Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-19627/2020
10 марта 2021 года
Резолютивная часть судебного акта объявлена 02.03.2021.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи С.Ю. Дацука,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем Д.Д. Назаровой,
рассмотрел в заседании суда дело
по иску Прокуратуры Хабаровского края в публичных интересах (ОГРН <***>, ИНН <***>, 680000, <...>)
к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>, 681070, Хабаровский край, Комсомольский район, с. Пивань), обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>, 681085, <...>)
о признании недействительным договора, применении последствий недействительности сделки,
при участии в судебном заседании:
от истца – ФИО1, прокурор, удостоверение № 275517 (до перерыва);
от ответчиков:
от Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края – ФИО2, представитель, доверенность № 15-7/3251 от 08.05.2020;
от ООО «Жилищно-коммунальный участок № 2» – не явился, извещен надлежащим образом.
Прокуратура Хабаровского края обратилась с исковым заявлением к Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (далее – Администрация) и обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» (далее – ООО «ЖКУ № 2») о признании недействительным договора аренды муниципального имущества от 23.10.2018 № 4, заключенного между Администрацией и ООО «ЖКУ № 2», и применении последствий недействительности ничтожной сделки, путем обязания ООО «ЖКУ № 2» возвратить Администрации имущество, переданное по указанному договору.
Исковые требования мотивированы передачей муниципального имущества, используемого для оказания услуг в сфере теплоснабжения и водоснабжения населения, в пользование в порядке предоставления муниципальной преференции вопреки положениям гражданского законодательства, в соответствии с которым спорные объекты жилищно-коммунального назначения могут быть переданы в пользование только на основании концессионного соглашения, заключенного по результатам проведения конкурса или аукциона.
Иск нормативно обоснован положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) о сделках и порядке их заключения и исполнения, а также предписаниями специального законодательства – положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции)
В отзывах на иск ответчики выразили несогласие с заявленными требованиями. Имущество, переданное Администрацией в аренду ООО «ЖКУ № 2» по спорному договору, является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения, которая вместе с имуществом, принадлежащим ООО «ЖКУ № 2» на праве собственности, образует единую сеть инженерно-технического обеспечения.
В судебном заседании до перерыва истец настаивал на удовлетворении исковых требований, представитель Администрации поддержал правовую позицию по спору, отраженную в отзыве.
ООО «ЖКУ № 2», уведомленное о начатом судебном разбирательстве в порядке статьи 123 АПК РФ, явку представителя не обеспечило.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившегося лица, с соблюдением статьи 156 АПК РФ.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя истца, Администрации, арбитражный суд
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением от 23.10.2018 № 1218 Администрацией предоставлена муниципальная преференция ООО «ЖКУ № 2» путем передачи в аренду на срок с 01.01.2019 по 31.12.2028 муниципального имущества коммунального назначения (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение), расположенного в сёлах Селихино, Гайтер, Верхнетамбовском Комсомольского района Хабаровского края.
23.10.2018 между Администрацией (арендодатель) и ООО «ЖКУ № 2» (арендатор) на основании части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении, части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 8, 9 части 1, части 9, части 10, части 11 статьи 17.1, пункта 13 части 1, пункта 4 части 3 статьи 19 Закона о защите конкуренции, постановления администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края от 14.05.2018 № 476 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Комсомольском муниципальном районе на 2019-2030 годы» заключен договор аренды муниципального имущества № 4.
В соответствии с пунктом 1.1 договора арендодатель передает, а арендатор принимает во временное владение и пользование муниципальное имущество согласно приложению № 1 к договору, для эксплуатации его по назначению.
Пунктом 1.3 срок договора установлен с 01.01.2019 по 31.12.2028.
Согласно пункту 2.2.2 договора арендатор обязуется эксплуатировать имущество в целях и в порядке, которые установлены договором, предоставлять потребителям товары, оказывать услуги в сфере теплоснабжения и водоснабжения в сёлах Гайтер, Селихино Комсомольского района Хабаровского края; услуги в сфере электроснабжения в селе Верхнетамбовском Комсомольского района Хабаровского края; организовывать водоснабжение в сёлах Селихино, Гайтер, Большая Картель, Даппы, Верхнетамбовском Комсомольского района Хабаровского края; обеспечивать возможность получения потребителями соответствующих товаров, услуг, а также подключать потребителей к объектам тепло-, водо-, электроснабжения и водоотведения.
В порядке реализации требований национального законодательства о придании гражданским правам и обременениям режима публичной достоверности, договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю 14.11.2018.
