ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-17929/20 от 09.03.2021 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                               

   дело № А73-17929/2020

12 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2021 года

Мотивированное решение изготовлено 12 марта 2021 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А., с участием помощника судьи Малеваной В.В., ведущей протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества»

к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю;

к Министерству внутренних дел Российской Федерации;

к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю

о признании незаконным и отмене решения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.07.2020г. о приостановлении действия Соглашения от 29.03.2018 г. № Ю-347/18 о взаимодействии между МВД России и Хабаровским краем, предусматривающего участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов;

о признании незаконными действий УМВД России по Хабаровскому краю по проведению с 22.05.2020г. по 02.09.2020г. проверочных мероприятиях в отношении муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества», послуживших основанием к принятию Министерством внутренних дел Российской Федерации решения о приостановлении взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией;

о взыскании с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества» убытков в размере 8 181 250 руб.

с участием третьих лиц: Администрация города Хабаровска; Правительство Хабаровского края; Комитет по труду и занятости Правительства Хабаровского края.

В судебное заседание явились:

от заявителя - Маракин Н.Н. представитель по доверенности от 13.11.2020г., Юрков В.О., представитель по доверенности от 09.02.2021г.;

от УМВД России по Хабаровскому краю - Мысловская М.Л., представитель по доверенности от 15.01.2021г. № Д-8/29, Федоров Р.М., представитель по доверенности от 02.03.2021г. № Д-8/47, Волкова В.А., представитель по доверенности от 02.03.2021г., Смаглюк Е.В., представитель по доверенности от 02.03.2021г. № Д-8/46;

от МВД РФ - Мысловская М.Л. представитель по доверенности от 13.01.2021г. № Д-8/1;

от УФК по Хабаровскому краю - не явились;

от Администрации г. Хабаровска - не явились;

от Правительства Хабаровского края - Кан С.Д., представитель по доверенности от 28.09.2020г. № 12.325-14668, удостоверение № 179;

от Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края - Бурдастов С.В., представитель по доверенности от 26.04.2019г. № 02-14-2851.

Суд установил: МУП г. Хабаровска «ГЦМС» обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю, к Министерству внутренних дел Российской Федерации, к Управлению Федерального казначейства по Хабаровскому краю о признании незаконным и отмене решения МВД России о приостановлении действия Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 о взаимодействии между МВД России и Хабаровским краем, предусматривающего участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов; о признании незаконными действия УМВД России по Хабаровскому краю по проведению проверочных мероприятий в отношении МУП г. Хабаровска «ГЦМС», послуживших основанием к принятию МВД России решения о приостановлении взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией; о взыскании с Российской Федерации в лице главного распределителя бюджетных средств МВД России за счет казны Российской Федерации в пользу МУП г. Хабаровска «ГЦМС» убытков в размере 8 181 250 руб.

В дальнейшем МУП г. Хабаровска «ГЦМС» уточнило заявленные требования, просит суд признать незаконным и отменить решение Министерства внутренних дел Российской Федерации от 13.07.2020г. о приостановлении действия Соглашения от 29.03.2018 г. № Ю-347/18 о взаимодействии между МВД России и Хабаровским краем, предусматривающего участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов; признать незаконными действия УМВД России по Хабаровскому краю по проведению с 22.05.2020г. по 02.09.2020г. проверочных мероприятиях в отношении муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества», послуживших основанием к принятию Министерством внутренних дел Российской Федерации решения о приостановлении взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией.

Также МУП г. Хабаровска «ГЦМС» просит взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества» убытков в размере 8 181 250 руб.  

В соответствии со ст. 49, 184 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд принял у заявителя уточненные требования.

УФК по Хабаровскому краю, Администрация г. Хабаровска явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте проведения заседания извещены в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.

В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, уточненных требованиях, дополнениях к заявлению, ответил на вопросы суда.

В судебном заседании представитель УМВД России по Хабаровскому краю, МВД России возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему, ответил на вопросы суда

В судебном заседании представитель Комитета по труду и занятости Правительства Хабаровского края поддержал ранее изложенные доводы с учетом дополнений.

В судебном заседании представитель Правительства Хабаровского края поддержал ранее изложенные доводы с учетом дополнений.

В судебном заседании суд заслушал специалистов УМВД России по Хабаровскому краю Федорова Р.М., Волковой В.А., которые участвовали при проведении проверок 22.05.2020г., 29.07.2020г., 02.09.2020г.

