Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-1821/2021
13 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2021 года
Мотивированное решение изготовлено 13 апреля 2021 года
Арбитражный суд Хабаровского края в составе: судьи Руденко Р.А., с участием секретаря судебного заседания Бондаря С.Д., ведущего протокол судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению Акционерного общества «Почта России»
о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни от 26.01.2021г. № 10703000-664/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ.
В судебное заседание явились:
от заявителя - не явились;
от административного органа - ФИО1, представитель по доверенности № 05-51/186 от 01.10.2020г.; ФИО2, представитель по доверенности № 05-54/005 от 11.01.2021г.
Суд установил: Акционерное общество «Почта России» (далее - общество, АО «Почта России», заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни от 26.01.2021г. № 10703000-664/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 310 000 руб.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте проведения судебного заседания извещен в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебное заседание проводится в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель Хабаровской таможни возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление, ответил на вопросы суда
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
01.10.2020г. решением начальника Хабаровской таможни в отношении АО «Почта России» назначено проведение камеральной таможенной проверки по вопросу соблюдения требований, установленных международными договорами и актами государств-членов Евразийского экономического союза, а именно соблюдения порядка выдачи международного почтового отправления (далее - МПО) № LС176454707CN.
В ходе камеральной таможенной проверки должностными лицами отдела таможенного контроля после выпуска товаров Хабаровской таможни установлено, что в Хабаровский таможенный пост Хабаровской таможни из таможенного поста Международный почтамт Московской таможни поступило уведомление № 10129051/020820/0005382 LC/AO о необходимости таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО № LC176454707CN из КНР в адрес ФИО3, весом 1,709 кг.
13.08.2020г. согласно информации, на сайте АО «Почта России» (www.pochta.ru) МПО № LC176454707CN прибыло в место вручение в отделение почтовой связи по адресу: 680038, г. Хабаровск.
14.08.2020г. МПО № LC176454707CN получено ФИО3, однако в результате проверки учетных данных Хабаровского таможенного поста установлено, что таможенное оформление МПО № LC176454707CN не производилось.
27.08.2020г. (исх. 06-30/12573) Хабаровской таможней направлен запрос в Московскую таможню о предоставлении документов по МПО № LC176454707CN и пояснениях об обстоятельствах, которые послужили основанием для подготовки и направления уведомления № 10129051/020820/0005382 LC/AO о необходимости декларирования товаров, поступивших в вышеуказанном МПО в адрес ФИО3
08.09.2020г. (исх.80-14/17705) в Хабаровскую таможню поступил ответ из Московской таможни, в котором сообщено, что:
MПO № LC176454707CN задекларировано АО «Почта России» в рамках приказа Минфина России от 21.12.2018г. № 279н «Об определении требований к назначенным операторам почтовой связи и условий совершения операций по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования, приобретенных физическим лицом в рамках международной электронной торговли, пересылаемых в адрес такого лица в международных почтовых отправлениях»;
01.08.2020г. МПО № LC176454707CN было предъявлено операторам почтовой службы на таможенный контроль в ОТО и ТК № 1 таможенного поста Международного почтамта Московской таможни;
по результатам таможенного осмотра МПО № LC176454707CN, принято решение о проведении проверки МПО и документов, его сопровождающих;
решение таможенного органа доведено в установленном порядке до сведения должностных лиц АО «Почта России»;
общая стоимость товаров, пересылаемых в МПО № LC176454707CN, составляет 254,91 евро, а не 20 долларов США, как указано в сопровождающих документах.
02.10.2020г. (исх. 06-30/14325) Хабаровской таможней в адрес АО «Почта России» направлено требование о предоставлении документов и сведений по МПО № LC176454707CN.
29.10.2020г. (исх. № МР27-08/6586) АО «Почта России» в адрес Хабаровской таможни направила документы, сведения и пояснения должностных лиц, выдавших МПО № LC176454707CN.
Согласно представленным пояснениям, в связи с отсутствием статуса «с таможенным уведомлением», 14.08.2020г. МПО № LC17654707CN была выдана ФИО3
Из материалов административного дела следует, что 14.08.2020г. работником почтовой связи № 38 обособленного структурного подразделения Хабаровского почтамта УФПС Хабаровского края - филиала АО «Почта России» выдано МПО № LC176454707CN получателю ФИО3 - без разрешения таможенного органа.
19.11.2020г. старшим государственным таможенным инспектором возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10703000-664/2020.
АО «Почта России» было извещено по юридическому адресу о месте и времени составления протокола об административном правонарушении на 18.12.2020г. в 15 часов 00 минут телеграммой, переданной по квитанции № 141566/02/52 от 15.12.2020г., которая получена обществом 15.12.2020г., что подтверждается уведомлением о вручении телеграммы, представленным в материалы дела.
