ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-16532/17 от 15.12.2017 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-16532/2017

20 декабря 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 15.12.2017 г., полный текст мотивированного решения изготовлен 20.12.2017 г.

Арбитражный суд Хабаровского края

в составе судьи А.В. Зверевой,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Цой О. А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю

о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ,

при участии:

от заявителя – ФИО2 по доверенности от 16.05.2017 № 01.1-4701;

от лица, привлекаемого к ответственности – не явились.

Сущность дела: Сущность дела: Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю (далее – Административный орган, Управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – Предприниматель; лицо, привлекаемое к ответственности административной ответственности) по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ).

Представитель административного органа в заседании суда заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представители лица, привлекаемого к административной ответственности, извещенного надлежащим образом в силу положений статьи 123 АПК РФ о времени и месте судебного заседания, в заседание суда не явились. Предпринимателем представлен письменный отзыв, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дела рассмотрено в отсутствие представителей лица, привлекаемого к административной ответственности.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 14.12.2017 г. по 15.12.2017 г.

Суд установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1, зарегистрирован 30.12.2016 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <***>, ИНН <***>.

Должностными лицами Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю при проведении

При осуществлении административного расследования на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении № 1040 от 13.09.2017 по обращению потребителя (вх. № 2478 от 06.09.2017) и рассмотрении экспертного заключения на соответствие товаров техническим регламентам № 02.4/2651 от 21.09.2017; полученной информации ИП ФИО1 вх. № 11310 от 22.09.2017, с приложением товарно-транспортных накладных на доставку груза (одежда) из Уссурийска в Хабаровск, обнаружено следующее: 13.09.2017 в 11-30 час. индивидуальным предпринимателем ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, юридический адрес: <...>), осуществляющим торговую деятельность в магазине «Рубаха», расположенном по адресу: <...>, допущено нарушение требований пункта 7 ст. 5, пунктов 1, 3 ст. 6, пунктов 2, 3 ст. 9 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», принятого решением Комиссии Таможенного Союза от 23.09.2011 № 797 (далее -TP ТС 007/2011), ст. 4, 7 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», что выразилось в следующем.

В продаже на витринных прилавках с оформленными ценниками 13.09.2017 в 11-30 час. находилась продукция, предназначенная для детей и подростков, согласно экспертному заключению на соответствие товаров техническим регламентам № 02.4/2651 от 21.09.2017 не соответствующая требованиям пп. 2, 3 ст. 9 TP ТС

007/2011 - при отсутствии информация на русском языке о стране -производителе, наименовании и местонахождении изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортере, дистрибьюторе, о виде и массовой доли сырья, дате изготовления, условиях эксплуатации и ухода за обувью, и не прошедшая процедуру оценки соответствия, не промаркированная единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза:

сандали д/дев. G-78 розовые, G-79 белые, с надписью на стельке Sport, размер 15-20, в количестве 7-ми пар и 1-ой полупары по цене 370,0 руб., в том числе с открытой пяткой, при этом в соответствии с требованиями п. 3 ст. 6 TP ТС 007/2011 - в обуви для детей в возрасте до 3-х лет не допускается открытая пяточная часть;

пинетки д/дев. М-236 фиолетовые, М-235 розовые, размер 19-23, в количестве 15-ти пар по цене 300,0 руб.;

туфли д/дев. Код 869, размер 21,25, в количестве 2-х пар по цене 400,0 руб., в том числе в нарушение требований п. 1 ст. 6 TP ТС 007/2011 обнаружена деформация задника обуви, стельки;

рубашка д/мальчиков торговой марки Lardini collection, в ассортименте цвет синяя короткий рукав и голубая длинный рукав, в количестве восьми штук по цене: короткий рукав 330,0 руб. (7 шт.), длинный рукав 560,0 руб. (1 шт.), в том числе не соответствующая требованиям п. 7 ст. 5 TP ТС 007/2011 -установленный индекс токсичности ниже нормируемого предела (индекс токсичности в водной среде составил 28,8 % при нормативе 70-120 %);

блузка школьная д/дев. код 6256, в количестве 10-ти шт. по цене 690,0 руб.;

брюки школьные д/мальчика на флисе, торговой марки ФИО3 г. Москва, цвет в ассортименте (черный, синий, серый), в количестве 33-х шт. по цене до 800,0 руб.

