ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16444/2021 от 15.12.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-16444/2021

15 декабря 2021 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи А.Г. Калашникова,

Рассмотрел в упрощенном порядке дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лидер» о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края от 23.09.2021 № Д 374-1/21,

Сущность дела: общество с ограниченной ответственностью «Лидер» (далее – ООО «Лидер», общество) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края (далее – Комитет) от 23.09.2021 № Д 374-1/21.

Административным органом представлены суду материалы административного дела и отзыв, согласно которому, считает заявление ООО «Лидер» необоснованным.

Правила о надлежащем извещении сторон, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В ходе судебного разбирательства суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «Лидер» осуществляет функции застройщика по комплексу работ,
связанных со строительством объекта «Комплекс жилых домов со встроенными административными помещениями, подземной автостоянкой и гостиница по ул. Ленинградской в г. Хабаровске. 1 очередь строительства» (далее -
Объект), в соответствии с разрешением № 27-23-277-2016 от 16.09.2016, выданным администрацией г. Хабаровска в лице департамента архитектуры, строительства и землепользования. Срок действия разрешения на строительство Объекта до 16.09.2019 (продлен до 16.09.2022). Земельный участок общей площадью 10 377 кв. м, на котором осуществ­ляется строительство Объекта, находится в собственности ООО «Лидер». Объект не введен в эксплуатацию.

Проектом предусмотрено строительство Объекта в 3 этапа: 1 этап строительства - блок-секция № 1, подземная автостоянка; 2 этап строительства - блок-секция № 2; 3 этап строительства - гостиница.

Проектная декларация № 27-000157, размещенная на сайте единой ин­формационной системы жилищного строительства, заполнена в отношении 3 этапов строительства (объектов недвижимости): «Объект 1» - блок-секция № 1, подземная автостоянка; «Объект 2» - блок-секция № 2; «Объект 3» - гости­ница.

ООО «Лидер» обязано было предста­вить в Комитет отчетность за IV квартал 2020 года, в виде электронного доку­мента посредством личного кабинета застройщика не позднее 31.03.2021. Отчетность застройщика за IV квартал 2020 года ООО «Лидер» фактиче­ски представило 29.03.2021, корректирующая отчетность представлена 30.03.2021.

При анализе полноты и достоверности отчетности застройщика за IV квартал 2020 года (в редакции корректировочных отчетов), представленной ООО «Лидер», выявлены нарушения, образующие состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

07.09.2021 в отношении ООО «Лидер» составлен протокол об административном правонарушении № Д79-23/21 по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ. При составлении протокола участвовала представитель общества по доверенности от 27.08.2021 ФИО1

Определение от 16.09.2021 о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении получено 16.09.2021 представителем общества по доверенности от 27.08.2021 ФИО1

23.09.2021 Комитетом государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края в отношении ООО «Лидер» вынесено постановление № Д 374-1/21, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании его законности.

Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу части 3 статьи 14.28 КоАП РФ непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве, урегулированы Федеральным законом Российской Федерации от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон 214-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.

В силу пункта 6 части 6 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ комитет ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - отчетность), в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Приказом Минстроя России от 12.10.2018 № 656/пр «Об утверждении формы и порядка предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства» утверждена форма и порядок предоставления застройщиками в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении при-мерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства». Приказ Минстроя России № 656/пр вступил в законную силу с 23.03.2019. Таким образом, отчетность застройщика, представленная в уполномоченный орган после 23.03.2019, должна быть составлена по форме, утвержденной Приказом Минстроя России № 656/пр.

На основании пункта 3 Порядка от 12 октября 2018 г. № 656/пр отчетность представляется застройщиком ежеквартально при условии, что в течение отчетного периода действовал хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору участия в долевом строительстве.

Пунктом 7 Порядка от 12 октября 2018 г. № 656/пр установлено, что отчетность предоставляется в контролирующий орган в виде электронного документа посредством личного кабинета застройщика в единой информационной системе жилищного строительства (далее -ЕИСЖС). Отчетность и приложения к ней подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа (пункт 8 Порядка).

Согласно пункту 9 Порядка датой предоставления отчетности является дата размещения отчетности в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС.

Кроме того, в силу требований, установленных пунктами 11 и 12 Порядка, при наличии в отчете информации о неисполненных, просроченных обязательствах по договорам предоставляется справка с указанием причин ненадлежащего исполнения обязательств, а при указании в графе 12.4 раздела II отчетности суммы денежных средств, использованных застройщиком в отчетном периоде по целевому назначению, застройщиком к отчетности прилагается справка, содержащая информацию о целях расходования денежных средств со ссылками на пункты части 1 статьи 18 Закона № 214-ФЗ.

