ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А73-2121/15 от 28.04.2015 АС Хабаровского края

Арбитражный суд Хабаровского края

г. Хабаровск, ул. Ленина 37, 680030, www.khabarovsk.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Хабаровск                                                                      дело № А73-2121/2015

28 апреля 2015 года

Арбитражный суд в составе: судьи Руденко Р.А. рассмотрел в порядке упрощенного производства дело по заявлению Открытого акционерного общества «Авиакомпания «Аврора»

о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 02.02.2015г. № 170 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.

По определению суда от 27.02.2015г. от административного органа в установленный судом срок поступили материалы административного производства, а также отзыв на заявление, согласно которому административный орган с заявленным требованием не согласен, полагает, что факт административного правонарушения и вина Общества подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.

Представитель ОАО «Авиакомпания «Аврора», извещенный о рассмотрении дела по правилам упрощенного производства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в установленные сроки возражения на отзыв не представил.

Правила о надлежащем извещении сторон, установленные статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ соблюдены.

На основании части 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Рассмотрев доводы представителя заявителя, административного органа,  исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Открытое акционерное общество «Авиакомпания «Аврора» (далее - ОАО «Авиакомпания «Аврора», Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица, о чем ему присвоен ОГРН-<***>, ИНН-<***>.

Как следует материалов дела об административном правонарушении, 03.12.2014г. Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав пассажиров на воздушном транспорте, в ходе которой, в деятельности ОАО «Авиакомпания «Аврора» выявлены нарушения соответствующего законодательства.

В силу ст. 102 Воздушного кодекса РФ при выполнении воздушных перевозок перевозчики обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 7 Приказа Минтранса России от 28.06.2007г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - Федеральные авиационные правил перевозок № 82 от 28.06.2007г.) - перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

ОАО «Авиакомпания «Аврора» в соответствии с Сертификатом эксплуатанта № 486, выданным Федеральным агентством воздушного транспорта Росавиации 01.10.2013г. предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки и на основании лицензии № ПП 0215 от 14.10.2013г., выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, ОАО «Авиакомпания «Аврора» имеет право осуществлять деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд ОАО «Авиакомпания «Аврора»).

Проверкой установлено, что по причине неблагоприятной метеорологической обстановки в аэропорту Хабаровск (Новый) ОАО «Авиакомпания «Аврора» допущены задержки выполнения рейсов № 5600 сообщением «Хабаровск-Южно-Сахалинск» (задержка составила более 17 часов) и № 5624 сообщением «Хабаровск-Южно-Сахалинск» (задержка составила 11 час. 30 мин.).

Вместе с тем, в нарушение, ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 99 Федеральных авиационных правил перевозок № 82 от 28.06.2007г., несмотря на образовавшиеся задержки, представителями авиакомпании приняты меры по предоставлению горячего питания пассажирам лишь к 02 час. 00 мин. 03.12.2014г., а именно по истечению 12 часов после задержки рейса № 5600, по истечению 7 часов после задержки рейса № 5624.

Кроме того, несмотря на фактическое выполнение данных рейсов в 07 час. 55 мин. 03.12.2014г., а именно с задержками более чем 6 часов в ночное время, из 180 пассажиров, меры к расселению приняты только в отношении 178 пассажиров.

68 человек вынуждены были оставаться в здании аэровокзала аэропорта Хабаровск (Новый) до убытия рейса.

Помимо изложенного, среди пассажиров, оставшихся без расселения в здании аэровокзала аэропорта Хабаровск (Новый) находилась мать с малолетним ребенком, возрастом до 2 лет, вместе с тем, представителями авиакомпании меры по предоставлению данными пассажирам услуги комнаты матери и ребенка принято по истечению 12 часов с момента задержки рейса и только лишь после указания на данное нарушение Хабаровской транспортной прокуратурой.

05.12.2014г. по выявленным нарушениям Хабаровским транспортным прокурором  Демидовым М.А., в отношении ОАО «Авиакомпания «Аврора», в отсутствии представителя Общества, возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, о чем вынесено соответствующее постановление.

ОАО «Авиакомпания «Аврора» было извещено о месте и времени вынесения постановления, уведомлением от 04.12.2014г., которое получено 04.12.2014г.

Копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ получено ОАО «Авиакомпания «Аврора» 26.01.2015г. (вх. № 01-01-03/043).

Дело об административном правонарушении передано для рассмотрения в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю для принятия решения.

02.02.2015г. по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении руководителемУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю ФИО1, в присутствии представителя Общества ФИО2, в отношении ОАО «Авиакомпания «Аврора» вынесено постановление № 170, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа 20 000 руб.

О месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении ОАО «Авиакомпания «Аврора» было извещено определением от 27.01.2015г., которое получено 28.01.2015г. (вх. № 01-01-03/087).

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, Общество  обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании его незаконным.

Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 1 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее Закон РФ от 07.02.1992г. № 2300-1) отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 - Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Как следует материалов дела об административном правонарушении, 03.12.2014г. Хабаровской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о защите прав пассажиров на воздушном транспорте, в ходе которой, в деятельности ОАО «Авиакомпания «Аврора» выявлены нарушения соответствующего законодательства.

В силу ст. 102 Воздушного кодекса РФ при выполнении воздушных перевозок перевозчики обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

Согласно п. 7 Приказа Минтранса России от 28.06.2007г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - Федеральные авиационные правил перевозок № 82 от 28.06.2007г.) - перевозка пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами осуществляется в сроки и порядке, предусмотренные договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.

ОАО «Авиакомпания «Аврора» в соответствии с Сертификатом эксплуатанта № 486, выданным Федеральным агентством воздушного транспорта Росавиации 01.10.2013г. предоставлено право осуществлять коммерческие воздушные перевозки и на основании лицензии № ПП 0215 от 14.10.2013г., выданной Федеральным агентством воздушного транспорта, ОАО «Авиакомпания «Аврора» имеет право осуществлять деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд ОАО «Авиакомпания «Аврора»).

Проверкой установлено, что по причине неблагоприятной метеорологической обстановки в аэропорту Хабаровск (Новый) ОАО «Авиакомпания «Аврора» допущены задержки выполнения рейсов № 5600 сообщением «Хабаровск-Южно-Сахалинск» (задержка составила более 17 часов) и № 5624 сообщением «Хабаровск-Южно-Сахалинск» (задержка составила 11 час. 30 мин.).

Вместе с тем, в нарушение, ч. 1 ст. 102 Воздушного кодекса, ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», п. 99 Федеральных авиационных правил перевозок № 82 от 28.06.2007г., несмотря на образовавшиеся задержки, представителями авиакомпании приняты меры по предоставлению горячего питания пассажирам лишь к 02 час. 00 мин. 03.12.2014г., а именно по истечению 12 часов после задержки рейса № 5600, по истечению 7 часов после задержки рейса № 5624.

Кроме того, несмотря на фактическое выполнение данных рейсов в 07 час. 55 мин. 03.12.2014г., а именно с задержками более чем 6 часов в ночное время, из 180 пассажиров, меры к расселению приняты только в отношении 178 пассажиров.

68 человек вынуждены были оставаться в здании аэровокзала аэропорта Хабаровск (Новый) до убытия рейса.

Помимо изложенного, среди пассажиров, оставшихся без расселения в здании аэровокзала аэропорта Хабаровск (Новый) находилась мать с малолетним ребенком, возрастом до 2 лет, вместе с тем, представителями авиакомпании меры по предоставлению данными пассажирам услуги комнаты матери и ребенка принято по истечению 12 часов с момента задержки рейса и только лишь после указания на данное нарушение Хабаровской транспортной прокуратурой.

Пунктом 1 статьи 102 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 106 Воздушного кодекса РФ перевозчик обязан организовать обслуживание пассажиров воздушных судов, обеспечивать их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.

Порядок предоставления пассажирам воздушных судов услуг и льгот устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункт 3 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Перечень услуг, предоставляемых пассажирам в случае перерыва или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете, установленный подпунктом 4 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса РФ (бесплатное пользование услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице, при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете), также нельзя признать исчерпывающим.

