ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17483/2021 от 14.06.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                               

                дело № А73-17483/2021

17 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 июня 2022 года

Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2022 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Миловановой П.С., ведущей протокол судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанский центр права»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу от 15.09.2021г. № 574 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ

с участием третьего лица: ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска.

В судебное заседание явились:

от ООО «Азиатско-Тихоокеанский центр права»- ФИО1, директор Общества, личность установлена по представленному паспорту;

от Административного органа - не явились;

от ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска - не явились.

Суд установил: ООО «Азиатско-Тихоокеанский центр права» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу от 15.09.2021г. № 574 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.

Определениями суда от 03.02.2022г., 23.03.2022г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска.

Определением суда от 05.05.2022г. ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска по ходатайству исключено из состава третьих лиц, участвующих в деле.

Административный орган, а также ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к нему, ответил на вопросы суда.

Рассмотрев доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Общества с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанский центр права» (далее – Общество, ООО «АТЦП») с 26.01.2012г. зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ИНН-<***>, ОГРН-<***>; адрес: 680030, <...>.

22.07.2021г. в отдел статистики Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу (далее – Управление) поступила докладная записка о нарушении юридическим лицом – ООО «АТЦП» порядка предоставления статистической информации по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за период: январь-июнь 2021 года.

При рассмотрении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении было установлено, что ООО «АТЦП» зарегистрировано 26.01.2012г., о чем ему присвоен ОГРН-<***>, поставлено на налоговый учет 26.01.2012г. обществу присвоен ИНН-<***>, юридический адрес: 680030, <...>.

Должностным лицом Управление при рассмотрении дела об административном правонарушении был сделан вывод, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении ООО «АТЦП» в Едином реестре субъектов малого или среднего предпринимательстване значится, соответственно, является коммерческой организацией, не относящейся к субъектам малого предпринимательства.

Также должностным лицом Управление при рассмотрении дела об административном правонарушении был сделан вывод, что в соответствии с требованиями Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации», а также Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008г. № 620, Приказа Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020г. № 412 ООО «АТЦП» не позднее 15 июля 2021г. обязано было предоставить в Хабаровскстат по адресу: <...> статистический отчет по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за период: январь-июнь 2021 года.

При этом отчет в установленный срок предоставлен не был.

Уведомлением от 22.07.20021г. № 16799 ООО «АТЦП» было извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении 03.08.2021г. в 15 часов 30 минут, которое получено Обществом по юридическому адресу – 26.07.2021г., что подтверждается почтовым реестром, а также сведениями с сайта АО «Почта России» о вручении почтового отправления № 80095162780798.

03.08.2021г. начальником отдела статистики труда, образования, науки и инноваций Управления ФИО2 в отношении ООО «АТЦП», в отсутствие представителя Общества, составлен протокол № 478 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ.

Копия протокола была направлена в адрес Общества сопроводительным письмом от 03.08.2021г. № 16874.

Определением от 04.08.2021г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ООО «АТЦП» было назначено на 15.09.2021г. в 10 часов 00 минут в помещении Управления по адресу: <...>, каб. 420, которое получено Обществом по юридическому адресу – 16.08.2021г., что подтверждается почтовым реестром, а также сведениями с сайта АО «Почта России» о вручении почтового отправления № 80082463217962.

15.09.2021г. заместителем руководителя Управления ФИО3 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в отсутствие  представителя Общества, вынесено постановление № 574, которым ООО «АТЦП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Несогласие  заявителя с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив доводы участвующих в деле лиц, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ - непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 29.11.2007г. № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» (далее - Закон № 282-ФЗ) основным принципом федерального статистического учета и системы государственной статистики является полнота, достоверность и своевременность предоставления официальной статистической информации.

Статьей 8 Закона № 282-ФЗ установлена обязанность предоставления респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных, необходимых для формирования официальной статистической информации.

Согласно ст. 6 Закона № 282-ФЗ - сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического учета. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Аналогичные требования закреплены в п. 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008г. № 620 (далее – Положение № 620).

Пунктом 14 Положения № 620 установлено, что непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных, либо предоставление недостоверных первичных статистических или административных данных, влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 24.07.2020 г. № 412 (ред. от 29.04.2021г.) «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью, условиями и оплатой труда работников, потребностью организаций в работниках по профессиональным группам» утверждена форма федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» с порядком ее заполнения и предоставления для сбора и обработки данных территориальному органу Росстата в субъекте Российской Федерации.

Согласно указаниям по заполнению, данную форму не позднее 15 числа после отчетного периода (отчетный период - квартал) в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения предоставляют юридические лица всех форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства), осуществляющие все виды экономической деятельности и средняя численность работников которых в течение двух предыдущих лет не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, и годовой оборот организации в течение двух предыдущих лет не превышает 800 млн. рублей.

