ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-19258/2021 от 25.02.2022 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-19258/2021

25 февраля 2022 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Изосимова С.М.,

рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска

к обществу с ограниченной ответственностью «Полиглотики» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 680000, <...>)

о взыскании 67 000 руб. 00 коп.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Хабаровска (далее – Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Полиглотики» (далее – ООО «Полиглотики», Общество) о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в размере 67 000 руб. 00 коп.

Исковое заявление обосновано положениями статей 8, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) и мотивировано не обоснованным получением Обществом сумм субсидии на основании Постановления Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 28.12.2021 дело принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон, в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, делу присвоен номер А73-19258/2021.

Стороны были извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.

Отзыв в нарушение ст. 131 АПК РФ  ответчиком не представлен.

В силу части 1 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представление отзыва на исковое заявление не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.

21.02.2022 арбитражный суд принял решение по делу путем подписания резолютивной части решения, приобщенной к делу, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

22.02.2022 в арбитражный суд поступило заявление истца (входящий № 26312) о составлении мотивированного решения по правилам части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

По правилам части 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом составлено мотивированное решение.

Решение было принято судом после исследования материалов дела по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела ООО «Полиглотики» обратилось в налоговый орган ИФНС России по Центральному району г. Хабаровска с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.

На момент проведения проверки соответствия ответчика критериям, установленным пунктом 3 Правил, налоговый орган располагал следующим сведениям о налогоплательщике: основной вид экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРИП по состоянию на 1 июня 2020 года 88.91 (номер и наименование ОКВЭД) предоставление услуг по дневному уходу за детьми.

На основании изложенного, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, сделан вывод о соответствии налогоплательщика указанным критериям, произволен расчет размера субсидии, сформирован и направлен в Федеральное казначейство реестр для выплаты субсидии.

Согласно сведений расчетного счета Общества субсидия по постановлению Правительства РФ от 02.07.2020 № 976 на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции по реестру № 002 от 21.07.2020 в размере 67 000 руб. 23.07.2020поступила на расчетный счет ООО «Полиглотики» № 40702810900560000361, открытый в Банке ВТБ (ПАО), филиал «Центральный» в г. Москве, от межрегионального операционного УФК (Казначейство России), на основании платежного поручения от 23.07.2020 № 343342.

Впоследствии в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления № 976 установлено несоблюдение условий пункта 3 Правил, а именно: отсутствие у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 года недоимки по налогам и страховым взносам, что подтверждается следующим.

Согласно уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2018 год, представленной ООО «Полиглотики» в Инспекцию 26.05.2020 сумма налога подлежащего уплате составила 175 291 рубля.

Согласно налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2019 год. представленной ООО «Полиглотики» в Инспекцию 31.03.2020 сумма налога подлежащего уплате составила 212 095 рубля.

В соответствии с Карточкой «Расчеты с бюджетом» (далее - КРСБ) по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов ООО «Полиглотики» по состоянию на 1 июня 2020 года недоимка по налогу за 2018 - 2019 годы составляла 363 074 рублей. На момент подачи заявления 15.07.2020. задолженность ООО «Полиглотики» не погашена и составляла 363 074 рублей.

Согласно расчету по страховым взносам за 12 месяцев 2019 года, представленному ООО «Пожиглотики» в Инспекцию 11.03.2020 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет за отчетный период, составила 137 220 руб.:

1) по страховым взносам на ОПС - 100 628 руб., в том числе за последние три месяца из них: за первый месяц - 6 500 руб., за второй месяц – 6 688 руб., за третий месяц - 6 600 руб.;

2) по страховым взносам на ОМС - 23 327,40 руб., в том числе за последние три месяца из них из них: за первый месяц - 1 530 руб., за второй месяц – 1 550.40 руб., за третий месяц - 1 530 руб.;

3) по страховым взносам на ОСС - 13 264,60 руб.. в том числе за последние три месяца из ник из них: за первый месяц - 870 руб., за второй месяц - 881,60 руб., за третий месяц - 870 рубля.

