ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16429/2021 от 10.11.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-16429/2021

17 ноября 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Миловановой П.С.,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Еврейской автономной области (680000, <...>)

о привлечении Публичного акционерного общества «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г., Муниципальный округ Смольнинское, наб. Синопская, д. 14, литер А) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1. КоАП РФ.

В судебное заседание явились представители:

от заявителя – не явились;

от ПАО «Ростелеком» - не явились.

Сущность дела: Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Еврейской автономной области (далее – Управление Роскомнадзора, управление, административный орган, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении публичного акционерного общества междугородной и международной связи «Ростелеком» (далее – ПАО «Ростелеком», общество, лицензиат) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд не обеспечили, о времени и месте предварительного судебного заседания уведомлены в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее – АПК РФ).

В отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу в одном судебном заседании.

В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Ростелеком», расположенное по адресу: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г., Муниципальный округ Смольнинское, наб. Синопская, д. 14, литер А, зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН <***>, ИНН <***>.

На основании лицензии № 183871 от 27.01.2021г., выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, общество оказывает услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов. Срок действия лицензии – до 27.01.2026г.

В период с 01.07.2021 по 27.09.2021 Управлением Роскомнадзора на основании приказа руководителя управления от 21.06.2021 № 60-нд проведено плановое систематическое наблюдение с целью контроля за соблюдением ПАО «Ростелеком» обязательных требований в области связи и лицензионных условий при оказании услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов, расположенных по следующим адресам: <...>; <...>; <...>.

В ходе проведенного планового систематического наблюдения выявлены нарушения обязательных требований пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией № 183871 «Услуги местной телефонной связи с использованием таксофонов», пункта 1 статьи 46 Федерального закона «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, пунктов 2.1.1, 2.1.4 договора об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 №УУС-01/2014, заключенного с Федеральным агентством связи, пункта 2а), б), в), г), д), пункта 8 обязательных требований Правил оказания универсальных услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241, пунктов 3, 5 а), б), в), г), д) Требований к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (информаторов) и аналогичных устройств, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 30.09.2015 № 371, что выразилось в следующем:

- отсутствует информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофону, установленному по адресу: <...>; <...>; <...>;

- при проверке таксофонов, расположенных по адресам: <...>; <...>, установлено, что отсутствует доступ местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи, доступ внутризоновых телефонных соединений, доступ к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования, доступ к системе информационно-справочного обслуживания, возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб;;

- при проверке таксофона, расположенного по адресу: <...>, установлено, что отсутствуют сведения - наименование вида оказываемой универсальной услуги связи, информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи, правила обращения с телефонным средством коллективного доступа для пользования универсальной услугой связи, контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки, сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи;

По факту выявленного нарушения 13.10.2021г. главным специалистом-экспертом ФИО1 в отношении ПАО «Ростелеком», в отсутствие представителя общества, извещенного надлежащим образом (уведомлением от 06.10.2021 № 16633-04/27, получено по e-mail: rostelecom@rt.ru зарегистрировано 06.10.2021 № 01/03/51009/21), составлен протокол № АП-27/04/1622 по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с правилами абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ПАО «Ростелеком» к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.

Исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2).

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ, к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

Согласно пункту 36 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ оказание услуг связи включено в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.

Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» (далее – Федеральный закон «О связи», Федеральный закон №126-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 126-ФЗ деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ предусмотрена обязанность оператора связи оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.

Постановлением Правительства РФ от 21.04.2005 № 241 «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» утверждены Правила оказания универсальных услуг связи (далее – Правила оказания универсальных услуг связи, Правила).

Согласно пункту 2 Правил оказания универсальных услуг связи деятельность оператора универсального обслуживания по оказанию универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств должна обеспечивать предоставление пользователю универсальными услугами связи:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) внутризоновых телефонных соединений;

в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;

д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Согласно пункту 8 Правил,оператор универсального обслуживания, оказывающий универсальные услуги телефонной связи с использованием таксофонов, обязан осуществлять информирование пользователей универсальными услугами связи о номерах из ресурса нумерации, присвоенных таксофонам, предназначенным для оказания универсальных услуг телефонной связи.

