ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-18970/2021 от 21.06.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск дело № А73-18970/2021

28 июня 2022 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 21.06.2022.

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи С.Ю. Дацука,

при ведении протокола секретарем С.В. Кожановой,

рассмотрел в заседании суда дело

по иску Администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682965, Хабаровский край, район имени Лазо, рабочий <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 682922, Хабаровский край, район имени Лазо, рабочий <...>),

третьи лица: муниципальное унитарное предприятие «Водоканал муниципального района имени Лазо», Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края,

об обязании исполнить обязательства по концессионному соглашению № 7 от 03.02.2016, восстановлении объектов концессионного соглашения № 7 от 03.02.2016,

при участии в судебном заседании:

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 15.04.2020;

от ответчика – ФИО2, представитель по доверенности от 16.06.2020;

от третьих лиц – не явились, извещены надлежащим образом.

Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Тепловые сети» (далее – ООО «Тепловые сети», Общество) о возложении обязанности исполнить в течение 30 дней со дня вступления решения в силу мероприятия, предусмотренные концессионным соглашением от 03.02.2016 № 7, а именно:

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №2 Х3614

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №4 Х3616

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №5 Х3615

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №1 Х3618

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. №3 Х3617

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв. Х3081

Установить оборудование УФ-обеззараживания на скв.№ 403

Строительство станции обезжелезивания на водозабор мкр-на ул. ФИО3;

Строительство станции обезжелезивания на водозабор мкр-на Кирпичного завода

Восстановление ограждений 1го пояса зоны санитарной охраны на НС I, НС II мкр-на ул. ФИО3;

Капитальный ремонт павильонов скважин с заменой щитов управления и сетей электроснабжения

Реконструкция водонапорной башни мкр-на Кирпичного завода замена бака водонапорной башни объемом 40 м3;

Реконструкция водонапорной башни мкр-на Кирпичного завода- капитальный ремонт ствола башни;

Восстановление ограждений 1го пояса зоны санитарной охраны на НС I мкр-на Кирпичного завода;

Реконструкция водонапорной башни мкр-на Кирпичного завода установка устройства системы автоматизации

Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб на трубы марки ПНД диаметром Ду=100 мм, протяженностью 0,424 км (мкр-н ФИО3 – 0,407 км; мкр-н Кирпичного завода 0,017 км)

Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб Ду=150 мм, протяженностью 1,137 км: мкр-н ФИО3 – 0,952 км; мкр-н Кирпичного завода 0,185 км.

Замена всех скважинных насосов на насосные агрегаты отечественного производства с корпусами из нержавеющей стали

восстановить объекты концессионного соглашения, а именно:

-по объекту «Водопроводная сеть участка №1»: от станции II подъема ул. ФИО3 к дому №3 по ул. ФИО3; от проходной бывшего биохимического завода до пожарной части по ул. ФИО3, 31; от дома № 1 до КГБ ПОУ Хорский агропромышленный техникум по ул. ФИО3, 13; от скважины №5 до станции II подъема ул. ФИО3, 21; от скважины №2 до станции II подъема ул. ФИО3, 21.

-по объекту «Водопроводная сеть участка №3»: от водонапорной башни ул. Мира 1Б до <...>.

Исковые требования мотивированы уклонением ООО «Тепловые сети» от реализации предписанных соглашением мероприятий. Иск нормативно обоснован положениями статей 12, 308.3, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), предписаниями статей 3, 4, 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях).

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), привлечены Администрация Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал муниципального района имени Лазо».

В отзыве на иск и дополнениях ООО «Тепловые сети» заявленные требования не признало, просило оставить их без удовлетворения, ссылаясь на отсутствие технического задания и утвержденной инвестиционной программы.

В заседании суда представители сторон поддержали правовые позиции по спору, приведенные в иске, отзывах и дополнениях.

Третьи лица, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителей не обеспечили.

Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса, с соблюдением предписаний статьи 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные
доказательства, заслушав доводы представителей сторон, арбитражный суд

У С Т А Н О В И Л:

03.02.2016 между Администрацией (концедент) и ООО «Тепловые сети» (концессионер) заключено концессионное соглашение № 7, по условиям которого концессионер принял обязательство за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (объект соглашения), право собственности на которое принадлежит концеденту, осуществлять деятельность по обеспечению бесперебойного и качественного предоставления потребителям коммунальных услуг по водоснабжению с использованием объекта соглашения и соблюдением требований законодательства о водоснабжении, а концедент – обязанность предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

В силу пункта 2 соглашения № 7 проведение работ по реконструкции в рамках настоящего концессионного соглашения предусматривает проведение работ в соответствии с заданием по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения и основные мероприятия в отношении объектов концессионного соглашения, согласно приложению 2 к соглашению.