В силу требований пункта 5 Порядка отчетность представляется застройщиком в уполномоченный орган не позднее 30 календарных дней после окончания отчетного периода, за исключением отчетности за IV квартал, которая представляется застройщиком в контролирующий орган не позднее 90 дней после окончания IV квартала.

Пунктом 2.1 единых методических рекомендаций по предоставлению в контролирующий орган отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, подготовленными АО «ДОМ.РФ», как оператором ЕИСЖС, отчетность застройщика формируется на основе сведений, указанных застройщиком в проектных декларациях и иных документах, размещенных в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС по состоянию на последнюю отчетную дату соответствующего отчетного периода.

Частью 1 статьи 19 Закона № 214-ФЗ установлено, что проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.

При анализе полноты и достоверности отчетности застройщика за IV квартал 2020 года (в редакции корректирующих сведений), представленной ООО «Лидер», проведена сверка соответствия показателей представленной отчетности и иных документов и сведений, в том числе проектной декларации № 27-000157 от 11.01.2021 (далее - ПД), выявлены следующие нарушения:

В разделе II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства» отчетности (далее - раздел II отчетности): в строках 4.5 не отражена информация о продлении срока действия разрешения на строительство Объекта до 16.09.2020.

По объекту блок-секция № 1, подземная автостоянка:

- показатели количества и площади объектов долевого строительства -нежилых помещений, в отношении которых на отчетную дату действуют договоры участия в долевом строительстве (далее - ДДУ), отраженные в строке 13.6, составляют 61 шт. и 776,55 кв. м. соответственно, что противоречит аналогичным сведениям, отраженным в разделе 19.7 ПД, которые составляют 56 шт. и 694,4 кв. м.;

- в строке 13.7 отсутствует информация о количестве и площади машино-мест, в отношении которых на отчетную дату действуют ДДУ, при этом в разделе 19.7 ПД соответствующие сведения составляют 5 шт. и 82,15 кв. м.;

- общая сумма обязательств по ДДУ (показатель строки 13.8), сумма дебиторской задолженности участников долевого строительства по оплате ДДУ и сумма денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком для строительства объекта недвижимости (сумма показателей строк 13.9 и 13.10), а также общая сумма неисполненных застройщиком обязательств по ДДУ (показатель строки 14.3) составляет 476,3 млн. руб., данные сведения противоречат суммарной цене договоров, указанной в разделе 19.7 ПД, которая составляет 476,7 млн. руб.

По объекту блок-секция № 2:

- размер фактически понесенных застройщиком расходов по реализации проекта строительства по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода (сумма показателей строк 10.1 - 10.4) составляет 779,6 млн. руб., что на 160,5 млн. руб. меньше суммы денежных средств участников долевого строительства, использованных застройщиком по целевому назначению по состоянию на последнюю календарную дату отчетного периода (сумма показателей строк 12.4 и 12.5), которая составляет 940,1 млн. руб.;

- показатель площади объектов долевого строительства - жилых помещений, в отношении которых на отчетную дату действуют ДДУ, отраженный в строке 13.5, составляет 11039,2 кв. м, что противоречит аналогичному показателю, отраженному в разделе 19.7 ПД, который составляет 11037,3 кв. м.;

- общая сумма обязательств по ДДУ (показатель строки 13.8), сумма дебиторской задолженности участников долевого строительства по оплате ДДУ и сумма денежных средств участников долевого строительства, привлеченных застройщиком для строительства объекта недвижимости (сумма показателей строк 13.9 и 13.10), а также общая сумма неисполненных застройщиком обязательств по ДДУ (показатель строки 14.3) составляет 950,6 млн. руб., данные сведения противоречат суммарной цене договоров, указанной в разделе 19.7 ПД, которая составляет 946,5 млн. руб.

В разделе V «Сводная накопительная ведомость проекта строительства» отчетности по объекту блок секция № 2 показатель размера обязательных отчислений (взносов) в компенсационный фонд, отраженный в строке 9.4 столбца 6, составляет 10,5 млн. руб., что не соответствует сумме обязательных отчислений (взносов) застройщика в компенсационный фонд, перечисленных в компенсационный фонд публично-правовой компании «Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства», который по строке 20.1 раздела II отчетности составляет 9,8 млн. руб.