Актом приема-передачи от 23.10.2018 Администрация передала спорное имущество ООО «ЖКУ № 2».
Переданное по оспариваемому договору имущество находится в собственности Комсомольского муниципального района Хабаровского края, значится в реестре муниципального имущества района.
По результатам проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю проверки в действиях администрации Комсомольского муниципального района выявлено наличие признаков нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившихся в передаче ООО «ЖКУ № 2» по договору аренды муниципального имущества теплоснабжения, водоснабжения без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.
Ссылаясь на то, что оспариваемой сделкой нарушаются права и законные интересы Комсомольского муниципального района Хабаровского края, интересы потребителей тепловой энергии, водоснабжения, Прокуратура Хабаровского края обратилась в суд с настоящим иском.
Публично-правовым образованием, в интересах которого предъявлено исковое заявление, является Комсомольский муниципальный район Хабаровского края.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, арбитражный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
Пунктом 1 статьи 166 ГК РФ установлено, что сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
В силу разъяснений, изложенных в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды.
Частью 1 статьи 52 АПК РФ установлено право обращения прокурора в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе в порядке, установленном главой 5 указанного Федерального закона (то есть в порядке муниципальной преференции).
Указанный порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (часть 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии со статьями 1, 3, 4 Закона о концессионных соглашениях, по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Согласно части 1.1 статьи 6 Закона о теплоснабжении полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1.1 статьи 6 Закона о водоснабжении и водоотведении предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью первой статьи 28.1 Закона о теплоснабжении установлено, что передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры.
Согласно части 3 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы (одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами (владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно статьей 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, договор аренды систем и (или) объектов (централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведении, отдельные объекты {таких систем), заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольном законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования Извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети, и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (часть 3 статьи 41.1 указанного закона).
В силу части 5 статьи 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня официального опубликования данного Федерального закона (08.05.2013) и до 1 января 2015 года допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.
Таким образом, федеральным законодательством установлена специальная императивная норма, согласно которой в случае, если срок эксплуатации объекта водоснабжения и водоотведения, находящегося в муниципальной собственности, превышает 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, то предоставление такого имущества юридическому лицу осуществляется исключительно на основании концессионного соглашения. При этом, возможность заключения договора аренды в отношении указанного имущества существовала только до 01.01.2015.
Поскольку дата ввода в эксплуатацию объектов теплоснабжения, год постройки части объектов водоснабжения и водоотведения, переданных по договору аренды, превышает 5 лет, указанные объекты теплоснабжения, водоснабжения не могут быть переданы в пользование по договору аренды без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении таких объектов.
Переданное по договору муниципальное имущество представляет собой объекты жилищно-коммунального назначения, используется для оказания услуг в сфере теплоснабжения и водоснабжения населения, в связи с чем, исходя из анализа вышеприведенных нормативных актов, такое имущество не может быть передано в пользование в порядке предоставления муниципальной преференции.
Действующий договор аренды не предусматривает обязанность арендатора производить реконструкцию и модернизацию объектов теплоснабжения. Непринятие мер по передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения по концессионному соглашению на условиях конкурса приводит к несвоевременной реконструкции объектов жилищно-коммунального назначения, с момента постройки которых прошло значительное время, что может повлечь возникновение аварийных ситуаций и, как следствие, прекращение подачи тепла населению и организациям, в том числе учреждениям образования и здравоохранения, поскольку на лицо, которое осуществляет использование данного имущества, не возложена обязанность его реконструкции или модернизации, что в свою очередь не способствует повышению качества оказания жилищно-коммунальных услуг.
Кроме того, заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования из муниципального имущества, возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров (статья 17.1 Закона о конкуренции).
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения, действия, в том числе органами местного самоуправления, если такие соглашения или действия приводят или могут привести к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Из пункта 1 статьи 422 ГК РФ следует, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Поскольку объекты, переданные по договору, относятся к имуществу, которое в силу действующего законодательства может быть передано в пользование третьим лицам только на основании концессионного соглашения, договор аренды от № 4 от 23.10.2018 является ничтожной сделкой.
Оспариваемым договором нарушаются права и законные интересы Комсомольского муниципального района Хабаровского края, интересы населения, в том числе потребителей тепловой энергии, поскольку основной целью управления муниципальным имуществом является эффективное распоряжение этим имуществом и получение наибольшей прибыли для решения вопросов местного значения, то есть вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. При закреплении имущества на праве аренды данная цель не достигается.