Пунктом 44 действие соглашения № 7 распространено на период с 03.02.2016 по 02.02.2022. Этим же пунктом регламентировано, что срок действия концессионного соглашения может быть продлен, но не более чем на пять лет, в случаях, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях.

Концессионер обязан создать и реконструировать объекты концессионного соглашения в срок в соответствии заданием по созданию и реконструкции объектов концессионного соглашения и основные мероприятия в отношении объектов концессионного соглашения, согласно приложению 2 к соглашению (пункт 45).

Пунктом 46 определено, что концедент обязан в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения концессионного соглашения передать имущество, в отношении которого проводится конкурс, концессионеру по акту приема-передачи.

Пунктом 47 установлено, что концессионер обязан передать концеденту объект концессионного соглашения в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня прекращения действия концессионного соглашения по акту приема-передачи, с учетом требований пункта 34 настоящего Соглашения.

Фактическая передача согласованного комплекса имущества концессионеру оформлена актом от 03.02.2016.

В соответствии с Приложением № 1 объект соглашения включает в себя следующие элементы:

№ п/п

Наименование, параметры и показатели объекта

Адрес объекта

Количество, шт.

Балансовая стоимость, руб.

Остаточная стоимость, руб.

1

2

3

4

5

6

1.

Здание насосной станции, Литер А, площадь 50,8 кв.м.,

инв. № 13807, 1973г., кадастровый (условный) № 27-27-01/135/2010-096

Хабаровский край, район имени Лазо, <...>

1

0

0

2.

Здание насосной станции, Литер А, площадь 13,9 кв.м, инв. № 13806, 1960г., кадастровый (условный) № 27-27-01/135/2010-095

Хабаровский край, район имени Лазо, <...>

1

0

0

3.

Здание водонапорной башни, Литер Б, площадь 8,5 кв.м, инв. № 13807, 1973г., кадастровый (условный) № 27-27-01/094/2010-397

Хабаровский край, район имени Лазо, <...>

1

0

0

4.

Здание водонапорной башни, Литер Б, площадь 8,5 кв.м, инв. № 13806, 1960г., кадастровый (условный) № 27-27-01/032/2005-298

Хабаровский край, район имени Лазо, <...>

1

0

0

5,

Здание насосной станции II подъема, Литер 10, площадь 149,6 кв.м, инв. № 13035, 1981г., кадастровый (условный) № 27-27-01/032/2005-659

Хабаровский край, район имени Лазо, <...>

1

0

0

6.

Водопроводная сеть участка № 1, протяженность 7311 м, инв. № 13838, 1979г., кадастровый (условный) № 27-27-01/094/2010-396

Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, от водозабора к домам № 1-12, 14-16, 18 по ул.ФИО3

1

0

0

7.

Водопроводная сеть участка № 3, протяженность 3320,0 м, 1987 г., инвентарный № 13825., кадастровый (условный) № 27-27-01/030/2011-031

Хабаровский край, район имени Лазо, р.п. Хор, от

скважины по ул. Безымянная до школы № 3; от водонапорной башни до <...>; по ул. России; по ул. Калинина; от <...> до детского сада по ул. Комарова

1

0

0

В Приложении № 2 сторонами согласовано задание по созданию и реконструкции объектов соглашения, основные мероприятия:

№ п/п

Наименование мероприятия

Предельный размер расходов на строительство, реконструкцию, тыс. руб.

Срок исполнения мероприятия

1.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №2 Х3614

168

2018 год

2.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №4 Х3616

168

2018 год

3.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №5 Х3615

168

2018 год

4.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №1 Х3618

168

2018 год

5.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №3 Х3617

168

2018 год

6.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину Х3081

168

2019 год

7.

Установка оборудования УФ-обеззараживания на скважину №403

168

2019 год

8.

Строительство станции обезжелезивания на водозабор микрорайона ул.ФИО3

17500

2018 год

9.