Суд, исследовав материалы дела установил.

Как следует из материалов дела, МУП г. Хабаровска «ГЦМС» в обоснование заявленных требований указывает, что 29.03.2018г. в соответствии с требованиями ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» заключено Соглашение № Ю-347/18 о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Хабаровским краем, предусматривающее участие уполномоченной субъектом РФ организации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов (далее - Соглашение № Ю-347/18 от 29.03.2018г.).

Согласно пункту 1.4. Соглашения № Ю-347/18 от 29.03.2018г. субъектом РФ в качестве уполномоченной организации определено Муниципальное унитарное предприятие города Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества».

Согласно пункту 1.5. Соглашение № Ю-347/18 от 29.03.2018г. является основанием для участия МУП г. Хабаровска «ГЦМС» в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, а также оказания уполномоченной организацией содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании с Управлением МВД России по Хабаровскому краю (территориальным органом).

Как следует из пункта 2.4.3. Соглашения № Ю-347/18 от 29.03.2018г. - МВД России осуществляет контроль за соблюдением уполномоченной организацией законодательства РФ при участии в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, оказанию содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, а также выполнением требований к информационному взаимодействию, указанных в пункте 2.2. настоящего раздела Соглашения, путем проведения подразделениями МВД России и (или) территориальными органами проверочных мероприятий по соответствующим направлениям деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации.

06.08.2020г., в адрес МУП г. Хабаровска «ГЦМС» от территориального органа - УМВД России по Хабаровскому краю поступило уведомление исх. № 1/39-5152 от 04.08.2020г., которым МУП г. Хабаровска «ГЦМС» было поставлено в известность о принятом МВД РФ решении о приостановлении действия Соглашения о взаимодействии № Ю-347/18 от 29.03.2018г. на основании пункта 2.5. данного Соглашения.

Кроме того, начальник УМВД России по Хабаровскому краю Ильичев Д.А. уведомил МУП г. Хабаровска «ГЦМС» о приостановлении действия Соглашения о взаимодействии между уполномоченной субъектом Российской Федерации организацией и УМВД России по Хабаровскому краю от 06.04.2018г., как принятого во исполнение вышеуказанного Соглашения.

Согласно п. 2.5. Соглашения № Ю-347/18 от 29.03.2018г. в случаях выявления нарушений уполномоченной организацией нормативных правовых актов Российской Федерации при участии в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, оказании содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, а также выявлении фактов несоблюдения уполномоченной организацией требований к информационному взаимодействию, указанных в пункте 2.2. настоящего раздела Соглашения, МВД России информирует об этом Субъект Российской Федерации и принимает решение о приостановлении взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией.

МУП г. Хабаровска «ГЦМС» указывает, что основанием для принятия оспариваемого решения послужили проверочные мероприятия УМВД России по Хабаровскому краю в отношении МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

МУП г. Хабаровска «ГЦМС» в обоснование своих доводов указывает, что предприятию не было известно о проведенных проверках, о проверках Предприятие не извещалось, проверки проведены с нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ), Предприятие не получало решения от МВД России о приостановлении деятельности в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов.

11.08.2020г., 24.08.2020г. начальник отдела по вопросам трудовой миграции Волкова В.А. отказалась принимать документы на оформление патента без объяснения причин, на что был составлен акт об отказе в приеме документов.

18.09.2020г. также был дан отказ в приеме документов и подписании Реестра приема-сдачи пакета документов для иностранных граждан, желающих получить патент для осуществления трудовой деятельности на территории Хабаровского края.

Основанием о приостановления действия Соглашения № Ю-347/18 от 29.03.2018г. явились нарушения условий указанного Соглашения со стороны МУП г. Хабаровска «ГЦМС», которые, по мнению заявителя документально не подтверждены, в связи с чем, решение МВД России о приостановлении действия Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 является незаконным. Также являются незаконными действия УМВД России по Хабаровскому краю по проведению проверочных мероприятиях в отношении МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

Указанными действиями нарушены права и законные интересы МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

Представитель заявителя указывает, что МУП г. Хабаровска «ГЦМС» понесло убытки в виде неполученного дохода от планируемого предоставления государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов в сумме 8 181 250 руб., осуществляемой по Соглашению № Ю-347/18 от 29.03.2018г., в связи с чем, на основании ст. 393 Гражданского кодекса РФ заявитель просит взыскать указанные убытки с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства внутренних дел РФ за счет казны Российской Федерации в пользу МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

Заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, исследовав и оценив, по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ - для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ).

Отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности, установлены Федеральным законом от 25.07.2002г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ - Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии с п. 4.6 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ - Если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом, иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу или патента подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с последующим внесением полученных сведений в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, создаваемый в соответствии со статьей 18.2 настоящего Федерального закона. Действие настоящего положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, а также на иностранных граждан, получающих разрешение на работу в соответствии со статьей 13.5 настоящего Федерального закона.

На момент спорных отношений государственная услуга по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации предоставлялась в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом МВД России от 20.10.2017г. № 800 (далее - Административный регламент № 800).

В соответствии с положениями п.п. 19, 68 Административного регламента № 800 - все административные процедуры осуществляются непосредственно подразделениями по вопросам миграции территориальных органов МВД России.

Пунктом 20 Административного регламента № 800, а также приложений № 2, 5 к нему, предусмотрена возможность участия в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги, уполномоченной организации в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ.

Согласно п. 9 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ - На основании соглашения о взаимодействии между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и субъектом Российской Федерации уполномоченная данным субъектом Российской Федерации организация участвует в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, в том числе осуществляет прием заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании. Указанные участие и содействие осуществляются без привлечения средств федерального бюджета.

Типовая форма указанного соглашения, а также требования к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2016г. № 699 - Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции. К полномочиям подчинённых МВД России территориальных органов, относится, в том числе предоставление государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации.

УМВД России по Хабаровскому краю является территориальным органом МВД России, полномочия которого определяются Положением, утвержденным Приказом МВД России от 28.07.2017г. № 556.

В целях реализации указанных положений Федерального закона № 115-ФЗ, Распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.03.2017г. № 182-рп определен орган исполнительной власти края в лице Комитета по труду и занятости населения Правительства края (далее - Комитет) по проведению конкурсного отбора уполномоченной организации, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов.

В соответствии с приказом Комитета от 09.10.2017г. № 135 проведен конкурсный отбор, по результатам которого претендентом, отвечающим требованиям конкурсного отбора, было признано МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

Постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2017г. № 553-пр МУП г. Хабаровска «ГЦМС» определено уполномоченной организацией, участвующей в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов на территории края, в том числе осуществлению приема заявлений и документов, необходимых для выдачи или переоформления патента, а также оказанию содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан, обращающихся за получением патента, и их фотографировании.

Типовая форма соглашения, а также требования к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем, утверждена приказом МВД России от 27.11.2017г. № 888.

На основании указанных правовых актов, между МВД России и Правительством Хабаровского края было заключено Соглашение от 29.03.2018г. № Ю-347/18  о взаимодействии, предусматривающее участие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства патентов.

Согласно п. 1.5 Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 - Настоящее Соглашение является основанием для участия уполномоченной организации в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, а также оказания уполномоченной организацией содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании с Управлением МВД России по Хабаровскому краю.

В соответствии с п. 2.1, 2.2, 2.3 Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18  - Взаимодействие Сторон осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими вопросы оформления и выдачи патентов, и Соглашением.

В целях реализации Соглашения уполномоченная организация и территориальный орган подписывают протоколы по вопросам информационного и технологического взаимодействия, а также безопасности информации, дополняющие Соглашение. Требования к информационному взаимодействию уполномоченной организации и территориального органа, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем, устанавливаются нормативными правовыми актами МВД России, а также Соглашением и протоколами к Соглашению в сфере информационного и технологического взаимодействия, а также в сфере безопасности информации.

МВД России координирует взаимодействие, в том числе информационное, территориального органа и уполномоченной организации.

Согласно п. 2.4.1., 2.4.2, 2.4.3, 2.5 Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18  - МВД России:

Осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью уполномоченной организации по участию в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, оказанию содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании.

Взаимодействует с Субъектом Российской Федерации в целях соблюдения условий Соглашения, в том числе касающихся деятельности уполномоченной организации по участию в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, оказанию содействия в проведении дактилоскопической с регистрации иностранных граждан и их фотографировании.

Осуществляет контроль за соблюдением уполномоченной организацией законодательства Российской Федерации при участии в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, оказанию, содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, а также выполнением требований к информационному взаимодействию, указанных в пункте 2.2 настоящего раздела Соглашения, путем проведения подразделениями МВД России и (или) территориальными органами проверочных мероприятий по
соответствующим направлениям деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

МВД России в случаях выявления нарушений уполномоченной организацией нормативных правовых актов Российской Федерации при участий в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, оказании содействия в проведении дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, а также выявления фактов несоблюдения уполномоченной организацией требований к информационному взаимодействию, указанных в пункте 2.2 настоящего раздела Соглашения, МВД России информирует об этом Субъект Российской Федерации и принимает решение о приостановлении взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией.