Ссылка ответчиков на пункт 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции и экспертное заключение от 21.05.2020 судом не приняты ввиду следующего.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, осуществляется без проведения торгов при предоставлении указанных прав на имущество лицу, обладающему правам владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, положения пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции могут применяться только при обязательном соблюдении двух условий: участок сети инженерно-технического обеспечения, подлежащий передаче, должен являться частью соответствующей сети, которая находится во владении или пользовании у лица, претендующего на такой участок сети, и данные часть сети и сеть являются технологически связанными.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации система коммунальной инфраструктуры – комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 № 83, сети инженерно-технического обеспечения – совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепловодоснабжения и водоотведения; технологически связанные сети – это принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 5 статьи 2 Закона о теплоснабжении установлено, что тепловая сеть – совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок.
В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Закона о теплоснабжении, система теплоснабжения – совокупность источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок, технологически соединенных тепловыми сетями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о теплоснабжении источник тепловой энергии – устройство, предназначенное для производства тепловой энергии.
Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – Правила), утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115, источник тепловой энергии (теплоты) определен как теплогенерирующая энергоустановка или их совокупность, в которой производится нагрев теплоносителя за счет передачи теплоты сжигаемого топлива, а также путем электронагрева или другими, в том числе нетрадиционными способами, участвующая в теплоснабжении потребителей.
В свою очередь указанными Правилами котельная определена как комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в том числе установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельно-вспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В соответствии с пунктом 3.1 «Свода правил 89.13330.2012. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП И-35-76», утвержденных Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 № 281, котельная – комплекс зданий и сооружений с котельными установками и вспомогательным технологическим оборудованием, предназначенными для выработки тепловой энергии в целях теплоснабжения.
Согласно экспертному заключению от 21.05.2020, пояснениям представителя ответчика в судебном заседании, принадлежащее ООО «ЖКУ № 2» на праве собственности имущество – это оборудование, установленное в котельной, на иных арендованных арендатором объектах взамен устаревшего, вышедшего из строя.
Таким образом, данное оборудование является неотъемлемой частью тепловых электроустановок котельной, и не может выступать имуществом, составляющим единый технологический комплекс с муниципальными объектами теплоснабжения применительно к положениям пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно части 2 статьи 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая, что договор аренды признан судом недействительным (ничтожным), требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки также подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Признать недействительным договор аренды муниципального имущества № 4 от 23.10.2018, заключенный между Администрацией Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) и обществом с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>).
Применить последствия недействительности ничтожной сделки, обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>) возвратить Администрации Комсомольского муниципального района Хабаровского края (ОГРН <***>, ИНН <***>) имущество в следующем составе:
Теплоснабжение п. Селихино:
1)тепловая трасса, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, от здания котельной по улице Кооперативная, 11 до здания по улице Молодежная, 6а и Торговая, 22; протяженностью 348,3 п. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1738;
2)тепловая трасса, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, от котельной по ул. Комсомольская 5а, до жилых домов по ул. Комсомольская и по ул. Торговая; протяженностью 1096 п. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1727;
3)тепловая трасса, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, от здания котельной к жилым домам № 69, № 71 по ул. Деповская; протяженностью 540 п. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1696;
4)тепловая трасса, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, от точки врезки в сущ. теплотрассу в районе жилого дома № 69 по ул. Деповская до жилого дома № 67 по ул. Деповская; протяженностью 164 п. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:3374;
5)котельная с оборудованием: котел водогрейный марки КВр - 0,6 (комплектность котел, вентилятор дутьевой с электродвигателем, комплект задвижек), дымоход самодельный, дымосос марки ДН - 3,5, труба дымовая (20 метров, 500 диаметр), компрессор, головка компрессорная № 4774, дизель-генераторная установка Baifa BF-C65, приемная емкость 7,5м3, резервуар 8м3, резервуар для хранения воды 360м3, резервуар смеситель, емкость, емкость, емкость под воду 12 м3, емкость под воду 12 м3, электрооборудование насосной группы (щит управления), прибор учета электроснабжения), местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Деповская, 72; площадью 217,1 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:2275;
