Арбитражный суд Хабаровского края
г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Хабаровск дело № А73-20401/2019
25 ноября 2019 года
Резолютивная часть решения оглашена 19.11.2019, в полном объеме решение изготовлено 25.11.2019.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Калашников А.Г., с участием секретаря судебного заседания Вершининой О.И. с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Николаевского-на-Амуре межрайонного природоохранного прокурора о привлечении муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ
В заседании приняли участие:
от Прокуратуры: ФИО1, помощник Амурского бассейнового прокурора по правовой статистике, служебное удостоверение ТО № 240382;
от предприятия: не явились.
В судебном заседании объявлен перерыв с 12.11.2019 по 19.11.2019.
Суд установил: Николаевская-на-Амуре межрайонная природоохранная прокуратура (далее – прокуратура, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении муниципального унитарного предприятия «Управляющая компания» (далее – МУП «Управляющая компания», предприятие) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Представитель прокуратуры на требованиях настаивала.
В своем письменном отзыве МУП «Управляющая компания» не отрицает факт вменяемого правонарушения, просит заменить штраф предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ.
В силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
В отсутствие возражений со стороны лиц, участвующих в деле, по правилам части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд завершил предварительное судебное заседание и рассмотрел дело в судебном заседании в суде первой инстанции.
Николаевской-на-Амуре межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения лицензионных требований при осуществлении деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в ходе которой установлено, что МУП «Управляющая компания» осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную со сбором и транспортировкой твердых бытовых отходов в отсутствие соответствующей лицензии.
В отношении МУП «Управляющая компания» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, о чем 08.10.2019 Николаевским-на-Амуре межрайонным природоохранным прокурором Кулыгиным Г.В. вынесено соответствующее постановление.
Уведомление о времени и месте возбуждения дела вручено директору МУП ФИО2 03.10.2019.
Поскольку дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 14.1. КоАП РФ, совершенных предпринимателями и юридическими лицами, согласно части 3 статьи 23.1. КоАП РФ, рассматриваются арбитражными судами, заявитель с настоящим заявлением обратился в арбитражный суд.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии).
В соответствии с частью 3 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензируемый вид деятельности – вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017, отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) относятся к IV классу опасности (код 73111001724).
Пунктом 4.3 «ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I-IV класса опасности. Основные требования» (далее – ГОСТ Р 53-691-2209) установлено, что любой отход является потенциально (до испытаний) или познается актуально (после испытаний) опасным.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 Ф№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» перечислены основные понятия, к которым, в том числе, относятся: сбор отходов – прием или поступление отходов от физических и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживании, транспортирования, размещения таких отходов.
В ходе проверки установлено, что МУП «Управляющая компания» по договорам управления многоквартирными домами городского поселения «Город Николаевск-на-Амуре» осуществляет предоставление услуг по управлению многоквартирными домами. В соответствии с договорами по управлению многоквартирными домами предприятие оказывает услуги, в том числе, по сбору бытовых отходов.
Проверкой установлено, что бытовые отходы, в отношение которых осуществляет свою деятельность МУП «УК» не паспортизированы.
Кроме того, 16.09.2019 на свалку, расположенную примерно в 3 км северо-восточнее от дома № 214 по ул. Советская г. Николаевска-на-Амуре (к северо-востоку от жилмассива «Половинка), осуществил заезд автомобиль (мусоровоз) марки «ЗиЛ» (модель 433362КО449010, государственный регистрационный номер Н 778 BE 27 регион), который осуществил складирование (размещение) отходов на данной свалке. Данный автомобиль (мусоровоз) эксплуатируется МУП «УК».
В нарушение требований действующего законодательства у МУП «Управляющая компания» отсутствует лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.
Таким образом, предприятием допущено нарушение требований, установленных Законом № 99-ФЗ, а также Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В действиях предприятия имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалами дела подтверждается, что у МУП «Управляющая компания» имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Осуществляя лицензируемый вид деятельности, предприятие должно было предвидеть неблагоприятные последствия, что фактически оставлено им без внимания.
Таким образом, предприятием не были предприняты необходимые и достаточные меры, направленные на соблюдение законодательства, регулирующего деятельность по сбору, транспортированию, размещению отходов I - IV классов опасности, что свидетельствует о вине юридического лица.
Место совершения правонарушения: 682460, <...> (место регистрации юридического лица). Правонарушение является длящимся, выявлено 16.09.2019 (дата выявления факта транспортировки отходов МУП «УК»), и совершено повторно.
Так решением Арбитражного суда Хабаровского края от 17.01.2018 по делу А73-20440/2017 МУП «УК» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 рублей в связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортировке твердых бытовых отходов.
Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности совершенного административного правонарушения предусмотрена статьей 2.9 КоАП РФ, согласно которой судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу указанной нормы оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд исходит из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).
Кроме того, исходя из разъяснений Конституционного суда Российской Федерации (в постановлениях от 17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N 4-П, определениях от 09.04.2003 N 116-О, от 05.11.2003 N 349-О, от 16.07.2009 N 919-О-О, от 29.05.2014 N 1013-О), малозначительность является одним из средств, позволяющим в конкретном деле обеспечить определение меры воздействия, соответствующей принципам справедливости и соразмерности наказания.
Таким образом, категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Необходимо отметить, что состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, является формальным и считается оконченным с момента нарушения требований законодательства. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предпринимателя к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие сведений о наступивших негативных последствиях само по себе не является основанием для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание существенность угрозы охраняемым общественным отношениям, учитывая отсутствие исключительности рассматриваемого случая, суд считает, что совершенное правонарушение не может быть квалифицировано в качестве малозначительного.
Предприятие при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае состоит в неисполнении возложенной на предприятие публично-правовой обязанности без уважительных причин. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается. Устранение выявленных нарушений не влияет на квалификацию административного правонарушения в качестве малозначительного.
Установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 209-ФЗ) сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
При этом в силу части 1 статьи 4 Федерального закона № 209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Предприятие к перечисленным категориям юридических лиц не относится. Кроме того, исследовав данные, содержащиеся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства судом установлено, что МУП «Управляющая компания» не включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
При изложенных обстоятельствах оснований для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у суда не имеется.
С учетом требований статей 4.1, 4.2, 4.3 КоАП РФ, суд считает необходимым применить к МУП «Управляющая компания» меру ответственности в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.2 КоАП РФ для юридических лиц – 40 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
Администратор доходов бюджетной системы РФ - Амурская бассейновая природоохранная прокуратура, получатель - УФК по Хабаровскому краю (Амурская бассейновая природоохранная прокуратура, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 272101001, БИК 040813001, р/с <***> отделение Хабаровск г. Хабаровск, КБК (код дохода) 415 1 16 90010 01 6000 140, ОКТМО 08637000 КПП 272101001, УИН 41527211903000000030.
Не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения в законную силу представить в суд документы, подтверждающие уплату штрафа.
Руководствуясь статьями 167-170, 202-206 АПК РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Муниципальное унитарное предприятие «Управляющая компания», место нахождения: 682462, <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица 08.06.2015 ИФНС по Железнодорожному району г. Хабаровска за ОГРН <***>, ИНН <***>, привлечь к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 40 000 (сорок тысяч) рублей в доход федерального бюджета.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срокасо дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья А.Г. Калашников