В соответствии с п. 3.1 Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 - В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3, 5.2 Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 - Соглашение расторгается в случае неустранения в месячный срок Субъектом Российской Федерации нарушений, послуживших основанием для приостановления взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией.

Соглашение может быть пролонгировано на каждый последующий год, если ни одна из Сторон не заявит о своем желании прекратить данное сотрудничество не позднее чем за два календарных месяца до окончания срока его действия.

В целях реализации Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18, в соответствии с приказом МВД России от 22.05.2018г. № 319 «Об утверждении Требований к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа МВД России, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем» между УМВД России по Хабаровскому краю и Уполномоченной организацией - МУП г. Хабаровска «ГЦМС»подписаны Протокол по вопросам информационного взаимодействия (приложение № 1 к Соглашению), Протокол технологического взаимодействия (приложение № 2 к Соглашению) и Протокол информационной безопасности (приложение № 3 к Соглашению).

В соответствии со ст. 1 Протокола по вопросам информационного взаимодействия (приложение № 1 к Соглашению) МУП г. Хабаровска «ГЦМС»предоставляет УМВД России по Хабаровскому краю документы на бумажном носителе согласно перечню, приведенному в приложении № 1 к настоящему Протоколу

В соответствии со ст. 2 Протокола по вопросам информационного взаимодействия (приложение № 1 к Соглашению) МУП г. Хабаровска «ГЦМС»предоставляет УМВД России по Хабаровскому краю сведейия в электронной форме согласно перечню, приведенному в приложении № 2 к настоящему Протоколу.

Согласно ст. 4, 5 Протокола по вопросам информационного взаимодействия (приложение № 1 к Соглашению) - Порядок информационного взаимодействия, а также форматы, в которых Стороны осуществляют обмен информацией, определяются Протоколом о технологическом взаимодействии.

Порядок защиты информации при информационном обмене определяется Протоколом об информационной безопасности.

Общие меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке установлены ст. 19 Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006г. № 152-ФЗ.

Согласно п. 1.1 Протокола технологического взаимодействия (приложение № 2 к Соглашению) - Настоящий протокол определяет порядок, технологию и периодичность обмена данными, структуру и формат передачи сведений, а также сведения об организации информационно-телекоммуникационной сети.

В соответствии с п. 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5 Протокола технологического взаимодействия (приложение № 2 к Соглашению) - Информационное взаимодействие, осуществляется одновременно с предоставлением Уполномоченной организацией документов на бумажном носителе, и на съемных отторгаемых носителях (компакт-дисках) в соответствии со схемой (приложение № 1).

Передача информации от МУП г. Хабаровска «ГЦМС»осуществляется посредством открытого пакетного интерфейса прикладного программного обеспечения «Территория» в xml-формате в зашифрованном виде. В этих целях сотрудник УМВД России по Хабаровскому краю регистрирует в ППО «Территория» Уполномоченную организацию как внешнего Поставщика информации в модуле «Реестр поставщиков и прав доступа поставщиков». При регистрации используется действующий сертификат безопасности (усиленная  квалифицированная  электронная подпись), выданный Уполномоченной организации сертифицированным Удостоверяющим центром.

После регистрации Поставщика в НПО «Теоритория». формируется уникальный идентификатор информационной системы, который сообщается Уполномоченной организации письмом в установленном порядке для последующей регистрации его в программном обеспечении Поставщика. Программное обеспечение Поставщика информации прописывает уникальный идентификатор информационной системы в каждом передаваемом файле.

Сведения, направляемые Уполномоченной эргакизацией. подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица Поставщика сведений.

Прием съемных отторгаемых носителей (компакт-дисков) осуществляется непосредственно от представителя Уполномоченной организации сотрудником УМВД России по Хабаровскому краю- и подтверждается оформлением соответствующего акта и записи в журнале. На компакт-диске прописывается информация о дате, месте и количестве принятых документов Уполномоченной организацией.

В соответствии со ст. 2.1. Протокола информационной безопасности (приложение № 3 к Соглашению) - Защита информации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения информационной безопасности, требованиями федерального органа исполнительной   власти,   уполномоченного    в   области    безопасностиинформации, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, ведомственных нормативных правовых актов.