Строительство станции обезжелезивания на водозабор микрорайона Кирпичного завода

12500

2018 год

10.

Восстановление ограждений 1-го пояса зоны санитарной охраны на НС I, НС II микрорайона ул.ФИО3

465

2018 год

11.

Капитальный ремонт павильонов скважин с заменой щитов управления и сетей электроснабжения

3500

2018 год

3500

2019 год

3500

2020 год

12.

Реконструкция водонапорной башни микрорайона Кирпичного завода - замена бака водонапорной башни объемом 40мЗ

1013

2019 год

13.

Реконструкция водонапорной башни микрорайона Кирпичного завода -капитальный ремонт ствола башни

400

2019 год

400

2020 год

14.

Восстановление ограждений 1-го пояса зоны санитарной охраны на НС I микрорайона Кирпичного завода

84

2018 год

84

2019 год

84

2020 год

15.

Реконструкция водонапорной башни микрорайона Кирпичного завода -установка устройства системы автоматизации

450

2018 год

16.

Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб на трубы марки ПНД диаметром Ду=100 мм, протяженностью 0,424 км (микрорайон ул.ФИО3 -0,407 км, микрорайон Кирпичного завода -0,017 км)

744

2018 год

17.

Капитальный ремонт и замена сетей со стальных труб Ду=150 мм, протяженностью 1,137 км: микрорайон ул.ФИО3 -0,952 км, микрорайон Кирпичного завода -0,185 км. Срок: 2018 год - 0,379 км, 2019 год - 0,379 км, 2020 год - 0,379 км.

2234

2018 год

2234

2019 год

2232

2020 год

18.

Проектные и строительно-монтажные работы по оборудованию приборами учета воды источников водоснабжения и многоквартирных жилых домов.

50

2018 год

50

2019 год

19.

В многоквартирных домах установка на водяных коллекторах дренажных устройств для периодической промывки и хлорирования внутридомовых сетей

10

2018 год

20.

Замена всех скважинных насосов на насосные агрегаты отечественного производства с корпусами из нержавеющей стали

126,793

2018 год

126,793

2019 год

126,793

2020 год

Итого

52590,379

В соответствии с пунктом 32 соглашения № 7 концессионер обязан в срок до 1 февраля 2017 года разработать инвестиционную программу в порядке Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 и направить на утверждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), в срок до 1 марта 2017 года.

Постановлением Администрации Хорского городского поселения № 1178-па от 13.12.2017 ООО «Тепловые сети» определено в качестве гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения.

По итогам технического обследования, результаты которого отражены в актах от 01.02.2021, Администрацией констатировано, что мероприятия в отношении объектов концессионного соглашения не исполняются.

Претензией № 1-13/1692 ООО «Тепловые сети» проинформировано о необходимости реализации предусмотренных соглашением № 7 мероприятий.

Соглашение № 7 прекратило свое действие, в связи с чем сторонами оформлен акт возврата имущества от 03.02.2022, содержащий указания на частичное выведение из эксплуатации отдельных элементов объекта соглашения. Акт от 03.02.2022 подписан со стороны ООО «Тепловые сети» с разногласиями.

Несмотря на предпринятые меры, направленные на досудебное урегулирование спора, испрашиваемых действий Обществом не совершено.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.

Исследовав фактические обстоятельства и оценив по правилам статьи
71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, арбитражный
суд приходит к следующим выводам.

Пунктом 1 статьи 8 ГК РФ предписано, что гражданские права и
обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными
правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц,
которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу
общих начал и смысла гражданского законодательства порождают
гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права
и обязанности, в частности возникают из договоров и иных сделок,
предусмотренных законом, а также из договоров.

Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со статьей 309 ГК РФ обязательства должны
исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства
и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких
условий и требований – в соответствии с обычаями или иными обычно
предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее
изменение его условий не допускаются, за исключением случаев,
предусмотренных ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами
(пункт 1 статьи 310 ГК РФ).

Статьей 308.3 ГК РФ предписано, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.

В силу части 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Частью 2 названной статьи определено, что концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Статьей 4 Закона № 115-ФЗ предписано, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем; объекты коммунальной инфраструктуры или объекты коммунального хозяйства, не указанные в пунктах 10, 11 и 17 настоящей части, в том числе объекты энергоснабжения, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий.