Согласно уточненному расчету по страховым взносам за 1 квартал 2020 года, представленному ООО «Полиглотики» в Инспекцию 29.04.2020 в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, сумма страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет за отчетный период, составила 33 567,86 руб., в том числе:

1) по страховым взносам на ОПС - 24 616,43 руб., в том числе за последние три месяца из них: за первый месяц - 6 435 руб., за второй месяц - 6 435 руб., за третий месяц – 11 746,43 руб.;

2) по страховым взносам на ОМС - 5 706,54 руб., в том числе за последние три месяца из них: за первый месяц – 1 491,75 руб., за второй месяц - 1 491,75 руб., за третий месяц - 2 723,04 руб.,

3) по страховым взносам на ОСС - 3 244,89 руб., в том числе за последние три месяца из них: за первый месяц - 848,25 руб., за второй месяц - 848,25 руб., за третий месяц - 1 548,39 рубля.

В соответствии с Карточкой «Расчеты с бюджетом» (далее - КРСБ) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии ООО «Полиглотики» сумма страховых взносов в бюджет не уплачена, по состоянию на 1 июня 2020 года недоимка за 2019 год, а также за 1 квартал 2020 года составляла 27 828 рублей. На момент подачи заявления 15.07.2020, задолженность ООО «Полиглотики» не погашена и составляла 27 828 рублей.

В соответствии с КРСБ по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года ООО «Полиглотики» сумма страховых взносов в бюджет не уплачена, по состоянию на 1 июня 2020 года недоимка за 2019 год, а также за 1 квартал 2020 года составляла 7 593,90 рублей. На момент подачи заявления 15.07.2020, задолженность ООО «Полиглотики» не погашена и составляла 7 593,90 рублей.

В соответствии с КРСБ по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ООО «Полиглотики» сумма страховых взносов в бюджет не уплачена, по состоянию на 1 июня 2020 года недоимка за 2019 год, а также за 1 квартал 2020 года составляла 4 318,10 рублей. На момент подачи заявления 15.07.2020, задолженность ООО «Полиглотики» не погашена и составляла 4 318,10 рублей.

Таким образом, по состоянию на 01 июня 2020 года недоимка по страховым взносам составляла 39 740 рублей. На момент подачи заявления 15.07.2020, задолженность ООО «Полиглотики» не погашена и составляла 39 740 рублей.

В адрес ответчика сопроводительным письмом от 19.07.2021 № 10-28/12138 направлено уведомление о выявлении факта неправомерного (ошибочного) получения субсидии и необходимости возврата неправомерно полученной субсидии, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 02.07.2020 № 976.

06.08.2021 Инспекцией повторно в адрес ООО «Полиглотики» направлено письмо № 10-28/13344 о возврате неправомерно полученной субсидии.

Поскольку Обществом полученные суммы субсидии в размере 67 000 руб. добровольно не возвращены, Инспекция обратилась в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ, суд признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2020 № 976 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции" утверждены правила предоставления субсидий малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям на проведение мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (далее - Постановление № 976).

Субсидия предоставляется единоразово на безвозмездной основе в целях частичной компенсации затрат получателей субсидий, связанных с проведением в 2020 году мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (пункт 1).

Субсидии предоставляются на основании реестра получателей субсидий для перечисления субсидий, формируемого Федеральной налоговой службой, по форме согласно приложению № 1 (далее - реестр получателей субсидий), в пределах доведенных в установленном порядке до Федерального казначейства как получателя средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил (пункт 2).

Пунктом 3 указанных Правил определены условия для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии:

а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) (далее - налоговый орган) заявления о предоставлении субсидии по форме согласно приложению N 2 (далее - заявление) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет налогоплательщика - юридического лица (личный кабинет налогоплательщика - индивидуального предпринимателя) (далее - кабинет налогоплательщика) или в виде почтового отправления;

б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";

в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 10 июня 2020 г., к отраслям российской экономики, требующим поддержки для проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, согласно приложению N 3, или включение объектов туристской индустрии, включающих гостиницы, номерной фонд которых не превышает 100 номеров, горнолыжные трассы, пляжи, принадлежащие получателю субсидии на праве собственности или на ином законном основании, в единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс, пляжей по состоянию на 10 июня 2020 г. в соответствии с Федеральным законом "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

г) получатель субсидии (организация) не находится в процессе ликвидации, в отношении ее не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц, получатель субсидии (индивидуальный предприниматель) на дату получения субсидии не прекратил деятельность физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, не снят с учета в налоговых органах;

д) у получателя субсидии по состоянию на 1 июня 2020 г. отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3 000 рублей (при расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления).