6)котельная с оборудованием (котел водогрейный с механической топкой КВм-1,45 заводской № 044; котел водогрейный с механической топкой КВм-1,45 заводской № 045, год ввода в эксплуатацию 2015; котел отопительный водогрейный КВм-1,45, заводской № 2441, год ввода в эксплуатацию 2017; котел отопительный водогрейный КВм-1,45, заводской
№ 2440, год ввода в эксплуатацию 2017; теплообменник; дробилка ДУ-1; дымосос марки ДН-9; компрессорная установка; насос сетевой с электродвигателем марки КМ80-50-200-С; ограждение тех. территории; щит управления котлами; щит управления котлами; щит управления котлами; щит управления котлами; щит управления котлами; электрооборудование котельной; дымовая труба; транспортерная лента углеподачи; резервуар для хранения воды (75 м3); резервуар для хранения воды (75 м3) (резерв); дизель генератор марки АД 100С-Т400-1Р; местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Комсомольская, 5а; площадью 355,1 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:3144;
7) котельная с оборудованием: котел марки КВр - 0,4 (комплектность
котел, вентилятор дутьевой с электродвигателем, комплект задвижек); котел марки КВр - 0,4 (комплектность котел, вентилятор дутьевой с электродвигателем, комплект задвижек); котел марки КВр - 0,4 (комплектность котел, комплект задвижек); дымоход самодельный; труба дымовая (25 метров, 900 диаметр); электрооборудование насосной группы; резервуар для хранения воды; емкость для воды; ресивер № 981; дизель-генераторная установка Baifa BF-C65, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Кооперативная, д.11, площадью 104,7 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1894.
Теплоснабжение с. Гайтер:
8)котельная для школы и детского сада с оборудованием (котел марки КВр-0,4, заводской № 1129, насос сетевой с электродвигателем марки 1К20/30У3.1, заводской № 07М379, насос сетевой с электродвигателем марки 1К20/30У3.1, заводской № 07М375, дымоход, электрооборудование котельной, емкость под воду объемом 2 м3, дизель-генератор GEP55- 1 40кВт (резерв)), местонахождение объекта: Комсомольский район, с. Гайтер, пер. Школьный, 4; площадью 77,3 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050115:585;
9)тепловая трасса от котельной до здания школы и детского сада, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Гайтер; протяженностью 106 п. м.; кадастровый номер: 27:07:0050115:1012;
Электроснабжение с. Верхнетамбовское:
10)внутрипоселковые линии электропередач ВЛ- 0,4кВ, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Верхнетамбовское; протяженностью 2,854 км.; кадастровый номер: 27:07:0050104:199;
11)дизельная электростанция с оборудованием (дизель-генератор АД 100с, дизель-генератор АД 100с, дизель-генератор GEP33- 3 24кВт (резерв), дизель-генератор АД60, емкость, емкость, емкость, щитовое распределительное устройство), местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Верхнетамбовское, ул. Новая, 1; площадью 81,7 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050104:271;
Водоснабжение и водоотведение с. Селихино:
12)насосная станция и артезианская скважина № 2, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино; площадью 34,3 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1687;
13)насосная станция артезианская скважина № 3, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, площадью 34,3 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1746;
14)скважина, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Деповская; глубиной 54 м;
15)водозабор, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Деповская, 74; площадью 30,9 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:2256;
16)сети водоснабжения тусм-4, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Комсомольская д.9-д.1, ул. Торговая, д.25а, база ТУСМ-4; протяженностью 945 м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1726;
17)подземная станция переключения в составе сети водоснабжения, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Комсомольская;
18)очистные сооружения, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Комсомольская; площадью 385,7 кв. м.; кадастровый номер 27:07:0050112:1754;
19)насосная станция 2-го подъема на базе тусм-4, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Комсомольская, площадью 30,7 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:00501 12:1745;
20)канализационная сеть, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино, ул. Комсомольская - территория ТУ-4 очистные сооружения, канализационная сеть; протяженностью 1206 п.м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1842;
21)водоводы (внешние сети) ТУСМ-4, местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино; протяженностью 1803,5 п. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1728;
22)станция и скважина, насосная станция и артезианская скважина № 6 (резерв), местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино; площадью 34,3 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:0050112:1747;
23)насосная станция и артезианская скважина № 5 (резерв), местонахождение объекта: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Селихино; площадью 34,3 кв. м.; кадастровый номер: 27:07:00501 12:1687;
24)автоцистерна (гос. per. знак В039См27, VIN- XVU56274PC000007, марка АЦПТ-9,5-65115, год выпуска 2012, цвет оранжевый).
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальный участок № 2» (ОГРН <***>, ИНН <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 000 руб.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья С.Ю. Дацук