Кроме того пунктом 99 Федеральных авиационных правил перевозок № 82 от 28.06.2007г. установлено, что при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;

два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов - в дневное время и каждые восемь часов - в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов - в дневное время и более шести часов - в ночное время:

доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

организация хранения багажа.

Услуги, указанные в настоящем пункте, предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.

Для целей настоящего пункта время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

Материалами дела подтверждается и обществом не оспаривается факт задержки рейсов № 5600, № 5624.

Однако, в нарушение п. 99 Федеральных авиационных правил перевозок № 82 от 28.06.2007г. пассажиры рейсов не были своевременно обеспечены, горячим питанием и не размещены в гостинице при ожидании вылета рейсов.

Код-шеринг представляет собой форму сотрудничества между двумя авиакомпаниями (одно направление совместно обслуживается двумя (или более) перевозчиками), в результате которого конкретный рейс, выполняемый одной из авиакомпаний, обозначается кодами обеих компаний. Код-шеринговое соглашение предусматривает передачу части функций по осуществляемому виду деятельности.

Особенностью код-шеринга является то, что авиакомпания, продающая билеты на рейс, имеет право разместить на них свой код ИАТА и принять на себя повышенные обязательства перед пассажирами, вплоть до солидарной (с другим перевозчиком) ответственности перед ними. Разделение функций, обязательств, ответственности непосредственно влияет на долю доходов от перевозок той или иной стороны соглашения.

При этом пассажиры информируются, что именно общество является фактическим перевозчиком (пассажиры информируются и при приобретении билетов в сети Интернет, и в кассах продаж).

В связи с этим, пассажир, будучи информированным о фактическом перевозчике, выражает свое согласие с такими условиями исполнения перед ним обязательств по перевозке и выражает перевозчику по договору намерение воспользоваться своим правом к фактическому перевозчику с момента приобретения билета; пассажир становится лицом, которому фактическому перевозчику надлежит исполнить обязательства перевозчика по договору.

С учетом изложенного, фактический перевозчик, не являясь стороной договора перевозки, заключаемого с пассажиром, уполномочен перевозчиком по договору, осуществить всю перевозку, либо ее часть.

Таким образом, ОАО «Авиакомпания «Аврора» обладая правом осуществлять деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд) нарушило требования действующего законодательства.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении, в силу части 4 статьи 28.1 КоАП РФ, считается возбужденным, в том числе с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

При этом основным процессуальным документом, фиксирующим противоправное деяние конкретного лица, является протокол об административном правонарушении, который составляется в отношении упомянутого лица и является необходимым правовым основанием для его привлечения к административной ответственности. Протокол несет обвинительную функцию.

В соответствии с частью 1 статьи 26.2.  КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 2 вышеуказанной статьи Кодекса, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В данном случае вина Общества заключается в несоблюдении установленных государством Федеральных авиационных правил перевозок пассажиров № 82 от 28.06.2007г., и непринятии всех зависящих от него мер по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ - Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.4.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Исследовав и оценив представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статей 65, 71, 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «Авиакомпания «Аврора» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, а также вины в совершении административного правонарушения.

Также заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии каких-либо исключительных обстоятельств, препятствующих выполнению им обязанности по соблюдению Федеральных авиационных правил перевозок пассажиров № 82 от 28.06.2007г.

Фактические обстоятельства дела не свидетельствуют об исключительности ситуации, позволяющей признать правонарушение малозначительным и применить статью 2.9. КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Основанием для освобождения от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.

Доказательств наличия указанных обстоятельств Обществом не представлено.

Обстоятельства выявленных нарушений, указанные ранее, по мнению суда не свидетельствуют о малозначительности выявленных нарушений.

Таким образом, административный орган обоснованно усмотрел в действиях (бездействиях) Общества наличие состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.

Нарушений порядка привлечения к административной ответственности по результатам рассмотрения материалов административного производства судом не установлено.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмены обжалуемого постановления.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 207-211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьей 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Открытого акционерного общества «Авиакомпания «Аврора» о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю от 02.02.2015г. № 170 о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб. – отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы  решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в десятидневный срок в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение - Арбитражный суд Хабаровского края.

Судья                                                                                               Р.А. Руденко