В силу части 2 статьи 8 Закона о концессионных соглашениях при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан осуществить в установленные концессионным соглашением сроки создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения и приступить к его использованию (эксплуатации); использовать (эксплуатировать) объект концессионного соглашения в целях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; осуществлять деятельность, предусмотренную концессионным соглашением, и не прекращать (не приостанавливать) эту деятельность без согласия концедента, за исключением случая, указанного в части 3.7 статьи 13 настоящего Федерального закона; обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; предоставлять потребителям установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, нормативными правовыми актами органа местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров, работ, услуг, в случаях и в порядке, которые установлены концессионным соглашением; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением; заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры поставки энергетических ресурсов, потребляемых при исполнении концессионного соглашения, а также оплачивать указанные энергетические ресурсы.

Порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ определен, в том числе Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» (вместе с «Правилами разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение», «Правилами разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение»).

Пунктом 2 Правил № 641 установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

В силу пункта 3 Правил № 641 в случае если инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проект инвестиционной программы подлежит согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), на территории которых расположены объекты централизованной системы холодного водоснабжения, централизованной системы горячего водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов) в соответствии с пунктами 12 - 15 настоящих Правил.

Пунктом 6 Правил № 641 установлено, что проект инвестиционной программы разрабатывается на основе технического задания на разработку инвестиционной программы регулируемой организации. Техническое задание разрабатывает и утверждает орган местного самоуправления поселения (городского округа). Техническое задание на разработку инвестиционной программы регулируемой организации, получившей права владения и пользования централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем на основании концессионного соглашения, предусматривающего обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования такими системами, объектами, должно соответствовать условиям концессионного соглашения.

В случае если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или) у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем, находятся в границах нескольких поселений (городских округов), техническое задание разрабатывается по согласованию с органами местного самоуправления поселений (городских округов), в границах территорий которых находятся указанные объекты.

Для этих целей орган местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого объем поданной воды и (или) принятых сточных вод от абонентов составляет наибольшую долю (процент) общего объема поданной воды и (или) принятых сточных вод в натуральном выражении, разрабатывает и направляет техническое задание в органы местного самоуправления поселений (городских округов), на территории которых расположены объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и объекты капитального строительства абонентов, которым подается вода и (или) у которых принимаются сточные воды с использованием этих систем.

Органы местного самоуправления поселений (городских округов) согласовывают техническое задание или направляют в орган местного самоуправления поселения (городского округа), который разработал техническое задание, предложения о внесении изменений в техническое задание в течение 30 дней со дня поступления технического задания на согласование.

Орган местного самоуправления поселения (городского округа), разработавший техническое задание, обязан учесть предложения органов местного самоуправления поселений (городских округов), в которые было направлено техническое задание для согласования, и направить доработанное техническое задание на повторное согласование в течение 10 дней со дня получения предложений о внесении соответствующих изменений.

В случае если органы местного самоуправления поселений (городских округов) представили взаимоисключающие предложения, то в техническом задании учитываются предложения того органа местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого объем поданной воды или принятых сточных вод от абонентов составляет наибольшую долю (процент) общего объема поданной воды или принятых сточных вод в натуральном выражении.

В соответствии с пунктом 7 Правил № 641 техническое задание должно содержать: а) перечень объектов капитального строительства абонентов, которые необходимо подключить к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения, или перечень территорий, на которых расположены такие объекты, с указанием мест расположения подключаемых объектов, нагрузок и сроков подключения; б) плановые значения показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения; в) перечень мероприятий по строительству, модернизации и (или) реконструкции объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения с указанием плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов, которые должны быть достигнуты в результате реализации таких мероприятий; г) перечень мероприятий по защите централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения и их отдельных объектов от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, по предотвращению возникновения аварийных ситуаций, снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 9 Правил № 641 орган местного самоуправления поселения (городского округа) до 1 марта года, предшествующего году начала планируемого срока действия инвестиционной программы, утверждает техническое задание и не позднее 3 дней со дня его утверждения направляет его в регулируемую организацию для разработки инвестиционной программы. Для регулируемой организации, осуществляющей деятельность на основании концессионного соглашения, в первый календарный год после вступления в силу концессионного соглашения орган местного самоуправления утверждает техническое задание не позднее 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

Объем финансовых потребностей, необходимых для реализации мероприятий инвестиционной программы, устанавливается с учетом укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (пункт 11 Правил № 641).

