АРБИТРАЖНЫЙ СУД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1734/2013
11 апреля 2013 года
Арбитражный суд в составе:
судьи Кулешова А.В.
рассмотрев в заседании суда дело по заявлению Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
к Индивидуальному предпринимателю Шубину Александру Сергеевичу
о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
С У Д У С Т А Н О В И Л:
Дальневосточное межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – административный орган) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением №3.1/1204-1 от 25.02.2013 г. о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 27.02.2013 года заявление административного органа принято судом и на основании статьи 227 АПК РФ назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Участвующие в деле лица о принятии заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства уведомлены и считаются извещенными надлежащим образом.
Правила о надлежащем извещении, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), соблюдены.
На основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 АПК РФ.
От административного органа дополнительные доказательства в материалы дела не поступили.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 отзыв не представил.
Суд рассматривает заявленные требования в соответствии с главой 29 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 86-ФЗ) и Постановлением Пленума ВАС РФ № 62 от 08.10.2012 г. по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, суд считает, что ФИО1 подлежит привлечению к административной ответственности по следующим основаниям.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска 12.11.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304272431700023, ИНН <***>.
Перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, предприниматель осуществляет на основании лицензии АСС-27-035012 от 29.08.2012 г., выданной Дальневосточным управлением государственного автодорожного надзора.
В ходе внеплановой выездной проверки, проведенной 18, 20, 21 февраля 2013 г. на основании приказа №07-54 от 14.02.2013 г. по факту дорожно-транспортного происшествия государственным инспектором ФИО2 установлено, что индивидуальным предпринимателем допущены нарушения условий лицензии. По результатам проверки составлен акт проверки №29 от 21.02.2013 г.
21.02.2013 г. государственным инспектором ФИО2 в отношении ФИО1, и с его участием, составлен протокол серия 27 №004874/104 об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, из которого следует, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 не организована стажировка водителей. Так, водитель ФИО3 (принят на работу 06.02.2013 г. согласно приказу о приеме на работу №3-к от 06.02.2013 г.) осуществляет перевозку пассажиров на автобусе категории «Д» (путевой лист от 10.02.2013 г. №101) без прохождения стажировки; не проведено служебное расследование по факту дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 10.02.2013 г.; отсутствует должностное лицо, прошедшее обучение и аттестацию в Дальневосточном межрегиональном управлении госавтонадзора ФСНСТ на соответствие должности «ответственный за обеспечение БДД»; инструктажи по безопасности дорожного движения водительскому составу не проводятся.
Ознакомившись с протоколом об административном правонарушении, предприниматель каких-либо возражений не представил, с фактами нарушений согласился.
Согласно пунктам 2, 3 и 4 статьи 7 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» должностные лица лицензирующих органов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, при осуществлении лицензирования имеют право проводить проверки соискателей лицензии и лицензиатов; выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований; применять меры по пресечению административных правонарушений и привлечению виновных в их совершении лиц к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 14.1 Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. №280 лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются: соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности: организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать наличие в организации должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения и прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
Из пункта 2.2. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 г. №2 следует, что к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относится, в том числе, организация стажировки водителей.
Согласно пункту 2.3.2. Требований по обеспечению БДД, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 г. №15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет организации стажировки водителей, вновь принятых на работу на предприятие или переводимых на новый тип или категорию транспортного средства, новый маршрут регулярных перевозок.
Руководящим документом «Положение о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей» РД -200-РСФСР-12-0071-86-12 предусмотрено, что допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен (пункт 3.2 Руководящего документа).
Стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию (пункты 3.4. и 3.5. Руководящего документа).
Согласно пункту 1.1. Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденных приказом Министерства автомобильного транспорта РСФСР от 26.04.1990 г. №49 Положение определяет единый порядок оповещения, проведения служебного расследования и разбора дорожно-транспортных происшествий в организациях и учреждениях Министерства автомобильного транспорта РСФСР. Целью служебного расследования является установление обстоятельств, условий и причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, выявление нарушений установленных норм и правил, регламентирующих безопасность дорожного движения, а также разработка мероприятий по устранению причин происшествий (пункт 1.2. Положения). При этом служебное расследование проводится руководителем автотранспортного предприятия (организации) – всех дорожно-транспортных происшествий с транспортом, принадлежащим предприятию, в срок до 5 суток (пункт 1.4. Положения).
Пунктом 2 Положения о порядке проведения аттестации лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов организаций и их подразделений, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного совместным приказом Министерства транспорта РФ и Министерством труда РФ от 11.03.1994 г. №13/11 установлено, что в организациях и (или) их подразделениях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, исполнительные руководители и специалисты, чья деятельность связана с обеспечением безопасности движения, должны иметь кроме документов, свидетельствующих о специальной подготовке, удостоверение установленной формы о прохождении ими аттестации.
Руководящим документом «Положение о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом» РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 установлены виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный. Пунктом 1.3. Руководящего документа предусмотрено, что допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается. При этом периодический инструктаж проводится на предприятии с целью систематического и обязательного ознакомления всех водителей предприятия с информацией, необходимой для производительной, безопасной и экономичной работы на линии (пункт 4.1.).
В соответствии с пунктом 4.2 Руководящего документа периодический инструктаж водителей проводится водителем-инструктором по безопасности движения в период с 20 по 30 число каждого месяца по графику, утвержденному руководителем предприятия.
Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования – совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Поскольку деятельность индивидуальных предпринимателей по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности они обязаны неукоснительно соблюдать установленные законодательством требования и условия.
Факт административного правонарушения административным органом доказан и нашел свое подтверждение. При этом он подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 21.02.2013 г. серия 27 №004874/104; актом проверки №29 от 21.02.2013 г., и не оспаривается самим индивидуальным предпринимателем.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), является в соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
Вина предпринимателя в форме неосторожности заключается в том, что он предвидел возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Нарушений установленного Федеральным законом от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона от 04.05.2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядка проведения проверки, а также установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях порядка составления протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
Таким образом, административный орган правомерно расценил действия Индивидуального предпринимателя ФИО1 как административное правонарушение и обоснованно обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении его к административной ответственности.
Поскольку предприниматель ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, с фактом административного правонарушения согласился, и с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить административное наказание по нижнему пределу штрафной санкции, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 205-206, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Хабаровска, проживающего: 680022, <...>, зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Хабаровска 12.11.2004 г. за основным государственным регистрационным номером 304272431700023, ИНН <***> привлечь к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть штрафу в размере 3000 (трех тысяч) рублей в доход бюджета города Хабаровска.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***> КПП 272401001 ОКАТО 08401000000, счет №40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю г. Хабаровск, БИК 040813001. Код бюджетной классификации 10611690040046000140 – прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджет городского округа «Город Хабаровск».
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение – Арбитражный суд Хабаровского края.
Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, подлежит немедленному исполнению.
Судья А.В. Кулешов