Согласно ст. 2.2. Протокола информационной безопасности (приложение № 3 к Соглашению) - Для организации взаимодействия Стороны должны использовать:

2.2.1.сертифицированные средства антивирусной защиты не ниже 4 класса;

2.2.2.на автоматизированных рабочих местах должно использоваться лицензионное программное обеспечение;

2.2.3 на автоматизированных рабочих местах должен отсутствовать доступ в сеть интернет.

В соответствии со ст. 2.3, 2.4 Протокола информационной безопасности (приложение № 3 к Соглашению) - При получении от уполномоченной организации съемного отторгаемого носителя (компакт-диска) с файлами сотрудник УМВД России по Хабаровскому краю на своем автоматизированном рабочем местепроверяет компакт-диск антивирусной программой на наличие (отсутствие) вирусов. В случае обнаружения вредоносных программ они удаляются. Необходимая информация копируется на ftp-сервер прикладного программного обеспечения «Территория»,после чего загружается в программное обеспечение. По окончании копирования внешний носитель извлекается из АРМ сотрудника и передается представителю уполномоченной организации. Данные, полученные со съемного отторгаемого носителя (компакт-диска) на АРМ сотрудника не хранятся.

Сведения, направляемые уполномоченной организацией, подписываются усиленной квалифицированной электронной подписьюуполномоченного должностного лица Поставщика сведений, и в случае отсутствия КЭП в ГШО «Территория» данные не загружаются, о чем уведомляется уполномоченная организация.

Согласно п. 2.5 Протокола информационной безопасности (приложение № 3 к Соглашению) - В целях обеспечения безопасности обработки и конфиденциальности информации Стороны должны:

2.5.1.соблюдать требования эксплуатационной документации на средства криптографической защиты информации ;

2.5.2.прекращать использование скомпрометированного ключа шифрования, электронной подписи и немедленно информировать другую сторону и поставщика услуг Удостоверяющего центра о факте компрометации ключа;

2.5.3.не уничтожать и (или) не модифицировать архивы ключей электронной подписи, электронных документов (в том числе электронные квитанции и журналы);

2.5.4.осуществлять передачу документов, содержащих персональные данные, подписанные КЭП;

2.5.5. информировать заинтересованные стороны о плановой смене сертификатов КЭП

Судом установлено, что в соответствии с пунктом 2.4.3 Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18, в рамках осуществления контроля за соблюдением Уполномоченной организацией - МУП г. Хабаровска «ГЦМС» законодательства Российской Федерации при участии в осуществлении полномочий по оформлению и выдаче патентов, а также выполнению требований к информационному взаимодействию, комиссией УМВД России по Хабаровскому краю 22.05.2020г. проведена проверка соблюдения требований указанного соглашения со стороны МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

В результате проверки выявлен ряд нарушений требований, утвержденных Приказом МВД России от 20.10.2017г. № 800 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче патентов для осуществления иностранными гражданами и лицами без гражданства трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее - Административный регламент № 800), а именно:

нарушен п. 60.2 Административного регламента № 800 - информационные стенды содержат недостаточное количество визуальной и текстовой информации;

нарушен п. 60.3 Административного регламента - отсутствуют стулья, столы, писчая бумага, бланки, образцы заявлений;

нарушен п. 61 Административного регламента - отсутствуют места ожидания для граждан;

нарушен п. 62 Административного регламента - отсутствуют условия для обслуживания инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников);

нарушен п. 62.1. Административного регламента - отсутствует беспрепятственный доступ к помещениям и предоставляемой в них государственной услуге;

нарушен п. 62.2. Административного регламента - отсутствует возможность самостоятельного или с помощью специалистов, предоставляющих государственную услугу, передвижения по территории, на которой расположены помещения, входа в такие помещения и выхода из них;

нарушен п. 62.3. Административного регламента - отсутствует возможность посадки в транспортное средство и высадки из него перед входом в помещения, в том числе с использованием кресла-коляски и при необходимости с помощью специалистов, предоставляющих государственную услугу;

нарушен п. 62.4. Административного регламента - отсутствует оснащение специальным оборудованием для удобства и комфорта инвалидов помещения для возможного кратковременного отдыха в сидячем положении при нахождении в помещении;

нарушен п. 62.5. Административного регламента - отсутствует сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи в помещениях;

нарушен п. 62.6. Административного регламента - отсутствует оборудование и носители информации, необходимые для беспрепятственного доступа инвалидов в помещения и к государственной услуге с учетом ограничений их жизнедеятельности;

нарушен п. 62.7. Административного регламента - отсутствует дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;

нарушен п. 62.10. Административного регламента - отсутствует оборудование на прилегающей к помещениям парковке не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для стоянки специальных автотранспортных средств инвалидов;

нарушен п. 63. Административного регламента - в местах ожидания в очереди на подачу или получение документов отсутствуют стулья, кресельные секции, скамьи (банкетки).