Базовые аспекты разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ также отражены в Постановлении Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 «О порядке согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)» (вместе с «Правилами согласования и утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, а также требований к составу и содержанию таких программ (за исключением таких программ, утверждаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике)»).

Пунктом 2 Правил № 410 предписано, что утверждение инвестиционных программ осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

В силу пункта 6 Правил № 410 в инвестиционную программу подлежат включению мероприятия, целесообразность реализации которых обоснована в схемах теплоснабжения соответствующих поселений, городских округов.

Пунктами 7 и 8 Правил № 410 регламентировано, что инвестиционная программа разрабатывается по примерной форме, утверждаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя: а) паспорт инвестиционной программы, содержащий следующую информацию: наименование регулируемой организации, в отношении которой разрабатывается инвестиционная программа, ее местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, утвердившего инвестиционную программу, его местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование органа местного самоуправления, согласовавшего инвестиционную программу, его местонахождение и контакты ответственных лиц; наименование уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, согласовавшего инвестиционную программу, его местонахождение и контакты ответственных лиц; б) перечень мероприятий по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов системы централизованного теплоснабжения, а также краткое описание мероприятий инвестиционной программы, в том числе обоснование их необходимости, расходы на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию каждого из объектов системы централизованного теплоснабжения в прогнозных ценах соответствующего года, оцененных с использованием прогнозных индексов цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, описание и место расположения строящихся, реконструируемых и модернизируемых объектов системы централизованного теплоснабжения, обеспечивающие однозначную идентификацию таких объектов, основные технические характеристики таких объектов до и после реализации мероприятия.

В силу пункта 20 Правил № 410 регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год. Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, предусматривающее обязательства указанной организации по созданию и (или) реконструкции объектов теплоснабжения, входящих в состав систем централизованного теплоснабжения, с приобретением на срок, установленный концессионным соглашением, прав владения и пользования такими объектами, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу такого соглашения.

В соответствии с пунктами 21, 22 Правил № 410 в случае соответствия инвестиционной программы пунктам 8 - 19 настоящих Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения от регулируемой организации инвестиционной программы направляет ее на согласование в органы местного самоуправления поселений, городских округов, на территории которых регулируемая организация осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов). В случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 - 19 настоящих Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 7 дней со дня получения инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки.

Согласно пунктам 23, 24 Правил № 410 регулируемая организация представляет доработанную в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет доработанную в соответствии с пунктом 22 Правил инвестиционную программу на согласование в орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) в течение 3 дней со дня ее получения от регулируемой организации.

Орган местного самоуправления и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в полномочия которого не входит установление регулируемых цен (тарифов) рассматривают инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уведомляют его о согласовании (об отказе в согласовании) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 25 Правил № 410).

Пунктами 36-43 Правил № 410 предписано, что в случае наделения органов местного самоуправления полномочиями по утверждению инвестиционных программ регулируемая организация направляет инвестиционную программу на утверждение в орган местного самоуправления в срок не позднее 15 календарных дней со дня направления в налоговые органы годового бухгалтерского баланса за предыдущий год. Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения направляется на утверждение в орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня вступления в силу концессионного соглашения.

Согласование проекта инвестиционной программы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляется в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктами 21 - 27 настоящих Правил для согласования инвестиционной программы, утверждаемой уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней со дня поступления инвестиционной программы принимает решение о ее возврате на доработку регулируемой организации с указанием разделов (пунктов) инвестиционной программы, требующих доработки, в случае если инвестиционная программа не соответствует пунктам 8 - 19 настоящих Правил.

Орган местного самоуправления обязан указать мероприятия по развитию систем централизованного теплоснабжения, содержащиеся в схеме теплоснабжения, которые не обеспечиваются инвестиционной программой, либо перечень значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов системы централизованного теплоснабжения, которые не могут быть достигнуты.

Регулируемая организация представляет доработанную инвестиционную программу в течение 15 рабочих дней со дня получения замечаний органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает инвестиционную программу в течение 30 дней со дня ее получения и уведомляет регулируемую организацию об утверждении (об отказе в утверждении) инвестиционной программы в течение 3 дней со дня принятия соответствующего решения. Орган местного самоуправления утверждает инвестиционную программу до 30 октября года, предшествующего периоду начала реализации инвестиционной программы.

