ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-19815/2017 от 02.04.2018 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                            дело № А73-19815/2017

09 апреля 2018 года

Резолютивная часть судебного акта объявлена 02 апреля 2018 года

Арбитражный суд Хабаровского края в составе

судьи Серга Д.Г.,

при ведении протокола судебного заседания Пешковым Ф.Ю.,   Скрипкиным А.В. – секретарями судебного заседания,

рассмотрел в заседании суда дело по уточненному  заявлению Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 188» (ИНН 2724022669, ОГРН 1022701283440)

к Государственному учреждению – Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 7),

о признании недействительным решения ГУ - ХРО ФСС РФ (Филиал № 7) от 13.09.2017 № 256 в части взыскания недоимки в сумме 45 529,10 руб., пени в сумме 4 109,29 руб., штрафа в сумме 9 366,83 руб.,

при участии:

от Учреждения  – Молчанова Е.А. по доверенности от 10.01.2018                   (до перерыва);

от Фонда социального страхования  –  Николенко Я.Ю. по доверенности от 09.01.2018 № 2.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 26.03.2018 до 02.04.2018.

У С Т А Н О В И Л:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 188» (далее – заявитель, Учреждение, МАДОУ № 188) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ),  к Государственному учреждению – Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал № 7) (далее – Фонд социального страхования, ГУ - ХРО ФСС РФ) о признании недействительным решения  от 13.09.2017 № 256 «О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации) (далее – решение) в части взыскания недоимки в сумме 45 529,10 руб., пени в сумме 4 109,29 руб., штрафа в сумме 9 366,83 руб.

В судебном заседании представитель МАДОУ № 188  на заявленных требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении. 

Представитель Фонда социального страхования в судебном заседании относительно предъявленных требований возражала по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

В ходе судебного разбирательства установлены следующие обстоятельства.

Фондом проведена выездная проверка МАДОУ № 188 по вопросам правильности  исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления)  страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.

В ходе проверки Фондом установлено, что страхователем в нарушение части 1 статьи 7 и части 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон 212-ФЗ), действовавшего в спорный период, страхователем не включены в объект обложения и базу для начисления страховыми взносами суммы выплат по договорам гражданско-правового характера, являющимися  по содержанию и форме расчетов трудовыми договорами, но трактуемыми  страхователем как договоры возмездного оказания услуг.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте выездной проверки от 09.08.2017 № 408, по результатам рассмотрения которого  заместителем  директором Фонда принято решение от 13.09.2017 № 256 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Обществу начислен штраф в размере 9 366, 83 руб., пени в размере 4 182, 06 руб., а также предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 46 834, 10 руб.

Не согласившись с решением Фонда социального страхования  в части признания МАДОУ № 188  виновным в нарушении части 1 статьи  7 и части  1 статьи  8 Закона 212-ФЗ в части требования об уплате недоимки, начисленной по договорам гражданско-правового характера, заключенных на оказание платных дополнительных образовательных услуг,  в размере 45 529, 10 руб., а также требования по уплате пени в размере 4 109, 29 руб., и применунного в качестве ответственности штрафа в размере 9 366, 83 руб., заявитель обратился с рассматриваемым заявлением в суд.

Требования заявителя  обоснованы тем, что  в  штатном расписании отсутствуют должности руководителя  театрального кружка, педагога  по рисованию, хореографа, тренера по каратэ и др. Заявитель считает, что  договоры соответствуют нормам гражданского законодательства,  по своей природе являются договорами гражданско-правового характера. 

Возражения Фонда социального страхования  сводятся к тому, что в договорах гражданско-правового характера содержатся признаки трудового договора, поскольку:  конкретный объем подлежащих выполнению работ не определен; оплата производилась в процентном отношении от общей суммы фактических оказанных услуг; оплата производилась ежемесячно, согласно расчетно-платежной ведомости и включалась в сводную расчетную ведомость; работа выполнялась не разовая; исполнялись определенные трудовые функции; отношения сторон носят длительный характер; работа выполнялась лично, без привлечения к исполнению обязанности других лиц; оговорен конкретный вид поручаемой работы, условия оплаты труда.

Выслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив в рамках статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности и взаимосвязи представленные сторонами доказательства, приведенные ими доводы и возражения, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»  (далее - Закон № 255-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Пунктом 1 части 1 статьи 2.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрено, что страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе: организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Согласно статье 4.4 Закона № 255-ФЗ правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Законом № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе - организации.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Частью 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 9 № 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов помимо выплат, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договору авторского заказа, договору об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательскому лицензионному договору, лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Исходя из статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, буквальное значе­ние условий договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с други­ми условиями и смыслом договора в целом.

Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения воз­никают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии со статьями 57 - 62 Кодекса.

Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимает соглашение между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении рабо­тодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Соответственно, при работе по трудовому договору правовой регламентации подлежит сам процесс труда и условия его применения. В отличие от этого в гражданском правоотно­шении процесс труда и условия его применения находятся за пределами обязательственного правоотношения.

При этом наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного ос­нования для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому контракту. Определяющие значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков граж­данско-правового или трудового договоров.

Договор возмездного оказания услуг содержит некоторые похожие условия с трудовым договором, поскольку предметом договора возмездного оказания услуг является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им иной определенной деятельно­сти (статья 779 Гражданского кодекса Российской Федерации), которая, как правило, не со­провождается созданием овеществленного результата. Кроме того, согласно статье 780 Гражданского кодекса Российской Федерации, исполнитель по общему правилу обязан ока­зать услуги лично.

Вместе с тем, существуют признаки, позволяющие отграничить трудовой договор от гражданско-правовых договоров: выполнение работы по трудовому договору предполагает включение работника в производственную деятельность общества; трудовой договор преду­сматривает подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, его составным эле­ментом является выполнение в процессе труда распоряжений работодателя, за ненадлежащее выполнение которых работник может нести дисциплинарную ответственность; согласно трудовому договору работник осуществляет выполнение работ определенного рода, а не ра­зовое задание заказчика.

Лицо, оказывающее услуги по гражданско-правовому договору, напротив не подчиняет­ся трудовой дисциплине, не имеет строго определенного режима работы, самостоятельно ор­ганизовывает свой труд, в том числе и с точки зрения обеспечения соответствующих усло­вий своего труда, сам выбирает методы и способы исполнений поручений, у него нет долж­ностной инструкции, в пределах которой он выполняет свои функции.

Из представленных в материалы дела доказательств, суд установил, что в 2014, 2015, 2016 годах МАДОУ № 188  с физическими лицами заключались типовые договоры на оказание платных дополнительных образовательных услуг (далее – договор), предметом которых являлось оказание исполнителями - физическими лицами платных дополнительных образовательных услуг по обучению, в том числе;

- основам  компьютерной грамотности;

- театральной  деятельности;

 -  чтению, развитию речи;

- рисованию;

-  каратэ;

- пению;

-  спортивным танцам;

- общению (занятия с психологом. Азбука общения);

-  плаванию;

Из Положений о порядке оказания платных дополнительных образовательных услуг в МАДОУ № 188  на 2014, 2015, 2016, утвержденных 01.01.2014, 01.02.2015, 01.09.2016 соответственно  следует, что:   

- деятельность по оказанию платных образовательных услуг предусмотрена уставом учреждения (п. 1.3);

-учреждение предоставляет платные образовательные услуги в целях наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей граждан, (п. 1.4);

-учреждение  создает необходимые условия для проведения платных дополнительных образовательных услуг в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (п. 3.1.2);

-   учреждение обеспечивает  кадровый состав   и оформляет договоры возмездного оказания платных дополнительных услуг (п. 3.1.3 в  редакции 2014 г.), обеспечивает кадровый состав и оформляет трудовые договоры и договоры возмездного оказания платных дополнительных образовательных услуг (п. 3.1.3 в редакции 2015 г.), обеспечивает исполнителей  и оформляет договоры возмездного оказания платных дополнительных услуг  (п.3.1.3 в  редакции 2016 г.);

- место оказания платных услуг определяется в соответствии с расписанием организации образовательного процесса (п.3.1.10);

