ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2047/19 от 21.05.2019 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                дело № А73-2047/2019

21 мая 2019 года

Резолютивная часть судебного акта

Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Е.Н. Серовой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.О. Кустовым,

рассмотрел в заседании суда дело по иску акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>, 107078, <...>)

к обществу с ограниченной ответственностью «ТрансРесторанСервис» (ОГРН: <***>; ИНН: <***>, 105082, <...>)

о взыскании 17 000 руб.,

от истца – ФИО1, представитель по доверенности от 18.06.2018 № 702-Д;

от ответчика – не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания в порядке статьи 123 АПК РФ.

Акционерное общество «Федеральная пассажирская компания»    (далее – АО «ФПК»)  обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «ТрансРесторанСервис» (далее – ООО «ТрансРесторанСервис») с требованием о взыскании штрафной неустойки в размере 17 000 руб.

Определением суда от 08.02.2019 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 12.04.2019 суд перешел к рассмотрению дела по существу.

В предварительном судебном заседании суд, при отсутствии возражений сторон, перешел к рассмотрению дела по существу в суде первой инстанции в порядке статьи 137 АПК РФ.

В судебном заседании истец поддержал иск.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд

У С Т А Н О В И Л:

На основании заключенного сторонами договора от 30.03.2018           № ФПК-18-90  аренды торговых и служебных площадей вагонов – ресторанов истец передал ответчику за плату во временное пользование торговые и служебные площади вагонов – ресторанов (пункт 2.1.).

Согласно пункту 4.3.2. договора ответчик обязуется использовать площади вагонов-ресторанов по их прямому назначению для оказания услуг по обеспечению питания пассажиров с соблюдением законодательных, нормативных правовых актов, государственных и отраслевых стандартов, стандартов истца, технических условий, санитарных правил, локальных актов истца и условий договора.

Согласно пункта 4.3.3, 4.3.10, 4.3.12 договора ответчик обязан обеспечить наличие в вагоне-ресторане и предъявление по первому требованию оригиналов или копий сертификатов, лицензий и иных разрешений, если таковые необходимы в соответствии с законодательством РФ; не допускать перевозку в вагонах-ресторанах коммерческих грузов, продукции и иного имущества, на которые отсутствует разрешительная документация (накладные, акты приема-передачи установленной формы); соблюдать все требования и условия, в том числе в сфере осуществления деятельности по обеспечению питанием пассажиров.

Согласно пункту 6.10 договора в случае несоблюдения ключевых параметров контроля качества (Приложение № 4) ответчик несет ответственность в соответствии с Приложением № 4.

Приложением № 4 к договору сторонами согласован «Перечень ключевых параметров контроля качества и штрафных санкций, предусмотренных за нарушение условий договоров аренды торговых и служебных помещений в вагонах-ресторанах» (далее –– Перечень) .

В частности, согласно пункту 2 Перечня отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане форменной одежды и/или одного или нескольких из элементов форменной одежды – 5 000 руб. в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

Согласно пункту 3 Перечня отсутствие при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане служебного значка (бейджа), изготовленного типографским способом печати, на форменной одежде работника вагона-ресторана (кафе-буфета) с указанием имени, фамилии и должности – 2 000 руб. в отношении каждого сотрудника в одном рейсе.

Отсутствие оригиналов или надлежаще заверенных копий сертификатов, и иных разрешений на кулинарную продукцию, наличие которых предусмотрено законодательством Российской Федерации, – 2 000 рублей за выявленный в одном рейсе случай нарушения вне  зависимости от количества недостающих документов (пункт 6).

Отсутствие лицензии на реализацию алкогольной продукции или официального отказа лицензирующих органов в выдаче лицензии через 60 календарных дней с момента заключения настоящего договора – 50 000 руб. за выявленный в одном рейсе случай нарушения (пункт 7).

Перевозка в вагонах – ресторанах и купе коммерческих грузов (вне зависимости от количества и объема), – 25 000 руб. при выявлении факта нарушения в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 8).

Необеспечение соблюдения требований по безопасной эксплуатации и движению вагонов – ресторанов в составах пассажирских поездов и правил пожарной безопасности – 25 000 руб. при выявлении факта нарушения любого требования или правила в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда (пункт 9).

Отсутствие контрольного, бракеражного, санитарного журналов, журнала целевого инструктажа – 2 000 руб. в каждом рейсе, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества недостающих журналов (пункт 16).

Несоблюдение санитарно – эпидемиологических правил при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане, при осуществлении разносной торговли и доставки на места размещения пассажиров при заказе блюд в вагоне-ресторане – 2 000 руб. за каждый выявленный факт нарушения в рейсе, вне зависимости от количества несоблюденных правил (пункт 21).

Наличие повреждений текстильных изделий (занавески и скатерти) – 2 000 руб. за каждый рейс, в котором выявлен факт нарушения, вне зависимости от количества поврежденных текстильных изделий (пункт 23).

Наименование товара (вне зависимости от количества единиц товара одного наименования), в отношении которого в промежутке от станции отправления до станции назначения поезда выявлено несоблюдение срока годности.