Инвестиционная программа регулируемой организации, которая заключила концессионное соглашение, в первый год со дня вступления в силу концессионного соглашения утверждается органом местного самоуправления и начинает действовать с текущего периода.

Совокупность приведенных норм материального права позволяет констатировать, что действующим законодательством установлен предметно урегулированный – императивный порядок исполнения обязательств в рамках заключенного концессионного соглашения, предполагающий прохождение строго определенных стадий. При этом соответствующие обязанности последовательно распределены между сторонами концессионного соглашения, являются взаимосвязанными и взаимообусловленными.

В рассматриваемом случае пунктом 32 соглашения № 7 было в прямой постановке предусмотрено, что концессионер обязан в срок до 1 февраля 2017 года разработать инвестиционную программу в порядке Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 410 и направить на утверждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), в срок до 1 марта 2017 года.

В ходе судебного разбирательства установлено, что после заключения соглашения № 7 ООО «Тепловые сети» на основании отраженных в данном соглашении технических параметров и показателей был разработан и представлен в Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края проект инвестиционной программы.

Ответом № 1-07/14082 от 01.11.2017 Министерство сообщило Обществу о невозможности согласования программы, отсутствии технического задания на разработку инвестиционной программы.

Письмом № 210 от 13.03.2018 ООО «Тепловые сети» сообщило Администрации Хорского городского поселения о выявленном Министерством недостатке, изложило просьбу о предоставлении корректного технического задания.

В предшествующей указанным событиям период ООО «Тепловые сети» предпринимало неоднократные попытки согласовать порядок реализации предписанных соглашением № 7 мероприятий.

В частности, письмом от 13.12.2016 № 251 Общество сообщило Администрации о наличии в схеме водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения муниципального района имени Лазо Хабаровского края несоответствий в части объемов капитальных вложений и предельных параметров расходов на строительство и реконструкцию.

Уведомлением от 02.02.2017 № 64 Общество предложило внести изменения в схему водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения, а уведомлением от 22.03.2017 № 337 – в концессионное соглашение № 7.

Письмом № 430 от 12.04.2017 в адрес Администрации Хорского городского поселения Общество изложило просьбу о корректировке схемы водоснабжения и водоотведения Хорского городского поселения, с целью последующей разработки инвестиционной программы.

Письмом № 1454 от 02.08.2017 Администрация муниципального района имени Лазо сообщило ООО «Тепловые сети» об отсутствии в инвестиционной программе обязательств по привлечению инвестиций, связанных с подготовкой проектной документации, реконструкцией и модернизацией объектов соглашения, предложила откорректировать проект программы.

Письмом № 1-10/6893 от 10.10.2017 Администрация Муниципального района имени Лазов сообщило ООО «Тепловые сети» об отсутствии оснований для корректировки концессионного соглашения.

Письмом № 335 от 20.10.2017 ООО «Тепловые сети» представило Администрация муниципального района имени Лазо откорректированный вариант инвестиционной программы.

Письмом № 947 от 26.10.2017 инвестиционная программа направлена на согласование в Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.

Письмом № 145 от 15.02.2018 ООО «Тепловые сети» вновь изложило просьбу о предоставлении Администрацией Хорского городского поселения технического задания на разработку инвестиционной программы.

Письмом № 350 от 15.05.2018 Общество в ответ на запрос Администрации района имени Лазо сообщило о нереализации мероприятий концессионного соглашения ввиду отсутствия утвержденной инвестиционной программы.

Техническое задание на разработку инвестиционной программы по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на 2018-2020 годы утверждено Постановлением Администрации Хорского городского поседения № 115-па от 15.02.2018.

Техническое задание направлено в адрес ООО «Тепловые сети» письмом № 1-22/360 от 16.02.2018 с требованием о дальнейшей разработке инвестиционной программы.

Письмом № 188/а от 11.09.2019 ООО «Тепловые сети» обратилось в Администрацию Хорского городского поселения с просьбой о предоставлении технического задания (для последующего направления задания в адрес Министерство Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края).

Письмом № 188 от 11.09.2019 ООО «Тепловые сети» в ответ на поступивший запрос сообщило Министерству Жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о многочисленных попытках согласовать техническое задание, изложило просьбу о содействии в разрешении названного вопроса.