В соответствии с пунктом 5 Постановления N 976 размер субсидии определяется как сумма средств на расходы, осуществляемые в целях проведения мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции, включающая первоначальные расходы в фиксированном размере 15 000 рублей и текущие расходы, рассчитываемые как произведение 6 500 рублей на количество работников в мае 2020 г.

Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 1 февраля 2016 г. N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Ответственность за достоверность информации, указанной в абзаце третьем настоящего пункта, несет получатель субсидии.

Согласно пункту 6 Постановления N 976 для получения субсидии получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган в период с 15 июля по 15 августа 2020 г. (включительно).

Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктами 3 и 4 настоящих Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации. (П. 8 Постановления N 976).

Федеральная налоговая служба в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении субсидии в течение 3 рабочих дней со дня направления заявления производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил, формирует реестр получателей субсидий в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи, и направляет его в Федеральное казначейство.

Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра получателей субсидий, в том числе путем передачи реестра получателей субсидий в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидий. (п. 9 Постановления N 976).

Применительно к абз. 2 п. 7 Постановления N 976 основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются нарушение условий включения получателя субсидии в реестр получателей субсидий, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил.

В рассматриваемом случае, обращаясь с заявлением о предоставлении субсидии в соответствии с Постановлением N 976, ООО «Полиглотики» подтвердило его соответствие всем указанным в п. 3 Правил условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии, в том числе отсутствие недоимки по налогам и страховым взносам.

Между тем, как следует из материалов дела, на дату подачи заявления о предоставлении субсидии у Общества имелась задолженность по налогам и страховым взносам в общем размере 402 814 руб.

Следовательно, субсидия была перечислена Обществу без соответствующих на то оснований в нарушение пп. "д" п. 3 Правил предоставления субсидии № 976.

В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.

В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

В случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (п. 3.1 ст. 78 БК РФ).

Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие неосновательного обогащения.

Исходя из названной нормы следует, что гражданские права и обязанности могут возникнуть вследствие неосновательного обогащения.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.

Того же подхода придерживается Европейский Суд по правам человека, который полагает, что в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, даже вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения (п. 4.2 Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П).

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения, техническая ошибка, допущенная налоговым органом при рассмотрении заявления Общества и формировании реестра получателей субсидии, не является безусловным основанием для освобождения ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные денежные средства.

Установленные судом обстоятельства, свидетельствуют о недобросовестности ответчика при обращении в налоговый орган с заявлением о предоставлении субсидии, поскольку ответчику на дату обращения было известно о несоответствии условиям для включения получателя субсидии в реестр в целях предоставления субсидии ввиду наличия недоимки по налогам.

Факт нарушения условий предоставления субсидии ООО «Полиглотики», о которых ответчик не мог не знать, был допущен в следствие недобросовестного поведения ответчика, что является основанием для возврата средств субсидии (аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда российской Федерации № 306-ЭС20-5260 от 12.05.2020).

В силу разъяснений Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.07.2020 N 32-П участники соответствующих правоотношений должны в разумных пределах иметь возможность предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (Постановление от 20 июля 2011 года N 20-П). Принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют гражданам, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).

Вместе с тем, проанализировав указанные разъяснения Конституционного Суда РФ, суд полагает, что в данном конкретном случае они не подлежат применению, ввиду установления судом недобросовестности со стороны Общества при получении субсидии, а также принимая во внимание особый правовой статус ответчика – лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность.

Согласно пункту 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

В сфере предпринимательской деятельности действует стандарт добросовестного поведения участников отношений.