Несоблюдение срока годности реализуемых при предоставлении услуг питания в вагоне-ресторане – 25 000 руб. за каждое наименование товара (п.34).

Ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованиям СТО ФПК 1.21.001 «Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования АО «ФПК». Требования к организации питания» –– 10 000 руб. за каждый рейс, в котором выявлено нарушение, вне зависимости от количества не соблюдённых требований (пункт 39).

Как следует из материалов дела, в апреле 2018 года в результате проверок соблюдения указанных условий использования предоставленных ответчику площади вагона – ресторана пассажирского поезда рейса «Владивосток – Хабаровск» выявлены нарушения указанных условий договора.

Нарушения зафиксированы в актах-предписаниях № 2018-0142 от 05.04.2018.

Все указанные акты составлены в присутствии работников вагонов-ресторанов, участвовавших в проведении проверок.

В связи с выявленными нарушениями АО «ФПК» начислена неустойка по приложению № 4 договора и в адрес ответчика направлена претензия № 6269/ФПКДВОСТ от 05.06.2018, неудовлетворение которой послужило основанием для обращения истца в суд.

Суд считает иск подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В соответствии с   пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В силу статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Актом предписанием № 2018-0142 от 05 апреля 2018 года зафиксировано нарушение договорных обязательств Предприятием в вагоне-ресторане № 41/660017 пассажирского поезда № 6 сообщением «Владивосток-Хабаровск»: цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную)витрину, не указаны в меню, а также, на ценниках или в прейскуранте (напиток «Миринда» 0,6 л нет ценников, не указан в прейскуранте).

В соответствии с пунктом 10.8 СТО ФПК 1.21.001-2016 в вагоне-ресторане цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную стойку, указываются в меню, а также на ценниках или прейскуранте, расположенном на буфетной (барной) стойке.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, в возражениях указал, что цена на напиток «Миринда» была указана в специальном предложении. Однако подтверждение данного довода проверяющим при осуществлении проверки не представлено.

Нарушение подтверждается фотосъемкой.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 33 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, в части, цены на продукцию, выложенную на буфетную (барную) витрину, не указаны в меню, а также на ценниках или прейскуранте в размере 5 000 руб. за каждый факт данного нарушения.

          Актом предписанием № 2018-0142 от 05.04.2018 года зафиксировано нарушение договорных обязательств Предприятием в вагоне-ресторане        № 41/660017 пассажирского поезда № 6 сообщением «Владивосток-Хабаровск»: отсутствует надлежаще оформленное меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта для кафе-буфета и организации разносной торговли (лист специальное предложение «не ламинирован», «постное меню» размещено в копии меню).

Согласно пункту 10.11.4 СТО ФПК 1.21.001-2016 специальные предложения и наборы блюд могут быть оформлены отдельным листом к меню.

Бланки меню (прейскурант, винная карта) изготавливаются типографским способом в количестве не менее 6 экземпляров на вагон-ресторан и не менее 2 экземпляров на кафе-буфет. Внутренняя часть меню должна быть изготовлена из мелованной бумаги или с использованием ламинирования - п. 10.11.6 СТО ФПК 1.21.001-2016.

Таким образом, специальное предложение является частью самого меню и все требования, предъявляемые к меню, предъявляются и к специальным предложениям.

В рассматриваемом случае специальное предложение выполнено в виде отдельного листа формата А-4, изготовлено не типографским способом, не на мелованной бумаге и без использования ламинирования.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, в возражении указала, что ламинирование не обязательно, при наличии изготовления специального предложения на мелованной бумаге.

Нарушение подтверждается фотосъемкой.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 36 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, отсутствие надлежаще оформленного меню вагона-ресторана, меню и (или) прейскуранта кафе-буфета, разносной торговли 2 000 руб. за каждый факт данного нарушения.

Актом   предписанием   №   2018-0142   от   05.04.2018 зафиксировано нарушение договорных обязательств Предприятием в вагоне-ресторане       № 41/660017 пассажирского поезда № 6 сообщением «Владивосток-Хабаровск», а именно: ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствует требованию СТО ФПК (в наличии для реализации пассажирам одно наименование питьевой газированной воды).

В соответствии с СТО ФПК 1.21.001-2016 пунктом 6.2 раздела 11 безалкогольные напитки: негазированная вода - не менее 2 наименований, газированная вода - не менее 2 наименований, соки и нектары - не менее 2 наименований, сладкие газированные напитки - не менее 2 наименований, раздел 12 - пиво не менее 4 наименований в жестяной и (или) стеклянной таре.

Директор вагона-ресторана с актом ознакомлен, представила возражение, в котором подтвердил выявленное нарушение.

Нарушение подтверждается фотосъемкой.

Перечнем ключевых параметров контроля качества (пункт 39 приложения № 4 к Договору) установлена штрафная неустойка за нарушение, в части, ассортимент предлагаемой продукции в вагоне-ресторане (кафе-буфете) не соответствуют требованиям СТО ФПК 1.21.001 «обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования формирования ОАО «ФПК». Требования к организации питания» 10 000 руб. за каждый факт данного нарушения.