Разработанный ООО «Тепловые сети» на основании отраженных в соглашении № 7 технических параметров и показателей проект инвестиционной программы был представлен Обществом также в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Письмом Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края № 3-2-5/2994 от 18.07.2018 сообщил Обществу о необходимости отражения в программе наряду с показателем нормативной прибыли амортизации.

Между тем, вся совокупность приведенных действий в конечном итоге не привела к утверждению инвестиционной программы в период действия концессионного соглашения № 7 (03.02.2016-02.02.2022).

При этом актом контроля от 09.03.2021, подписанным Администрацией без возражений, в прямой постановке констатировано, что мероприятия, предусмотренные концессионным соглашением № 7, выполнены лишь частично именно ввиду отсутствия технического задания для разработки и согласования инвестиционной программы.

Таким образом, суд отмечает, что в настоящее время отсутствуют надлежащие организационные условия, позволяющие реализовать предписанные концессионным соглашением № 7 обязанности.

Суд отмечает, что избранный истцом способ защиты нарушенного права, исходя из приведенного в иске нормативного и фактического обоснования, состоит в возложении на ответчика обязанности исполнить конкретные условия концессионного соглашения, то есть непосредственно направлен на выполнение договора.

Однако надлежит учитывать, что реализация данного способа защиты, вопреки мнению Администрации, не может происходить формально, допускается лишь при соблюдении иных установленных законом и договором предписаний.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что распоряжением Администрации муниципального района имени Лазо от 20.01.2022 № 18-ра спорный комплекс имущества с указанием аналогичных соглашению № 7 параметров и свойств объектов, то есть без каких-либо изъятий, закреплен на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» и передан последнему по акту от 03.02.2022.

В силу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон. В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства (пункты 3, 4 статьи 453 ГК РФ).

В соответствии с правовой позицией, отраженной в пункте 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 № 35 «О последствиях расторжения договора», последствия расторжения договора, отличающиеся от тех, которые установлены в статье 453 ГК РФ, могут содержаться в положениях об отдельных видах договоров. Правила статьи 453 Кодекса в указанных случаях применяются в той мере, в какой они не противоречат положениям специальных норм. Последствия расторжения договора, отличные от предусмотренных законом, могут быть установлены соглашением сторон с соблюдением общих ограничений свободы договора, определенных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах».

Согласно правовому подходу, изложенному в пункте 3 Постановления № 35, по смыслу пункта 2 статьи 453 ГК РФ при расторжении договора прекращается обязанность должника совершать в будущем действия, которые являются предметом договора. Условия договора, которые в силу своей природы предполагают их применение и после расторжения договора (например, гарантийные обязательства в отношении товаров или работ по расторгнутому впоследствии договору; условие о рассмотрении споров по договору в третейском суде, соглашения о подсудности, о применимом праве и т.п.) либо имеют целью регулирование отношений сторон в период после расторжения (например, об условиях возврата предмета аренды после расторжения договора, о порядке возврата уплаченного аванса и т.п.), сохраняют свое действие и после расторжения договора; иное может быть установлено соглашением сторон.

В рассматриваемом случае в силу прямого указания пункта 44 соглашения № 7 действие договора было ограничено 02.02.2022. В ходе судебного разбирательства достоверно установлено, что срок соглашения № 7 не был скорректирован или продлен в порядке пункта 44.

При этом взаимосвязанные условия раздела IX концессионного соглашения № 7 (пункты 45-47), равно как и иные включенные сторонами в состав соглашения предписания (в частности, раздел XIV, пункты 70-74), позволяют констатировать, что предусмотренная сторонами обязанность по восстановлению отдельных элементов комплекса имущества была ограничена периодом, названным в пункте 44, и в силу своей правовой природы не предполагала ее исполнения после расторжения договора и вне его рамок.

Данное обстоятельство подтверждается не только буквальным содержанием разделов IX, XIV концессионного соглашения № 7, но и приведенными в Приложении № 2 сроками исполнения каждого из мероприятий, запланированных к проведению в период с 2018 по 2020 год (притом что срок действия соглашения ограничен 02.02.2022).