Согласно информации ИП ФИО1 вх. № 11310 от 22.09.2017, с приложением товарно-транспортных накладных на доставку груза (одежда) из Уссурийска в Хабаровск, сертификаты соответствия, либо декларации о соответствии и счет-фактуры, при приобретении данного товара у продавцов в Приморском крае г. Уссурийск «Китайский рынок», не выдавались продавцами.

В ходе проведения административного расследования произведен арест указанного товара 6-ти наименований в количестве 70 единиц вышеуказанной продукции, не соответствующей требованиям TP ТС 007/2011.

Таким образом, индивидуальным предпринимателем ФИО1 допущены нарушения требований технического регламента к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам её реализации, создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан при реализации продукции.

12.10.2017г. главным специалистом-экспертом Управления ФИО4. в присутствии предпринимателя, составлен в отношении ИП ФИО1 протокол № 1921 от 12.10.2017 г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.43 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, согласно абзацу 3 части 3 статьи 23.1. КоАП РФ рассматриваются арбитражными судами, Управление с соответствующим заявлением и материалами административного производства обратилось в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 5 статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к реализуемому товару, продавец обязан передать потребителю товар соответствующий таким обязательным требованиям.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» если установлено, что при соблюдении потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара он причиняет или может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя, окружающей среде, изготовитель (исполнитель, продавец) обязан незамедлительно приостановить его производство (реализацию) до устранения причин вреда, а в необходимых случаях принять меры по изъятию его из оборота и отзыву от потребителя (потребителей).

С учетом требований части 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

На основании части 4 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» если на товары законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.

Не допускается продажа товара без информации об обязательном подтверждении его соответствия требованиям, указанным в пункте 1 статьи 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 N 797 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков" принят "ТР ТС 007/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков"(далее - ТР ТС 007/2011).

В статье 5 ТР ТС 007/2011 приведены требования безопасности одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий.

Так согласно пункту 7 указанной статьи, текстильные материалы для одежды и изделий должны соответствовать требованиям химической безопасности согласно приложению 10.

Перечень контролируемых химических веществ определяется в зависимости от химического состава материала и вида изделия.

Вредные вещества в одежде 1-го и 2-го слоев определяются в водной среде, в изделиях 3-го слоя (кроме изделий для новорожденных и детей до 1 года) - в воздушной среде. В изделиях 3-го слоя для новорожденных и детей до 1 года вредные вещества определяются в водной и воздушной средах.

Индекс токсичности при испытаниях в водной среде должен быть от 70 до 120 процентов включительно, в воздушной среде - от 80 до 120 процентов включительно или должно отсутствовать местное кожно-раздражающее действие в одежде и изделиях 1-го и 2-го слоя.

Выделение летучих химических веществ, содержащихся в текстильных материалах, обработанных аппретами, не должно превышать нормативов согласно приложению 11.

Статья 6 ТР ТС 007/2011 содержит требования безопасности обуви и кожгалантерейных изделий.

Согласно пункту данной статьи, безопасность обуви и кожгалантерейных изделий оценивают устойчивостью окраски применяемых материалов к сухому и мокрому трению и воздействию пота, а также концентрацией выделяющихся вредных веществ и комплексом физико-механических свойств (масса, гибкость, прочность крепления деталей низа, деформация подноска и задника обуви и разрывная нагрузка узлов крепления ручек кожгалантерейных изделий).

В силу пункта 3 данной статьи, в обуви не допускается:

открытая пяточная часть для детей в возрасте до 3 лет;

нефиксированная пяточная часть для детей в возрасте от 3 до 7 лет, кроме обуви, предназначенной для кратковременной носки.

Требования к маркировке продукции изложены в статье 9 ТР ТС 007/2011 .

В силу пункта 2 указанной статьи, маркировка продукции должна содержать следующую информацию:

наименование страны, где изготовлена продукция;

наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора;

наименование и вид (назначение) изделия;

дата изготовления;

единый знак обращения на рынке;

срок службы продукции (при необходимости);

гарантийный срок службы (при необходимости);

товарный знак (при наличии).

Согласно пункту 3 данной статьи, информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю.

Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием латинского алфавита.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки осуществления деятельности ИП ФИО1 в магазине «Рубаха», расположенном по адресу: <...> установлено, что

В продаже на витринных прилавках с оформленными ценниками 13.09.2017 в 11-30 час. находилась продукция, предназначенная для детей и подростков, согласно экспертному заключению на соответствие товаров техническим регламентам № 02.4/2651 от 21.09.2017 не соответствующая вышеуказанным требованиям TP ТС007/2011.