Начисление неустойки в соответствии с договорными условиями по приведенным выше основаниям суд считает обоснованным.

СТО ФПК 1.21.001-2016 закрепляет ассортимент продукции, который в обязательном порядке должен присутствовать в вагоне-ресторане (кафе-буфете) для реализации пассажирам. Ответчик в пути следования пассажирского поезда обязан поддерживать ассортимент продукции     вагона – ресторана и не допускать несоответствия предлагаемой продукции определенному в СТО ФПК 1.21.001-2016 ассортиментному перечню.

Ответчик утверждает, что вся продукция находилась в полном ассортименте на момент отправления поезда с пункта формирования, но была распродана пассажирам.

Однако, специально для вагонов-ресторанов разработана Инструкция по организации работы вагонов-ресторанов (вагонов-кафе) пассажирских поездов российских железных дорог, утв. МПС России 22.10.2001 № ЦЛ-861 (далее - Инструкция № ЦЛ-861). Ее действие распространяется на организации, обслуживающие питанием пассажиров в вагонах-ресторанах пассажирских поездов российских железных дорог. Инструкция № ЦЛ-861 устанавливает порядок обеспечения пассажиров питанием в пассажирских поездах и оказания пассажирам дополнительных торговых услуг, предоставления сервисного обслуживания в вагонах повышенной комфортности, организации работы по учету реализуемой продукции (покупных товаров, продуктов), столовой и кухонной посуды, инвентаря.

Согласно пунктам 3, 12 Инструкции № ЦЛ-861 снабжение продовольственными товарами вагонов-ресторанов производится в пунктах оборота железнодорожных составов и по пути следования пассажирских поездов. Подготовка товаров к отпуску в вагоны-рестораны осуществляется в количестве и ассортименте, указанных в телеграфных заявках директоров вагонов-ресторанов, которые передаются по телеграфу не менее чем за 12 часов до прибытия пассажирского поезда на железнодорожную станцию (по месту расположения поставщика).

Ассортимент блюд, напитков и продукции, указанный в меню вагона -ресторана (вагона - кафе), следует обеспечивать в течение всего времени работы вагона - ресторана (вагона - кафе) - 7.4. Инструкции № ЦЛ-861.

Инструкции № ЦЛ-861 закрепляет документы для оформления документации в вагонах-ресторанах (кафе-буфетах) и отсылает к Постановлению Госкомстата России от 25 декабря 1998 года № 132.

Унифицированные формы первичной учетной документации в вагонах-ресторанах приведены в Альбоме унифицированных форм первичной учетной документации по учету операций в общественном питании, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 определяют, что при оказании услуг общественного питания, предоставляемых в вагонах-ресторанах пассажирских поездов, оформляются следующие документы:

1)       требование в кладовую на продукты (форма № ОП-3) -оформляется при отправлении пассажирского поезда с учетом сроков хранения продуктов;

2)       калькуляционные карточки (форма № ОП-1), определяющие цены, по которым реализуются изделия производства (кухни) вагона-ресторана;

3)       дневные заборные листы (форма № ОП-6) - оформляются при отпуске кулинарных изделий и блюд официантам для реализации пассажирам в пассажирских вагонах. Бланки дневных заборных листов нумеруются, регистрируются в специальном журнале и выдаются бухгалтерией организации директору вагона-ресторана на рейс или тур. По окончании рабочего дня определяется количество и сумма стоимости отпущенных покупных товаров по дневному заборному листу. Дневные заборные листы сдаются в бухгалтерию организации вместе с товарным отчетом;

4)       товарный отчет (форма № ОП-14), который составляется по итогам работы за рейс или тур в двух экземплярах, к одному из которых прилагается один экземпляр плана-меню;

5)       книга кассира-операциониста, в которой ведется учет выручки за проданные товары. Ежедневно заносятся данные по выручке в графу «Выручка буфета» книги кассира-операциониста, которые в свою очередь сопоставляются с показаниями соответствующих счетчиков ККТ;

6)       журнал учета столовой посуды и приборов, выдаваемых под отчет работникам вагона-ресторана (форма № ОП-19), - составляется в целях организации контроля за сохранностью и движением столовой посуды и приборов вагона-ресторана. Записи в этом журнале оформляются на основании товарных накладных на получение указанного имущества (форма № ОП-4), его сдачу, актов о бое, ломе или утрате посуды и приборов (форма № ОП-8);

7)       акты на отпуск питания по безналичному расчету (форма ОП-22) – составляются ежедневно на фактически отпущенные по безналичному расчету продукцию кухни и покупные товары.

Ни одного из вышеуказанных документов в подтверждении доводов, указанных в отзыве Ответчиком не представлено, в связи с чем возражения ответчика не принимаются судом.

Согласно статье 110 АПК РФ расходы истца по оплаченной государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ТрансРесторанСервис» в пользу акционерного общества «Федеральная пассажирская компания» неустойку в размере 17 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 000 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                 Е.Н. Серова