Также в ходе проверки обнаружены нарушения протокола технологического взаимодействия и информационной безопасности, а именно:

При передаче информации шифрование файлов не производится.

Усиленная квалифицированная электронная подпись отсутствует.

Класс защиты не соответствует заявленным в соглашении требованиям.

Указанные нарушения зафиксированы в акте проверки от 22.05.2020г. соблюдений требований Уполномоченной организации - МУП г. Хабаровска «ГЦМС», подписанным членами комиссии Волковой В.А., Афроськиной А.А., Федоровым Р.М.

УМВД России по Хабаровскому краю в адрес МУП г. Хабаровска «ГЦМС» направлено информационное письмо исходящим № 39/5119 от 26.05.2020г. о том, что деятельность уполномоченной организации осуществляется с нарушением требований к информационной безопасности, а именно информация предоставляется в открытой форме, без шифрования, отсутствует усиленная квалифицированная электронная подпись, класс антивирусной защиты не соответствует установленным требованиям, а также предложено принять меры по устранению выявленных нарушений, что подтверждается реестром почтовых отправлений (простая почта) от 03.06.2020г. представленным в материалы дела.

О вышеуказанных нарушениях, УМВД России по Хабаровскому краю в установленном порядке направлено сообщение в МВД России (08.06.2020г. № 1/39-3753 - письмо прилагается).

13.07.2020г. МВД России принято решение о приостановлении взаимодействия между УМВД России по Хабаровскому краю и уполномоченной организацией МУП г. Хабаровска «ГЦМС», о чем УМВД России по Хабаровскому краю проинформировано 24.07.2020г.

25.07.2020г. письмом № 1/8142 МВД России проинформировало Правительство Хабаровского края о том, что с учетом выявленных недостатков в деятельности Муниципального предприятия в соответствии с пунктом 2.5 Соглашения МВД России принято решение о приостановлении взаимодействия УМВД России по Хабаровскому краю и МУП г. Хабаровска «ГЦМС». В случае не устранения в месячный срок субъектом Российской Федерации выявленных нарушений, Соглашение о взаимодействии между МВД России и Хабаровским краем будет расторгнуто на основании пункта 4.3 Соглашения.

С целью проведения повторной проверки соблюдения требований к информационному взаимодействию, комиссия УМВД России по Хабаровскому краю 29.07.2020г. прибыла в МУП г. Хабаровска «ГЦМС» по адресу г. Хабаровск ул. Воронежская, 77. По данному вопросу комиссия обратилась лично к заместителю директора МУП «ГЦМС» Дудину Д.А., однако на просьбу комиссии продемонстрировать процесс формирования передачи соответствующей информации, последовал отказ, с указанием на то, что доступ может быть обеспечен только в случае предварительного письменного уведомления директора МУП г. Хабаровска «ГЦМС» Заболотного А.А.

Указанные обстоятельства были зафиксированы в акте от 29.07.2020г., при этом подписывать акт заместитель директора МУП «ГЦМС» Дудин Д.А. отказался.

06.08.2020г. в адрес МУП г. Хабаровска «ГЦМС» нарочно (через разносную книгу для передачи корреспонденции) передано информационное письмо УМВД России по Хабаровскому краю от 04.08.2020г. № 1/39-5152 о приостановлении взаимодействия между УМВД России по Хабаровскому краю с МУП г. Хабаровска «ГЦМС», что подтверждается штампом о принятии документа.

28.08.2020г. УМВД России по Хабаровскому краю было направлено информационное письмо исх. № 1/39-5784 в адрес Правительства Хабаровского края о том, что МВД России на основании пункта 2.5 Соглашения принято решение о приостановлении взаимодействия УМВД России по Хабаровскому краю и МУП г. Хабаровска «ГЦМС», в случае не устранения в месячный срок выявленных нарушений. Соглашение между МВД России и Хабаровским краем будет расторгнуто на основании пункта 4.3 Соглашения. Кроме того, было предложено рассмотреть вопрос о проведении 02.09.2020г. совместного выезда в МУП г. Хабаровска «ГЦМС» для проверки устранения выявленных нарушений.