В силу части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, ответственность предусмотрена за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.

В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Факт правонарушения и вина предпринимателя подтверждается материалами дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 12.10.2017 № 1921, протоколом осмотра от 13.09.2017 г., материалами фотосъемки, экспертным заключением от 21.09.2017, протоколами лабораторных исследований, письменными объяснениями и иными материалами дела.

Анализ вышеуказанных обстоятельств позволяет сделать вывод, что в действиях предпринимателя имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43. КоАП РФ.

Вина предпринимателя заключается в бездействии и выражается в нарушении подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции, защиты прав потребителей при реализации продукции.

В силу статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьям 11 и 13 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", главе II раздела 5 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) "Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации", утвержденный решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 N 299, продавец обязан, в том числе реализовывать продукцию, соответствующую по своим свойствам и показателям санитарно-эпидемиологическим требованиям, реализовывать продукцию с документами, подтверждающими безопасность продукции (прошедшей государственную регистрацию), обеспечивать безопасность товара для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности суду не представлено.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 24.07.2015 г. № 306-АД15-7946.

Доводы предпринимателя о неверной квалификации правонарушения отклоняются судом как необоснованные, поскольку в ходе проверки выявлено нарушение требований технического регламента, а не санитарных правил. При этом, ответственность за нарушение технического регламента, предусмотрена статьей 14.43 КоАП РФ.

В судебном заседании административным органом даны пояснения относительно квалификации правонарушения по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ. Представитель пояснила, что детская обувь при отсутствии у неё пяточной части влечет деформацию детской стопы, что указывает на прямую угрозу здоровью детей. Относительно токсичности продукции, которая установлена в меньшем объеме (ниже нормируемого предела), чем допустимые Техническим регламентом TP ТС 007/2011 границы (индекс токсичности в водной среде составил 28,8 % при нормативе 70-120 %) представитель пояснил, что негативное воздействие на здоровье человека имеет любое отклонение от норматива.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным органом обоснованно сделан вывод о наличии в выявленном правонарушении угрозы жизни и здоровью людей, что является достаточным основанием для квалификации правонарушения по части 2 статьи 14.43 Кодекса.

По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих либо смягчающих ответственность. Процедуры, сроки привлечения к ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в ходе судебного разбирательства судом не установлено.

Учитывая, вышеуказанные обстоятельства суд не усматривает оснований для применения положений стать 2.9 КоАП РФ, поскольку данным нарушением существенно нарушены права и интересы граждан-потребителей.

Кроме того, суд приходит к выводу о невозможности применения административного наказания в виде предупреждения.

В силу части 1 статьи 4.1.1. КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ, 2. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Таким образом, учитывая, что в судебном заседании установлен факт наличия в действиях предпринимателя угрозы жизни и здоровью людей, суд лишен возможности назначения административного наказания в виде предупреждения.

Между тем, при отсутствии отягчающих обстоятельств суд полагает необходимым применить минимальное наказания, предусмотренное санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, изъятый в ходе проверки товар подлежит конфискации с направлением на уничтожение в установленном порядке.\

Согласно протоколу о наложении ареста на товары от 13.09.2017 г. и сохранной записке от 13.09.2017 г. товар находится на хранении у продавца ИП ФИО1 ФИО5

Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:– Р/с <***> в ГРКЦ ГУ Банк России по Хабаровскому краю, ИНН <***>, КПП 272401001, ОКМО 08701000, БИК 040813001, УФК по Хабаровскому краю (Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю), код платежа 141 1 16 01000 01 6000 140, с указанием номера дела – А73-16532/2017 и даты вынесения решения судом– 20.12.2017 г.

Исходя из вышеизложенного, Руководствуясь статьями 2.1., 2.10., 4.1., частью 2 статьи 14.43., частью 3 статьи 23.1. КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения с. Шоликор, Гурленский район, Хорезмская обл. Узбекистан, проживающую по адресу: 692510, <...>, зарегистрированного 30.12.2016 г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока за основным государственным регистрационным номером о государственной регистрации индивидуального предпринимателя <***>, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.43. КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30.000 (тридцать тысяч) рублей в доход федерального бюджета.

Конфисковать с направлением на уничтожение в установленном порядке товар в количестве 70 единиц, изъятый Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю у ИП ФИО1 согласно протоколу о наложении ареста на товары от 03.09.2017 г. и находящийся на хранении у продавца ИП ФИО1 - ФИО5

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья Зверева А. В.