Такой способ регламентации взаимных прав и обязанностей сторон согласуется с существом законодательной конструкции концессионного соглашения, экономическим смыслом данного соглашения (который сводится к предварительному восстановлению переданных во владение объектов с последующим их использованием для извлечения прибыли).

На момент рассмотрения дела срок действия концессионного соглашения № 7 истек. Отношения сторон в рамках данного договора прекращены. С прекращением концессионного соглашения № 7 ответчик утратил правовые основания для дальнейшего пользования ранее переданного ему объекта в какой-либо форме, в том числе предполагающей выполнение технологических – восстановительных и реконструкционных мероприятий в отношении спорного имущества.

Суд также не может оставить без внимания, что вследствие издания Администрацией распоряжения от 20.01.2022 № 18-ра с последующей передачей МУП «Водоканал» комплекса спорного имущества по акту от 03.02.2022, находившиеся у Общества объекты выбыли из сферы фактического хозяйственного господства ответчика.

В силу разъяснений, приведенных в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ, кредитор не вправе требовать по суду от должника исполнения обязательства в натуре, если осуществление такого исполнения объективно невозможно, в частности, в случае правомерного принятия органом государственной власти или органом местного самоуправления акта, которому будет противоречить такое исполнение обязательства.

В рассматриваемом случае поименованные препятствия, как установлено выше, имеются.

При таких обстоятельствах законные основания для реализации заявленной истцом правосстановительной меры будет прямо противоречить закону, предпринятым Администрацией распорядительным действиям (оформленным в виде распоряжения № 18-ра, которое до настоящего момента кем-либо из заинтересованных лиц не оспорено и не признано незаконным), условиям концессионного соглашения № 7.

Надлежит отметить, что в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства повреждения по вине ООО «Тепловые сети» в период действия соглашения № 7 или после этого, элементов, входящих в состав объектов концессионного соглашения.

Ссылка инициатора разбирательства на ухудшение состояния имущества вследствие действий (бездействия) ответчика, в нарушение статьи 65 АПК РФ, не подтверждена каким-либо относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами. Односторонние акты Администрации, вопреки мнению истца, такими доказательствами не являются, поскольку исходят от заинтересованной стороны и фиксируют лишь факт выводы из эксплуатации части объектов без установления действительных причин и обстоятельств такого вывода.

Суд отмечает, что в ходе рассмотрения дел № А73-11932/2021, А73-11302/2018, А73-11301/2018, как это следует из содержания итоговых судебных актов по данным делам, вопреки утверждению Администрации, не было установлено обстоятельств, которые бы позволили констатировать причинную связь между зафиксированным состоянием отдельных элементов комплекса имущества и действиями (бездействием) ООО «Тепловые сети».

Суд также полагает необходимым обратить особое внимание на то, что несмотря на указание в акте приема-передачи от 03.02.2016 (подписанном при заключении концессионного соглашения) на удовлетворительное состояние передаваемых в пользование ООО «Тепловые сети» объектов, в Приложении № 1 к договору № 7, а также в акте приема-передачи от 03.02.2016 прямо зафиксирована нулевые значения балансовая и остаточной стоимости всех без исключения объектов, в том числе спорных.

Убедительных пояснений относительно таких – изначально заданных и подтвержденных самим концедентом параметров объектов концессионного соглашения, в контексте утверждения о последующем повреждении данных объектов, Администрацией не приведено.

Следует отметить, что удовлетворение исковых требований Администрации в заявленном виде фактически приведет к возложению на Общество, утратившее статус концессионера, обязанности реализовать восстановительные мероприятия вопреки измененным правовым титулам, вне концессионного соглашения и без утвержденной на основе согласованного технического задания инвестиционной программы. Такое положение в прямой постановке противоречит предписаниям ГК РФ и Закона о концессионных соглашениях.

В дополнение следует подчеркнуть, что в целом муниципалитет не утратил возможности защитить свои права и охраняемые законом интересы иным предусмотренным законом способом в рамках отдельного разбирательства.

В частности, в силу разъяснений абзаца 4 пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7, в тех случаях, когда кредитор не может требовать по суду исполнения обязательства в натуре, должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением обязательства, если отсутствуют основания для прекращения обязательства, например, предусмотренные пунктом 1 статьи 416 и пунктом 1 статьи 417 ГК РФ (статья 15, пункт 2 статьи 396 ГК РФ).

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В иске отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья С.Ю. Дацук