18.12.2020г. старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Хабаровской таможни ФИО4, в отсутствие представителя Общества, в отношении АО «Почта России» составлен протокол об административном правонарушении № 10703000-664/2020 по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении направлена по юридическому адресу АО «Почта России» заказным письмом, что подтверждается списком почтовых отправлений от 22.12.2020г. № 66, представленным в материалы дела.
АО «Почта России» было извещено по юридическому адресу о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении на 26.01.2021г. в 14 часов 30 минут телеграммой, переданной по квитанции № 141566/02/11 от 20.01.2021г.
26.01.2021г. заместителем начальника Хабаровской таможни ФИО5 по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении № 10703000-664/2020 вынесено постановление о привлечении АО «Почта России» к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 310 000 руб.
Административное наказание назначено с учетом отягчающих вину обстоятельств, а именно АО «Почта России» ранее уже неоднократно привлекалось к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 16.9. КоАП РФ.
Несогласие Общества с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ - недоставка товаров, перевозимых в соответствии с таможенным транзитом, в место доставки либо выдача (передача) без разрешения таможенного органа или утрата товаров, находящихся под таможенным контролем - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.
Ввоз в Российскую Федерацию товаров в МПО осуществляется в соответствии с главой 40 ТК ЕАЭС, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
Пунктом 1 статьи 14 ТК ЕАЭС установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС закреплено понятие международного почтового отправления - это посылки и отправления письменной корреспонденции, которые являются объектами почтового обмена в соответствии с актами Всемирного почтового союза, сопровождаются документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза, пересылаются за пределы таможенной территории Союза из мест (учреждений) международного почтового обмена, либо поступают на таможенную территорию Союза в места (учреждения) международного почтового обмена, либо следуют транзитом через таможенную территорию Союза.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС ввоз товаров на таможенную территорию Союза - это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС закреплено понятие выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого, заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
В соответствии с пунктом 4 статьи 286 ТК ЕАЭС таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определённых таможенным органом. Места (учреждения) международного почтового обмена определяются в соответствии с законодательством государств-членов.
Пунктом 2 статьи 285 ТК ЕАЭС установлено, что МПО выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров.
Порядок и особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в МПО, закреплены в Правилах таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях, утвержденных приказом ГТК России от 03.12.2003г. № 1381 (далее - Правила № 1381) и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014г. № 234 (далее - Правила № 234).
В соответствии с пунктом 29 Правил № 234 международные почтовые отправления принимаются и оформляются в соответствии с актами Всемирного почтового союза, международными договорами Российской Федерации в области международного почтового обмена и требованиями настоящих Правил.
Согласно пункту 36 Правил № 234 выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации.
Международные почтовые отправления, на вложения которых таможенным органом, расположенным в месте международного почтового обмена, начислены таможенные платежи, выдаются адресатам (их уполномоченным представителям) только после уплаты начисленных таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 25 Правил № 1381, депеши, почтовые и сопроводительные документы на них, поступающие в места международного почтового обмена, предъявляются работниками указанных мест должностным лицам таможенного органа, расположенного в этих местах обмена, для проведения таможенного контроля и таможенного оформления.
В соответствии с пунктом 53 Правил № 1381 на каждое МПО, содержащее товары, таможенное оформление которых производится по месту нахождения адресата, должностное лицо таможенного органа, расположенного в месте международного почтового обмена (далее - таможенный орган отправления), составляет в двух экземплярах уведомление (приложение 3 к Правилам) о необходимости проведения таможенного оформления товаров, перемещаемых в указанном МПО, в таможенном органе, расположенном по месту нахождения адресата, регистрируя уведомление в журнале регистрации уведомлений (приложение 4 к Правилам).
Согласно пункту 54 Правил № 1381, на накладной ф. 16, оформляемой на МПО в месте международного почтового обмена, должностное лицо таможенного органа проставляет штамп «Груз таможенный» и письменную отметку «С уведомлением».
В соответствии с пунктом 55 Правил № 1381, один экземпляр уведомления должностное лицо таможенного органа вкладывает в страховой мешок, в котором МПО направляется в объект почтовой связи для выдачи адресату. Копия накладной и второй экземпляр уведомления остаются в таможенном органе отправления.
В силу пунктов 56 - 60 Правил № 1381, при поступлении МПО с уведомлением в объект почтовой связи работники этого объекта направляют адресату извещение ф. 22. При предъявлении адресатом извещения работник объекта почтовой связи выдает адресату под расписку на извещении изъятые из страхового мешка экземпляр уведомления, почтовые и другие сопроводительные документы. На оборотной стороне извещения ф. 22 работник объекта почтовой связи указывает все документы, извлеченные из страхового мешка и переданные адресату. Извещение ф. 22 хранится на объекте почтовой связи вместе с МПО.