Привлекая ООО «АТЦП» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, административный орган исходил из доказанности факта нарушения Обществом вышеуказанных нормоположений, что выразилось в непредоставлении в установленный срок не позднее 15 июля 2021г. в Хабаровскстат по адресу: 680000, <...> статистического отчета по форме федерального статистического наблюдения № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за период: январь-июнь 2021 года.

При этом, административным органом на основании данных, содержащихся Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «АТЦП» субъектом малого предпринимательства не является. Соответственно, общество является коммерческой организацией, не относящейся к субъектам малого предпринимательства, следовательно, упрощенный порядок предоставления статистической отчетности к данному юридическому лицу не применяется.

В обоснование позиции о незаконности оспариваемого постановления Общество ссылается, что ООО «АТЦП» относится к субъектам малого предпринимательства (категория «микропредприятие») и, соответственно, не обязано предоставлять ежемесячную статистическую отчетность по форме № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за период: январь-июнь 2021 года.

В целях установления всех фактических обстоятельств по настоящему делу судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска.

При рассмотрении дела судом установлено, что ООО «АТЦП» на дату вынесения обжалуемого постановления 15.09.2021г. не значилось в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства.

Внесение сведений о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляется Федеральной налоговой службой в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ).

Частью 4 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ определено, что внесение сведений юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий, календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 и 6 указанной статьи.

Пунктом 5.1 части 3 статьи 4.1 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержатся сведения о среднесписочной численности работников юридического лица за предшествующий календарный год в случае, если такие сведения размещены на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.1 статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 80 Налогового кодекса РФ, сведения о среднесписочной численности работников представляются в налоговые органы плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в составе расчета по страховым взносам.

Согласно п. 7 ст. 431 Налогового кодекса РФ, плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Судом установлено, что ООО «АТЦП» состоит на учете в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска.

По представленным отзывам ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска, а также ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска и документам судом установлено, что ООО «АТЦП» применяет упрощенную систему налогообложения, расчет по страховым взносам за 9 месяцев 2019 года сдан 20.03.2020г., отдельно сведения о среднесписочной численности не представлялись.

Таким образом, ООО «АТЦП» не было включено в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в связи с отсутствием сведений о среднесписочной численности организации.

Судом установлено, что в ходе рассмотрения дела в суде, ООО «АТЦП» представило в ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска налоговую отчетность за 2019г. по 2021г. в связи с чем, 10.05.2022г. Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве субъекта малого предпринимательства – микропредприятие.

Согласно материалам дела, ООО «АТЦП» не является вновь созданным, поэтому включение сведений в отношении этого хозяйствующего субъекта произведено инспекцией (уполномоченным органом), как этого требует часть 5 статьи 4.1 Закона № 209-ФЗ.

Ответственность за непредставление формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» наступает только в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства.

Обязанность доказывания наличия состава правонарушения, в том числе принадлежность хозяйствующего субъекта к респондентам, обязанным подавать формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», равно как и конкретную численность работников респондента (влияет на периодичность представления сведений), возлагается на административный орган.

Понятие «субъект малого предпринимательства» является правовой категорией, определения которой законодательство Российской Федерации о статистическом учете не содержит, в связи с чем, подлежат применению нормы статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ).

В частности, к субъектам малого предпринимательства малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 4 Закона № 209-ФЗ).

Суд приходит к выводу, что наличие того или иного субъекта предпринимательской деятельности в соответствующем реестре не является необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта в качестве субъекта малого предпринимательства, поскольку такое условие не названо в федеральном законе.

Правовое значение имеет фактическое соответствие субъекта предпринимательской деятельности законодательно установленным критериям.

Включение сведений о хозяйствующем субъекте в соответствующий реестр носит технический и информационный, а не правоподтверждающий характер.

Таким образом, на административном органе лежит обязанность в каждом конкретном случае проверить соответствие лица, привлекаемого к ответственности, на соответствие критериям, предусмотренным статьей 4 Закона № 209-ФЗ, в том числе путем запроса соответствующих сведений о среднесписочной численности хозяйствующего субъекта, его учредителях, а также размере выручки.

Вместе с тем, такая обязанность Управлением Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу выполнена не была.

Таким образом, обязанность по представлению сведений государственного статистического учета по форме 4-П «Сведения о численности и заработной плате работников» на ООО «АТЦП» не возлагалась ввиду его принадлежности к субъектам малого предпринимательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным органом при вынесении оспариваемого постановления не были полно и всесторонне исследованы и установлены все фактические обстоятельства по делу, что привело к принятию незаконного решения о привлечении к административной ответственности юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

С учетом установленных по делу обстоятельств, у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО «АТЦП» к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, в связи с чем, оспариваемое постановление от 15.09.2021г. № 574 является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 30.7 КоАП РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу от 15.09.2021г. № 574 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью «Азиатско-Тихоокеанский центр права» административного наказания по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                                      Р.А. Руденко