02.09.2020г. Комиссией проведено совместное мероприятие по проверке устранения МУП г. Хабаровска «ГЦМС» ранее выявленных недостатков по несоблюдению требований подпунктов 2.6.4, 2.6.5 Соглашения, а также протоколов технологического взаимодействия и информационной безопасности, в ходе которой установлены следующие нарушения Административного регламента № 800:

на стендах отсутствуют образцы заполненных заявлений (размещены пустые бланки);

отсутствуют порядок и способы подачи заявлении о предоставлении государственной услуги;

отсутствует размер налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа;

отсутствуют банковские реквизиты для уплаты налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа;

отсутствует порядок и способы получения разъяснений по порядку предоставления государственной услуги;

отсутствует порядок информирования о ходе рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги и о результатах предоставления государственной услуги;

отсутствует порядок записи на личный прием к должностным лицам;

отсутствует информация о возможности оценки качества предоставления государственной услуги на официальном сайте МВД России, на специализированном Интернет-сайте «Ваш контроль», в личном кабинете Единого портала;

 отсутствует блок-схема;

в помещение приема и выдачи документов, отсутствуют нормативные правовые акты, в том числе и Административный регламент;

информация на стендах об оказании государственной услуги находится не в полном объеме;

отсутствуют стулья, столы, писчая бумага, бланки, образцы заявлений и письменные принадлежности в достаточном количестве для приема граждан;

не определено количество мест ожидания для граждан;

не соблюдение условий для обслуживания инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников).

Также, при проверке выявлены нарушения соблюдения Протокола технологического взаимодействия (приложение № 2 к Соглашению), Протокола информационной безопасности (приложение № 3 к Соглашению), а именно:

На автоматизированном рабочем месте оператора ввода персональных данных (АРМ ПДн), где осуществляется формирование выгрузки из ПО «Гермес» и их подписание средствамиэлектронной подписи (ЭП) имеется возможность доступа в глобальную сеть обмена данными «Интернет», что недопустимо в соответствии с п. 2.2.3 Протокола информационной безопасности (ИБ) к Соглашению.

На АРМ оператора установлена неактуальная версия средства антивирусной защиты информации (САВЗ) Kaspersky Endpoint Security 11.0.0.6499 AES56, которая на момент проверки исключена Государственного реестра сертифицированных средств защиты информации ФСТЭК России, что недопустимо в соответствии с п. 2.2.1 Протокола ИБ к Соглашению.

Представленный лицензионный договор па ПО «Гермес» заключен в 2019 году сроком на 1 год, и на момент проверки неактуален, что недопустимо.

Формируемые на АРМ выгрузки действительно подписываются сертификатом электронной цифровой подписи (ЭЦП), однако документация и лицензия, подтверждающие факт использования усиленной квалифицированной электронной подписи (что предусмотрено п. 2.2 Протокола технологического взаимодействия и п. 2.4 Протокола ИБ к Соглашению) на момент проверки не предоставлены.

Шифрование выгружаемых посредством ПО «Гермес» и подписанных ЭЦП файлов средствами криптографической защиты информации (СКЗИ) не производится, что предусмотрено п. 2.2 Протокола технологического взаимодействия к Соглашению.

В ходе проверки установлено, что данное АРМ является частью информационной системы персональных данных «Мигранты», имеющей действующий аттестат соответствия № 04/19/МТ-А от 17.05.2019 (выдан ООО «МАСКОМ»), в соответствии с которым:

на АРМ № 9 (осуществляющее указанную выше обработку и выгрузку) не указана установка и эксплуатация ПО «Гермес», а установленное программное обеспечение MS Office 2010 не активировано;

Версия СЗИ от НСД Secret Net Studio не соответствует Приложению В к аттестату (установлена более новая версия, данные об проведении обновления в аттестате или в журнале обновлений ПО отсутствуют);

ни один из журналов, ведение которых предусмотрено действующим аттестатом не ведется, а именно - журнал поэкземплярного учета СКЗИ, журнал уничтожения носителей персональных данных, журнал обновлений программного обеспечения) - в наличие имеются не прошитые и не заполненные листы, без указания каких-либо мероприятий;

комиссии был представлен архив выгрузок из ПО «Гермес», записанных на оптические диски-носители информации за период с апреля 2019 года, который хранился в не опечатанном книжном шкафу помещения № 25.