Приказом Минкомсвязи России от 30.09.2015 № 371 утверждены Требования к построению, управлению, нумерации, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования, условиям взаимодействия, эксплуатации сети связи при оказании универсальных услуг телефонной связи с использованием таксофонов, многофункциональных устройств, информационных киосков (инфоматов) и аналогичных устройств (далее – Требования).

Согласно пункту 3 Требований, телефонное средство коллективного доступа, установленное вне помещения, размещается в таксофонной кабине или полукабине.

Место расположения телефонного средства коллективного доступа в пределах населенного пункта определяется оператором универсального обслуживания самостоятельно.

Место расположения телефонного средства коллективного доступа должно быть обозначено специальным информационным указателем, включающим следующие сведения:

- наименование вида оказываемой универсальной услуги связи;

- информация о способах подключения/оплаты универсальной услуги связи;

- правила обращения с телефонным средством коллективного доступа для пользования универсальной услугой связи;

- контактная информация для получения справочно-информационной и технической поддержки;

- сведения о тарифах на оказываемую универсальную услугу связи.

Согласно пункту 5 Требований, телефонное средство коллективного доступа обеспечивает предоставление пользователю:

а) местных телефонных соединений для передачи голосовой информации по сети фиксированной телефонной связи;

б) внутризоновых телефонных соединений;

в) доступа к услугам связи, оказываемым другим оператором связи в сети связи общего пользования;

г) доступа к системе информационно-справочного обслуживания;

д) возможности бесплатного круглосуточного вызова экстренных оперативных служб.

Как следует из материалов дела, ПАО «Ростелеком» является оператором универсального обслуживания и в соответствии с пунктом 2.1.4 договора об условиях оказания универсальных услуг связи, заключенного с Федеральным агентством связи от 13.05.2014г. № УУС-01/2014 (далее – Договор), оператор универсального обслуживания обязан оказывать универсальные услуги связи с соблюдением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Приложения к лицензии № 183871 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Выявленные в ходе планового систематического наблюдения факты указывают на нарушение ПАО «Ростелеком» обязательных требований, установленных вышеуказанными нормативными правовыми актами Российской Федерации, что свидетельствует о несоблюдении лицензиатом условий, предусмотренных лицензией № 183871 от 27.01.2021г.

Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ, в виде предупреждения или наложения на юридических лиц административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в действиях ПАО «Ростелеком» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Обстоятельства правонарушения, совершенного ПАО «Ростелеком», подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении в области связи от 13.10.2021г. № АП-27/04/1622, актами мониторинга от 09.09.2021г. № 02-00-0607-16б/119, от 15.09.2021г. № 02-00-0607-16б/130, от 26.08.2021г. № 27-0601/82, протоколами мониторинга, лицензией № 183871 от 27.01.2021г., договором об условиях оказания универсальных услуг связи от 13.05.2014 № УУС-01/2014.

С учетом положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ суд считает доказанной вину юридического лица, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Оценив установленные по делу обстоятельства, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, неоднократное привлечение ПАО «Ростелеком» к административной ответственности за однородные правонарушения, суд считает возможным применить к правонарушителю административное наказание в виде административного штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: наименование получателя платежа - Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю (Управление Роскомнадзора по Дальневосточному федеральному округу), лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 272101001, единый казначейский счет № 40102810845370000014, казначейский счет 03100643000000012200, Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 010813050, ОКТМО 08701000, КБК 09611601141019002140, УИН 09600000000036352341. Наименование платежа - прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет».

Не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу представить в суд документы, подтверждающие уплату штрафа.

Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено. Порядок, сроки привлечения юридического лица к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 3 статьи 14.1, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Публичное акционерное общество «Ростелеком» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191167, г. Санкт-Петербург, вн.тер.г., Муниципальный округ Смольнинское, наб. Синопская, д. 14, литер А) привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Ж.Г. Шестак