-   продолжительность занятий устанавливается от 15 до 45 (30)   минут в зависимости от возраста обучающихся и оказываемых услуг в соответствии с расписанием занятий по оказанию платных услуг  (п.3.1.12);

-     средства,  полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, расходуются  на  оплату оказанных услуг работникам, занятым в сфере платных дополнительных образовательных  услуг (п. 5.2 в редакции 2014).  Средства,  полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, направляется на покрытие фактической себестоимости услуг, в том числе на оплату труда работников, непосредственно занятых оказанием платных услуг (п.4.4 в  редакции 2015).   Средства,  полученные от оказания платных дополнительных образовательных услуг, направляется на покрытие фактической себестоимости услуг, в том числе на оплату услуг исполнителей, непосредственно занятых оказанием платных услуг (п.4.4 в  редакция 2016).      

Из анализа представленных договоров установлено:

- конкретный объем подлежащих выполнению работ не определен;

- оплата производилась в процентном отношении от общей суммы фактически оказанных услуг. (При этом оплата производилась ежемесячно, согласно расчетно-платежной ведомости и включалась в сводную расчетную ведомость);

- установлено, что работа выполнялась не разовая, а исполнялись определенные трудовые функции, отношение сторон договора носят длительный характер;

- работа по договорам выполнялась лично, без привлечения к исполнению своих обязанностей других лиц;

- оговорен конкретный вид поручаемой работы, условия оплаты труда.

Таким образом, спорные гражданско-правовые договоры фактически регулировали трудовые отношения, поскольку имели систематический характер (заключались периодически с одними и теми же лицами в течение длительного периода времени), закрепляли в предмете договора трудовую функцию (выполнение исполнителем (работником) работ определенного рода, а не разового задания заказчика); в договорах отсутствовал конкретный объем работ (значение для сторон имел сам процесс труда, а не достигнутый в результате этого результат); работнику обеспечивались работодателем условия труда и осуществлялся контроль.

Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства будет установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части 4 статьи 11 ТК РФ должны применяться положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права

Учитывая изложенное, суд полагает обоснованными доводы Фонда о том, что произведенные заявителем выплаты подлежали включению в базу для начисления страховых взносов, в связи с чем оспариваемое решение Фонда в части доначисления соответствующих страховых взносов, пени и штрафов вынесено в соответствии с требованиями Закона № 212-ФЗ.

Как следует из заявления и пояснений представителя заявителя, спора относительно размера доначисленных страховых взносов, пеней и штрафа не имеется. Судом расчет Фонда проверен, признан верным.

Довод об отсутствии соответствующих должностей в штатном расписании учреждения судом отклоняется, поскольку как обоснованно указал Фонд, указанные обстоятельства не могут служить безусловным основанием для признания спорных договоров гражданско-правовыми, а свидетельствуют исключительно о нарушениях работодателем норм действующего законодательства о труде и об ущемлении законных прав работников в области социального обеспечения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 19.05.2009 № 597-О-О, из приведенных в статьях 15, 56 Трудового кодекса определений «трудовые отношения», и «трудовой договор»  не вытекает, что единственным критерием для квалификации сложившихся отношений в качестве трудовых является осуществление лицом работы по должности в соответствии со штатным расписанием, утвержденным работодателем.

Правовая квалификация спорных правоотношений осуществлена судом на основании исследования и оценки представленных сторонами в материалы дела доказательств в их совокупности в соответствии со статьей 71 АПК РФ.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Фонда социального страхования  в оспариваемой части законно и обоснованно, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Государственная пошлина в сумме 3000 руб. за рассмотрение дела в арбитражном суде первой инстанции в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежит отнесению на заявителя и не взыскивается в связи с ее уплатой при подаче заявления в суд.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Возвратить Муниципальному  автономному  дошкольному  образовательному  учреждению г. Хабаровска «Центр развития ребенка – детский сад № 188» (ИНН 2724022669, ОГРН 1022701283440) из федерального бюджета   государственную пошлину в размере 3000 руб., уплаченную за подачу заявления об обеспечении иска.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                     Серга Д.Г.