Полученное уведомление адресат подает в таможенный орган, в котором будет производиться таможенное оформление товаров, пересылаемых в МПО, для получения разрешения на выпуск товаров, т.е. выдачу МПО получателю объектом почтовой связи. Выдачу МПО объект почтовой связи производит на основании решения о выпуске товаров, принятого таможенным органом, при наличии штампа «Выпуск разрешен», заверенного подписью и оттиском личной номерной печати должностного лица таможенного органа, на таможенной декларации формы CN 23 (п. 59 Правил № 1381).
В результате проведенной проверки установлено, что таможенный контроль в отношении МПО № LС176454707CN не проводился, разрешение таможенного органа на выдачу указанного МПО не выдавалось, в связи с чем, АО «Почта России» не были исполнены требования пункта 2 статьи 285 ТК ЕАЭС, пункта 36 Правил № 234 и пункта 59 Правил № 1381.
Факт нарушения АО «Почта России» не оспаривается.
Таким образом, АО «Почта России» выдав 14.08.2020г. МПО № LС176454707CN, находящееся под таможенным контролем, без разрешения таможенного органа, не исполнило требования таможенного законодательства ЕАЭС, установленные пунктом 2 статьи 285 ТК ЕАЭС, пункта 36 Правил № 234 и пункта 59 Правил №1381, в результате чего совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку в данном случае административное производство возбуждено в отношении юридического лица, следовательно, его вина определяется путем установления обстоятельств того, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты данным юридическим лицом все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п. 16.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет.
Доказательств невозможности соблюдения порядка проведения таможенного оформления товаров, пересылаемых в международном почтовом отправлении, а также доказательств, подтверждающих принятие АО «Почта России» всех необходимых мер для недопущения административного правонарушения, Обществом не представлено и материалы дела не содержат, что указывает на виновные действия юридического лица.
Судом установлено, что АО «Почта России» систематически допускаются нарушения Правил при выдаче международных почтовых отправлений, Предприятие неоднократно привлекалось к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
АО «Почта России», являясь лицом, профессионально оказывающим услуги почтовой связи, имело объективную возможность организовать работу по выдаче международных почтовых отправлений с таможенным уведомлением таким образом, чтобы исключить возможность выдачи таких отправлений без разрешения таможенного органа, однако не приняло надлежащих мер, в целях исключения нарушений таможенного законодательства Таможенного союза.
Суд не усматривает оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения Предприятия от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В соответствии с пунктом 18.1 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004г. № 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Принимая во внимание, что правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, нарушает установленный порядок таможенного контроля и пересылки международных почтовых отправлений, входящий в систему мер, осуществляемых в рамках единой государственной таможенной политики, соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, вмененное Предприятию правонарушение в рассматриваемом случае и с учетом обстоятельств его совершения не может быть признано малозначительным и не несущим существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Административный штраф назначен юридическому лицу с соблюдением требований статьи 4.1 КоАП РФ, сумма штрафа определена в пределах санкции части 1 статьи 16.9 КоАП РФ, с учетом отягчающих вину обстоятельства, а также финансового положения АО «Почта России».
При этом суд не усматривает оснований для снижения размера назначенного таможенным органом штрафа в соответствии с частями 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ ниже низшего предела, установленного санкцией статьи.
Согласно сведениям АИС обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов КПС «Правоохрана - «Административные правонарушения» АО «Почта России» неоднократно привлекалось к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ, что подтверждается справочной информацией из базы данных, приобщенной к материалам дела об административном правонарушении. При назначении наказания по настоящему делу административным органом учитывалось в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение однородного административного правонарушения.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Таким образом, критериями для применения санкции ниже низшего предела, исходя из буквального содержания данной нормы права являются характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Объективным отражением степени общественной опасности противоправного деяния и, как следствие, потенциальной угрозы охраняемым правом общественным отношениям, служит санкция части 1 статьи 16.9 КоАП РФ.
Рассмотрев требования АО «Почта России», суд не установил, что наложение административного штрафа в размере 310 000 руб. не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица. Признаков исключительности совершения административного правонарушения, Обществом также не приведено.
Рассмотрев представленные АО «Почта России» документы о финансовом положении Общества, суд не усмотрел оснований для снижения размера штрафа ниже низшего предела предусмотренного санкцией статьи.
Нарушений порядка и сроков привлечения Общества к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований Акционерного общества «Почта России» о признании незаконным и отмене постановления Хабаровской таможни от 26.01.2021г. № 10703000-664/2020 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 310 000 руб. - отказать.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья Р.А. Руденко