниципального образования городской округ «Город Комсомольск на Амуре» по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в присутствии представителя Общества ФИО2, при надлежащем уведомлении, вынесено постановление № 72/1367 от 01.11.2012 о назначении ООО «СЗ по ЖКХ» административного наказания по части 2 статьи 37 Кодекса в виде штрафа в размере 15.000 руб..
Не согласившись с указанным постановлением, Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с частью 1 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях - нарушение правил благоустройства населенных пунктов, установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, является административным правонарушением.
В силу части 2 указанной статьи, в редакции действовавшей на момент выявления нарушения и на момент привлечения к ответственности, деяние, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное повторно в течение года, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Постановлением главы администрации города Комсомольск-на-Амуре от 29.06.2005 № 50-па, утверждено Положение о содержании объектов благоустройства города Комсомольск-на-Амуре (далее - Положение).
В силу пункта 2 данного Положения, руководители предприятий, учреждений, организаций, независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении) которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства (далее по тексту - предприятий), а также граждане - владельцы или пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их правового статуса, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны содержать в чистоте и порядке, отвечающем общестроительным, санитарным требованиям:
2.1. Жилые дома, административные, промышленные, коммунальные и торговые здания, дошкольные и школьные учреждения, высшие и средние и профессионально-технические учебные заведения, объекты здравоохранения, памятники и Дома культуры, театры, стадионы и прилегающие территории, необходимые для обслуживания объектов, а также сады и парки, скверы и бульвары, зеленые насаждения, улицы, проспекты, набережные, площади, места захоронения воинов, кладбища, гаражи индивидуальных владельцев, садовые домики и участки коллективного садоводства.
2.2. Все виды торговых помещений, павильоны, киоски, палатки, лотки, телефонные кабины, внутригородской общественный транспорт, остановки и павильоны для ожидания транспорта, опоры и фонари уличного освещения, световые и другие рекламные установки, освещение номерных знаков домов, указатели наименования улиц, мемориальные доски, щиты для газет и объявлений, театральные тумбы для афиш, вывески и витрины, скамейки, урны и другие виды малых архитектурных форм, ограждения и емкости для газа.
В соответствии с пунктом 5.3.3 Положения, предприятия обязаны иметь необходимое количество дворников и обеспечить надлежащее санитарное содержание территории, своевременный вывоз мусора и нечистот в специально отведенные места, производить очистку от снега крыш, удалять сосульки с карнизов зданий и балконов.
Согласно пункту 5.11 Положения, категорически запрещается свалка всякого рода грунта и мусора в не отведенных для этих целей местах.
Руководители и должностные лица предприятий, водители которых допустили эти нарушения, обязаны принять немедленные меры к уборке данного грунта и мусора. В случае невозможности установления виновников возникновения стихийных свалок к их ликвидации привлекаются организации, за которыми закреплена данная территория.
Пунктом 5.12 Положения установлено, что мусоросборники и контейнеры по сбору пищевых отходов должны своевременно очищаться, дезинфицироваться и ремонтироваться.
Из материалов дела следует, что на территории города Комсомольска на Амуре, установлено нарушение указанных выше Правил, а именно:24.09.2012 в 15.35 ч. в районе по адресу дом № 31 по пр. Мира г.Комсомольске-на-Амуре не обеспечено надлежащие санитарное содержание придомовой территории указанного дома, возле контейнерной площадки размещена свалка бытовых отходов.
Между тем, в силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
Пунктом 1 статьи 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствие с частью 2 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств (часть 3 статьи 27.8 КоАП РФ).
Об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о соответствующем юридическом лице, а также о его законном представителе либо об ином представителе, об индивидуальном предпринимателе или о его представителе, об осмотренных территориях и помещениях, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, о виде и реквизитах документов (часть 4 статьи 27.8 КоАП РФ).
В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу (часть 5 статьи 27.8 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 25.7. КоАП РФ, в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
Частью 2 данной статьи установлено, что присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 настоящего Кодекса. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
В силу части 3 данной статьи, об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.
В рассматриваемом случае протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов с участием понятых, в порядке статьи 27.8 КоАП РФ административным органом не составлялся. Не был составлен также акт проверки с надлежащей фиксацией в нем факта административного правонарушения.
Составленный в ходе проверки акт осмотра территории не признается судом процессуальным документом фиксирующим событие административного правонарушения. Акт составлен в одностороннем порядке, в отсутствии представителей Предприятия и не в день проверки – 24.09.2012 г., а в день составления протокола – 29.09.2012 г. . Кроме того, не указанный акт составлен в отсутствии понятых.
При таких обстоятельствах следует признать, что вышеуказанный акт не отвечает требованиям, предъявляемым законодательством РФ к процессуальным документам, фиксирующих событие административного правонарушения.
Фотоматериалы не могут являться доказательствами по делу, поскольку факт проведения фотосъемки не зафиксированы в надлежащих процессуальных документах.
Имеющийся в материалах дела договор управления многоквартирным домом от 01.10.2010 не свидетельствует о состоянии контейнерной площадки о территории дома. Письменные пояснения не могут служить единственным доказательством события правонарушения.
Относительно актов ООО «СЗ по ЖКХ», имеющихся в материалах дела, следует отметить, что указанные документы указывают на наличие свалки бытовых отходов по иному адресу: г. Комсомольск на Амуре, пр. Мира, 33, но не являются прямыми доказательствами наличия факта правонарушения, допущенного в вышеуказанный период времени по адресу: г. Комсомольск на амуре, пр. Мира, 31.
Иных доказательств, по которым суд может достоверно установить, наличие события административного правонарушения, в материалах дела нет.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о несоблюдении требований закона при получении доказательств и невозможности их использования в качестве доказательств вменяемого предприятию правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, исключает возможность привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, суд установил, что факт совершения предприятием вменяемого административного правонарушения материалами дела не подтвержден.
Таким образом, постановление административной комиссии № 2 в Центральном округе МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» о назначении административного наказания от 01.11.2012г. № 72/1367, вынесено незаконно и подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.167-170, 176, 207-211 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Требования Общества с ограниченной ответственностью «Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству» удовлетворить.
Постановление административной комиссии № 2 в Центральном округе МО ГО «Город Комсомольск-на-Амуре» о назначении административного наказания от 01.11.2012г. № 72/1367, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 37 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, признать незаконным и отменить полностью.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Апелляционная жалоба подается через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А. В. Зверева