АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-16575/2012
12 марта 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 06.03.2013г. Изготовление мотивированного решения откладывалось до 12.03.2013г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак,
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.Д. Орловой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах
о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ,
при участии представителей:
от административного органа – не явился;
от лица, привлекаемого к ответственности – не явился.
Сущность дела: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах (далее – ТО Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю, заявитель, административный орган) обратился в арбитражный суд с требованием привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте предварительного судебного заседания, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), явку своих представителей в суд не обеспечили, возражений против завершения предварительного судебного заседания и продолжения рассмотрения дела в одном судебном заседании не представили.
Учитывая отсутствие возражений со стороны участвующих в деле лиц, в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ, с учетом положений пункта 27 постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 г. № 65, суд завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению дела по существу.
По правилам статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела суд
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель), зарегистрированная 18.09.2004г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 304270526200011, ИНН <***>, осуществляет в магазине «Валентина», расположенном по адресу: <...> «а», реализацию пиротехнических изделий.
12.12.2012г. в 13 час. 30 мин. начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах ФИО2 на основании обращения потребителя о фактах реализации просроченного товара, в присутствии предпринимателя ФИО1 и двух понятых произведен осмотр магазина «Валентина», расположенного по адресу: <...> «а».
В ходе осмотра установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 в нарушение требований части 9 статьи 4, части 4 статьи 9 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 770, осуществляется реализация пиротехнических изделий с истекшим сроком годности, а именно: петарды «Убойная сила», в количестве 2 упаковок по 6 штук в каждой, производства КНР, срок реализации до 01.01.2012 г.; петарды «Супер ЖУК», в количестве 19 штук, производства КНР, срок реализации до 01.10.2010г.; петарды «Лягушка», в количестве 3 штук, производства КНР, срок годности до 01.10.2010г.
Результаты осмотра зафиксированы протоколом осмотра от 12.12.2012г.
13.12.2012г. по факту выявленного нарушения начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Хабаровскому краю в Николаевском, Ульчском и Охотском районах ФИО2 в отношении предпринимателя ФИО3, при ее участии, составлен протокол № 273 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ. С фактом выявленного правонарушения предприниматель согласилась.
По правилам абзаца 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности по вышеназванной норме административного законодательства.
Исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающею среду, регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ).
Статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
15 февраля 2012 г. вступил в силу Технический регламент Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 770 (далее – Технический регламент).
В силу статьи 1 Технического регламента, настоящий технический регламент распространяется на выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза пиротехнические изделия независимо от страны происхождения и устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации и правила их идентификации в целях защиты жизни и/или здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.
В соответствии со статьей 2 Технического регламента, пиротехническим изделием бытового назначения является - пиротехническое изделие, которое предназначено для применения населением и эксплуатация которого в соответствии с инструкцией по применению обеспечивает безопасность людей, имущества и окружающей среды.
Оптовая и розничная торговля пиротехническими изделиями осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заявившими в налоговые органы о данном виде экономической деятельности.
Инструкция (руководство) по эксплуатации (применению) пиротехнического изделия, нанесенная на пиротехническое изделие (потребительскую упаковку) и (или) прилагаемая к упаковке пиротехнических изделий, должна содержать:
ограничения по условиям обращения и применения пиротехнического изделия;
способы безопасной подготовки, запуска (при необходимости);
меры по предотвращению самостоятельного срабатывания пиротехнических изделий и пожаров от них;
размеры опасной зоны;
срок годности или гарантийный срок и дату изготовления;
способы безопасной утилизации;
предупреждения об опасности пиротехнического изделия, выделенные шрифтом или сопровождаемые словом "ВНИМАНИЕ";
информационные элементы производителя (реквизиты);
однозначные идентификационные признаки пиротехнического изделия;
информацию о сертификации и другие сведения, обусловленные спецификой пиротехнического изделия.
Текст инструкции (руководства) по эксплуатации должен быть на русском языке, шрифт текста - четкий и хорошо различимый.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Технического регламента пиротехнические изделия, не имеющие маркировки или имеющие маркировку, не соответствующую требованиям настоящего технического регламента, а также имеющие нарушенную целостность упаковки и истекший срок годности, подлежат изъятию из обращения.
В соответствии с частью 9 статьи 4 Технического регламента утилизации подлежат пиротехнические изделия, утратившие свои потребительские свойства и (или) не соответствующие требованиям настоящего технического регламента, в том числе по окончании срока годности.
Соответствие пиротехнических изделий настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности непосредственно либо выполнением требований стандартов, включенных в перечень стандартов государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего технического регламента (статья 5 Технического регламента).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей) на продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты, товары бытовой химии и иные подобные товары (работы) изготовитель (исполнитель) обязан устанавливать срок годности - период, по истечении которого товар (работа) считается непригодным для использования по назначению.
Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите прав потребителей продажа товара (выполнение работы) по истечении установленного срока годности, а также товара (выполнение работы), на который должен быть установлен срок годности, но он не установлен, запрещается.
Выявленные в ходе проверки факты свидетельствуют о нарушении предпринимателем ФИО1 требований Технического регламента «О безопасности пиротехнических изделий», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 г. № 770.
За нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Реализация ИП ФИО1 пиротехнических изделий с нарушением требований Технического регламента «О безопасности пиротехнических изделий», а именно: продажа указанной продукции с истекшим сроком годности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, что свидетельствует о наличии в действиях предпринимателя признаков объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения, совершенного предпринимателем, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении от 13.12.2012г. № 273, протоколом осмотра от 12.12.2012г., фототаблицей, объяснением ИП ФИО1 от 12.12.2012г., заявлением потребителя от 10.12.2012г.
В части 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина предпринимателя выражается в нарушении требований технических регламентов при реализации пиротехнической продукции, чем создана угроза причинения вреда жизни или здоровью граждан. При этом доказательств невозможности соблюдения требований действующего законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприниматель не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени добросовестности, которая от него требовалась, материалы дела не содержат.
По имеющимся материалам дела судом не установлено обстоятельств, отягчающих ответственность предпринимателя, в связи с чем, учитывая вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, а также, принимая во внимание, что ранее ИП ФИО1 к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекалась, суд считает возможным применить меру наказания в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 КоАП РФ для индивидуальных предпринимателей, без конфискации предметов административного правонарушения.
При этом, учитывая, что допущенные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, суд не усматривает оснований для признания правонарушения малозначительным и применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, предусматривающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Административный штраф подлежит уплате не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Управление Роспотребнадзора по Хабаровскому краю), ИНН <***>, КПП 272101001, ОКАТО 08414000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001, код бюджетной классификации 141 116 90040 04 6000 140.
Порядок, сроки привлечения предпринимателя к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 4.1, частью 2 статьи 14.43, частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 167-170, 176, 205, 206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, проживающую по адресу: 682460, <...>, зарегистрированную 18.09.2004г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Хабаровскому краю за основным государственным регистрационным номером 304270526200011, привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцати тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Ж.Г. Шестак