Согласно п. 5 приложения № 1 к приказу «О проведении мероприятий в области защиты информации» № 95 от 16.04.2019г. - обрабатываемые персональные данные подлежат уничтожению и не должны храниться более 30 дней. Также данные носители персональных данных не имеют учетных номеров и регистрации, и их использование в данной ИС недопустимо в соответствии с действующим аттестатом.

Указанные нарушения зафиксированы в комиссионном акте проверки от 02.09.2020г. устранения нарушений Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 и протоколов к нему.

Копия акта проверки 02.09.2020г. вручена лично директору МУП г. Хабаровска «ГЦМС» Заболотному А.А. - 02.09.2020г.

О выявленных нарушениях УМВД России по Хабаровскому краю уведомило  МВД России письмом от 08.09.2020г. № 1/39-5985.

23.10.2020г. МВД России письмом № 1/11935 проинформировало Правительство Хабаровского края о расторжении Соглашения о взаимодействии от 29.03.2018г. № Ю-347/18.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленное МУП г. Хабаровска «ГЦМС» требование, связанно по существу с ненадлежащим исполнением обязательств, вытекающих из договорных правоотношений - Соглашения от 29.03.2018г. № Ю-347/18 и протоколов к нему.

Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса РФ - обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского кодекса РФ - исполнение обязанностей, а равно и осуществление, изменение и прекращение определенных прав по договорному обязательству, может быть обусловлено совершением или несовершением одной из сторон обязательства определенных действий либо наступлением иных обстоятельств, предусмотренных договором, в том числе полностью зависящих от воли одной из сторон.

Суд, исследовав материалы дела, с учетом указанных ранее обстоятельств, с учетом допущенных МУП г. Хабаровска «ГЦМС» нарушений Соглашения о взаимодействии от 29.03.2018г. № Ю-347/18 приходит к выводу, что у МВД России в соответствии с п. 2.3, 2.5 указанного Соглашения имелись основания провести проверку по его соблюдению, а также принять решение о приостановлении действия Соглашения от 29.03.2018 г. № Ю-347/18 о взаимодействии.

Исходя из положений ст. 327.1, 431, 450 Гражданского кодекса РФ - стороны Соглашения о взаимодействии достигли договоренности о том, что договорные обязательства фактически подлежат прекращению при наступлении определенного обстоятельства.

Пунктом 4.3 Соглашения о взаимодействии установлено, что данное соглашение расторгается в случае неустранения в месячный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления взаимодействия территориального органа с уполномоченной организацией.

02.09.2020г. комиссией в соответствии с п. 2.4.3, п. 2.6.1, п. 4.3 Соглашения о взаимодействии, осуществлен контроль устранения МУП г. Хабаровска «ГЦМС» выявленных УМВД по Хабаровскому краю нарушений условий Соглашения о взаимодействии и Протоколов к нему, в ходе которого установлено наличие и не устранение нарушений Соглашения от 29.03.2018 г. № Ю-347/18 о взаимодействии.

Таким образом, учитывая, что обстоятельство, установленное п. 4.3 Соглашения о взаимодействии наступило, договорные отношения по нему подлежат прекращению.

Нарушений требований Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ со стороны МВД России, а также УМВД России по Хабаровскому краю не установлено, поскольку проверка хозяйственной деятельности МУП г. Хабаровска «ГЦМС» не осуществлялась, осуществлялся контроль соблюдения требований Соглашения о взаимодействии и Протоколов к нему.

Кроме того, в соответствии п.п. 20 п. 3.1 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008г. № 294-ФЗ - Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются также при осуществлении государственного контроля и надзора за обработкой персональных данных.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ - под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии с пунктом 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ - должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

При этом, по смыслу положений статьи 393 Гражданского кодекса РФ - если обязательство возникает из договора, то противоправным признается поведение лица, нарушающее его условия.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ - вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

С учетом изложенного, МУП г. Хабаровска «ГЦМС» не доказало наличие обстоятельств, предусмотренных ст. 393, 1069 Гражданского кодекса РФ, причинения убытков, вреда обжалуемыми действиями (бездействиями).

Частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований МУП г. Хабаровска «ГЦМС».

Судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110-112, 167-170, 176, 200-201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, 393 Гражданского кодекса РФ, Арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Муниципального унитарного предприятия г. Хабаровска «Городской центр международного сотрудничества» - отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления Арбитражного суда апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в Арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                                             Р.А. Руденко