Выявленные обстоятельства подтверждают правомерность вывода административного органа о наличии в деянии ООО «Лидер» события административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения подтверждаются: корректирующей отчетностью за IV квартал 2020 года от 30.03.2021, электронными документами, размещенными в личном кабинете застройщика в ЕИСЖС на портале наш.дом.рф, в том числе: отчетность застройщика за IV квартал 2020 года от 29.03.2021 (ID 4416 и ID 4417) и корректирующая отчетность застройщика за IV квартал 2020 года от 30.03.2021 (ID 4416 и ID 4417), подписанная усиленной квалифицированной подписью единоличного исполнительного органа ООО «Лидер» ФИО2, с приложенными документами (бухгалтерский баланс на 31.12.2020, справка о расторгнутых ДДУ за отчетный период, справка о причинах ненадлежащего исполнения обязательств, справки о целях расходования денежных средств, сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика), проектной декларацией № 27-000157 от 11.01.2021.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).

Судом из материалов дела не установлено чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне контроля кооператива, препятствующих ему соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия последним всех зависящих от него мер по их соблюдению в связи с чем, суд первой инстанции приходит к выводу о наличии вины кооператива во вменяемом ему правонарушении (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).

Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.

Обязанность представления застройщиками отчетности установлена в целях осуществления уполномоченным органом надзорных полномочий, в том числе, в сфере строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства. Представление отчетности не в полном объеме лишает уполномоченный орган возможности реализовать свои полномочия по контролю, что влечет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.

Общество не предприняло всех необходимых и достаточных мер для соблюдения положений Закона № 214-ФЗ, предусматривающих защиту прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства.

Довод, изложенный в заявлении, о том, что уведомление о составлении протокола, протокол об административном правонарушении, равно как и иные материалы административного дела не содержали сведений об основаниях и поводах к возбуждению дела об административных правонарушениях, судом не принимается, поскольку материалы дела содержат все необходимые данные позволяющие установить событие и состав административного правонарушения.

Суд не находит оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Предприятия к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Заявитель не привел аргументов, указывающих на наличие исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, препятствующих исполнению им требований законодательства. Указанное исключает наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения.

Доводы Общества о возможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ суд отклоняет.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Отсутствие хотя бы одного из приведенных условий исключает предусмотренную статьей 4.1.1 КоАП РФ возможность замены назначенного постановлением административного органа административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.

Объектом административных правонарушений, предусмотренных, в том числе, частью 3 статьи 14.28 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в сфере долевого строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости.

Данные правонарушения несут существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, правам дольщиков, в том числе гражданам - участникам долевого строительства, заключающим указанные договоры исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, причиняют вред общественным отношениям в области эффективного контроля за строительством, создают препятствия в осуществлении контроля за деятельностью застройщика, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, участвующих в долевом строительстве, а широкий круг лиц вводится в заблуждение относительно порядка строительства многоквартирных жилых домов (в том числе срока его окончания).

Указанные административные правонарушения посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - сфере долевого строительства, что прямо следует из пункта 16 Обзора судебной практики разрешения дел по спорам, возникающим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (утв. Президиумом ВС РФ 19.07.2017 г.), где сказано, что административные правонарушения ввиду особой значимости охраняемых законом общественных отношений, выступающих объектом посягательства этого административного правонарушения, не могут быть признаны малозначительными.

В настоящем случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.

Вместе с тем, выявленные нарушения относятся к категории существенных, так как они посягают на общественные отношения, возникающие в особо регулируемой сфере - в сфере долевого строительства многоквартирных жилых домов, и нарушают права участников долевого строительства.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 КоАП РФ для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы КоАП РФ является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 КоАП РФ, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

При этом условий, в соответствии с которыми оценка возможности применения предупреждения по последующему правонарушению зависит от наличия (вступления в силу) постановления о привлечении к административной ответственности по предшествующему правонарушению на момент совершения последующего правонарушения, статьи 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ не предусматривают.

Согласно картотеки арбитражных дел в рамках дела А73-5433/2021 Обществу «Лидер» административное наказание в виде штрафа заменено на предупреждение, по делу А73-18581/2017 Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ в виде предупреждения. Кроме того, административным органом представлено постановление от 04.02.2020 № Д023-1/20 которым ООО «Лдер» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 КоАП РФ в виде предупреждения.

Следовательно, оснований для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ у суда первой инстанции не имеется.

В соответствие с частью 3 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 229 АПК РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований ООО «Лидер» отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцатидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение пятнадцати дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья А.Г. Калашников