Назначение субъективного права состоит в предоставлении уполномоченному субъекту юридически гарантированной возможности удовлетворять потребности, не нарушая при этом интересов других лиц, общества и государства.

Если субъективное право осуществляется в противоречии с назначением, происходит конфликт между интересами общества и конкретного лица.

По смыслу статьи 10 ГК РФ злоупотребление правом имеет место в случае, когда субъект поступает вопреки норме, предоставляющей ему соответствующее право, не соотносит поведение с интересами общества и государства, не исполняет корреспондирующую данному праву юридическую обязанность (определение Верховного Суда РФ от 03.02.2015 № 32-КГ14-17).

Общество обязано добросовестно исполнять возложенные на него обязанности по предоставлению сведений и нести ответственность за достоверность представленных сведений.

При этом ответчик имел время и возможность проверить наличие задолженности по состоянию на 01.06.2020 через Личный кабинет налогоплательщика либо посредством обращения за соответствующей информацией через ТКС в налоговый орган сверить состояние расчетов по налогам и сборам и погасить недоимку в срок с 15.07.2020 по 15.08.2020 (срок подачи заявлений по постановлению № 976). Риск несовершения указанных действий лежит на ответчике.

Поскольку Постановление Правительства РФ № 976, в силу положений ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона N 5-ФЗ от 14.06.1994, опубликовано в официальных источниках, следовательно, у ответчика была возможность подать заявление, соблюдая пункт 3 названного постановления, однако, таких действий ответчиком не выполнено.

Правила, предусмотренные статьей 1102 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Обязательства из неосновательного обогащения относятся к числу охранительных, внедоговорных правоотношений. Задачей этих обязательств является защита имущественных прав и интересов стороны в виде обеспечения потерпевшему восстановления его имущественной сферы путем возврата имущества неосновательно обогатившимся лицом.

Пункт 3.1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Указанные правила в равной мере распространяются и на отношения, связанные с реализацией Постановления N 976, независимо от наличия специальной нормы о возврате субсидии в Постановлении Правительства № 976.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453, возврат субсидии возможен при выдаче субсидии лицу, не имеющему по субъективным либо объективным критериям права на ее получение (нарушение условий предоставления субсидии).

Ввиду изложенного, суд делает вывод, что у ответчика не возникло право на приобретение спорной субсидии, а дальнейший отказ от ее возврата является неправомерным.

Таким образом, техническая ошибка, допущенная при рассмотрении заявления ООО «Полиглотики» и формировании реестра получателей субсидии, не может освобождать ответчика от обязанности возвратить неосновательно полученные средства.

Учитывая, что Общество не соответствовало критериям, указанным в Постановлении № 976 требование о взыскании в доход федерального бюджета суммы неосновательного обогащения в заявленном размере подлежит удовлетворению.

Таким образом, налоговым органом в соответствии со ст. 65 АПК РФ доказано возникновение на стороне ответчика неосновательного обогащения в виде необоснованно полученной субсидии, в связи с чем требование ИФНС по Центральному району г. Хабаровска о взыскании с ООО «Полиглотики» в доход федерального бюджета неосновательного обогащения в размере  67 000 руб. удовлетворено.

Исковые требования налогового органа в данном случае направлены на обеспечение восстановления имущественных интересов государства.

Государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины (ч. 3 ст. 110 АПК РФ).

В силу пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы освобождены от уплаты госпошлины.

С учетом того, что исковые требования удовлетворены в полном объеме с ООО «Полиглотики» подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в размере 2 680 руб. (пп. 1, п. 1 ст. 333.21 НК РФ).

Руководствуясь статьями 110, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Полиглотики» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета неосновательное обогащение в размере 67 000 руб. 00 коп., а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 680 руб.

Арбитражный суд составляет мотивированное решение по заявлению лица, участвующего в деле, которое может быть подано в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции – Арбитражный суд Дальневосточного округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 АПК РФ.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Решение вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае составления мотивированного решения арбитражного суда решение вступает в законную силу по истечении срока, установленного для подачи апелляционной жалобы. В случае подачи апелляционной жалобы решение арбитражного суда первой инстанции, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Судья                                                                            С.М. Изосимов